КОПИЯ+
Дело № 2-2284/2024
24RS0017-01-2024-001392-79
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
27 апреля 2024 года г. Красноярск
Железнодорожный районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Панченко Л.В.,
при секретаре Басистой М.Н.,
с участием помощника Красноярского природоохранного прокурора
Пескорской А.Ю.
представителя ответчика Чебоксаровой М.А. действующей на основании доверенности от 29.03.2024 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Красноярского природоохранного прокурора действующего в интересах неопределенного круга лиц к ООО «РОСТТЕХ» о возложении обязанности устранить нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
Красноярский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ООО «РОСТТЕХ» (до 01.04.2024г. наименование ООО «Красноярская рециклинговая компания») о возложении обязанности устранить нарушения, с учетом уточнений от 03.04.2024 г. просил возложить на ответчика обязанность перед передачей на захоронение направить потоки движения твердых коммунальных отходов, образуемых в границах территорий муниципальных образований г. Красноярска (Октябрьский, Железнодорожный, Центральный, Советский районы) на ближайший функционирующий объект обработки (сортировки) в срок не позднее пяти календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда; а также перед передачей на захоронение направить потоки движения твердых коммунальных отходов, образуемых в границах территорий муниципального образований Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского районов, пгт. Кедровый, на ближайший функционирующий объект обработки (сортировки) в срок не позднее 30 сентября 2024 года.
Исковые требования с учетом уточнений мотивированы тем, что в ходе проведения проверки в ООО «РОСТТЕХ» установлено, что отходы, образовавшиеся на территории Красноярской левобережной технологической зоны, поступающие на полигоны АО «Автоспецбаза», пгт. Большая Мурта после взвешивания, поступают на тело полигона для захоронения без сортировки, вследствие чего допускается захоронение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, а именно: бумага, картон, пластмасса, стекло, и иные отходы.
По иску прокуратуры Красноярского края решением Красноярского краевого суда от 01.03.2023 (дело № 3А-145/2023) признан недействующим приказ Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 № 1/451-од «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в Красноярском крае» (в ред. приказов министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 29.10.2019 № 77-1795-од, от 18.02.2022 № 77-159-од, от 13.10.2022 № 77-1590- од, с изм., внесенными решением Красноярского краевого суда от 22.09.2021 № 3А-
392/2021), которое оставлено без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 13.07.2023. Министерством экологии и рационального природопользования края в газете «Наш Красноярский край» №65/1539 от 06.09.2023 опубликовано соответствующие решение и определение судов.
Согласно приведенной Таблице территориальной схемы, весь объем несортированных твердых коммунальных отходов Красноярской левобережной технологической зоны (за исключением Большемуртинского района) направляется на один объект захоронения - полигон твердых бытовых отходов г. Красноярск», отраженный в Приложении А13 «Объекты размещения отходов, включенные в ГРОРО» Территориальной схемы и расположенный на земельном участке с кадастровым номером 24:11:0330203:67 по адресу: Красноярский край, Емельяновский район, 22-й км Енисейского тракта, 6-й км от правого поворота автодороги Емельяново-Частоостровское, балансодержателем и эксплуатирующей организацией которого является АО «Автоспецбаза». В связи с чем в настоящее время для Красноярской левобережной технологической зоны отсутствует схема потоков движения отходов, предусматривающая направление ТКО на полигон без их сортировки (обработки).
Из системного толкования норм действующего законодательства следует, что территориальная схема обращения с твердыми коммунальными отходами является одним из базовых нормативных документов, на основе которого предусматривается стратегическое планирование деятельности по обращению с отходами, образующимися в результате потребления товаров (продукции), осуществляется деятельность регионального оператора и других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются предельные тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами, разрабатываются и проводятся конкретные мероприятия по реконструкции, модернизации и строительству объектов размещения, захоронения, хранения, обезвреживания отходов и иных объектов, необходимых в области обращения с отходами, создаются места накопления твердых коммунальных отходов, разрабатываются мероприятия по предотвращению, снижению вредного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.
Согласно ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В силу п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 5 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способ которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами; иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с-п. 8 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов без предварительной сортировки.
Перечень видов отходов, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, устанавливается Правительством Российской Федерации. Распоряжением Правительства РФ от 25.07.2017 № 1589-р утвержден Перечень видов отходов производства и потребления, в состав которых входят полезные компоненты, захоронение которых запрещается, в число которых включены; тара стеклянная незагрязненная; лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием меди, ее сплавов и алюминия; отходы бумаги и картона от канцелярской деятельности и делопроизводства; отходы упаковочного гофрокартона незагрязненные; лом и отходы, содержащие несортированные цветные металлы, в виде изделий, кусков, с преимущественным содержанием алюминия, цинка и меди и другие отходы. В соответствии с п. 1 ст. 24.6 Закона № 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами. Согласно приказу Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края от 10.08.2018 № 1/1635-од, соглашения № 13 об организации деятельности по обращению с твёрдыми коммунальными отходами на территории Красноярской левобережной технологической зоны от 10.08.2023 функции регионального оператора возложены на ООО «КРК» (по результатам конкурсного отбора).
Как следует из объяснений от 20.10.2023, представителя ответчика Субботина И.В. (доверенность № 1/23 от 10.01.2023) обработка (сортировка) отходов производства и потребления (ТКО) организацией не осуществляется. Договорные отношения с обладателями, а также организациями, эксплуатирующими подобные объекты обработки (сортировки) ТКО не заключались (с момента вступления в законную силу решения Красноярского краевого суда от 01.03.2023 по делу № ЗА-145/2023).
Согласно ответу ООО «КРК» от 16.10.2023 за исх. № 2023-5016 количество ТКО, переданных ООО «КРК» в рамках договора оказания услуг по размещению (захоронению) ТКО от 20.12.2018, заключенного с АО «Автоспецбаза», в период с 07.09.2023 по 11.10.2023 составило 32 848,44 т. Аналогичные сведения представлены АО «Автоспецбаза» (письмо от 16.10.2023 за исх. № 2426). При этом, в прокуратуру поступили сведения ООО «Обслуживание коммунального комплекса» (полигон по захоронению твердых бытовых отходов со скотомогильника в пгт. Большая Мурта), согласно которым количество ТКО, переданных ООО «КРК» указанному полигону на захоронение в периоде 07.09.2023 по 12.10.2023, составил 959, 499 т.
Кроме того, ООО «КРК» в ответе от 16.10.2023 за исх. № 2023-5016 на запрос прокурора отмечает, что, исходя из прогноза образования отходов (разд. 4 Территориальной схемы) по Красноярской правобережной технологической зоне, Железногорской технологической зоне, Зеленогорской технологической зоне, Красноярской левобережной технологической зоне следует, что мощности объекта обработки ООО «РостТех» (с учётом существующего направляемого объема ТКО на обработку перед захоронением) недостаточно для приема и обработки массы всех ТКО Красноярской левобережной технологической зоны; согласно ч. 7.6.1 Территориальной схемы проектная мощность завода обработки ООО «РостТех» составляет 400 000 т. в год.
ООО «КРК» полагает, что предложения по вариантам обработки ТКО Красноярского левобережной технологической зоны перед захоронением, в том числе обработки определенной части объема ТКО указанной зоны, возможно рассматривать только после проведения мероприятий по определению среднесуточной массы ТКО, которую способны принять обработать все предусмотренные Территориальной схемой доступные объекты, вкл<данные изъяты>
Вместе с тем, согласно ответа ООО «РостТех» от 29.12.2022 за исх. № 2022/5334 на запрос прокуратуры Красноярского края, в приложении А10 Территориальной схемы обращения с отходами Красноярском крае Мусоросортировочный комплекс, расположенный в Березовском районе Красноярского края в 950 м. на север от СНТ «Подснежник-Шумково», учтен в числе объектов обработки отходов годовой мощностью 400000 т. Однако данная мощность является минимальной (подтверждается письмом производителя от 09.01.2018). При полной загрузке и использовании четырех технологических линий мощность завода составит 525 600 т. в год. По состоянию на 29.12.2022 мощности загружены на 50 %, на комплексе оборудование состоит из четырех производственных линий, производительность которых составляет 60 т. в 1 час (стр. 3 технологического паспорта).
Исходя из вышеизложенного следует вывод о том, что ООО «КРК» в нарушение п. 8 ст. 12 Закона № 89-ФЗ с момента вступления в законную силу решения Красноярского краевого суда от 01.03.2023 делу № 3А-145/2023 осуществляет захоронение отходов без предварительной сортировки. В нарушение приведенного закона при отсутствии схемы потоков движения отходов Красноярской левобережной технологической зоны и без направления на сортировку ООО «КРК» передало отходы на захоронение без сортировки АО «Автоспецбаза» с 07.09.2023 по 11.10.2023 - 32 848, 44 т., а ООО «Обслуживание коммунального комплекса» в период 07.09.2023 по 12.10.2023 - 959, 499 т., что недопустимо.
Положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Согласно поступившей от ответчика справке от 01.04.2024г начало бесперебойного приема твердых коммунальных отходов на обработку с территорий муниципальных образований г. Красноярска (Октябрьский, Железнодорожный, Советский, Центральный районы) возможно в срок до 01.05.2024г., с территорий Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского районов, пгт. Кедровый в срок не позднее 30.09.2024г.
Представитель истца - Красноярской природоохранной прокуратуры помощник прокурора Пескорская А.Ю. в судебном заседании исковые требования, с учетом уточнений к ним поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «РОСТТЕХ» - Чебоксарова М.А., действующая на основании доверенности от 29.03.2024 года ( с правом признания иска), в судебном заседании уточненные исковые требования признала в полном объеме, указала, что последствия признания иска понятны, о чём представила заявление. Пояснила, что самостоятельное изменение схемы потоков с их стороны может привести к лишению статуса регионального оператора Красноярской левобережной технологической зоны Красноярского края. В свою очередь, со стороны Министерства экологии Красноярского края до сих пор не внесены изменения в территориальную схему обращения с отходами и не предусмотрено изменение схемы потоков движения твердых коммунальных отходов, образуемых в границах территорий муниципальных образований г. Красноярска (Октябрьский, Железнодорожный, Центральный, Советский районы), а также в границах территорий муниципальных образований Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского районов, пгт. Кедровый. Со стороны ООО «РОСТТЕХ» у Министерства экологии Красноярского края неоднократно запрашивалось согласование изменения схемы потоков, однако Министерство противодействует изменению схемы потоков по Красноярской левобережной технологической зоне.
Представители третьих лиц – Министерства экологии Красноярского края и Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора по Красноярскому краю и республике Тыва в судебное заседание не явились, о времени месте проведения судебного разбирательства извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Предусмотренное ч. 1 ст. 39 ГПК РФ право ответчика признать исковые требования, вытекает из конституционно значимого принципа диспозитивности, который, в частности, означает, что процессуальные отношения в гражданском судопроизводстве возникают, изменяются и прекращаются главным образом по инициативе непосредственных участников спорного материального правоотношения, имеющих возможность с помощью суда распоряжаться своими процессуальными правами, а также спорным материальным правом.
Статья 173 ГПК РФ предусматривает, что признание иска ответчиком и условия мирового соглашения сторон заносятся в протокол судебного заседания и подписываются истцом, ответчиком или обеими сторонами. В случае, если отказ от иска, признание иска или мировое соглашение сторон выражены в адресованных суду заявлениях в письменной форме, эти заявления приобщаются к делу, на что указывается в протоколе судебного заседания. Суд разъясняет истцу, ответчику или сторонам последствия отказа от иска, признания иска или заключения мирового соглашения сторон. При отказе истца от иска и принятии его судом или утверждении мирового соглашения сторон суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по делу. Определение суда об утверждении мирового соглашения сторон выносится по правилам, установленным главой 14.1 настоящего Кодекса. При признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом (часть 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Разрешая спор, дав оценку представленным в дело доказательствам, письменным доводам и пояснениям сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований, исходя из письменного признания иска ООО «РОСТТЕХ».
Поскольку признание иска сделано ответчиком добровольно, оно не противоречит закону и не нарушает прав и законных интересов других лиц, суд принимает признание иска ответчиком.
Последствия признания иска, предусмотренные ст. ст. 39, 173, а также ч. 4.1 статьи 198 ГПК РФ, а именно, что при признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом, ответчику разъяснены и понятны.
По правилам ст. 98 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в сумме 6 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РОСТТЕХ» (ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949) перед передачей на захоронение направить потоки движения твердых коммунальных отходов, образуемых в границах территорий муниципальных образований г. Красноярска (Октябрьский, Железнодорожный, Центральный, Советский районы), на ближайший функционирующий объект обработки (сортировки) в срок не позднее 5 (пяти) календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «РОСТТЕХ» (ИНН 2461223108, ОГРН 1132468043949) перед передачей на захоронение направить потоки движения твердых коммунальных отходов, образуемых в границах территорий муниципальных образований Емельяновского, Сухобузимского, Большемуртинского районов, пгт. Кедровый, на ближайший функционирующий объект обработки (сортировки) в срок не позднее 30 сентября 2024 года.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «РОСТТЕХ» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Железнодорожный районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья Панченко Л.В.
Решение изготовлено в полном объеме 02 мая 2024 года