ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД
ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 8Г-4546/2024
№ 88-8511/2024
91RS0001-01-2023-001195-21
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Краснодар 05 марта 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н.,
судей Лозовой Н.В., Мельникова В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО8 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 октября 2023 года по исковому заявлению заместителя прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов Моисеенкова Александра Александровича к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент жилищной политики администрации г. Симферополя, третьи лица Министерство образования, науки и молодежи Республики Крым, Министерство жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым о признании решения незаконным и обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Кудрявцевой Е.Н., судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора г. Симферополя обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов Моисеенкова А.А. о признании постановления Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе Моисеенкову Александру Александровичу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, незаконным; обязании Администрации г. Симферополя Республики Крым включить Моисеенкова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 июля 2023 года в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 октября 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 17 июля 2023 года отменено, по делу принято новое решение, которым иск заместителя прокурора г. Симферополя в защиту прав, свобод и законных интересов Моисеенкова Александра Александровича удовлетворен.
Суд обязал признать незаконным постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Моисеенкову Александру Александровичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
Обязал Администрацию г. Симферополя Республики Крым включить Моисеенкова Александра Александровича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене апелляционного определения как незаконного и необоснованного, вынесенного с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что судом дана ненадлежащая оценка представленным истцом доказательствам и неправильно применены нормы материального и процессуального права.
В судебном заседании суда кассационной инстанции принимал участие прокурор Пономарева П.Г., которая полагала апелляционное определение подлежащим оставлению без изменения, как вынесенное в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Иные лица, участвующие в деле, на судебное заседание в суд кассационной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, выслушав прокурора, судья не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159- Ф3 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - это лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, вступившего в силу с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абз. 1). Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абз. 1 настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абз. 2).
По смыслу ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, положения данного закона распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими 23-летнего возраста.
Обязанность и ответственность по включению детей в список лиц, имеющих льготы при предоставлении им жилых помещений, следует преимущественно относить к функциям органов опеки и попечительства, поскольку именно на эти органы Федеральным законом от 24.04.2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" возложены обязанности по выявлению и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 123 Семейного кодекса Российской Федерации органами опеки и попечительства должен осуществляться и контроль за обеспечением социальных гарантий указанной категории лиц.
В соответствии со ст. 9 Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе: по формированию специализированного жилищного фонда для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по приобретению жилых помещений, предназначенных для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
Судом первой инстанции установлено, что Моисеенков Александр Александрович родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.
Заочным решением Центрального районного суда г. Симферополя АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 лишен родительских прав в отношении сына Мосеенкова Александра Александровича.
Решением Киевского районного суда г. Симферополя от ДД.ММ.ГГГГ мать ФИО4 лишена родительских прав в отношении сына Моисеенкова А.А., ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умерла.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном над малолетним Моисеенковым А.А. назначена ФИО10
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № Моисеенков А.А. определен в государственное интернатное учреждение на полное государственное обеспечение. Решено сохранить за Моисеенковым А.А. жилое помещение по адресу: <адрес> на период его пребывания в государственном интернатном учреждении либо у опекуна.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № сохранено за несовершеннолетним Моисеенковым А.А. право на жилье по <адрес>, где несовершеннолетний проживал с отцом ФИО2 до определения в государственное интернатное учреждение.
Решением исполнительного комитета Симферопольского городского совета АР Крым от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено передать в частную собственность несовершеннолетнему Моисеенкову А.А. <данные изъяты> долю <адрес>.
Моисеенков А.А. не является собственником объектов недвижимости.
ДД.ММ.ГГГГ Моисеенков А.А. обратился в Администрацию г. Симферополя с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лип из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым.
Постановлением Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № гражданам отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, согласно приложению.
В обоснование решения указано, что Моисеенков А.А. не относится к указанной категории лиц, так как достиг возраста 23 лет; отсутствует уважительная причина, которая бы препятствовала Моисеенкову А.А. до достижения возраста 23 лет обратиться с заявлением о включении в соответствующий список в установленные законом сроки.
Разрешая данный спор по существу, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление Администрации г. Симферополя Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № в части отказа Моисеенкову Александру Александровичу во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, является законным и обоснованным. Суд первой инстанции исходил из того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ Моисеенков А.А. достиг возраста 19 лет, имел возможность самостоятельно защищать свои права с момента достижения совершеннолетия, однако заявления о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении им не подавались и на таком учете до достижения возраста 23 лет он не состоял. С заявлением о включении в соответствующий список Моисеенков А.А. обратился только в мае 2022 г. в возрасте 28 лет. При этом Моисеенковым А.А. не представлены доказательства, свидетельствующие о наличии объективных обстоятельств, препятствовавших своевременно реализовать жилищные права.
Суд апелляционной инстанции указал на ошибочность выводов суда первой инстанции, в связи с тем, что они не соответствуют требованиям действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, установленным в ходе судебного разбирательства.
Суд апелляционной инстанции указал, что объектов недвижимого имущества в ЕГРН с ДД.ММ.ГГГГ за Моисеенковым А.А. не зарегистрировано.
Благоустроенное жилое помещение по договору найма помещения специализированного жилищного фонда Моисеенкову А.А. не предоставлено.
Таким образом, Моисеенков А.А. до настоящего времени жилым помещением на каком-либо правовом основании не обеспечен, надлежащих мер по включению его в списки органами опеки и попечительства не приняты.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о нарушении жилищных прав и законных интересов Моисеенкова А.А. в связи с тем, что в нарушение положений ст.ст. 92, 98.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Закона Республики Крым № 46-ЗРК/2014 от 18.12.2014 г. «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Республике Крым», Моисеенков А.А. не был включен в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, жилой площадью Администрацией г. Симферополя Республики Крым не обеспечен.
Какие-либо доказательства исполнения органами опеки и попечительства, возложенных на них законом обязанностей по принятию мер по включению истца в соответствующий список субъекта Российской Федерации для обеспечения жильем, ответчиком не представлены.
При надлежащем исполнении органами опеки и попечительства возложенных обязанностей по контролю за реализацией прав истца, как лица, оставшегося без родительского попечения, органы опеки и попечительства могли и должны были включить его в список на получение жилого помещения и при отсутствии заявления его законного представителя, что прямо предусмотрено в абзаце 4 пункта 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В связи с изложенным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значения для дела, а также существенно нарушены нормы материального права, что в силу положений статьи 330 ГПК РФ является основанием к отмене принятого по делу решения и принятием нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит определение суда апелляционной инстанции законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы о том, что фактически заявленные исковые требования являются формой злоупотребления правом, со стороны истца несостоятельны и не подтверждены материалами дела.
В целом доводы кассационной жалобы сводятся к иному толкованию норм действующего законодательства и переоценке обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанций в полном соответствии с правилами статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а поэтому не могут служить поводом к отмене судебного акта.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на нормах действующего законодательства, приведенных в судебном постановлении, мотивированы со ссылкой на доказательства, обстоятельствам по делу не противоречат и сомнений в законности не вызывают.
С учетом изложенного, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 18 октября 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи