Дело № 2а-2965/22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Сверчкова И.В.,
при секретаре Зубик О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 27 сентября 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Важанова А.А. к федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению Больница № 18 Управления ФСИН России по Республике Коми, федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-социальная часть № 11 ФСИН России и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации,
установил:
Важанов А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению Больница № 18 Управления ФСИН России по Республике Коми (далее также – Больница) и федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-социальная часть № 11 ФСИН России (далее также – МСЧ-11) о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в лечебном учреждении, в обоснование требований указав, что в Больнице коммунальные удобства и материальное оснащение, по мнению истца, не соответствуют стандартам и отклоняются от действующих норм.
Определением от 29.08.2022 к участию в деле в качестве соответчика привлечено ФСИН России, в качестве заинтересованного лица – Управление ФСИН по Республике Коми.
Стороны и заинтересованное лицо в судебное заседание не прибыли, своих представителей не направили.
Руководствуясь ст. 150 КАС РФ суд определил провести судебное заседание в отсутствие указанных лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Важанов А.А. проходил лечение в Больнице с 08.02.2022 по 06.03.2022 в терапевтическом отделении (корпус № 1) и содержался в палате № 12.
Административный истец в обоснование своих требований приводит следующие доводы.
В палате № 12 корпуса № 1 было допущено нарушение нормы жилой площади, палата требуют ремонта, с оконных проемов дует, нарушен температурный режим, в палатах нет радиоточки, прикроватных тумбочек не хватает, нет комнаты для просмотра телевизора, приходится мыть посуду в холодной воде, сантехнических приборов не достаточно, уборку не осуществляют, питание не соответствует норме, качество пищи низкое, на телефонные переговоры администрация ограничивает время, медицинский персонал не оказывает должного внимания, игнорируют обращения.
Истцом сделано утверждение о том, что норма площади на одного осужденного в палате № 12 не соблюдалась.
В силу части 2 статьи 10 и части 1 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Норма жилой площади в расчёте на одного осужденного к лишению свободы в лечебно-профилактических учреждениях не может быть меньше пяти квадратных метров.
Согласно техническому паспорту площадь палаты № 12, составляет 20,3 кв.м. с 09.02.2022 по 10.02.2022 в палате проживали 2 человека, с 11.02.2022 по 16.02.2022 – 4 человека, с 17.02.2022 по 06.03.2022 – 5 человек. Так площадь, приходящаяся на 1 осужденного в палате № 12 составляла более 5 кв.м., за исключением периода времени, когда в палате проживали 5 человек, а именно с 17.02.2022 по 06.03.2022, в это время на одного осужденного приходилось 4,06 кв.м., что не соответствует норме.
Таким образом, судом установлено незначительное нарушение нормы жилой площади в 5 кв.м. на одного осужденного, в период с 17.02.2022 по 06.03.2022. Исключение из этого норматива мебели и иного инвентаря, действующим законодательством не предусмотрено.
Фотоматериалами не подтверждается довод административного истца о том, что палата № 12 требует ремонта. Напротив, в палате выполнен косметический ремонт, стены и полы окрашены, следов сколов, трещин не имеется, линолеума на полу не имеется, окно выполнено из деревянных рам, нарушения целостности рам не наблюдается, рамы двойные. В палате имеется электрическая розетка, тумбочки для личных вещей пациентов.
Согласно журналу учета температуры воздуха в палате № 12 температура воздуха колебалась от 17 до 18 градусов, что соответствует норме.
Отсутствие в палатах радиоточки не оспаривается административным ответчиком, однако ему было предоставлено право просмотра телепередач в столовой учреждения.
Истец также указал на нехватку в корпусе № 1 горячего водоснабжения.
В силу п.п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 № 1454/пр здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением; подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.).
Пункт 8.1.1 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных постановлением Главного государственного врача РФ от 10.06.2010 № 64, предусматривает в жилых зданиях хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение.
Требования о подводке горячей воды к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях предусмотрены также Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста РФ, утвержденной Приказом Минюста РФ от 02.06.2003 № 130-ДСП, которая впоследствии была признана утратившей силу приказом Минюста России от 22.10.2018 № 217-дсп. Согласно п. 1.1 данной Инструкции ее положения должны были соблюдаться при разработке проектов на строительство, реконструкцию, расширение и техническое перевооружение зданий, помещений и сооружений исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, за исключением тюрем.
Здание корпуса № 1 действительно не подключено к централизованной системе горячего водоснабжения, в качестве компенсационной меры ответчиком в санитарном узле корпуса № 1 установлен водонагреватель, поэтому довод о нехватке горячей воды своего подтверждения не нашел. При этом в исковом заявлении истцом указано на возможность помыть посуду на втором этаже, т.е. горячей водой истец был обеспечен.
Корпус № 1 оборудован санитарной комнатой, в которой имеется 2 унитаза и три умывальника. Перегородки между унитазами и дверцы имеются, нормы приватности соблюдены.
Согласно таблице 32.3 Свода правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» уборная в мужских исправительных учреждениях должна быть оборудована одним унитазом и одним писсуаром, а также одним умывальником на 15 осужденных.
Сведения о нарушении установленной нормы отсутствуют.
Согласно справке от 18.07.2022 уборка в палатах проводится 2 раза в день. Генеральная уборка проводится 1 раз в месяц, о чем представлена копия журнала. Санитарное состояние палаты удовлетворительное, о чем указано в справке от 20.09.2022. уборочный инвентарь имеется.
Административный истец в качестве основания для взыскания в его пользу денежной компенсации указал на нарушения, допущенные в столовой учреждения.
Согласно представлению Ухтинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях от 14.07.2021 № 236ж-2021 нарушений в организации питания осужденных не выявлено. Качество готовых блюд проверяется медицинским работником Филиала «Больница» ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России и результаты оценки заносятся в соответствующий журнал. Обработка посуды осуществляется в помещении раздачи пищи. Замечаний по качеству приготовленной пищи, а также по качеству обработки посуды не выявлено. Весы в столовой имеются.
Согласно справке, в период пребывания административного истца в Больнице ему было предоставлено повышенное дополнительное питание. Жалоб на качество питания от Важанова А.А. в адрес администрации учреждения не поступало.
По вопросу недостаточности времени на телефонные переговоры следует отметить.
Ч. 1 ст. 92 УИК РФ осужденным к лишению свободы предоставляется право на телефонные разговоры. При отсутствии технических возможностей администрацией исправительного учреждения количество телефонных разговоров может быть ограничено до шести в год. Продолжительность каждого разговора не должна превышать 15 минут. Телефонные разговоры оплачиваются осужденными за счет собственных средств или за счет средств их родственников или иных лиц. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится исправительное учреждение.
Так предоставление права на телефонные переговоры находится в зависимости от наличия технической возможности для этого. Предоставление осужденным менее 15 минут времени отведенного для телефонных переговоров нарушением со стороны администрации Больницы не является.
Все обращения административного истца с жалобами на здоровье были зафиксированы в амбулаторной карте № 211, факты отказов в оказании медицинской помощи в амбулаторной карте, не зафиксировано. Равным образом, отсутствуют доказательства недопустимо грубого обращения персонала исправительного учреждения по отношению к истцу, выраженного в нецензурной форме.
Уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации основывается на принципах законности, гуманизма, демократизма, равенства осужденных перед законом, дифференциации и индивидуализации исполнения наказаний, рационального применения мер принуждения, средств исправления осужденных и стимулирования их правопослушного поведения, соединения наказания с исправительным воздействием (ст. 8 УИК РФ).
Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В силу частей 2, 11 статьи 12 УИК РФ осужденные имеют право на вежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания. Они не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или взысканию. Меры принуждения к осужденным могут быть применены не иначе как на основании закона. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний.
Таким образом, суд приходит к выводу, что коммунально-бытовые условия содержания Важанова А.А. частично не соответствовали установленным требованиям, а именно в палате № 12 было допущено нарушение нормы жилой площади в 5 кв.м. на одного осужденного, в период времени с 17.02.2022 по 06.03.2022.
Между тем следует отметить, что истец проживал в таких условиях 18 дней, что при отсутствии иных нарушений признается незначительным нарушением и по времени, и по свойству, не влекущим за собой взыскание денежной компенсации.
По остальным доводам, изложенным истцом, суд не усматривает отклонения от стандартного, неизбежного, уровня страданий, при отбывании наказания истцом в перечисленных случаях.
По указанным выше причинам, в удовлетворении исковых требований надлежит отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-188, 219, 226-228 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Важанова А.А. к федеральному казённому лечебно-профилактическому учреждению Больница № 18 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми, федеральному казенному учреждению здравоохранения Медико-социальная часть № 11 Федеральной службы исполнения наказаний России и Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Сверчков
Мотивированное решение составлено 05 октября 2022 года.
11RS0005-01-2022-004212-17