В О Р О Н Е Ж С К И Й О Б Л А С Т Н О Й С У Д
Дело № 33-5567
Строка № 081 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
город Воронеж 22 октября 2020 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Воронежского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Л.В.,
судей Кожевниковой А.Б., Храпина Ю.В.,
при секретаре Еремишине А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Кузнецовой Л.В.
гражданское дело (№ 2-642/2020) по исковому заявлению Авдеевой Марии Алексеевны, Авдеевой Ирины Николаевны, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Авдеева Максима Алексеевича, Авдеева Артема Алексеевича, к Департаменту социальной защиты Воронежской области об обязании принять решение о предоставлении благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как многодетной семье, к Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязании заключить договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения департамента,
по апелляционной жалобе Авдеевой М.А., Авдеевой И.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Авдеева М.А., Авдеева А.А.
на решение Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 мая 2020 г.
(судья райсуда Хрячков И.В.),
УСТАНОВИЛА:
Авдеева М.А., Авдеева И.Н., действующаяв своих интересах и в интересах несовершеннолетних детей Авдеева М.А., Авдеева А.А.,обратились в суд с вышеназванным иском к ответчикам, указывая, что в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2007 г. №93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», приказом Департамента труда и социальногоразвития Воронежской области № 642/ОД от 30 марта 2011 г. Авдеева И.Н. вместе с членами семьи принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: многодетная семья, составом семьи 5 человек, с 24 февраля 2011г.ДД.ММ.ГГГГ умер её супруг - Авдеев А.Г. В состав её семьи входят: дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированные по адресу: <адрес>.Согласно заключению врачебной комиссии в результате обследования у её дочери Авдеевой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, выявлено заболевание, требующее обязательного диспансерного наблюдения, она является инвалидом с детства по диагнозу: F-70.18, данное заболевание входящего в перечень заболеваний, дающих право на получение жилого помещения вне очереди.Однако, жилое помещение её семье до настоящего времени не предоставлено.В связи с чем, просят обязать Департамент социальной защиты принять решение о внеочередном предоставлении многодетной семье истца - Авдеевой И.Н., составом семьи 4 человека: дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения по нормам предоставления жилого помещения по договору социального найма, как многодетной семье; обязать Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области заключить с истцомАвдеевой И.Н., составом семьи 4 человека: дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, договор социального найма на жилое помещение, предоставленное на основании решения Департамента социальной защиты Воронежской области (л.д. 5-8).
Решением Ленинского районного суда г. Воронежа от 21 мая 2020г.в удовлетворении исковых требований истцам отказано (л.д.128-130).
В апелляционной жалобе Авдеевой М.А., Авдеевой И.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Авдеева М.А., Авдеева А.А.,ставится вопрос об отмене решения судакак незаконного и необоснованного, ввиду нарушения норм материального и процессуального права, неверной оценки представленных доказательств, принятии по делу нового решении об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме (л.д. 134-138).
В суде апелляционной инстанции Авдеева И.Н. и ее представитель по заявлению ИбрагимлиБ.Я.о. поддержали апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, просят решение суда отменить.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили, Авдеева М.А. просит рассмотреть дело в ее отсутствие. В связи с чем, судебная коллегия на основании части 3 статьи 167 и статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Суд апелляционной инстанции, проверив в соответствии со статьями 327 и 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 642/ОД от 30 марта 2011г. в соответствии с Законом Воронежской области от 09 октября 2007г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма», приказом Главного управления социального развития Воронежской области от 15 января 2008г. № 16/ОД «Обутверждении Положения о порядке предоставления жилых помещений из государственного жилищного фонда Воронежской области отдельным категориям граждан на основании договора социального найма», истец Авдеева И.Н. принята на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: многодетная семья, составом семьи 5 человек (она, муж, Авдеев А.Г. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения), с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 9).
ДД.ММ.ГГГГг. муж Авдеевой И.Н. – Авдеев А.Г. умер (л.д. 12).
Приказом Департамента труда и социального развития Воронежской области № 1256/ДО от 21 марта 2013г. в связи со смертью Авдеева А.Г. в приказ № 642/ОД от 30 марта 2011г. внесены изменения, в связи с чем, состав семьи Авдеевой И.Н., зарегистрированной по адресу: <адрес>, считать 4 человека (она, дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сын Авдеев А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения) (л.д. 13).По состоянию на 01 января 2020г. номер очереди – 398.
Отказывая в удовлетворении заявленный требований к ответчикам, суд первой инстанции исходил из того, что реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления, в связи с чем, пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований к Департаменту социальной защиты Воронежской области и Департаменту имущественных и земельных отношений Воронежской области об обязаниипредоставить вне очереди жилое помещение и возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда первой инстанции, исходя из следующего.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу статьи 1 пункта 4 Закона Воронежской области от 09 октября 2007 г. № 93-ОЗ «О предоставлении жилых помещений жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма» семьи, имеющие трех и более детей в возрасте до 18 лет, а в случаях обучения их по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования - до достижения ими возраста 23 лет обеспечиваются жилыми помещениями жилищного фонда Воронежской области по договорам социального найма, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из даты постановки таких граждан на учет.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне (ч.2 ст. 57 ЖК РФ).
Поскольку Авдеева И.Н. состоит на учете в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения государственного жилищного фонда Воронежской области на основании договора социального найма по категории: многодетная семья, оснований для удовлетворения требований о внеочередном предоставлении жилого помещения как многодетной семье у суда не имелось.
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации отнесены граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилыхпомещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006г. № 378 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, который действовал до 01 января 2018 г. и утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 21 июля 2017 г. № 859.
Приказом Министерства здравоохранения РФ № 987н от 29 ноября 2012г. утвержден новый перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как следует из материалов дела, в состав семьи истицы Авдеевой И.Н. входит дочь Авдеева М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, которая является инвалидомдетствапо диагнозу: F-70.18, страдает заболеванием, требующим обязательного диспансерного наблюдения. Данное заболевание входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006г. № 378 (л.д. 20, 21, 47). Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 1 ст. 17 которого предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона (п.2 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995г. № 181-ФЗ).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ).
Реализация прав инвалидов из числа лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в соответствующем перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным пунктом 3 частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.
Установив, что истцы состоят на учете в департаменте социальной защиты Воронежской области с 2011 г. (после 01 января 2005г.), суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии оснований для возложения на Департамент социальной защиты Воронежской области и Департамент имущественных и земельных отношений Воронежской области обязанности по предоставлению жилого помещения во внеочередном порядке, поскольку реализация полномочий по обеспечению жилыми помещениями граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к компетенции органов местного самоуправления.
Выводы суда первой инстанциисоответствуют установленным по делу обстоятельствам, подтверждающимся имеющимися в материалах дела доказательствами и нормам материального права, которыми правильно руководствовался суд.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не содержат каких-либо подтвержденных данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности судебного решения, сводятся к субъективному толкованию норм права и не могут повлечь отменыпостановленного решения.
Учитывая изложенное, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинского районного суда г Воронежа от 21 мая 2020 г.оставить без изменения, апелляционную жалобу Авдеевой М.А., Авдеевой И.Н., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних детей Авдеева М.А., Авдеева А.А., - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи коллегии: