Решение по делу № 33а-3124/2016 от 27.06.2016

Советский районный суд г.Махачкалы

Судья Гусейнов Г.Я.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 4 августа 2016 г. по делу N 33а-3124, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи – Джарулаева А.К.

судей - Хираева Ш.М., Хаваева А.Г.,

при секретаре – Муртазаалиевой П.Х.,

заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хираева Ш.М. дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2016 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению ГИБДД МВД по РД и МРЭО ГИБДД МВД по РД о признании незаконным отказа в регистрации транспортного средства,

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением к МРЭО ГИБДД МВД по РД и Управлению ГИБДД МВД РД о признании незаконным отказа в регистрации автомобиля марки <.>, за государственным регистрационным номером , с возложением обязанности на МРЭО ГИБДД МВД по РД совершить необходимые действия с принадлежащим ему автотранспортным средством, в связи с заменой на нем номерных агрегатов (внести изменения в регистрационные документы).

Свои требования ФИО1 мотивировал тем, что 05.05.2011 г. им было приобретено транспортное средство, автомобиль марки ВАЗ - <.>, идентификационный номер (

В результате дорожно-транспортного происшествия, указанное транспортное средство получило серьёзные повреждения кузова. Дальнейший его ремонт был нецелесообразен, в связи, с чем 25.05.2013 года в ЗАО "Фрактал" он приобрел новый номерной агрегат, идентификационный номер (, и заменил его на своем автомобиле.

25.02.2014 года он обратился в МРЭО ГИБДД г. Махачкалы с заявлением о проведении регистрационных действий, в связи с заменой кузова автомобиля, но получил отказ.

Госинспектор ФИО7 мотивируя отказ в совершении регистрационных действий, ссылается на п. 24 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом министра внутренних дел Российской Федерации от 07 августа 2013 года № 605, а именно, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной организацией изготовителем.

Не согласившись с данным отказом, он обратился в порядке подчиненности в Управление ГИБДД МВД по Республике Дагестан с заявлением о совершении необходимых регистрационных действий с принадлежащим ему автотранспортным средством ВАЗ <.> Универсал, в связи с заменой номерных агрегатов на нем.

Однако главным государственным инспектором безопасности дорожного движения по Республике Дагестан ФИО8 ему также было отказано в совершении регистрационных действий с указанным автомобилем со ссылкой на тот же п. 24 Административного регламента (служебное письмо Госавтоинспекции от 10.02.2016 № 17/39-П-2 «О рассмотрении заявления»).

Данный отказ считает незаконным и необоснованным. Полагает, что действующим законодательством разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота, а Административных регламент, со ссылкой на который ему отказано в осуществлении регистрационных действий, не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе кузова. То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента, и как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.

Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2016 года в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказано.

Не согласившись с данным решением, ФИО1 обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных им исковых требований.

Со ссылкой на обстоятельства изложенные в административном исковом заявлении, полагает, что замена номерного агрегата – кузова автомобиля не влечет запрещенное законном скрытие, подделку, изменение, уничтожение маркировки, действующий закон не запрещает последующее изменение регистрационных сведений в связи с заменой номерных агрегатов. Принятое судом решение нарушает права собственника автомобиля по владению, пользованию, распоряжению своим имуществом.

Дело рассмотрено, согласно статье ст. 150 КАС РФ, в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме (часть 1 статьи 308 КАС РФ), обсудив эти доводы, заслушав объяснения представителя административного истца ФИО10, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя УГИБДД МВД по Рд ФИО9, возражавшего против удовлетворения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Статьей 62 КАС РФ установлены особенности распределения обязанностей доказывания по делам, возникающим из публичных правоотношений.

В соответствии с частью 2 названной статьи обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия).

Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 суд первой инстанции исходил из того, что действия должностного лица МРЭО ГИБДД МВД по РД в г.Махачкала, в связи с отказом в проведении регистрационных действий по замене кузова, являются правомерными и основанными на требованиях нормативных актов.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда.

По смыслу ст. 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию. В частности именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения.

Ссылаясь на незаконность обжалуемого решения суда, начальник Управления ГИБДД МВД по РД указывает в своей апелляционной жалобе о том, что основанием для отказа в проведении регистрационных действий по замене кузова транспортного средства марки <.> явилось указание ГУОБДД МВД России от <дата>г. , в соответствии с которым: «…В результате замены кузова или рамы, автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и фактически получает технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме. Кроме этого, замена основанных элементов базового транспортного средства подразумевает фактическое удаление идентификационного номера транспортного средства, присвоенного организацией-изготовителем и указанного в паспорте транспортного средства, что в последствии приведет к невозможности его идентификации. В соответствии с требованиями п. 24 Административного регламента, не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся регистрационные действия с транспортными средствами, имеющими скрытую, подделанную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку. При представлении на осмотр транспортного средства с признаками изменения, уничтожения маркировки, регистрационное действие не осуществляется, выносится мотивированный отказ».

Между тем, ответчиком в соответствии с требованиями ст. 62 КАС РФ не представлены доказательства того, что в результате замены кузова транспортное средство, принадлежащее ФИО1 утратило основные элементы базового транспортного средства и фактически получило технические характеристики, схожие с другим транспортным средством, имеющим иной идентификационный номер, нанесенный на кузове или на раме.

Постановлением Правительства РФ № 720 от 10 ноября 2009 г. утвержден Технический регламент о безопасности колесных транспортных средств, который устанавливает требования к безопасности колесных транспортных средств при их выпуске в обращение и эксплуатации на территории Российской Федерации.

Приложением № 8 к Техническому регламенту установлены требования к маркировке транспортных средств (шасси) посредством идентификационных номеров, согласно которым на каждое транспортное средство изготовителем должен быть нанесен идентификационный номер, который является уникальным в течение, по крайней мере, 30 лет (п.1.1). Идентификационный номер наносится в одном месте на раму или часть кузова, не являющуюся легкосъемной. Идентификационный номер должен быть нанесен четко, способом, обеспечивающим его долговечность и исключающим легкое изменение его знаков (п. 1.4.1-1.4.2).

Компоненты транспортных средств, выпускаемые в обращение в качестве сменных (запасных) частей, в своей маркировке должны содержать наименование или товарный знак изготовителя, а также, при наличии, информацию о специфических конструктивных характеристиках, влияющих на безопасность (п. 3.1)

Согласно Методическим рекомендациям ФКУ НИЦ БДД МВД России «Организация деятельности регистрационных подразделений ГИБДД по осмотру транспортных средств при совершении регистрационных действий» изменением маркировки является уничтожение первичной маркировки, удаление участка, части или всей маркировочной панели и замены ее на другую.

Как следует из текста заявления, кузов автомобиля был поврежден и нуждался в замене, в связи, с чем заявителем был приобретен новый кузов на автомобиль марки <.>, за государственным регистрационным номером , идентификационный номер (

Таким образом, доводы ответчика, о том, что замена кузова невозможна, поскольку в результате такой замены автомобиль утрачивает основные элементы базового транспортного средства и получает технические характеристики, схожие с другими транспортными средствами, имеющими иной идентификационный номер, являются несостоятельными.

Выпускаемые производителями автомобили одной марки и модели имеют схожие технические характеристики, но при этом каждый автомобиль имеет свой идентификационный номер, однако это не препятствует органам ГИБДД осуществлять регистрацию вновь выпущенных и приобретенных собственниками транспортных средств.

Разделом VI Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, определены особенности продажи автомобилей, мототехники, прицепов и номерных агрегатов. Таким образом, действующим законодательством разрешена продажа номерных агрегатов как самостоятельных объектов гражданского оборота.

Законодательство Российской Федерации в сфере отношений, связанных с гражданско-правовым оборотом транспортных средств и запасных частей к ним, не только не содержит запрет на продажу таких запасных частей к автомобилям как кузов, но позволяет выпускать как организациям, так и физическим лицам уникальные транспортные средства в единичных экземплярах.

Действующий Административный регламент по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним не содержит положений, запрещающих замену номерных агрегатов, в том числе, кузова.

Однако при выполнении замены кузова легкового автомобиля не может не произойти изменение данных и фактическое уничтожение ранее присвоенного производителем идентификационного номера автомобиля, поскольку согласно Техническому регламенту это номер крепится на кузове, замена которого производится собственником.

То обстоятельство, что в такой ситуации утрачивается ранее установленный производителем идентификационный номер и автомобиль меняет регистрационные данные, не свидетельствует об уничтожении идентификационной маркировки по смыслу Административного регламента, и как следствие, не препятствует совершению регистрационных действий.

Вместе с тем, такое толкование МРЭО ГИБДД МВД по РД положений п. 24, Административного регламента применительно к ситуации с заменой кузова автомобиля фактически устанавливает отсутствующий на законодательном уровне запрет на совершение таких действий и приводит к невозможности использования гражданином принадлежащего ему на законном основании имущества по его целевому назначению, т.е. влечет нарушение права собственности.

Не приведены должностным лицом и доказательства того, что транспортное средство ВАЗ-111760, за государственным регистрационным номером принадлежащее ФИО1 имеет скрытую, подделанную, измененную или уничтоженную идентификационную маркировку, либо признаки таких изменений, в силу чего к нему могут быть применены требования п. 24 Административного регламента, в соответствии с которыми регистрационные действия с такими транспортными средствами не осуществляются.

Конституция РФ гарантирует судебную защиту прав и свобод каждому гражданину" (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека «на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав. предоставленных ему Конституцией или законом.

В силу ст. 209 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество, передавать его другим лицам, оставаясь собственником, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994г, № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации» собственники транспортных средств обязаны в установленном порядке регистрировать их или изменить регистрационные данные в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение 10 суток после приобретения, выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Приказом МВД РФ от 24.11.2008 г. № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств» (с изменениями, внесенными Приказом МВД РФ от 07.08.2013 г. № 605) утверждены Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Правила»

Указанными Правилами установлен единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренние дел Российский Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннею сгорания более 50 куб.см. или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим липам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Согласно абз. 4 и 3 Правил не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не проводятся действия с транспортными средствами в случае, если обнаружены признаки скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями - изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных).

Пунктом 6 Правил установлено, что изменение регистрационных данных осуществляется при изменении сведений, указанных в регистрационных документах, выдаваемых регистрационными подразделениями, или при возникновении необходимости внесения в указанные документы дополнительных сведений в соответствии с настоящими Правилами. Изменение регистрационных данных о собственнике по совершенным сделкам, направленным на отчуждение в отношении зарегистрированных транспортных средств, осуществляется на основании заявления нового собственника.

Регистрация транспортных средств, принадлежащих юридическим и физическим липам, изменение регистрационных данных, связанное с заменой номерных агрегатов транспортных средств, производится на основании паспортов транспортных средств, заключенных в установленном порядке договоров либо иных документов, удостоверяющих право собственности на транспортные средства и подтверждающих возможность допуска их к участию в дорожном движении по дорогам общего пользования на территории Российской Федерации (п. 8 Правил).

В силу п. 51 Правил не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.

В целях определения сроков и последовательности административных процедур (действий) должностных лиц подразделений Госавтоинспекции по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним приказом МВД России от 07.08.2013 г. № 605 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним.

Пунктом 9 Административного регламента предусмотрено, что результатом предоставления государственной услуги является: регистрация транспортного средства или отказ в регистрации транспортного средства: изменение регистрационных данных или отказ в изменении регистрационных данных: прекращение регистрации или отказ в прекращении регистрации транспортного средства: снятие транспортного средства с учета или отказ в снятии с учета.

Исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги определен п. 24 Административного регламента и включает в себя, в том числе, обнаружение признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями-изготовителями, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов, в том числе утраченных (похищенных).

Таким образом, суд преждевременно пришел к выводу, что вышеуказанные обстоятельства, послужившие основанием для отказа в проведении регистрационных действий по замене кузова автомашины <.>, за государственным регистрационным номером являлись для ответчика достаточным основанием для отказа в осуществлении регистрационных действий.

Данный отказ в проведении регистрационных действий препятствует осуществлению ФИО1 правомочий по владению пользованию и распоряжению, принадлежащим ему имуществом.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Махачкалы от 13 апреля 2016 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ МРЭО ГИБДД МВД по РД и Управления ГИБДД МВД по РД в регистрации автомобиля марки <.>), за государственным регистрационным номером незаконным.

Обязать МРЭО ГИБДД МВД по РД совершить необходимые регистрационные действия с принадлежащим ФИО1 автотранспортным средством <.>), за государственным регистрационным номером , в связи с заменой на нем номерных агрегатов (внести изменения в регистрационные документы).

Председательствующий

Судьи

33а-3124/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Попов О. В.
Ответчики
МРЭО ГИБДД МВД по РД
Другие
Алилова Н. З.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Судья
Хираев Шамиль Магомедович
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
04.08.2016[Адм.] Судебное заседание
11.08.2016[Адм.] Передано в экспедицию
11.08.2016[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.08.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее