Советский районный суд г. Махачкалы
Дело №2-5413/2022
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 01 марта 2023 года по делу 33-1253/2023 (33-10690/2022)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Биремовой А.А.,
судей Гасановой Д.Г. и Минтемировой З.А.,
при секретаре судебного заседания Дибировой М.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГОсВД «г. Махачкала» на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 ноября 2022 года по иску Юсуповой Амины Сулеймановны к Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Администрации Советского района г. Махачкалы, МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о восстановлении в списках очередности на улучшение жилищных условий, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Заслушав доклад судьи Гасановой Д.Г., объяснения истца Юсуповой А.С. и ее представителя Сотавова Х.Н., просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
установила:
Юсупова А.С. обратилась в суд с иском к Администрации ГОсВД «г. Махачкала», Администрации Советского района г. Махачкалы, МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы о восстановлении в списках очередности на улучшение жилищных условий, предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением Администрации Советского района гор. Махачкалы от <дата>г. за № его доверитель, в лице опекуна родной бабушки Магомедовой Марьям Абдусаламовны, <дата> года рождения, проживающей по адресу: г. Махачкала, <адрес>, была принята на учет в списки очередности по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» за №.
На момент постановки на учет она именовалась как Магомедова Заира Сулеймановна, <дата> года рождения. После брака (<дата>.) взяла фамилию мужа «Юсупова». <дата>. поменяла имя на «Амина», в настоящее время Юсупова Амина Сулеймановна.
Согласно письму Администрации Советского района гор. Махачкалы от 11.01.2012г. №, гражданка Юсупова А.С. с <дата> состоит в списках очередности дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» за №.
Факт назначения Магомедовой Марьям Абдусаламовны опекуном Магомедовой Заиры Сулеймановны, <дата> года рождения, подтверждается постановлением Администрации Советского района гор. Махачкалы № от <дата>, а также удостоверением опекуна.
По сведениям Администрации Советского района гор. Махачкалы (письмо от 08.02.2022г. №.03/09-292/22) и Управления по делам архивов Администрации г. Махачкалы (письмо от 21.02.2022г. №) информация о наличии личного дела и указанного постановления № от <дата> об установлении опекунства над несовершеннолетней Магомедовой Заирой, <дата> года рождения, в архиве отсутствует.
Вместе с тем, Управлением по делам архивов Администрации г. Махачкалы представлена заверенная копия постановления Администрации Советского района гор. Махачкалы от 19.07.2001г. за №.
Согласно данному постановлению опекун Юсуповой А.С., ее бабушка Магомедова Марьям Абдусаламовна, 1939 года рождения, Администрацией Советского района гор. Махачкалы была включена в списки очередности по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий» за №.
Однако, согласно письму МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» Администрации гор. Махачкалы от 21.03.2022г. за №.18/02-1525/22, Юсупова А.С. в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в г. Махачкале не значится.
Между тем, Юсупова А.С. была включена в такой список, что подтверждается постановлением Администрации Советского района гор. Махачкалы от <дата> за №, несмотря на то, что в данном постановлении работником администрации внесена запись о включении в список ее опекуна - Магомедову М.А.
Более того, факт включения Юсуповой А.С. в названный список подтверждается письмом Администрации Советского района гор. Махачкалы от 11.01.2012г. за №.
Таким образом, никто другой, кроме Магомедовой Заиры Сулеймановны (в последующем Юсупова Амина Сулеймановна), <дата> года рождения, не мог быть включен вышеназванным постановлением в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкале.
Просит суд обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы восстановить Юсупову Амину Сулеймановну, <дата> года рождения, в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкале, обязать Администрацию ГОсВД «город Махачкала» предоставить Юсуповой АминеСулеймановне жилое помещение в виде благоустроенной квартиры в город Махачкалы по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> постановлено:
«Удовлетворить исковые требования Юсуповой Амины Сулеймановны к Администрации ГОсВД «г. Махачкала», МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы.
Обязать МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» города Махачкалы восстановить Юсупову Амину Сулеймановну, <дата> г.р., в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г. Махачкале.
Обязать Администрацию ГОсВД «г. Махачкала» предоставить Юсуповой Амине Сулеймановне, <дата> г.р., жилое помещение в виде благоустроенной квартиры к г.Махачкале по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма».
В апелляционной жалобе представитель Администрации ГОсВД «г. Махачкала» просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Он указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, а именно: в материалах дела стороной истца представлено Постановление № от <дата>, согласно которому, в списки очередности детей- сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий г. Магомедову М.А., проживающую по адресу: <адрес> за №.
Сторона истца ссылается в своих пояснениях на тот факт, что в данное постановление включена бабушка-опекун сироты Юсуповой Амины Сулеймановны.
Однако, согласно удостоверению об опекунстве №7, опекуном сироты Юсуповой Амины Сулеймановны (ранее Магомедовой Заиры) назначена Магомедова Марьям.
У суда не имелось достаточно оснований для установления того факта, что Магомедова М.А., включенная в список очередности детей-сирот Постановлением №, является опекуном Магомедовой Заиры (Юсуповой Амины Сулеймановны).
Более того, в Постановлении о включении в очередности детей-сирот указывается непосредственно сирота.
Также Администрацией г. Махачкала был дан официальный ответ о том, что учетное дело сироты Юсуповой Аминат Сулеймановны Советским <адрес>ом г.Махачкала в Администрацию г.Махачкала не было передано.
То есть, фактически. У Администрации г.Махачкала не возникло никаких обязательств перед истцом Юсуповой Аминат Сулеймановной.
Более того, Администрацией г.Махачкала было заявлено в ходе судебного заседания о пропуске сроков исковой давности, чему не дана надлежащая оценка судом.
То есть, стороной ответчика не представлено ни одно доказательство, что с момента получения Постановления №, которым якобы истец была поставлена в очередь в списке детей-сирот на улучшение жилищных условий до подачи искового заявления истцу не было известно об исключении Юсуповой Аминат из списка очередности детей-сирот на улучшение жилищных условий.
Вместе с тем, следует учесть, что согласно положению, предусмотренному ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации, осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу предусмотренных Федеральным законом от <дата> № гарантий, лица из числа указанной категории, включенные в список нуждающихся в обеспечении жильем, обладают правом на получение жилья в равной степени.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились ответчики и третье лицо, надлежащим образом судом извещены.
В соответствии с ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
Согласно ст. 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством России и законодательством субъектов России. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором России не предусмотрено иное.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта России, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта России, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены указанным лицам ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
Из приведенных правовых норм следует, что федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона от <дата> N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.
Республики Дагестан вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), регулируется Законом Республики Дагестан от 29.12.2004 N 58 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение этого закона Постановлением Правительства РД от 02.06.2009 N 161 утвержден «Порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан».
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от 04.12.2004 № 57 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Республики Дагестан по обеспечению жилой площадью детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» а также лиц из их числа в возрасте от 18 до 23 лет.
Статьей 3 данного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий имеют право получать из республиканского бюджета Республики Дагестан финансовые средства, необходимые для осуществления государственных полномочий; дополнительно использовать собственные финансовые средства и материальные ресурсы для осуществления государственных полномочий.
В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Дагестан от 29.12.2004 №58 уполномоченный Правительством Республики Дагестан орган исполнительной власти Республики Дагестан в порядке, установленном законом Республики Дагестан, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с частью 1 настоящей статьи.
В список включаются лица, указанные в абзаце первом части 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Пунктом 8 статьи 8 Закона № 58 предусмотрено, что дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам Республики Дагестан.
По смыслу перечисленных норм предоставление жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является обязанностью органов местного самоуправления и должно осуществляться на условиях договора найма специализированного жилого помещения.
Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Магомедова Амина Сулеймановна, <дата> года рождения. В свидетельстве о ее рождении II-БД №, выданному <дата>, выданном Управлением ЗАГСа Администрации МО ГО «г.Махачкала», ее родителями указаны отец – Магомедов Сулейман, мать – Магомедова Зухра Магомедовна.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от <дата> мать истца Магомедова Зухра Магомедовна, <дата> г.р., признана недееспособной.
Постановлением главы Администрации Советского района г.Махачкалы РД № от <дата> Магомедова Марьям А. (бабушка) была назначена опекуном над несовершеннолетней Магомедовой Заирой, <дата> г.р.
Постановлением главы Администрации Советского района г.Махачкалы РД № от <дата> Магомедова М.А. включена в списки детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно свидетельству о заключении брака, выданному Управлением ЗАГС Администрации г. Махачкалы <дата>, после заключения брака фамилия истцу присвоена фамилия - Юсупова.
Согласно ответу Прокуратуры г. Махачкалы №ж-2022 от <дата> на обращение Юсуповой А.С., Постановлением главы Администрации Советского района г.Махачкалы РД № от <дата> ее опекун Магомедова М.А. включена в списки детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Кроме того, из письма Администрации Советского района г. Махачкалы № от <дата> следует, что Юсупова А.С. состоит с <дата> в списках под №. Однако, в настоящее время на учете по улучшению жилищных условий в администрации ГОсВД «г. Махачкала» истец не состоит, что свидетельствует о неправомерных действиях Администрации. В целях указанного нарушения закона прокуратурой города <дата> внесено представление в адрес руководителя МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшение жилищных условий».
Судом установлено, что <дата> представитель истца по доверенности обратился к главе внутригородского района «Советский район» города Махачкалы с заявлением о выдаче заверенной копии постановления от <дата> за №.
Вместе с заявлением истцом были приложены все необходимые документы, что подтверждается сопроводительным письмом с описью приложенных документов от <дата>.
Согласно уведомлению №.03/09-292/22 от <дата> Администрации внутригородского района «Советский район» г. Махачкалы в имеющихся архивных документах личного дела по установлению над Юсуповой (Магомедовой) Аминой (Заирой) Сулеймановной, 01.03.1989 г.р., опеки попечительства нет.
Согласно ответу МКУ «Управление по реализации программы «Ветхое аварийное жилье» и улучшению жилищных условий» г. Махачкалы №.01-ОГ-494-Ю/22 от <дата>, истица не значится в списках детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий в городе Махачкале.
Суд обоснованно отклонил доводы ответчика о том, что удостоверение № не подтверждает назначение опекуном Магомедовой Мариям Абдусаламовны над несовершеннолетней Юсупой (Магомедовой) Заирой (Аминой) Сулеймановной, поскольку не указано отчество опекуна и отчество несовершеннолетней и нет подтверждения, что Юсупова (Магомедова) Заира (Амина) Сулеймановна включена в списки детей-сирот.
Данные доводы ответчика опровергаются исследованными судом документами ё ё а именно оригиналом постановления о назначении опекуна несовершеннолетней удостоверением № об установлении опеки над истицей, копией ответа Администрации Советского района г.Махачкалы № от <дата> Юсупова А.С. с <дата> состоит в списках очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий за номером №.
На запрос суда Администрацией Советского района г. Махачкалы от <дата> №.03/04-2691/22 дан ответ, что представить заверенную копию вышеуказанного письма не представляется возможным, поскольку документы категории «переписка по вопросам опеки и попечительства» отнесены к документам временного хранения и после п
Судом установлено, что опекуном над Юсупой (Магомедовой) Заирой (Аминой) Сулеймановной была назначена Магомедова Мариям Абдусаламовна и Магомедова Заира Сулеймановна была включена в списки детей-сирот, а ненадлежащее оформление и допущенные администрацией Советского района г. Махачкалы неточности при оформлении документов ущемляют права истицы.
Учитывая изложенные обстоятельства, представленные по делу доказательства, суд обоснованно признал установленным факт включения истицы в списки очередности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий и удовлетворил требования истца о восстановлении
Доводы апелляционной жалобы ответчика не содержат каких-либо новых обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, направлены на иную оценку доказательств, представленных сторонами, повторяют доводы ответчика в обоснование возражений на иск, что было предметом исследования в суде первой инстанции, не влияют на правильность принятого судом решения, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене решения суда.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда г. Махачкалы от 10 ноября 2022 года оставить без изменения, дополнив резолютивную часть решения суда после слов: «Социального найма» словами: «специализированных жилых помещений».
Апелляционную жалобу ответчика Администрации ГОсВД «г. Махачкала» – оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 6 марта 2023 года.