УИД: 11RS0016-01-2021-001146-80
Дело № 2-625/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Глобу Т.И.,
при секретаре Алееве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 4 октября 2021 года гражданское дело по иску Артеевой Н. В. к ООО «Расчетный центр» об обязании устранить недостатки в содержании общего имущества собственников помещений многоквартирного дома, взыскании компенсации морального вреда, штрафа, судебных расходов,
УСТАНОВИЛ:
Артеева Н.В. обратилась в суд с иском к ООО «Расчетный центр», в котором просила обязать ответчика во втором подъезде <адрес>:
обеспечить плотность притворов оконных рам, возможность открытия/закрытия, отсутствие щелей и продувание;
установить на все оконные створки новые штапики, обеспечивающие прижим стекла по всему периметру оконных рам;
устранить ослабление крепления стекол и элементов оконных рам, стекла в рамы установить с применением силиконового герметика;
окрасить оконные рамы, створки, штапики и подоконники, стекла вымыть.
Взыскать компенсацию морального вреда и штраф, в пользу Артеевой Н.В. взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб., расходы на приобретение компакт-дисков в размере 50 руб., почтовые расходы в размере 71 руб.
Определением Сыктывдинского районного суда Республики Коми от <дата> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная жилищная инспекция по <адрес>.
В ходе производства по делу представитель истца отказался от иска в части требований об обязании ООО «Расчетный центр»:
во втором подъезде <адрес>:
заменить нецельные стекла в оконных рамах подъездов;
обеспечить плотность притворов входных и тамбурных дверей, отсутствие щелей и продувание;
вывесить на месте, доступном для посетителей списки организаций местных органов самоуправления, городского (районного) жилищного управления, пожарной охраны, полиции, скорой медицинской помощи, службы газового хозяйства, санитарно-эпидемиологической станции, аварийных служб жилищного хозяйства, на обязанности которых лежит ликвидация аварий в жилых домах, органов государственной жилищной инспекции с указанием их адресов и номеров телефонов;
разместить на доске объявлений информацию предусмотренную п.п. «п» п.31 Постановления Правительства РФ от <дата> № «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах»: сведения об исполнителе, сведения о государственной регистрации, режим работы, адрес сайта исполнителя в сети Интернет, а также адреса сайтов сети Интернет, на которых исполнитель в случаях. предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан размещать информацию об исполнителе, фамилия. имя и отчество руководителя; адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийно-диспетчерской службы исполнителя или лица, указанного в п. 31(1) настоящих Правил; наименования, адреса и телефоны органов исполнительной власти, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением Правил.
Производство по делу в указанной части прекращено судом.
В судебном заседании истец участия не принимала, ее представитель Горфин Р.В. заявленные требования поддержал.
Представитель ООО «Расчетный центр» Мороз С.С. в судебном заседании иск не признал, не оспаривал факты ненадлежащего состояния окон в подъезде №, <адрес>, пояснив, что в данном случае, в связи с длительной эксплуатации дома оконные рамы пришли в негодность и подлежат замене.
Представитель Государственной жилищной инспекции по <адрес> в судебном заседании Лыткин С.В. перечислил имеющие недостатки в подъезде жилого дома, оставил разрешение спора на усмотрение суда.
Исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что Артеева Н.В., проживает в квартире по адресу: <адрес>, принадлежащей Артеевой Н.В на праве собственности, является потребителями услуг, оказываемых ответчиком.
Управление жилым домом № по <адрес> осуществляет ООО «Расчетный центр» на основании протокола общего собрания собственников помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
В силу ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от <дата> № общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктами 16 и 17 Правил определено, что при управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования.
В свою очередь, требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Госстроя РФ от <дата> №, являющимися обязательными для исполнения как собственниками помещений, так и управляющими организациями.
В названном документе перечислено, что именно должно включаться в содержание и техническое обслуживание дома, а также указаны параметры и условия, которым в целях безопасности людей и сохранности жилого дома в любом случае должны отвечать строительные конструкции этого дома независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ и услуг в договор с управляющей компанией.
Кроме того, статьей 36 Федерального закона от <дата> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусмотрено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Системное толкование совокупности приведенных положений свидетельствует о том, что работы и услуги, которые обеспечивают исполнение нормативных требований к содержанию и эксплуатации дома, должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме.
На основании п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя санитарное содержание, в том числе уборку мест общего пользования; уборку мест придомовой территории.
На основании п. <дата> Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда должно быть исправным остекление; наличие фурнитуры на окнах и дверях (ручки, скобянка), освещение лестничной клетки; должна быть обеспечена регулярная уборка лестничных клеток: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
В силу п. 3.2.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок.
В силу п. 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда стекла ставятся на двойном слое замазки и крепятся штапиками.
Согласно п. 4.7.4 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда окраску оконных переплетов и дверных полотен следует возобновлять не реже чем через шесть лет (преимущественно совмещать с ремонтом фасада).
Весной (после отключения систем отопления) и осенью (до начала отопительного сезона) внутренние и наружные поверхности остекления окон, балконных дверей и входных дверей в подъезды следует очищать от загрязнений, как правило, химическими средствами, а фанерованные дубовым шпоном двери следует периодически циклевать и покрывать лаком.
На основании п. 4.7.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда заполнения оконных и дверных проемов, подвергшиеся значительному износу (вследствие гниения, коробления, разрушения в узлах и т.п.), должны заменяться новыми, проантисептированными аналогичной конструкции и формы с однотипными приборами. Все поверхности, соприкасающиеся с каменными стенами, должны быть изолированы.
Как усматривается из представленных стороной истцов доказательств, в частности видеозаписей, выполненных на дату подачи иска и на дату рассмотрения дела, санитарное состояние второго подъезда жилого <адрес> не соответствует установленным требованиям: окна в подъездах грязные, их состояние не дает оснований полагать, что в местах общего пользования организована регулярная уборка.
Со стороны ответчика доказательств, подтверждающих проведение уборки подъездов <адрес>, ее периодичность, фактически выполняемые работы, не представлено.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как разъяснено в п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> № «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (п. 4 ст. 13, п. 5 ст. 14, п. 5 ст. 23.1, п. 6 ст. 28 Закона о защите прав потребителей, ст. 1098 ГК РФ).
Ответчик, в нарушение требований ч. 1 ст. 56 ГПК Российской Федерации доказательств, свидетельствующих о надлежащем исполнении им обязанностей по содержанию общего имущества многоквартирного дома, суду не представил.
В свою очередь сторона истца в обоснование своей позиции представила видеоматериалы, из которых следует, что заполнения оконных проемов во втором подъезде дома по адресу: <адрес> не соответствуют требованиям предъявляемым к ним Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда. Факт ненадлежащего состояния заполнения оконных проемов представителем ответчика в судебном заседании не оспаривался.
Таким образом, требования истца о возложении на ООО «Расчетный центр» обязанности:
обеспечить плотность притворов оконных рам, возможность открытия/закрытия, отсутствие щелей и продувание;
установить на все оконные створки новые штапики, обеспечивающие прижим стекла по всему периметру оконных рам;
устранить ослабление крепления стекол и элементов оконных рам, стекла в рамы установить с применением силиконового герметика;
окрасить оконные рамы, створки, штапики и подоконники, стекла вымыть.
во втором подъезде <адрес> являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Поскольку бездействием ответчика как исполнителя по договору управления многоквартирным домом ущемляются права истцов как потребителей, в силу ст. 15 и ч. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» с ответчика надлежит взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в сумме 500 руб. и штраф в сумме 250 руб.
В силу ст. 98 ГПК Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст.ст.88, 94 ГПК Российской Федерации в состав судебных расходов входят издержки, связанные с рассмотрением дела, в том числе расходы на оплату услуг представителей, другие признанные судом необходимыми расходы.
Статьей 100 ГПК Российской Федерации установлено, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как следует из представленных документов, Артеевой Н.В. понесены документально подтвержденные расходы на оплату услуг представителя в размере 12000 руб., расходы на приобретение компакт-дисков в размере 50 руб., расходы по направлению искового заявления ответчику с размере 71 руб.
Учитывая количество судебных заседаний по делу, значимость защищаемого права, степень вины ответчика, учитывая, что размер расходов ответчиком в ходе производства по делу не оспорен, указанные расходы подлежат взысканию в пользу Артеевой Н.В. в сумме 9000 руб.
В соответствии со ст. 94 ГПК Российской Федерации с ответчика в пользу истца подлежат взысканию расходы на приобретение компакт-диска в размере 25 руб., так как в материалы дела представлен только один диск, а также почтовые расходы в размере 71 руб., поскольку данные расходы являются необходимыми для восстановления нарушенного права
Согласно ст. 103 ГПК Российской Федерации с ООО «Расчетный центр» подлежит взысканию в бюджет МР «Сыктывдинский» государственная пошлина в размере 300 руб.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Обязать ООО «Расчетный центр» произвести ремонт оконных заполнений во втором подъезде <адрес>, в том числе:
обеспечить плотность притворов оконных рам, возможность открытия/закрытия, отсутствие щелей и продувание;
установить на все оконные створки новые штапики, обеспечивающие прижим стекла по всему периметру оконных рам;
устранить ослабление крепления стекол и элементов оконных рам, стекла в рамы установить с применением силиконового герметика;
окрасить оконные рамы, створки, штапики и подоконники, стекла вымыть.
Взыскать с ООО «Расчетный центр» в пользу Артеевой Н. В. компенсацию морального вреда в сумме 500 руб., штраф в сумме 250 руб., расходы на оплату услуг представителя в сумме 9000 руб., расходы на приобретение компакт-диска в размере 25 руб., почтовые расходы в сумме 71 руб.
Взыскать с ООО «Расчетный центр» в пользу бюджета МР «Сыктывдинский» государственную пошлину в размере 300 рублей
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца с момента составления в окончательной форме через Сыктывдинский районный суд Республики Коми.
Председательствующий Т.И. Глобу
Мотивированное решение изготовлено <дата>.