Дело № 2а-79/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
01 февраля 2018 года с. Батырево
Батыревский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Елдратова В.В., при секретаре Маллиной З.М., с участием старшего помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Путякова В.В., главы администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Михеева К.Ф., действующего на основании Устава, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики в интересах неопределенного круга лиц к администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие, об обязании разместить на официальном сайте сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципального служащего,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Батыревского района Чувашской Республики, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики о признании незаконным бездействие администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, выразившееся в неразмещении в сети интернет сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 – лица, замещающего муниципальную должность и членов его семьи за 2016 год, об обязании администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в течение 15 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Туруновского сельского поселения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 – лица, замещающего муниципальную должность и членов его семьи за 2016 год.
Административный иск мотивирован тем, что данная обязанность, возложенная на органы местного самоуправления на основании Федерального закона «О противодействии коррупции», административным ответчиком не исполнена. На официальном интернет-сайте администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района в период с мая 2017 года и до момента проверки прокуратурой района не были размещены в открытом доступе сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 - лица, замещающего муниципальную должность (депутата Собрания депутатов Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики) и членов его семьи за 2016 год. Отсутствие информации о деятельности муниципального образования нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на доступ к этой информации.
Старший помощник прокурора Батыревского района Чувашской Республики Путяков В.В. в судебном заседании административное исковое заявление поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, указанным в административном иске.
Представитель административного ответчика администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики Михеев К.Ф., действующий на основании Устава, административный иск признал, обязался устранить допущенные нарушения.
Заслушав пояснения старшего помощника прокурора Батыревского района Чувашской Республики Путякова В.В., представителя административного ответчика Михеева К.Ф., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
По результатам проведенного изучения прокуратурой Батыревского района Чувашской Республики официального сайта администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики установлено, что должностными лицами администрации сельского поселения, ответственными за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений не обеспечено своевременное и полное размещение представленных депутатами Собрания депутатов Туруновского сельского поселения Батыревского района сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера их супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Из ответа администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в открытом доступе – в средствах массовой информации и сети Интернет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2016 год лиц, замещающих муниципальные должности (депутатов Собрания депутатов Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики), в том числе ФИО1 не размещены.
Часть 1 статьи 2 ФЗ от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие «лицо, замещающее муниципальную должность» - лицо, замещающее муниципальную должность, - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.
Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 40 Федерального закона № 131-ФЗ была введена новая редакция части 7.1, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.
В соответствии с частью 6 статьи 8 ФЗ «О противодействии коррупции» сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые лицами, замещающими должности, указанные в пунктах 1.1 - 3.2 части 1 настоящей статьи, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальных сайтах федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «г» пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» устанавливается контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности. Таким образом, представленные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) муниципальную должность, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3 ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции в Российской Федерации основывается на основных принципах, в том числе, публичности и открытости деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий (пункт 4 статьи 5).
Противодействие коррупции - деятельность, в том числе, органов местного самоуправления в пределах их полномочий по предупреждению коррупции (статья 1).
Пунктом 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 № 559 органам местного самоуправления рекомендовано руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
Порядок размещения сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, федеральных государственных служащих и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов и государственных органов субъектов Российской Федерации и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования утвержден Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 561, положениями которого орган местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом «О противодействии коррупции» обязан руководствоваться в своей деятельности.
Согласно статье 5 ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» и статье 7 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы в Российской Федерации обеспечивается посредством единства ограничений и основных требований при прохождении государственной гражданской службы и муниципальной службы.
Исходя из совокупности вышеприведенных положений федерального законодательства, устанавливающих взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации, провозглашающих единство правовых и организационных основ, следует, что одним из способов противодействия коррупции является неукоснительное соблюдение органом местного самоуправления законов, регламентирующих противодействие коррупции.
Исходя из вышеизложенного, следует, что законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными нормативными правовыми актами. В свою очередь, муниципальные правовые акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые ими не урегулированы.
В силу ч. 1 ст. 76 Конституции РФ федеральные законы имеют прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Исходя из изложенного, когда на администрацию Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, как орган местного самоуправления, в силу закона возложена обязанность по размещению в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, замещающих должности муниципальной службы, при этом установлено, что не размещение указанных сведений носит неправомерный характер, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных административных исковых требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что требования прокурора, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доказательства устранения вышеуказанного нарушения административным ответчиком суду не представлены.
Суд считает, что администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики для устранения нарушения разумно определить 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Административные исковые требования заместителя прокурора Батыревского района Чувашской Республики удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики, выразившееся в неразмещении в сети интернет сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 – лица, замещающего муниципальную должность и членов его семьи за 2016 год.
Обязать администрацию Туруновского сельского поселения Батыревского района Чувашской Республики в течение 15 календарных дней с момента вступления решения суда в законную силу разместить на официальном сайте Туруновского сельского поселения сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ФИО1 – лица, замещающего муниципальную должность и членов его семьи за 2016 год.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий: В.В. Елдратов
Копия верна:
Мотивированное решение изготовлено 01.02.2018 года.