Дело № 2-13/2022
УИД 44RS0001-01-2016-002671-51
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 января 2022 года г. Кострома
Свердловский районный суд города Костромы в составе судьи Сопачевой М.В., при ведении протокола помощником судьи Зотовой Н.Е., с участием представителя истца Смирновой Л.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашкова И.Н. к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
установил:
Шашков И.Н. обратился в суд с иском к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. В обоснование требований указал, что на основании договора социального найма является нанимателем жилого помещения по адресу: <адрес>. Вместе с ним в этом жилом помещении проживают члены его семьи – сыновья Шашков А.И., <дата> рождения, и Шашков Р.И., <дата> года рождения. Наймодателем жилого помещения выступает ответчик. Постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2019 года дом № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Этим же постановлением был установлен срок отселения из указанного дома до 31 декабря 2018 года. В настоящее время дом обветшал до такой степени, что проживание в нем невозможно, поскольку угрожает жизни и здоровью не только членам его семьи, но и всем жильцам дома. Проживание в нем до определенного постановлением срока не реально, поскольку он в любой момент может обрушиться. Его обращение в Администрацию города Костромы с просьбой рассмотреть вопрос о порядке отселения его и членов его семьи с сокращением срока отселения оставлено без удовлетворения. С учетом изложенного, ссылаясь на положения статей 86, 87 ЖК РФ, истец просит обязать Администрацию города Костромы предоставить ему по договору социального найма благоустроенное жилье, которое будет равнозначно общей площади занимаемой им квартиры, и находящееся в пределах этого населенного пункта.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Шашков Р.И. и Шашков А.И.
Определением Свердловского районного суда города Костромы от 16 мая 2016 года исковое заявление Шашкова И.Н. к Администрации города Костромы о предоставлении жилого помещения по договору социального найма оставлено без рассмотрения в связи с неявкой истца в суд по вторичному вызову.
Определением этого же суда от 16 марта 2021 года вышеуказанное определение отменено, производство по гражданскому делу возобновлено.
При новом рассмотрении дела истец Шашков И.Н. исковые требования уточнил, просил обязать муниципальное образование городской округ город Кострома в лице Администрации города Костромы предоставить ему совместно с членами семьи Шашковым Р.И. и Шашковым А.И. по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
В судебное заседание истец Шашков И.Н. не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, его интересы представляет адвокат Смирнова Л.В.
Представитель истца Смирнова Л.В. исковые требования с учетом уточнения поддержала в полном объеме по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика муниципального образования городской округ город Костромы в лице Администрации города Костромы в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. В прошлом судебном заседании представитель ответчика Луценко А.В. исковые требования не признал, указал, что срок переселения граждан из спорного аварийного дома, в том числе семьи истца, перенесен на 31 декабря 2022 года, таким образом, поскольку этот срок еще не наступил, в данном случае орган местного самоуправления не нарушил прав истца. Кроме того, отметил, что истец на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, не состоит, в установленном порядке малоимущим не признан, а потому само по себе то обстоятельство, что истец с членами семьи занимает квартиру в жилом доме, признанном непригодным для проживания, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения их жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ, при отсутствии иных, предусмотренных статьей 49 ЖК РФ оснований. Также обратил внимание на недоказанность истцом угрозы жизни и опасности при проживании в жилом спорном доме.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно статье 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище.
Как следует из материалов дела и установлено в судебном заседании, на основании ордера № от <дата>, выданного исполнительным комитетом Ленинского районного совета народных депутатов города Костромы, Ш.С. и членам ее семьи: Шашковым И.Н. (супругом), Ш.М. (дочерью), Шашковым Р.И. (сыном), предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес>.
<дата> Ш.С. умерла.
Согласно справке МКУ г. Костромы «Центр регистрации граждан» № 11998 в настоящее время в вышеуказанной квартире зарегистрированы: в качестве нанимателя Шашков И.Н., в качестве членов семьи нанимателя его сыновья – Шашков Р.И. и Шашков А.И.
По информации, предоставленной Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, жилое помещение по адресу: <адрес> реестре муниципальной собственности не значится. В реестре муниципальной собственности значатся следующие жилые помещения в доме № по <адрес>: квартира №, общей площадью 41,4 кв.м, в том числе жилой – 24,4 кв.м, предоставленная нанимателю Д.А.; квартира №, общей площадью 20,3 кв.м, в том числе жилой – 12,1 кв.м, в которой никто не зарегистрирован; квартира №, общей площадью 20,3 кв.м, в том числе жилой – 12,1 кв.м, предоставленная нанимателю Б.О. При этом в АО «ЕИРКЦ» открыты лицевые счета: № на квартиру № на имя Д.А.; № на квартиру № на имя Шашкова И.Н.; № на квартиру № на имя Б.О. На основании изложенного Управлением имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы сделан вывод о том, что имеет место техническая ошибка при нумерации квартир при выполнении инвентаризации органами БТИ, и указано, что Шашков И.Н. и члены его семьи имеют право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма бессрочно.
В соответствии с частью 1 статьи 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире (часть 2 указанной выше статьи).
Согласно положениям статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что установлено частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
В соответствии с пунктом 7 Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Согласно заключению межведомственной комиссии Администрации города Костромы от 05 декабря 2014 года № 99 многоквартирный <адрес> является аварийным и подлежащим сносу.
При этом из акта обследования помещений в указанном многоквартирном доме № 69 от 05 декабря 204 года, составленного межведомственной комиссии Администрации города Костромы, следует, что физический износ дома на 2013 год составляет 66%; фундамент дома имеет деформации кладки в виде просадки и вертикальных сквозных трещин, выветривание раствора из швов; наружные стены деревянные щитовые имеют деформации, искривление горизонтальных и вертикальных линий со смещением, древесина щитов поражена сквозными трещинами, имеется выветривание утеплителя, нижняя обвязка щитов поражена гнилью по всему периметру дома; деревянные балки перекрытий имеют уклоны, просадки в местах опоры на стены; стропила, ригель, стойки и мауэрлат повреждены сквозными трещинами, покрытие из асбестоцементных листов имеет значительные повреждения, сколы, трещины, массовые протечки; полы в помещениях имеют зыбкость при ходьбе; конструктивные элементы жилого дома находятся в недопустимом состоянии в связи с большим физическим износом деревянных конструкций.
10 февраля 2015 года Администрацией города Костромы принято постановление № 284 о признании необходимым сноса многоквартирного дома № по <адрес> и установлении срока отселения жителей указанного дома до 31 декабря 2018 года.
Постановлением Администрации города Костромы от 24 мая 2018 года № 1043 внесены изменения в пункт 2 постановления от 10 февраля 2015 года № 284, цифры «2018» заменены на цифры «2022».
Как разъяснено в абзаце 5 раздела 3 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в ситуации, когда дальнейшее проживание в аварийном жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, создает угрозу для жизни и здоровья нанимателя и членов его семьи, суд вправе обязать орган местного самоуправления предоставить указанным лицам другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Исходя из этой правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дел по искам граждан о предоставлении другого жилого помещения по договору социального найма вне очереди в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу необходимо принимать во внимание наличие решения Межведомственной комиссии о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, установленные органом местного самоуправления сроки сноса, а также опасность проживания в доме для жизни и здоровья человека с учетом состояния дома, критериев, по которым дом признан аварийным, и других обстоятельств.
Если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья человека по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, предусмотренным действующим законодательством, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома, срока отселения граждан из аварийного жилья, в том числе и срока реализации целевых программ по жилью, и суд в таком случае может обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Принимая во внимание, что проживание истца и членов его семьи в ранее занимаемом жилом помещении является невозможным по причине опасности для жизни и здоровья, что следует из описания состояния многоквартирного жилого дома, содержащегося в акте обследования помещений межведомственной комиссией от 05 декабря 2014 года, что других жилых помещений, пригодных для проживания, на праве собственности или ином законном основании истец и члены его семьи не имеют, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
При этом суд полагает, что поскольку из указанных выше правовых норм следует, что предоставление жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилья регулируется специальными нормами, признание истца малоимущим и принятие его на учет нуждающихся в жилых помещениях при разрешении спора о предоставлении жилого помещения в порядке, предусмотренном статьями 86-89 ЖК РФ, вопреки доводам ответчика не требуется.
Доводы ответчика о том, что установленный постановлением Администрации города Костромы от 10 февраля 2015 года в редакции постановления от 24 мая 2018 года срок отселения не наступил, не является основанием для отказа истцу в иске, поскольку, как отмечено выше, проживание в жилом доме, в котором находится занимаемое Шашковым И.Н. жилое помещение, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния.
Каких-либо данных, свидетельствующих о реальной возможности проживания в спорном жилом помещении без угрозы жизни и здоровья проживающих в таком помещении лиц, ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 14 от 2 июля 2009 года «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению, в том числе, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания, судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
Таким образом, предоставление жилого помещения по договору социального найма в связи со сносом дома носит компенсационный характер.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд считает, что орган местного самоуправления обязан предоставить истцу с членами семьи по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в черте города Костромы, отвечающее санитарно-техническим требованиям, равнозначное ранее занимаемому жилому помещению, взамен жилого помещения по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст.ст. 194, 198, 199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2022 ░░░░.