Решение по делу № 33-1542/2021 от 09.04.2021

    ВЕРХОВНЫЙ СУД

    РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    УИД 04RS0021-01-2020-006057-82

    судья Танганов Б.И.

    дело поступило 09.04.2021 г.                                                                                № 33-1542/2021

    А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е    О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    16 июня 2021 г.                                                 г.Улан-Удэ

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Ивановой В.А., судей коллегии Хаыковой И.К., Богдановой И.Ю. при секретаре Васильевой А.В. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о возложении обязанности обеспечить жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

    по апелляционным жалобам Правительства Республики Бурятия, Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия,                 ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» на решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 5 февраля 2021 г., которым постановлено:

    исковые требования заместителя прокурора Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

    Обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия устранить нарушения прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам социального найма специализированных жилых помещений по состоянию на 03.12.2020 г., путем обеспечения их жильем в течение трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

    Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по реализации вышеуказанных мероприятий обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

    Заслушав доклад судьи Хаыковой И.К., выслушав объяснения     прокуроров Осиповой А.М. и Изюрьевой Т.С., представителя Правительства Республики Бурятия Романовой О.С., представителей Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия Республики Бурятия Меркуловой С.А. и Гармаевой О.Б., действующей    также в интересах            ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», представителя ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия»        Алексеева Г.О., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционных жалоб, возражений на жалобы, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

как следует из искового заявления (с учетом уточнения), заместитель прокурора Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц и просил обязать Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Минсоцзащиты) устранить нарушения прав лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на момент вступления решения суда в законную силу, путем обеспечения их жильем в срок до 01.01.2023 г., обязать Правительство Республики Бурятия в срок до 01.01.2022 г. обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете и имеющих право на получение благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на момент вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой Республики Бурятия проанализировано исполнение законодательства об обеспечении жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,                    в результате чего установлено, что по состоянию на ... г. в республике проживают <...> лиц указанной категории, достигших совершеннолетия, которые не обеспечены благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

На протяжении длительного времени отсутствует достаточное финансирование на обеспечение предусмотренных законом обязательств.        В 2017-2019 гг. на указанные цели выделялось 205,5 млн. руб., 205 млн. руб. и 215 млн. руб. соответственно, в том числе из федерального бюджета -         141,5 млн. руб., 141 млн. руб. и 151 млн. руб., из республиканского бюджета - по 64 млн. руб. ежегодно. В 2020 г. при увеличении суммы межбюджетного трансферта до 236,2 млн. руб. финансирование из республиканского бюджета снизилось до 15,1 млн. руб. В настоящее время в республике специализированный жилищный фонд для лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, включает около 1 500 жилых помещений, которые в полном объеме предоставлены для проживания лицам указанной категории.

Определениями суда от 24 декабря 2020 г. и 22 января 2021 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство финансов Республики Бурятия (далее – Минфин), ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья» (далее – центр «Семья»).

В заседании суда первой инстанции прокурор Осипова А.М. доводы и требования, изложенные в исковом заявлении с учетом их уточнения, поддержала и суду пояснила, что несмотря на принимаемые ответчиками меры, значительное число лиц из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на получение такой меры социальной поддержки как обеспечение жилым помещением, фактически не могут его реализовать. Ежегодно приобретается около 100-200 квартир, что не удовлетворяет потребность в жилых помещениях специализированного жилищного фонда для обеспечения нуждающихся лиц указанной категории. Принятие необходимых мер по обеспечению финансирования соответствующих мероприятий зависит от Правительства Республики Бурятия.

Представитель Правительства Республики Бурятия Иванова М.Т-Ж. с исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве, и суду пояснила, что предоставление жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют органы местного самоуправления согласно переданным им полномочиям в соответствии с Законом Республики Бурятия от 14.11.2019 г.      № 678-У1 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и Порядком предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам, утвержденным постановлением Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102. Заявленные прокурором исковые требования дублируют положения закона. Республиканским бюджетом ежегодно обеспечивается финансирование мероприятий по предоставлению жилья лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, состоящим на учете. При этом Правительство Республики Бурятия не является главным распорядителем бюджетных средств и не обладает статусом юридического лица. Учитывая объем рынка недвижимости, отсутствие указания в исковом заявлении конкретной суммы финансирования, выполнение требований об одномоментном обеспечении всех состоящих на учете данной категории лиц не представляется возможным.

Представитель Минсоцзащиты Дырхеев Д.Д-Н. возражал против иска и суду пояснил, что Правительство Республики Бурятия, являясь коллегиальным органом, возглавляющим единую систему органов исполнительной власти в Республике Бурятия, не является надлежащим ответчиком по заявленным требованиям. Отдельные органы государственной власти, которые входят в состав Правительства Республики Бурятия, должны выполнять те полномочия и функции, которые на них возложены. Минсоцзащиты ведет список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. В случае удовлетворения заявленных требований решение суда будет иметь последствия только для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые включены в единый список на момент принятия решения суда. Кроме того, принятое по заявленным требованиям решение суда будет неисполнимым.

В судебном заседании представители третьих лиц Министерства строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия Харакшинова И.В., ГКУ РБ "Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия" - Алексеева Н.К., Минфина - Гомбоева Т.Ц. поддержали позицию представителей Правительства Республики Бурятия и Минсоцзащиты и суду пояснили, что по состоянию на настоящее время необходимо обеспечить жилыми помещениями более        <...> лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При удовлетворении иска решение суда не будет отвечать критерию исполнимости, поскольку увеличение финансирования не повлечет за собой в полной мере обеспечение жильем лиц данной категории. Просили в удовлетворении заявленных требований отказать.

Представитель третьего лица центра «Семья» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Районным судом постановлено вышеуказанное решение об удовлетворении исковых требований, с которым не согласились Правительство Республики Бурятия, Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, ГБУ РБ «Республиканский ресурсный центр «Семья», поставив в апелляционных жалобах вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Правительство Республики Бурятия в апелляционной жалобе ссылается на то обстоятельство, что заявитель является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия, осуществляет общее руководство деятельностью министерств и иных органов исполнительной власти и не исполняет функции, отнесенные к компетенции данных исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия. В нарушение требований гражданского процессуального законодательства решение суда принято с выходом за пределы заявленных исковых требований, поскольку суд первой инстанции не усмотрел оснований для возложения на ответчика указанной в заявленном в отношении Правительства Республики Бурятия исковом требовании обязанности обеспечить финансирование мероприятий по обеспечению жильем лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако решением суда на заявителя возложена обязанность принять меры по реализации мероприятий по обеспечению жильем указанной категории граждан. В настоящее время в Республике Бурятия имеется дефицит жилых помещений, соответствующих установленным законом техническим требованиям для их предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Учитывая объем рынка недвижимости, и при условии соответствующего финансирования исполнение требований об обеспечении всех находящихся в очереди лиц не представляется возможным.

Минсоцзащиты и центр «Семья» в апелляционной жалобе указывают, что суд, обязывая исполнить решение суда в течение трех лет с момента вступления его в законную силу, не приводит нормативно-правовой акт, который устанавливает подобный срок. В списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Республике Бурятия, значатся в том числе и те лица, в отношении которых уже имеются вступившие в законную силу решения суда об обязании Минсоцзащиты предоставить им жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения, что является основанием для прекращения производства по делу. Полномочиями по приобретению (строительству) жилых помещений с целью их предоставления лицам указанной категории Минсоцзащиты не обладает, в связи с чем решение суда противоречит принципу исполнимости судебных актов.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор Осипова А.М. просит оставить решение суда без изменения, полагая, что оно вынесено законно и обоснованно.

В суде апелляционной инстанции представители Минсоцзащиты Меркулова С.А. и Гармаева О.Б., действующая также в интересах центра «Семья», доводы апелляционной жалобы поддержали и суду пояснили, что список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формируется ежегодно по состоянию на 15 февраля и 15 сентября, соответственно, в случае вступления решения суда первой инстанции в законную силу оно будет распространяться на лиц, состоящих на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по состоянию на 15.09.2020 г., и исполнение решения суда будет производиться только в отношении тех лиц, которые состояли в едином списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, по состоянию на 15.09.2020 г. Лица указанной категории, состоявшие на учете в других регионах и переехавшие на постоянное место жительства в Республику Бурятия, включаются в единый список по дате принятия соответствующим органом местного самоуправления решения о постановке их на учет. Таким образом, решение суда принято относительно только тех детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, которые состояли на соответствующем учете и были включены в единый список по региону по состоянию на 15.09.2020 г.

Представитель Правительства Республики Бурятия Романова О.С. также просила отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и суду пояснила, что решение суда не соответствует требованию исполнимости судебных актов, поскольку судом не указано, какие действия должно осуществить Правительство Республики Бурятия для исполнения возложенной на заявителя обязанности принять меры по реализации мероприятий по обеспечению жильем указанной категории лиц.

Прокуроры Осипова А.М. и Изюрьева Т.С. возражали против доводов апелляционных жалоб и просили решение суда оставить без изменения.

Представитель третьего лица ГКУ РБ «Управление капитального строительства Правительства Республики Бурятия» Алексеев Г.О. поддержал доводы апелляционных жалоб и суду пояснил, что на сегодняшний день в республике имеется проблема с формированием специализированного жилищного фонда для предоставления квартир лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В настоящий момент все имеющиеся жилые помещения предоставлены по назначению гражданам данной категории и свободные жилые помещения отсутствуют. Застройщики жилых домов не имеют интереса и не желают участвовать в процедуре исполнения государственных обязательств путем предоставления жилых помещений в новостройках, а жилые помещения вторичного рынка, как правило, не отвечают предъявляемым требованиям и нуждаются в ремонте. Соответствующая работа проводится, но в случае вступления решения суда в законную силу его исполнение в связи с необходимостью предоставления жилья одновременно нескольким тысячам граждан объективно не представляется возможным.

В судебное заседание не явились: представитель Минфина, направив заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представитель Минстроя - о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

На основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального      кодекса РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Суд апелляционной инстанции на основании абзаца второго части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ вправе в интересах законности проверить обжалуемое судебное постановление в полном объеме, выйдя за пределы требований, изложенных в апелляционных жалобе, представлении, и не связывая себя доводами жалобы, представления.

Под интересами законности с учетом положений статьи 2 Гражданского процессуального кодекса РФ, которые дают суду, рассматривающему дело, основания для выхода за пределы доводов апелляционной жалобы, следует понимать, в частности, необходимость обеспечения по рассматриваемому делу правильного применения норм материального и процессуального права.

С учетом изложенного и в интересах законности судебная коллегия считает возможным и необходимым при рассмотрении апелляционных жалоб Правительства Республики Бурятия, Минсоцзащиты и центра «Семья» выйти за пределы их доводов и обратить внимание на допущенные по делу существенные нарушения норм процессуального права, не указанные в жалобах.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд.

Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

С учетом изложенных требований участия в деле лиц, наделенных полномочиями от имени государства надзирать за соблюдением законности, суду первой инстанции при разрешении настоящего спора следовало установить полномочия прокурора на обращение с иском в защиту лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Обращаясь в суд с исковым заявлением, заместитель прокурора Республики Бурятия сослался на то, что оно подается в защиту неопределенного круга лиц, права которых на обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда нарушаются ответчиками, и предъявление прокурором иска в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц обусловлено тем, что этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан и эти нарушения приобрели особое общественное значение.

При этом, как следует из искового заявления, индивидуализировать конкретных лиц, чьи права и интересы нарушены, не представляется возможным, поскольку список детей-сирот на предоставление жилья постоянно обновляется в связи с достижением указанными лицами определенного возраста, снятием с учета нуждающихся в предоставлении жилых помещений, постановкой на такой учет.

Однако из текста заявления и его просительной части усматривается, что прокурором полагались нарушенными ответчиками права только тех лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые состоят на учете и имеют право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда на момент вступления решения суда в законную силу.

При таких обстоятельствах круг лиц, в защиту которых подано заявление прокурора, известен, индивидуализирован и определен, в то время как под неопределенным кругом лиц следует понимать такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Это судом первой инстанции при разрешении спора и принятии решения об удовлетворении иска в качестве юридически значимого обстоятельства учтено не было.

Круг лиц, в интересах которых прокурор предъявил иск по настоящему делу, явно не является неопределенным, его можно установить с точностью до каждого лица, поскольку прокурором поставлен вопрос об обеспечении жилыми помещениями лиц, состоящих на учете, который ведется в установленном порядке Минсоцзащиты, и кроме того, в иске оговорено, что имеются ввиду лица, состоящие на учете по состоянию на момент вступления решения суда в законную силу, т.е. круг лиц, в интересах которых действует прокурор, является подучетным по состоянию на указанный момент времени и индивидуально определенным.

В этом случае есть возможность в исковом заявлении указать фамилию, имя, отчество, место жительства каждого лица, каждый из них может быть извещен судом о времени и месте судебного разбирательства и привлечен к участию в деле.

Однако сведений о предъявлении иска в интересах конкретных граждан    (с указанием их данных, фамилий, имен, отчеств, места жительства), приведением мотивов обращения с иском в их интересах в порядке части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,          а также доказательств правомерности обращения с иском в интересах таких граждан, исковое заявление прокурора не содержит.

Кроме того, прокурором не представлено доказательств, подтверждающих невозможность предъявления иска самими лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в защиту своих интересов, либо их обращение к прокурору для защиты их прав в сфере жилищных правоотношений. В материалах дела отсутствуют заявления самих лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,              о нарушении их жилищных прав в результате непредоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда.

Таким образом, по рассматриваемому делу прокурор не имел полномочий на обращение в суд с иском в интересах лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В силу абзаца четвертого статьи 222 Гражданского процессуального кодекса РФ суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.

Допущенные судом первой инстанции нарушения норм действующего законодательства являются существенными и непреодолимыми, в связи с чем могут быть исправлены только посредством отмены решения суда.

С учетом изложенного судебная коллегия считает, что решение суда нельзя признать законным, оно подлежит отмене с оставлением искового заявления заместителя прокурора Республики Бурятия без рассмотрения.

    На основании изложенного и руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

    О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Советского районного суда г.Улан-Удэ от 5 февраля 2021 г. отменить.

Исковые требования заместителя прокурора Республики Бурятия оставить без рассмотрения.

        Председательствующий:

        Судьи:

33-1542/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РБ
Ответчики
Правительство РБ
Министерство социальной защиты населения РБ
Другие
Министерство финансов Республики Бурятия
ГКУ РБ Управление капитального строительства Правительства РБ
Министерство строительства и модернизации ЖКХ РБ
ГБУ РБ «Республиканский центр «Семья»
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Кушнарёва Ирина Константиновна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
09.04.2021Передача дела судье
31.05.2021Судебное заседание
07.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
05.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2021Передано в экспедицию
16.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее