<данные изъяты>
УИД: 36RS0006-01-2020-001277-61
Дело №2а-1695/20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 июня 2020 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:
Председательствующего: Шумейко Е.С.,
При секретаре: Дегтяревой Н.В.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Перцевой Надежде Кимовне
- о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 7620,24 рублей, недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 69934,04 рублей, за 2017 год в размере 150 477 рублей,
У с т а н о в и л:
ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась в Центральный районный суд города Воронежа с административным исковым заявлением к Перцевой Н.К. о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 7620,24 рублей, недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 69934,04 рублей, за 2017 год в размере 150 477 рублей.
Обосновывая заявленные требования, административный истец указывает, что в собственности Перцевой Н.К. находятся
- земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №, площадь 1000 кв.м.,
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 144,70 кв.м.
В адрес Перцевой Н.К. было направлено требование № 28351 об уплате налогов, сбора, пени, штрафов по состоянию на 13.12.2018.
Данное требование в добровольном порядке налогоплательщиком не исполнено, что явилось поводом для обращения с заявлением о вынесении судебного приказа.
Определением мирового судьи судебного участка №3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 22.07.2019 отказано в принятии заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о вынесении судебного приказа о взыскании с Перцевой Н.К. задолженности по налогам.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Административный ответчик Перцева Н.К. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, судом постановлено рассмотреть дело в ее отсутствие.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам:
В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 2 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.1 ст. 23 НК РФ обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов): уплачивать законно установленные налоги; встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ; вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах; в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено НК РФ.
В соответствии с п.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков исполняется ответственным участником этой группы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу ч.5 ст. 23 НК РФ за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Объектом налогообложения признаются дома, дачи, квартиры, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Законом № 2003-1 от 09.12.1991г. «О налогах на имущество физических лиц» установлены ставки налога в зависимости от стоимости имущества.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются, в частности, физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 этого Кодекса, на праве собственности, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 389 НК РФ объектом обложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Положениями статьи 390 НК РФ предусмотрено, что налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 66 ЗК РФ, регламентирующей оценку земли, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
На основании пункта 1 статьи 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 4 статьи 391 НК РФ для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В силу ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
На основании материалов дела судом установлено, что в собственности Перцевой Н.К. находятся
- земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №, площадь 1000 кв.м.,
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: <адрес>, кадастровый №, площадь 144,70 кв.м.
Согласно налоговому уведомлению №39116924 от 23.09.2018 Перцевой Н.К. предложено в срок до 03.12.2018 оплатить, в том числе, задолженность по земельному налогу за 2015 год в размере 69934,04 рублей, за 2017 год в размере 150 477 рублей, по налогу на имущество физических лиц за 2016 год в размере 17004 руб.
В срок, установленный законодательством, данная сумма задолженности не уплачена, в связи с чем, должнику было выставлено требование № 28351 от 13.12.2018 об уплате в срок до 15.01.2019 задолженности по земельному налогу в размере 220411,04 рублей, по налогу на имущество физических лиц в размере 17004 руб.
Согласно пункту 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено данным пунктом.
Таким образом, последним днем обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа является 15.07.2019.
С заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа обратилась 22.07.2019, что следует из материала по заявлению ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о выдаче судебного приказа о взыскании налогов с Перцевой Н.К.
Следовательно, указанный процессуальный срок пропущен.
Административным истцом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока.
Согласно части 1 статьи 95 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицам, пропустившим установленный настоящим Кодексом процессуальный срок по причинам, признанным судом уважительными, пропущенный срок может быть восстановлен.
Административное исковое заявление, содержащее ходатайство о восстановлении пропущенного процессуального срока, указания на обстоятельства, свидетельствующие об уважительности причины пропуска срока для обращения в суд с заявлением о выдаче судебного приказа, не содержат.
Определением мирового судьи судебного участка №3 в Центральном судебном районе Воронежской области от 22.07.2019 отказано в принятии заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа о вынесении судебного приказа о взыскании с Перцевой Н.К. задолженности по налогам.
Основанием для отказа в выдаче судебного приказа послужило истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 3 ст. 46, п. 1 ст. 47, п. 2 ст. 48, п. 1 ст. 115 НК РФ.
Обращаясь с административным исковым заявлением в суд, налоговый орган не указывает на обстоятельства, связанные с уважительностью пропуска срока, не предоставляет доказательства, свидетельствующие о наличии оснований для восстановления пропущенного срока.
При этом суд исходит из того, что у налогового органа возможность обратиться в суд с административным исковым заявлением в установленные сроки имелась, обстоятельств объективно препятствующих своевременному обращению судом не установлено.
По указанным основаниям суд отказывает в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока обращения в суд.
Из анализа положений пунктов 1 - 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что срок, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов, ограничен - шесть месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов.
Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1999 N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22.03.2012 N 479-О-О).
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков для взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Установив, что на дату обращения с настоящим административным иском в суд, налоговый орган уже утратил право на принудительное взыскание недоимки по налогам и пени в связи с пропуском установленного шестимесячного срока, судом отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Частью 5 статьи 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИФНС России по Ленинскому району г. Воронежа к Перцевой Надежде Кимовне о взыскании недоимки по налогу на имущество за 2016 год в размере 7620,24 рублей, недоимки по земельному налогу за 2015 год в размере 69934,04 рублей, за 2017 год в размере 150 477 рублей оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято судом 17.06.2020.
Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко