Дело № 12-80/22
РЕШЕНИЕ
[ДД.ММ.ГГГГ] [Адрес]
Судья Автозаводского района г. Н. Новгорода Толочный А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании (г. Н. Новгород, пр. Октября, 28) жалобу Гончарова Н.Н. на постановление государственного инспектора межрегионального отдела магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора [Адрес] управления Ростехнадзора от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] о привлечении главного инженера ООО [ Н ] Гончарова Н.Н., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, уроженца [Адрес], зарегистрированного по адресу: [Адрес], проживающего по адресу: [Адрес], к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Главный инженер ООО [ Н ] Гончаров Н.Н. обратился в Автозаводский районный суд [Адрес] с жалобой на указанное постановление.
В жалобе указывает, что должностным лицом Ростехнадзора не правильно квалифицирован состав административного правонарушения; спорное постановление вынесено с нарушением правил подсудности; в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
Просит оспариваемое постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание Гончаров Н.Н., представитель Управления Ростехнадзора, не явились. О дате, времени и месте рассмотрения материалов дела извещены надлежащим образом.
В судебном заседании представитель Гончарова Н.Н. – Белая Е.В., доводы, изложенные в жалобе поддержала, представила пояснения по существу рассматриваемого дела.
Заслушав стороны, обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив собранные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ Судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В силу ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ По результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;
2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;
5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Частью 2 ст. 14.1 КоАП РФ определено, что осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Прокуратурой [Адрес] была проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о промышленной безопасности опасных производственных объектов ООО [ Н ]
Согласно ст.6 Федерального Закона РФ от 21.07.1997 № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее – ФЗ № 116), к видам деятельности в области промышленной безопасности относятся проектирование, строительство, эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; проведение экспертизы промышленной безопасности.
Отдельные виды деятельности в области промышленной безопасности подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязательным требованием к соискателю лицензии для принятия решения о предоставлении лицензии на эксплуатацию опасных производственных объектов является наличие документов, подтверждающих ввод опасных производственных объектов в эксплуатацию, или положительных заключений экспертизы промышленной безопасности на технические устройства, применяемые на опасных производственных объектах, здания и сооружения на опасных производственных объектах, а также в случаях, предусмотренных статьей 14 настоящего Федерального закона, деклараций промышленной безопасности.
Лицензирующий орган не вправе требовать от соискателя лицензии представления указанных документов, если такие документы находятся в распоряжении лицензирующего органа, органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением документов, включенных в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Лицензирующий орган самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в уполномоченных органах, если заявитель не представил их по собственной инициативе.
Указанные документы могут быть представлены соискателем лицензии в форме электронных документов.
В силу ч.1 ст.9 ФЗ № 116, Организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31.07.2020 № 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
В силу ч.2 ст.10 ФЗ № 116, планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Частью 1 ст.14.1 ФЗ № 116 определено, что работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Правительством РФ Постановлением от 12.10.2020 № 1661 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II И III классов опасности», утверждено Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II И III классов опасности.
В соответствии с п.2 указанного выше Положения, лицензируемый вид деятельности включает в себя выполнение работ на объектах по перечню согласно приложению.
Согласно Приложению к Положению, к лицензируемому виду деятельности относится, в том числе, получение (образование) воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II или III классов опасности (далее - объекты).
Согласно п.12 ч.1 ст.12 Федерального Закона РФ от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – ФЗ № 99), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности, в том числе, эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Материалами дела установлено, что ООО [ Н ] фактически эксплуатируется опасный производственный объект – сеть газопотребления, расположенная по адресу: [Адрес], при отсутствии соответствующей лицензии на его эксплуатацию.
Должностным лицом, ответственным за выявленные нарушения является главный инженер ООО [ Н ] Гончаров Н.Н.
Действия Гончарова Н.Н. правильно квалифицированы по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ч.ч.1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Гончарова Н.Н. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 КоАП РФ подтверждены совокупностью исследованных должностным лицом управления Ростехнадзора доказательств, проверенных судом апелляционной инстанции, получивших оценку и анализ в соответствии с требованиями ст. ст. 26.1, 26.7, 26.11 КоАП РФ, правильность которых сомнений не вызывает.
Вина Гончарова Н.Н. установлена и подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела, а именно: постановлением о назначении административного наказания от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер], в соответствии с которым Гончаров Н.Н. не отрицает факт отсутствия лицензии в связи с ковидными ограничениями; определением об исправлении опечатки в Постановлении о назначении административного наказания от [ДД.ММ.ГГГГ]; представлением об устранении причин и условий, способствовавших совершении административного правонарушения от [ДД.ММ.ГГГГ]; постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от [ДД.ММ.ГГГГ]; требованием о предоставлении информации от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер]; актом проверки от [ДД.ММ.ГГГГ]; копией паспорта Гончарова Н.Н.; копией приказа Общества от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] об утверждении должностной инструкции главного инженера; копией должностной инструкции главного инженера Общества; копией свидетельства о регистрации ;[Номер] от [ДД.ММ.ГГГГ] с приложениями; копией страхового полиса сети газопотребления Общества серии № [Номер]; копией акта технической приемки и сдачи в эксплуатацию зданий и сооружений.
Доводы заявителя, изложенные в жалобе, являются необоснованными, противоречащими закону, поскольку фактически сводятся к переоценке собранных по делу доказательств, однако оснований для этого не имеется.
Изложенная в дополнении к жалобе позиция, относительно нарушения правил подсудности опровергается материалами дела и самим спорным постановлением о назначении административного наказания, в соответствии с которым должностное лицо Ростехнадзора не нашло оснований для назначения административного наказания в виде дисквалификации Гончарова Н.Н.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства, в силу частей 2, 3 статьи 4.1 КоАП РФ, учитываются при назначении административного наказания.
Статьёй 2 Конституции РФ регламентировано, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Из положений ст.18 Конституции РФ следует, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В соответствии с абзацем третьим пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Действительно, не исключатся освобождение от административной ответственности по делу в области административных правонарушений в сфере экологической безопасности при наличии достаточных для этого условий.
Вместе с тем, учитывая характер выявленного правонарушения, направленный на исполнение действующего законодательства, базирующегося на обеспечении жизни и здоровья людей, правовых оснований для признания административного правонарушения, вызванных бездействием должностного лица в области несоблюдения норм экологической безопасности, малозначительным – не имеется.
Должностное лицо – Гончаров Н.Н., обоснованно привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Иные доводы жалобы заявителя, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки должностным лицом управления Ростехнадзора, а также к выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, выполненной в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств и доказательств в данном случае является позицией заявителя, отражает его субъективное толкование норм законодательства и не может служить основанием для отмены вынесенного постановления.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Наказание должностному лицу назначено в пределах санкции ч.1 ст.9.1 КАП РФ.
Обжалуемое постановление обосновано, мотивировано и соответствует требованиям ст. 29.10 КоАП РФ.
Существенных нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену или изменение вынесенного по делу постановления, не имеется.
Оснований к прекращению производства по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица, либо применения положений, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ, по делу не усматривается.
При таких обстоятельствах, постановление должностного лица управления Ростехнадзора следует оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление государственного инспектора межрегионального отдела магистрального трубопроводного транспорта и газового надзора [Адрес] управления Ростехнадзора от [ДД.ММ.ГГГГ] [Номер] о привлечении главного инженера ООО [ Н ] Гончарова Н.Н., [ДД.ММ.ГГГГ] года рождения, к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ - оставить без изменения, а жалобу Гончарова Н.Н. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Автозаводский районный суд г. Н. Новгорода в течение 10 дней.
Судья А.Н. Толочный