Дело № 2-7946/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Чарковой Н.Н.,
при секретаре Рейш В.А.,
с участием представителя истца Зотовой Н.А.,
представителя ответчика Потапова И.А.,
третьего лица Рослякова А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 26 сентября 2017 года гражданское дело по искам ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Рослякову Алексею Сергеевичу средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения,
у с т а н о в и л:
ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» обратилось в суд с исками к
ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Росляковым А.С. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, указав в обоснование, что в силу п. 2 ст. 318 Трудового кодекса РФ основанием для сохранения за работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого, шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника, а поскольку исключительность случая в решении центра занятости населения не указана, Общество полагает, что решение вынесено незаконно. Принятые, ответчиком оспариваемые решения, являются основанием для обращения уволенного работника к истцу с требованием произвести выплату пособия по сокращению, что возлагает необоснованные расходы на Общество, тем самым нарушает его права.
В порядке ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьего лица был привлечен Росляков А.С.
Определением суда от 12 сентября 2017 года по ходатайству представителя ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» гражданские дела по вышеуказанным исковым заявлениям объединены в одно производство.
В судебном заседании представитель ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснил, что не согласен с решениями Центра занятости населения о сохранении Рослякову А.С. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, так как доказательств исключительных обстоятельств для сохранения указанных выплат Рослякову А.С. в материалах личного дела не имеется; при вынесении решений о сохранении Рослякову А.С. средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения Центром учтены только два критерия, а именно обращение Рослякова А.С. в ЦЗН в месячный срок со дня увольнения и его не трудоустройство в течение указанных месяцев, что следует из ответов ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» на обращение Общества. Также представитель пояснила, что Рослякову А.С. не была предоставлена надлежащая услуга по содействию в поиске подходящей работы: направления выдавались не по всем вариантам подходящей работы, результаты рассмотрения подходящей работы в материалах личного дела отсутствуют, в апреле ответчик назначал Рослякову А.С. только одно посещение, а перерегистрация должна быть не реже 2 раз в месяц. Также представитель истца полагает, что устные пояснения Рослякова А.С. об отсутствии средств к существованию нельзя расценивать в качестве доказательства, очевидно подтверждающего данный факт. Кроме того, на момент принятия решения Росляков А.С. являлся индивидуальным предпринимателем.
Представитель ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях, пояснил, что согласно пояснительной записке курирующего инспектора, все обстоятельства, предусмотренные ст. 318 ТК РФ, при принятии решения были учтены, в том числе, и наличие исключительного случая; право на получение пособия по сокращению принадлежит гражданину, данное право наступает вне зависимости от мнения работодателя, не может быть оспорено работодателем и само по себе не влияет на права работодателя; истцом ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании не указано в чём заключается его нарушенное право и чем подтверждается нарушение этого права Центром, что является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо Росляков А.С. не согласился с заявленными требованиями, пояснил, что регулярно ходил на регистрацию в центр занятости населения, работу искал по направлениям, выдаваемым Центром, а также самостоятельно (направлял резюме), однако почтовый ящик заблокирован в связи с чем он не может представить доказательства. В период четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения не был трудоустроен ввиду отсутствия подходящей работы, вакансий; на его иждивении находятся двое малолетних детей, супруга находится в состоянии беременности, в связи с чем, переведена на легкий труд, средства к существованию в период поиска работы отсутствовали, на проживание он занимал деньги у родителей и знакомых, с 01.05.2017 семья имеет статус «малоимущей».
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, и оценив в совокупности все представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Судом установлено, что Росляков А.С. работал в ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» производителем работ (...), ** ** ** уволен по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса РФ в связи с сокращением штата работников организации.
Также установлено, что решением Арбитражного Суда Республики Коми от
29 сентября 2016 года по делу № А29-1348/2016 ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» признано банкротом, в отношении Общества открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Елькин В.М.
28 декабря 2016 года Росляков А.С. обратился в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» и был поставлен на регистрационный учет в качестве гражданина, ищущего работу.
Решениями ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. ., от ** ** ** №.. . за Росляковым А.С. сохранен средний месячный заработок за четвертый, пятый и шестой месяц со дня увольнения соответственно; указано, что решение принято на основании ст. 318 Трудового кодекса РФ, так как гражданин в месячный срок со дня увольнения обратился в орган службы занятости и не был им трудоустроен в течение 4 – 6 месяцев со дня увольнения.
Согласно пояснительной записке курирующего инспектора от ** ** ** в качестве исключительных обстоятельств сохранения за Росляковым А.С. средней заработной платы за 4 месяц со дня увольнения Центром учтены следующие обстоятельства: увольнение из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, обращение в ЦЗН в месячный срок после увольнения, нетрудоустройство (в т.ч. самостоятельно) на дату обращения, отсутствие средств к существованию, наличие нетрудоспособных членов семьи, находящихся на содержании. Аналогичные обстоятельства учитывались при принятии решений ** ** **, что отражено в пояснительных записках от ** ** **
В соответствии с ч. 1 ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации (пункт 1 части первой статьи 81 настоящего Кодекса) либо сокращением численности или штата работников организации (пункт 2 части первой статьи 81 настоящего Кодекса), выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, за ним также сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что в исключительных случаях средний месячный заработок сохраняется за указанным работником в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения по решению органа службы занятости населения при условии, если в месячный срок после увольнения работник обратился в этот орган и не был им трудоустроен.
Выплата выходного пособия в размере среднего месячного заработка и сохраняемого среднего месячного заработка, предусмотренных частями первой и второй настоящей статьи, производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя (ч. 3 ст. 318 ТК РФ).
Из приведенных норм закона следует, что в случае увольнения работника из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации ему безусловно выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше трех месяцев со дня увольнения.
Основанием для сохранения за указанным работником среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяца со дня увольнения является принятие органом службы занятости населения соответствующего решения, которое обусловлено наличием исключительного случая, касающегося увольнения работника.
Таким образом, сохранение среднего заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев после увольнения, как установлено ч. 2 ст. 318 ТК РФ, производится не в качестве общего правила, а в исключительных случаях.
Согласно разъяснениям Президиума Верховного Суда Российской Федерации в Обзоре судебной практики № 2, утвержденного 26 апреля 2017 года, по смыслу данной нормы закона, своевременное обращение уволенного работника в орган службы занятости населения и факт его нетрудоустройства этим органом являются предпосылкой для реализации права на сохранение за работником, уволенным из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, среднего месячного заработка за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения. Реализация же такого права связана с наличием исключительных случаев, подлежащих установлению соответствующим органом службы занятости населения при решении вопроса о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы с момента увольнения.
Отсутствие в норме закона перечня исключительных случаев не может служить основанием для принятия органом службы занятости населения решения о сохранении за работником среднего месячного заработка за четвертый, пятый, шестой месяцы со дня увольнения при наличии лишь факта соблюдения таким работником и самим органом службы занятости населения установленного порядка по предоставлению государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы.
Ввиду изложенного к юридически значимым обстоятельствам, подлежащим установлению при разрешении споров, связанных с предоставлением работнику, уволенному в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата сотрудников организации, государственной гарантии в виде сохранения среднего месячного заработка в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения (ч. 2 ст. 318 ТК РФ), относятся: факт обращения такого работника в месячный срок после увольнения в соответствующий орган службы занятости населения, нетрудоустройство этого работника указанным органом в течение трех месяцев со дня увольнения и наличие исключительного случая, касающегося уволенного работника и связанного с его социальной незащищенностью, отсутствием у него средств к существованию, наличием у него на иждивении нетрудоспособных членов семьи и тому подобного.
В силу п. 1 ст. 3 Закона РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Согласно п. 1. ст. 4 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" подходящей считается такая работа, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его квалификации, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 утверждены Требования к подбору подходящей работы.
В соответствии с Требованиями к подбору подходящей работы подбор подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам осуществляется исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения – работодателей (п. 2).
Подбор подходящей работы осуществляется с учетом профессии (специальности), должности, вида деятельности, уровня образования и квалификации, опыта и навыков работы, размера среднего заработка, исчисленного за последние 3 месяца по последнему месту работы гражданина, заключения о рекомендуемом характере и условиях труда, транспортной доступности рабочего места, а также требований работодателя к кандидатуре работника, содержащихся в сведениях о свободных рабочих местах и вакантных должностях (п. 3).
Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам, имеющим несколько профессий (специальностей), подбор подходящей работы осуществляется с учетом имеющихся профессий (специальностей), уровня квалификации, опыта и навыков работы (п. 11).
При предложении подходящей работы зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдаются направления на работу. Кандидатуры граждан в случае их согласия на подходящую работу согласовываются с работодателями. Зарегистрированным гражданам и безработным гражданам выдается не более 2 направлений на работу одновременно (п. 12).
Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 13.11.2012 N 524н утвержден Стандарт государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.
В соответствии с п. 15 Стандарта государственная услуга в части содействия гражданам в поиске подходящей работы включает следующие административные процедуры (действия): 1) анализ сведений о гражданине; 2) информирование гражданина о положениях статьи 4 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" и требованиях к подбору подходящей работы; правовых последствиях в случае отказа гражданина от подходящей работы; положениях трудового законодательства, устанавливающих право на труд, запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда; 3) подбор гражданину подходящей работы, исходя из сведений о свободных рабочих местах и вакантных должностях, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения; 4) согласование с гражданином вариантов подходящей работы; 5) согласование с работодателем кандидатуры гражданина; 6) оформление и выдача гражданину не более 2 направлений на работу; 7) информирование гражданина о необходимости представления выданного направления на работу с отметкой работодателя; 8) оформление в случае несогласия гражданина отказа от варианта подходящей работы; 9) предложение в случае отсутствия вариантов подходящей работы гражданину: направления на работу по смежной профессии (специальности); вариантов оплачиваемой работы, включая работу временного характера, требующей либо не требующей предварительной подготовки, отвечающей требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, содержащихся в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения, для самостоятельного посещения работодателей; 10) предложение пройти профессиональную подготовку, переподготовку или повышение квалификации по направлению органов службы занятости женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 11) оформление и выдача гражданину при его согласии: направления на работу по смежной профессии (специальности); перечня вариантов работы; предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 12) внесение результатов выполнения административных процедур (действий) в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения.
Пунктом 19 Стандарта предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является выдача гражданину: 1) направления на работу; 2) перечня вариантов работы; 3) предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения; 4) предложения пройти профессиональное обучение по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
Как усматривается из материалов личного дела, Росляков А.С. состоит в браке, имеет.. . детей, в ** ** ** окончил.. ., присвоена квалификация.. . по специальности «...». В период трудовой деятельности Росляков А.С. ** ** ** работал производителем работ (прорабом) в строительстве, а также в период с ** ** ** водителем автомобиля. В пожеланиях к будущей работе указана специальность.. ., производитель работ (прораб) в строительстве.
В период, с даты постановки на регистрационный учет ** ** **) и снятия с учета в связи с отказом от услуг (** ** **), Росляков А.С. регулярно обращался в ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» за сведениями о наличии вакансий, однако не был трудоустроен в связи с отсутствием вакансий и подходящей работы.
Рослякову А.С. выдавались выписки перечня вариантов подходящей работы из банка вакансий работодателей, имеющихся в базе ЦЗН, для самостоятельного поиска работы, а также направления на работу.
За период с ** ** ** Рослякову А.С. Центром занятости населения города Сыктывкара применительно к статье 4 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» было выдано три направления на работу: ** ** ** в ОАО Энергопроект-Високоградня по специальности производителя работ, требование знание английского языка; ** ** ** в ООО «К-Групп Коми» по специальности прораб по слаботочным системам; ** ** ** в ООО «Строймонтаж-СЭВ». По всем направлениям кандидатура Рослякова А.С. отклонена в связи с не соответствием заявленным требованиям, несоответствием специальности и отсутствием опыта работы в системах, отопления, водоснабжения, канализации соответственно.
Согласно плану самостоятельного поиска работы (по перечню вариантов работы) Росляков А.С. обращался к 5 работодателям, однако по причине отсутствия подходящей работы (с учетом профессии, опыта работы и вида деятельности) трудоустроен не был.
Как усматривается из личного дела, в течение четвертого, пятого и шестого месяцев со дня увольнения Центру трудоустроить Рослякова А.С. не удалось.
При этом нарушений Росляковым А.С. сроков обращения в службу занятости населения и нарушений, связанных с поиском работы, а также необоснованных отказов в трудоустройстве по предлагаемым вакансиям, судом не установлено и сторонами не представлено.
Как пояснил Росляков А.С., он самостоятельно предпринимал попытки трудоустроиться, направлял в организации своё резюме, однако представить подтверждение этому не может по причине блокировки почтового ящика.
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о добросовестности уволенного работника, его желании трудоустроиться, и вопреки доводов истца, не дают оснований суду полагать о незаинтересованности Рослякова А.С. в получении работы.
При этом, нарушение порядка предоставления услуг по содействию в поиске подходящей работы: выдача трех направлений на работу за весь спорный период, при наличии добросовестности третьего лица и его нетрудоустройства Центром, не должно лишать Рослякова А.С. права на выплату среднего месячного заработка.
Также третьим лицом в подтверждение своего семейного и материального положения суду представлены: копии свидетельств о рождении детей, справка о состоянии беременности супруги, справка о том, что супруге Рослякова А.С. рекомендован легкий труд, справка от ** ** ** о признании семьи уволенного малоимущей, выписка из лицевого счета, согласно которой на счета Рослякова А.С., как индивидуального предпринимателя, наложено ограничение на распоряжение счетом, а также выписка о состоянии вклада, где, как пояснил Росляков А.С., отражены зачисления истцом остатков заработной платы, а также заемные денежные средства.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу о том, что отсутствие у Рослякова А.С. средств к существованию, нахождение на иждивении двоих несовершеннолетних детей, признание семьи малоимущей, подтверждают наличие исключительных обстоятельств, в связи с которыми Росляков А.С. мог претендовать на сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства.
При таких обстоятельствах, у ГУ РК «ЦЗН города Сыктывкара» имелись основания для признания Рослякова А.С. лицом, оставшимся в результате увольнения без средств к существованию, и наличия исключительных обстоятельств для получения заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяц трудоустройства. Доказательств обратного истцом суду не представлено.
Доводы представителя истца о наличии в спорный период у Рослякова А.С. статуса индивидуального предпринимателя, в связи с чем, у третьего лица имелся источник дохода, суд не может принять во внимание, поскольку доказательств этому стороной истца не представлено. При этом, Росляков А.С. в суде пояснил, что предпринимательскую деятельность не осуществлял.. ., счета у него заблокированы, что подтверждает выписка из лицевого счета, на основании его заявления деятельность в качестве индивидуального предпринимателя прекращена ** ** **.
Принимая во внимание, что закон предусматривает равную обязанность родителей по содержанию своих несовершеннолетних детей, а также отсутствие у Рослякова А.С. дохода в спорный период, суд признает необоснованными доводы истца о том, что свидетельство о рождении ребенка подтверждает лишь факт наличия ребенка, а не нахождение его на содержании Рослякова А.С..
Доводы истца о том, что Росляковым А.С. не представлено доказательств самостоятельного поиска работы не могут служить основанием для принятия Центром занятости отрицательного решения, при наличии других исключительных обстоятельств.
Также суд не принимает во внимание доводы истца о нарушении ответчиком пункта 19 Приказа Минтруда России от 13.11.2012 № 524 н, поскольку данные нарушения не могут ограничить право уволенного на сохранение за ним среднего заработка при наличии исключительных обстоятельств.
Суд признает необоснованными доводы истца о том, что ответчиком Рослякову А.С. не предлагалась должность водителя, поскольку с учетом Требований к подбору подходящей работы учитываются навыки и опыт работы, а в рассматриваемом случае навыки работы водителем с учетом длительного перерыва у третьего лица утрачены.
Доводы истца об отсутствии в решениях Центра занятости оснований исключительности случая также не могут служить основанием для отмены оспариваемых решений, поскольку форма и структура решения законом не определена.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований суд не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд
р е ш и л:
В удовлетворении исковых требований ООО «Сыктывкарский промышленный комбинат» к Государственному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения города Сыктывкара» о признании незаконными решений о сохранении Рослякову Алексею Сергеевичу средней заработной платы за четвертый, пятый и шестой месяцы со дня увольнения, – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Чаркова