Дело №12-36/2018
РЕШЕНРР•
12 января 2018 года г. Брянск ул. Фокина д. 45
РЎСѓРґСЊСЏ Советского районного СЃСѓРґР° Рі. Брянска Рассказова Рњ.Р’., рассмотрев жалобу Департамента образования Рё науки Брянской области РЅР° постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 12 Советского судебного района Рі.Брянска - Рё.Рѕ.РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 15 Советского судебного района Рі.Брянска РѕС‚ 02 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі. Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 2 СЃС‚. 5.57 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении должностного лица – директора Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» Рулинского Р’.Р.,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Постановлением РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 12 Советского судебного района Рі.Брянска- Рё.Рѕ.РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 15 Советского судебного района Рі.Брянска РѕС‚ 02 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 РіРѕРґР° производство РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡.2 СЃС‚.5.57 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении должностного лица – директора Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» Рулинского Р’.Р. прекращено РЅР° основании Рї.2 С‡.1 СЃС‚. 24.5 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях
РќРµ согласившись СЃ указанным постановлением Департамент образования Рё науки Брянской области подал жалобу, РІ которой РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление Рё возвратить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение. Р’ жалобе ссылается РЅР° то, что РІ соответствии СЃ Уставом Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» единоличным исполнительным органом техникума является директор. РљСЂРѕРјРµ этого, согласно должностной инструкции директора техникума РЅР° директора Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» возложена обязанность нести ответственность Р·Р° реализацию образовательных программ РІ соответствии СЃ учебным планом Рё графиком учебного процесса, Р·Р° качество образования выпускников, Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, соблюдение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ обучающихся Рё работников учреждения РІРѕ время образовательного процесса РІ установленном законодательством РїРѕСЂСЏРґРєРµ. Рулинский Р’.Р. назначен РЅР° должность директора Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» 01 сентября 2017Рі., РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ чем РѕРЅ как должное лицо должен нести ответственность Р·Р° выявленные нарушения.
В судебном заседании представители Департамента образования и науки Брянской области Матова Ю.В., Поляткова Л.А. доводы жалобы поддержали по изложенным в ней основаниям, просили постановление мирового судьи отменить.
Директор частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» Рулинский Р’.Р. возражал против отмены постановления РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оценив имеющиеся доказательства, прихожу к следующему.
Согласно ч.2 ст.5.57 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение или незаконное ограничение предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательных организаций либо нарушение установленного порядка реализации указанных прав и свобод влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
В силу требований ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции.
Р’ соответствии СЃ Рї. 21 С‡. 3 СЃС‚. 28 Федерального закона РѕС‚ 29 декабря 2012 РіРѕРґР° N 273-ФЗ «Об образовании РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации» Рє компетенции образовательной организации РІ установленной сфере деятельности относится обеспечение создания Рё ведения официального сайта образовательной организации РІ сети "Рнтернет". Согласно С‡. 1 - 3 СЃС‚. 29 вышеуказанного закона образовательные организации формируют открытые Рё общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию РѕР± РёС… деятельности, Рё обеспечивают доступ Рє таким ресурсам посредством размещения РёС… РІ информационно-телекоммуникационных сетях, РІ том числе РЅР° официальном сайте образовательной организации РІ сети "Рнтернет". Образовательные организации обеспечивают открытость Рё доступность всей перечисленной РІ данном пункте информации, которая размещается, опубликовывается РїРѕ решению образовательной организации Рё (или) размещение, опубликование которой являются обязательными РІ соответствии СЃ законодательством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 10.07.2013 Рі. в„– 582 утверждены Правила размещения РЅР° официальном сайте образовательной организации РІ информационно – телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё обновления информации РѕР± образовательной организации. Пунктом 8 вышеназванного нормативного акта установлено, что информация, указанная РІ пунктах 3-5 Правил, размещается РЅР° официального сайта Рё формату представления информации, установленными Федеральной службой РїРѕ надзору РІ сфере образования Рё науки.
Приказом Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере образования Рё науки РѕС‚ 29.05.2014Рі. в„– 785 утверждены требования Рє структуре официального сайта образовательной организации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё формату предоставления РЅР° нем информации.
При рассмотрении дела мировым судьей установлено, что в ходе проведения в период с 4 сентября 2017 г. по 29 сентября 2017 г. плановой выездной проверки соблюдения обязательных требований в сфере образования при осуществлении федерального государственного надзора в сфере образования Частным образовательным учреждением профессионального образования «Брянский техникум управления и бизнеса» были установлены нарушения или незаконные ограничения предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся образовательной организации и их родителей (законных представителей), выразившиеся, в том числе, в нарушении прав обучающихся на ознакомление с учебной документацией, другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности в образовательной организации, а также прав родителей несовершеннолетних обучающихся на ознакомление с учебной программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности, с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями.
РќР° официальном сайте Р§РћРЈ РџРћ БТУБ РІ сети В«Рнтернет» информация РѕР± учреждении размещена СЃ нарушениями положений ФЗ «Об образовании РІ РФ», Правил размещения РЅР° официальном сайте образовательной организации РІ информационно – телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё обновления информации РѕР± образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Р Р¤ РѕС‚ 10.07.2013Рі. в„– 582 Рё требований Рє структуре официального сайта образовательной организации РІ информационно – телекоммуникационной сети В«Рнтернет»и формату представления РЅР° нем информации, утвержденных Приказом Федеральной службы РїРѕ надзору РІ сфере образования Рё науки РѕС‚ 29.05.2014 Рі. в„– 785.
Как следует из оспариваемого постановления, прекращая производство по делу об административном правонарушении, мировой судья исходил из того, что на момент совершения административного правонарушения в ЧОУ ПО БТУБ имелся администратор сайта, на которого должностной инструкцией была возложена обязанность следить за текстовым наполнением сайта образовательного учреждения, принимать меры для защиты детей, обучающихся в техникуме от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.Однако с данными выводами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Согласно ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В силу примечания к указанной норме должностными лицами являются, в том числе, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя и другие работники организаций.
В соответствии с п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
В соответствии с уставом ЧОУ ПО «Брянский техникум управления и бизнеса», единоличным исполнительным органом техникума является директор.
Согласно Рї. 2.18 должностной инструкции директора техникума, подписанной Рулинским Р’.Р. 01.09.2017 Рі., установлена обязанность нести ответственность Р·Р° реализацию образовательных программ РІ соответствии СЃ учебным планом Рё графиком учебного процесса, Р·Р° качество образования выпускников, Р¶РёР·РЅСЊ Рё Р·РґРѕСЂРѕРІСЊРµ, соблюдение прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ обучающихся Рё работников учреждения РІРѕ время образовательного процесса РІ установленном законодательством Р Р¤ РїРѕСЂСЏРґРєРµ.
РР· Рї.2.7 должностной инструкции директора техникума, подписанной Рулинским Р’.Р., директор планирует, координирует Рё контролирует работу структурных подразделений, педагогических Рё РґСЂСѓРіРёС… работников учреждения.
Согласно пунктам 2.3. 2.11 должностной инструкции администратора сайта РѕС‚ 01.09.2017Рі., администратор сайта следит Р·Р° текстовым наполнением сайта, постоянным обновлением информации РІ строгом соответствии СЃ требованиями Рє структуре Рё содержанию официального сайта техникума РІ соответствии СЃ приказом Рособрнадзора РѕС‚ 29.05.2014Рі. в„–785 «Об утверждении требований Рє структуре» официального сайта образовательной организации РІ телекоммуникационной сети В«Рнтернет» Рё формату представления РЅР° нем информации, принимает меры для защиты детей, обучающихся РІ техникуме, РѕС‚ информации, причиняющей вред РёС… Р·РґРѕСЂРѕРІСЊСЋ Рё развитию.
В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность;5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Вместе с тем в нарушение указанных выше норм, мировым судьей при рассмотрении дела об административном правонарушении не выяснены все обстоятельства, имеющие значение для принятия законного и обоснованного постановления по делу, постановление вынесено на неполно исследованных доказательствах по делу.
РџСЂРё рассмотрении данного дела РѕР± административном правонарушении требования статей 24.1 Рё 26.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях Рѕ выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела соблюдены РЅРµ были. Такое разрешение дела РЅРµ отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях задачам производства РїРѕ делам РѕР± административных правонарушениях, согласно которому должностными лицами являются, РІ том числе, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции руководителя Рё РґСЂСѓРіРёРµ работники организаций (примечание Рє статьей 2.4 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях), РЅРµ дана надлежащая оценка действиям директора Р§РћРЈ РџРћ «Брянский техникум управления Рё бизнеса» Рулинского Р’.Р.
Согласно п.4 ч.1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Допущенные существенные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволили мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, в связи с чем, постановление мирового судьи нельзя признать законным и обоснованным, а потому оно подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШРР›:
Постановление РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 13 Советского судебного района Рі.Брянска, Рё.Рѕ.РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 12 Советского судебного района Рі.Брянска - Рё.Рѕ.РјРёСЂРѕРІРѕРіРѕ СЃСѓРґСЊРё судебного участка в„– 15 Советского судебного района Рі.Брянска РѕС‚ 02 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі. Рѕ прекращении производства РїРѕ делу РѕР± административном правонарушении, предусмотренном С‡. 2 СЃС‚. 5.57 Кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± административных правонарушениях РІ отношении должностного лица – директора Частного образовательного учреждения профессионального образования «Брянский техникум управления Рё бизнеса» Рулинского Р’.Р. отменить, направить дело РЅР° РЅРѕРІРѕРµ рассмотрение РјРёСЂРѕРІРѕРјСѓ СЃСѓРґСЊРµ судебного участка в„– 15 Советского судебного района Рі.Брянска.
На решение может быть подана жалоба или принесен протест в порядке, установленном ст.30.14. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья М.В. Рассказова