Решение по делу № 11-47/2021 от 19.05.2021

Дело № 11-47/2021

(Дело с/у № 92/2021)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Белово                                                                                         09 июня 2021 года

Беловский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Васильевой Е.М.,

при секретаре ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> на решение мирового судьи судебного участка Беловского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,

по гражданскому делу по иску Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> к ФИО1 о взыскании денежных средств,

УСТАНОВИЛ:

ГКУ ЦЗН <адрес> обратилось в суд с иском к ответчику ФИО1 о взыскании незаконно полученного пособия по безработице.

Свои требования мотивировали тем, что в Центр занятости населения <адрес> ДД.ММ.ГГГГ для постановки на регистрационный учет в качестве безработного и назначения пособия по безработице обратился гр. ФИО1. Через ЕПГУ (Госуслуги) ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано в службу занятости населения заявление на выплату пособия по безработице. В соответствии со ст. 3 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991г. ФИО1 был признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ и на основании полученных сведений, ему было назначено пособие по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 769,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 008,23 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 406,58 руб. в месяц. ДД.ММ.ГГГГ в ГКУ ЦЗН <адрес> от ФИО1 через Интерактивный портал министерства труда и занятости населения Кузбасса поступили копии документов, а именно паспорт и копия <данные изъяты> по месту пребывания , согласно которым ФИО1 зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>. В соответствии со ст. 3 п. 2 Закона «О занятости населения в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина. ФИО1 в заявлении на выплату пособия по безработице в качестве места жительства указал место своего пребывания, тем самым предоставил в службу занятости населения недостоверные сведения. Поскольку ФИО1 были представлены в ГКУ ЦЗН <адрес> недостоверные сведения о месте его жительства, он не имел права получать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 595,45 руб.. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было направлено требование о добровольном возврате финансовых средств, полученных незаконным путем в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было получено требование о возврате денежных средств, но оставлено без ответа. Просят взыскать с ответчика ФИО1 незаконно полученное пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 595,45 руб., в пользу Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес>.

Дело рассмотрено в соответствии со ст. 232.2 ГПК РФ в порядке упрощенного производства ДД.ММ.ГГГГ.

По заявлению истца составлено мотивированное решение ДД.ММ.ГГГГ.

Решением мирового судьи мирового судьи судебного участка Беловского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ постановлено:

В удовлетворении исковых требований Государственного казенного учреждения Центр занятости населения <адрес> о взыскании с ФИО1 незаконно полученного пособия по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 595, 45 руб. отказать.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО3, просит решение мирового судьи судебного участка Беловского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ отменить полностью и принять по делу новое решение. Полагает, что решение подлежит отмене в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права и процессуального права.

Указывает на то, что гр. ФИО1 в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в качестве места жительства указал свое место пребывания, тем самым предоставил в службу занятости недостоверную информацию. Таким образом, гр. ФИО1 не имел права получать пособие по безработице за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 5 595, 45 руб.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ГКУ ЦЗН <адрес>ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, апелляционную жалобу поддержала по основаниям в ней изложенным.

Ответчик ФИО1 в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дне слушания дела извещен.

При таких обстоятельствах, с учетом положений 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту- ГПК РФ), суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив письменные материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы определены Законом РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации".

В силу положений ч. 1 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки и (или) сведений о трудовой деятельности, оформленных в установленном законодательством порядке, либо документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 31 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации", пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным.

В целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции в Российской Федерации и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, а также в целях принятия мер по реализации гарантии государства конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы Правительством Российской Федерации издано постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 460, которым утверждены Временные правила регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

Согласно пункту 1 Правил, в целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.

Согласно пункту 2 Правил, регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации. Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Центры занятости населения запрашивают с использованием информационноаналитической системы через единую систему межведомственного электронного взаимодействия у Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о заработке (доходе) гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, за 3 месяца, предшествующих календарному кварталу перед месяцем подачи заявления в электронной форме в информационно-аналитической системе, о страховом стаже, последнем месте работы, а также другие сведения, необходимые для предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения, назначения и начисления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, находящиеся в распоряжении Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 4 Правил).

Центры занятости населения с ДД.ММ.ГГГГ запрашивают сведения, в том числе в Министерстве внутренних дел Российской Федерации с использованием информационно-аналитической системы - о регистрации гражданина, заполнившего заявление в электронной форме, по месту жительства, а также сведения о действительности паспорта гражданина (пункт 4(1) Правил).

При неполучении центром занятости населения необходимых сведений в рамках межведомственного электронного взаимодействия гражданин вправе представить центру занятости населения через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме, центр занятости населения вправе запросить у гражданина через личный кабинет информационно-аналитической системы или личный кабинет единого портала либо иным доступным способом документы, подтверждающие информацию, указанную в заявлении в электронной форме (пункт 4 (3) Правил).

Решение о признании зарегистрированного в целях поиска подходящей работы трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня представления заявления в электронной форме (пункт 8 Правил).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

В силу статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

Согласно части 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I) в соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами о правах человека каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.

Ограничение права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации допускается только на основании закона (часть 2 статьи 1 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных данным законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).

Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I).

Абзацем восьмым статьи 2 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" определено, что местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части 2 статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2 и 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации" следует, что регистрация не совпадает с понятием "место жительства" и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации (пункт 12 раздела IV Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, N 4 (2016), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ).

По смыслу приведенных нормативных положений Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-I и Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи, местом жительства признается место (жилой дом, квартира, жилое помещение и др.), где гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законом (право собственности, договор найма и др.). Граждане Российской Федерации вправе выбрать место пребывания и место жительства в пределах Российской Федерации, на них возложена обязанность регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом регистрация не совпадает с понятием "место жительства", является одним из доказательств, подтверждающих факт нахождения гражданина по месту жительства или месту пребывания. Установление места жительства гражданина возможно на основе других данных, не обязательно исходящих из органов регистрационного учета. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Как установлено мировым судьей и подтверждается письменными материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ через ЕПГУ (Госуслуги) ФИО1 было подано в службу занятости населения <адрес> заявление на выплату пособия по безработице, в котором он указал адрес места жительства (пребывания) - <адрес>

Приказом ГКУ ЦЗН <адрес> ФИО1 признан безработным с ДД.ММ.ГГГГ и ему было назначено пособие по безработице на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 15 769,00 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 13 008,23 руб. в месяц, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 10 406,58 руб. в месяц.

ДД.ММ.ГГГГ приказами ГКУ ЦЗН <адрес> выплата пособия по безработице ФИО1 прекращена с одновременным снятием с учета в качестве безработного с ДД.ММ.ГГГГ в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем.

Причиной снятия ФИО1 с учета в качестве безработного послужил указанный им в заявлении адрес места пребывания: <адрес>

В материалах дела имеется <данные изъяты> <данные изъяты> 411 о регистрации ФИО1 по месту пребывания: <адрес> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

На момент обращения в ГКУ ЦЗН <адрес>, ФИО1, будучи уволенным с предыдущего места работы, и не трудоустроенным к новому работодателю, имея регистрацию по месту жительства, расположенному по адресу: <адрес>, предоставил в ГКУ ЦЗН <адрес> необходимый пакет документов, поименованных в ч. 2 ст. 3 Закона от ДД.ММ.ГГГГ N 1032-1, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 891 в целях содействия органов службы занятости в подборе подходящей работы и трудоустройстве.

Отказывая в удовлетворении исковых требований ГКУ ЦЗН <адрес> о взыскании с ФИО1 незаконно полученного пособия по безработице мировой судья правомерно пришел к выводу о том, что оснований для признания действий ФИО1, направленных на получение пособия обманным путем, в материалах дела не имеется, при этом само по себе указание ФИО1 сведений о месте своего фактического проживания, по которому он имеет регистрацию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в заявлении по форме утвержденной Министерством труда и социальной защитой РФ, не может расцениваться как обманный путь к получению пособия либо попытке получения пособия по безработице, в силу достоверности таких сведений.

Суд апелляционной инстанции соглашается с выводами мирового судьи, поскольку они основаны на законе, исследованных доказательствах, которым дана оценка в соответствии с требованиями статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Довод представителя ответчика о том, что место жительства гражданина Российской Федерации определяется исключительно адресом регистрации, указанным в паспорте гражданина, был проверен мировым судьёй и не нашел своего подтверждения.

Мировым судьей установлено, что при подаче в дистанционной форме в ГКУ ЦЗН <адрес> заявления о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы и в целях принятия решения о признании безработным, ФИО1 представлены достоверные сведения о месте своего фактического проживания (пребывания), по месту нахождения центра занятости, к полномочиям которого отнесены признание гражданина безработным и постановка на регистрационный учет в качестве безработного, в то время как, регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией РФ, федеральными законами и законодательными актами субъектов РФ.

Судом дана правильная оценка всей совокупности имеющихся в деле доказательств, материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуальных норм не допущено.

Правовых оснований и указаний на обстоятельства, способных повлиять на существо принятого по делу решения, апелляционная жалоба не содержит.

Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда апелляционной инстанции не имеется, так как выводы суда первой инстанции полностью соответствуют обстоятельствам данного дела, и требования по существу разрешены верно.

Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов решения суда и не содержат указаний на обстоятельства, которые в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли повлечь отмену решения суда, в связи, с чем оснований для его отмены по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.327.1, 328, 329, 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка Беловского городского судебного района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ оставить - без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в трехмесячный срок в кассационном порядке.

Мотивированное апелляционное определение составлено 09.06.2021.

          Судья                         (подпись)                               Е.М. Васильева

11-47/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Оставлено без изменения
Истцы
ГКУ Центр занятости населения г.Белово
Ответчики
Синяков Евгений Сергеевич
Суд
Беловский городской суд Кемеровской области
Судья
Васильева Е.М.
Дело на сайте суда
belovskygor.kmr.sudrf.ru
19.05.2021Регистрация поступившей жалобы (представления)
20.05.2021Передача материалов дела судье
20.05.2021Вынесено определение о назначении судебного заседания
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.07.2021Дело оформлено
01.07.2021Дело отправлено мировому судье
09.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее