Решение по делу № 33-1772/2016 от 01.09.2016

Судья Нечаева Т.Ю. дело № 33-1772/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 27 сентября 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего Волковой О.В.,

судей Иванова Ал.В. и Халиулина А.Д.,

при секретаре Ериной С.Ю.,                 

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Танатаровой О.В. на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2016 года, которым постановлено:

исковые требования Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл удовлетворить;

расторгнуть договор о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья от <дата> <№>, заключенный между Министерством строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл и Танатаровой О. В.;

взыскать с Танатаровой О. В. в пользу Республики Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл неосновательное обогащение в размере 118335 рублей 70 копеек;

взыскать с Танатаровой О. В. государственную пошлину в размере 3866 рублей 71 копейку в местный бюджет.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Халиулина А.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Республика Марий Эл в лице Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл (далее - Министерство) обратилась в суд с иском к Танатаровой О.В., в котором с учетом уточнения исковых требований просила взыскать с ответчика неосновательное обогащение в размере 118335 рублей 70 копеек и расторгнуть договор от <дата> <№> о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, заключенный с ответчиком.

В обоснование заявленных требований указано, что <дата> между Министерством и Танатаровой О.В. на основании Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, утвержденного постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 июля 2011 года № 226 (далее – Положение), заключен договор <№> о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья. В соответствии с условиями договора Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному Танатаровой О.В. в <...> в сумме <...> по кредитной линии <№> от <дата> на строительство жилья по адресу: <адрес>. За период с <дата> по <дата> в соответствии с договором Танатаровой О.В. были предоставлены социальные выплаты на общую сумму 118335 рублей 70 копеек. <дата> ответчиком в связи с участием ее семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, была перечислена социальная выплата в рамках названной подпрограммы. В связи с этим семья Танатаровой О.В. утратила право на получение социальных выплат, предусмотренных Положением. Получение Танатаровой О.В. иной социальной поддержки за счет республиканского бюджета является существенным нарушением ответчиком условий заключенного сторонами <дата> договора, поэтому он подлежит расторжению, а суммы полученных Танатаровой О.В. по данному договору социальных выплат подлежат взысканию с нее в качестве неосновательного обогащения.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Танатарова О.В. просит решение отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, выразившееся в неправильном истолковании закона. В обоснование доводов жалобы указывает, что реализация ее семьей права на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, не нарушает условий заключенного с истцом договора на предоставление социальной выплаты в соответствии с Положением и не может являться основанием для взыскания полученных по указанному договору сумм в качестве неосновательного обогащения.

В возражениях на апелляционную жалобу Министерство приводит доводы в поддержку решения суда, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Выслушав объяснения Танатаровой О.В., ее представителя Ерусланова В.П., поддержавших доводы жалобы и просьбу об отмене решения суда, представителя Министерства Штепа Л.И., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ).

В силу пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае существенного нарушения договора одной из стороной, по требованию другой стороны договор может быть расторгнут по решению суда.

Пунктом 1 статьи 1102 ГК РФ установлено, что лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).

В целях содействия улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет, путем привлечения дополнительных источников финансирования строительства (реконструкции) или приобретения индивидуального жилого дома или жилого помещения в многоквартирном доме в виде кредитов (займов), привлекаемых на указанные цели, Правительством Республики Марий Эл разработано и утверждено постановлением от 29 июля 2011 года № 226 Положение, которым определен порядок и условия предоставления социальных выплат на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Пунктом 3 Положения о предоставлении социальных выплат за счет республиканского бюджета установлено, что социальные выплаты предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим и зарегистрированным по месту жительства на территории Республики Марий Эл, признанным нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, или состоящим в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющим в составе своей семьи трех и более детей, не достигших 18 лет, а также старше 18 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения и не достигших 23 лет. Социальные выплаты предоставляются на возмещение процентной ставки по кредитам (займам), привлекаемым на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья.

Одним из оснований для отказа в предоставлении названной социальной выплаты является в силу пункта 9.1 названного Положения получение ранее гражданином и (или) членами его семьи социальных выплат или иных мер социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Пунктом 18 Положения также установлено, что социальные выплаты не предоставляются семьям, имеющим трех и более детей, ранее получавшим социальные выплаты или иные меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл.

Одной из указанных мер социальной поддержки является предоставление молодым семьям социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, до 9 сентября 2015 года предусматривавшееся подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, а с 9 сентября 2015 года - подпрограммой «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, одним из источников финансирования которых являются средства соответствующего субъекта Российской Федерации.

Из приведенного правового регулирования следует, что право семьи, имеющей трех и более детей, на получение социальной выплаты на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, обусловлено тем, что названная семья не являлась и не является получателем социальной выплаты или иной меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Получение таких выплаты или иной меры социальной поддержки является основанием для отказа в предоставлении социальной выплаты на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл, а случае предоставления последней – утрату права на ее получение и возникновение у такой семьи обязанности вернуть полученные средства.

Как следует из материалов дела, <дата> между Министерством и Танатаровой О.В. на основании Положения о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета заключен договор <№> о предоставлении социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредитам, привлекаемым семьями, имеющими трех и более детей, на строительство или приобретение жилья, по условиям которого Министерство обязалось осуществлять социальные выплаты на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному Танатаровой О.В. в <...> в сумме <...> по кредитной линии <№> от <дата> на строительство жилья по адресу: <адрес>.

Во исполнение указанного договора за период с <дата> по <дата> Министерством Танатаровой О.В. были предоставлены социальные выплаты на сумму 118335 рублей 70 копеек.

<дата> Танатаровой О.В. в связи с участием ее семьи в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, была перечислена социальная выплата на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в рамках названной подпрограммы.

Разрешая спор, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что, реализовав право на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1050, семья Танатаровой О.В. утратила право на получение социальных выплат за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл на возмещение процентной ставки по кредиту, привлеченному ответчиком на строительство жилья.

Суд также обоснованно квалифицировал действия семьи Танатаровой О.В. по реализации после заключения ответчиком спорного договора с Министерством права на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства по подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы как существенное нарушение названного договора, поскольку основанием к его заключению являлось Положение, из которого следует, что право на получение социальной выплаты на возмещение процентной ставки по привлеченным кредитам (займам) за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл имеет только семья, которая не являлась и не является получателем социальной выплаты или иной меры социальной поддержки на строительство (реконструкцию) или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета Республики Марий Эл. Учитывая изложенное, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными положениями статей 450, 1102 ГК РФ, пришел к правильному выводу об удовлетворении требований истца о расторжении договора от 9 июля 2014 года № 83 и взыскании полученных ответчиком сумм социальных выплат в качестве неосновательного обогащения.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, они основаны на неверном толковании правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 12 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Танатаровой О.В. – без удовлетворения.

Председательствующий О.В. Волкова

Судьи Ал.В. Иванов

А.Д. Халиулин

33-1772/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство строительства, архитектуры и ЖКХ РМЭ
Ответчики
Танатарова ОВ
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Халиулин Альфред Дамирович
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
27.09.2016Судебное заседание
29.09.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.09.2016Передано в экспедицию
27.09.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее