№
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
****год г. Иркутск
Ленинский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Зайцевой И.В., при секретаре судебного заседания Макеевой Г.А., с участием прокурора Касьянниковой А.Л., представителей административного истца Шободоева В.Е., Сержантова П.Е., Иванилова Д.А., представителя административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва Кузнецовой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению Кочановой И. Д. к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Красноштанова А. А.,
УСТАНОВИЛ:
Кочанова И.Д. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва о признании незаконным и отмене решения избирательной комиссии о регистрации кандидата Красноштанова А.А.
В обосновании заявленных требований, с учетом их изменений в порядке ст. 46 КАС РФ, административным истцом указано, что ****год ОИК №6 было принято решение № «О регистрации Красноштанова А.А. кандидатом в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №». ****год в 11 часов 10 минут был составлен итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата Красноштанова А.А. Полагает, что ОИК № необоснованно и преднамеренно были признаны действительными подписи на листах <...> (общее количество <...>) в строке 1. Данные подписи должны быть признаны недействительными, поскольку при формировании запроса комиссией умышленно были допущены ошибки в написании паспортных данных сборщика ФИО7 У ОИК №6 имелось 3 основания для отказа в регистрации Красноштанову А.А. по подп. «в», «в.1», «д» п. 24 ст. 38 Закона 67-ФЗ
Просит незаконным и отменить Решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от ****год № «О регистрации Красноштанова А.А. кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №».
Определением суда от ****год к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Избирательная комиссия г. Иркутска.
В судебное заседание административный истец Кочанова И.Д. не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена, просила о рассмотрении дела в свое отсутствие..
В судебном заседании представители административного истца Шободоев В.Е., Сержантов П.Е., Иванилов А.Д., действующие на основании доверенности с соответствующим объёмом полномочий, измененные административные исковые требования поддержали в полном объёме по доводам, изложенным в изменном административном исковом заявлении.
Представитель административного ответчика Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва Кузнецова И.В. возражала против удовлетворения административных исковых требований, однако согласилась с тем, что в подписные листы должны быть внесены достоверные данные.
В судебное заседание заинтересованные лица Избирательная комиссия г. Иркутска, Красноштанов А.А., не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 243 КАС РФ, о времени и месте рассмотрения административного дела о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд извещает лиц, участвующих в деле, и прокурора. Неявка в суд лиц, которые участвуют в административном деле, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания и присутствие которых не было признано судом обязательным, а также неявка надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания прокурора не является препятствием для рассмотрения и разрешения указанного административного дела.
Учитывая, положения ч. 3 ст. 243 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца Кочановой И.Д., представителя Избирательной комиссии г. Иркутска, заинтересованного лица Красноштанова А.А.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего, что административные исковые требования, подлежат удовлетворению, изучив материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Конституция Российской Федерации гарантирует гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти (часть 2 статьи 32).
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, на должность высшего должностного лица выдвигаются избирательным объединением, в случае, если это предусмотрено законом субъекта Российской Федерации, - путем самовыдвижения (пункт 2 статьи 32 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Решением Думы города Иркутска от ****год № «О назначении выборов депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва» назначены, выборы депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва на 8 сентября 2019 года.
Окружная избирательная комиссия одномандатного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва сформирована, ее состав определен решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год №.
Решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год № председателем Окружной избирательной комиссии одномандатного округа №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва назначена Кузнецова И.В.
Согласно пункту 1 статьи 35.1 Федерального закона от ****год № 67-ФЗ, необходимым условием регистрации кандидата на выборах депутатов представительных органов муниципальных образований является поддержка выдвижения кандидата, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в названной статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
В соответствии с пунктом 1 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ, частью 2 статьи 56 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, выдвинутых по одномандатным избирательным округам, - 0,5 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.
Пунктом 1 ст. 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ определено, что регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов (если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 настоящей статьи), или (и) при наличии необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований в соответствии с пунктом 17 статьи 37 настоящего Федерального закона либо при наличии решения политической партии (ее регионального отделения или иного структурного подразделения), на которую распространяется действие пунктов 2 - 7 статьи 35.1 настоящего Федерального закона или пункта 16 настоящей статьи.
Порядок и правила сбора подписей в поддержку выдвижения кандидата, правила оформления подписных листов регламентируются ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ
Частью 1 статьи 61 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» определено, что количество проверяемых подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, муниципального списка кандидатов и представленных в соответствующую избирательную комиссию для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, устанавливается решением избирательной комиссии муниципального образования, но не может быть менее 20 процентов от установленного статьей 56 настоящего Закона количества подписей избирателей, необходимого для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов.
Решением Избирательной комиссии города Иркутска от ****год № «О количестве подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатов на выборах депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва» определено, что для регистрации кандидатов в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №6 необходимо 66 подписи, при максимальном количестве подписей, представляемых в избирательную комиссию – 72. Также установлено, что проверке подлежат все подписи избирателей и соответствующие им данные об избирателях, содержащиеся в подписных листах, представленных для регистрации.
Избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата требованиям закона и принять решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации (пункт 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ).
Из материалов дела следует и судом установлено, что ****год Красноштановым А.А. подано заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Иркутска по одномандатному избирательному округу №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва в порядке самовыдвижения.
****год окружная избирательная комиссия № приняла от Красноштанова А.А. помимо необходимых документов для регистрации кандидата: подписные листы с подписями избирателей в количестве 72 штук, сброшюрованные в одну папку, всего заявлено 72 подписей; протокол об итогах сбора подписей на одном листе; сведения об изменениях в данных о кандидате на одном листах, о чем Красноштанову А.А. выдано письменное подтверждение.
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва № от ****год в качестве кандидата в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №6 зарегистрирован Красноштанов А.А.
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №6 по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва № от ****год Кочанова И.Д. зарегистрирована в качестве кандидата в депутаты Думы г. Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №.
На основании положений ч. 10 ст. 239 КАС РФ, административный истец, являясь кандидатом, зарегистрированным по избирательному округу №, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата по тому же избирательному округу.
Предъявляя административные исковые требования, административный истец указывает, что ОИК № необоснованно были признаны действительными подписи на листах 1<...> (общее количество <...>) в строке 1.
Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва № от ****год образована рабочая группа по проверке порядка соблюдения выдвижения кандидата, правильности оформления документов, представленных кандидатами, и достоверности содержащихся к них сведений и подписей избирателей при проведении выборов депутатов Думы г. Иркутска седьмого созыва, утвержден ее состав.
****год руководителем рабочей группы Кузнецовой И.В. составлен и подписан итоговый протокол проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному округу № Красноштанова А.А., согласно которому количество заявленных подписей избирателей 72, количество представленных подписей избирателей 72, количество проверенных подписей избирателей 726, количество подписей избирателей, признанных недостоверными и (или) недействительными 2, количество достоверных подписей 70.
В ведомости проверки подписных листов от ****год отражены аналогичные сведения.
Правила оформления подписных листов регламентируются ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
В соответствии со ст. 57 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области» подписной лист должен содержать: 1) слова "Подписной лист"; 2) дату голосования; 3) наименование выборной должности, на которую баллотируется кандидат, либо представительного органа муниципального образования, иного выборного органа местного самоуправления, в который баллотируется кандидат (в случае выдвижения кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования по одномандатному (многомандатному) избирательному округу - также наименование или номер соответствующего избирательного округа); 4) наименование избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, муниципальный список кандидатов, а в случае выдвижения кандидата в порядке самовыдвижения - указание на это обстоятельство; 5) установленные частью 3 настоящей статьи сведения о кандидате, в поддержку выдвижения которого осуществляется сбор подписей избирателей; 6) места для внесения предусмотренных Федеральным законом, настоящим Законом сведений об избирателе, вносящем подпись, даты внесения подписи избирателем и подписи избирателя; 7) заверительные надписи лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей с использованием данного подписного листа, и кандидата (уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов), предусмотренные частями 4, 5 настоящей статьи.
Подписной лист должен содержать следующие сведения о кандидате: 1) фамилия, имя и отчество; 1(1)) сведения о гражданстве; 2) дата рождения; 3) основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий кандидата (документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, обучающийся (с указанием наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность), домохозяйка, временно неработающий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа; 4) субъект Российской Федерации, район, город, иной населенный пункт, где находится место жительства кандидата; 5) в случае если у кандидата имелась или имеется судимость, - сведения об имевшихся когда-либо или имеющихся судимостях кандидата (с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) Уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) и наименования закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации); 6) сведения о принадлежности кандидата к политической партии либо иному общественному объединению и свой статус в них, если членство в данной политической партии либо данном общественном объединении кандидат указал в заявлении о согласии баллотироваться в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 49 настоящего Закона.
Лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, собственноручно указывает в подписном листе свои фамилию, имя, отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства (с указанием наименования субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), проставляет подпись и дату ее внесения (день, месяц, год). Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.
Кандидат, а в случае заверения подписного листа, содержащего подписи избирателей, собранные в поддержку выдвижения муниципального списка кандидатов, - уполномоченный представитель избирательного объединения напротив своих фамилии, имени и отчества собственноручно ставит свою подпись и дату ее внесения (день, месяц, год).
Пунктом 12 ст. 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» также установлено, что каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения. Адрес места жительства может не содержать каких-либо из указанных в подпункте 5 статьи 2 настоящего Федерального закона реквизитов (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номеров дома и квартиры) в случае, если это не препятствует его однозначному восприятию с учетом фактических особенностей места жительства лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума.
Таким образом, законом четко оговорен порядок заверения подписного листа, который предусмотрен также и самой формой подписного листа (Приложение 5 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).
Пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований признания подписей избирателей недействительными, в том числе недействительными признаются: подписи избирателей, участников референдума, указавших в подписном листе сведения, не соответствующие действительности. В этом случае подпись признается недействительной только при наличии официальной справки органа, осуществляющего регистрацию граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, либо на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи.
Аналогичное основание признания недействительным подписей избирателей указано в п.п. 19 ч. 9 ст. 61 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области», в соответствии с которым недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего муниципальный список кандидатов, не соответствуют действительности.
Перечень оснований отказа в регистрации кандидата установлен пунктом 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, в качестве которых федеральный законодатель предусмотрел, в том числе недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата (подпункт «д»).
Аналогичное основание отказа в регистрации кандидата установлено п. 7 ч. 1 ст. 63 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011 года № 116-ОЗ «О муниципальных выборах в Иркутской области».
Из указанных административным истцом подписных листов <...> следует, что сборщиком подписей является ФИО7, указаны паспортные данные «№».
Однако из представленной информации Управления по вопросам миграции МУ МВД России «Иркутское» от ****год № следует, что в подписных листах сборщика ФИО7 имеются несовпадения в указании паспортных данных: серия и номер документа, удостоверяющего личность «№».
Исследовав подлинники подписных листов, принимая во внимание представленное соглашение по обстоятельствам дела, подписанное сторонами, суд приходит к выводу, что в подписных листах <...> имеются недостоверные сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, в силу чего имеются основания для признания указанных подписных листов недействительными, следовательно, Решение Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № по выборам депутатов Думы города Иркутска седьмого созыва от ****год № «О регистрации Красноштанова А.А. кандидатом в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу №» является незаконным и подлежит отмене.
Согласно части 1 статьи 244 КАС РФ, суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает оспариваемое решение незаконным, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений.
Поскольку суд пришел к выводу о том, что имеются основания для отмены решения о регистрации кандидата в депутаты Думы города Иркутска седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № Красноштанова А.А. в виду представления недостоверных сведений о сборщике подписей избирателей, с учетом положений пункта 1 статьи 5 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» дополнительного определения в решении суда способа и сроков восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений в рассматриваемом случае не требуется.
Оценивая собранные по делу доказательства в совокупности, их взаимной связи, с учетом достаточности, достоверности, относимости и допустимости, суд полагает административные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 244 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №6 ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░ ****░░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №»
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ****░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░