Решение по делу № 2-1142/2021 от 20.05.2021

Дело №2-1142/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 июля 2021 года

Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,

при секретаре Летягиной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Долгопрудного в интересах ФИО7 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Долгопрудного в интересах ФИО7 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области и просит суд признать незаконным отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения в выдаче ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: ФИО6 <адрес> бульвар, <адрес> удостоверения многодетной семьи, признать за ФИО2 Е.П. право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области и обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения выдать удостоверение многодетной семьи ФИО16. В обоснование требований прокурор указал, что ФИО17. является матерью троих несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ. ФИО18 обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. ФИО20 представлены требующиеся документы, в том числе документы, подтверждающие проживание заявителя и ее троих несовершеннолетних детей совместно с ней в Московской области в городе Долгопрудном. По результатам рассмотрения заявления Долгопрудненским УСЗН ФИО19. ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области у супруга – ФИО21. Проведенной проверкой с истребованием документов установлено, что ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2 ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются родителями троих малолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих и зарегистрированных по адресу: <адрес>. Исходя из указанного отказ Долгопрудненского УСЗН в выдаче ФИО24 удостоверения многодетной матери является незаконным и нарушает права последней на получение гарантированных федеральным законодательством социальных льгот.

Помощник прокурора г. Долгопрудного Найденова Е.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.

ФИО25 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. ФИО26 в судебном заседании пояснила, что она, супруг и несовершеннолетние дети, всей семьей проживают в <адрес>, в квартире собственниками которой является она и супруг ФИО27 Дети посещают детский дошкольные и школьные учреждения на территории г. Долгопрудного, Долгопрудненскую детскую поликлинику.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО28 и ФИО29 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ и имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 13-16).

Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги усматривается, что ФИО30., ФИО31 ФИО32, ФИО33 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>, ФИО34 по указанному адресу зарегистрирован временно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).

ФИО35 обратилась в Долгопрудненское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.

Решением Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ФИО36 отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с тем, что у супруга заявителя отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области (л.д. 8-9).

В связи с отказом в выдаче удостоверения ФИО37 обратилась с заявлением в прокуратуру г. Долгопрудного Московской области (л.д. 7). В связи с поступившим заявлением прокуратурой г. Долгопрудного проведена проверка, по результатам которой в адрес Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства (л.д. 23-28).

Из ответа отдела социальной защиты населения района Бирюлево Западное ЮАО г. Москвы на запрос прокуратуры г. Долгопрудного от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья ФИО38 зарегистрированного по адресу: <адрес> получателями социальных выплат и льгот многодетной семье на детей 2008, 2013, 2020 г.р. не являются, с заявлениями о предоставлении социальных выплат и льгот не обращались, выдача удостоверения многодетной семьи ФИО39 и ФИО40 не производилась (л.д. 33).

Из ответа Управления образования администрации городского округа Долгопрудный на запрос суда следует, что ФИО41 ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в АНОО «Физтех-лицей» им. ФИО11, ФИО42., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в МАОУ лицее , до поступления в школу посещал МАДОУ детский сад «Рябинка» (л.д. 43).

Из ответа на запрос ГБУЗ МО «ДЦГБ» следует, что ФИО43. обращалась последний раз за медицинской помощью в ГБУЗ МО «ДЦГБ» ДД.ММ.ГГГГ; ФИО44 обращалась в детскую поликлинику, последняя запись врача педиатра от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО45 по данным системы ЕМИАС МО к больнице не прикреплен, не обращался; ФИО46 по данным ЕМИАС МО к больнице не прикреплен, не обращался, заведена медицинская карта пациента получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачебные записи отсутствуют, по данным карты ФИО47 зарегистрирован: <адрес>.

ФИО48 и ФИО49 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> 2012 года.

Судом в качестве свидетеля допрошена ФИО12, которая показала, что ФИО50 и ее супруг ФИО51 ей известны, так как они проживают в одном подъезде со свидетелем по адресу: <адрес>, являются соседями. Свидетелю известно, что по указанному адресу ФИО52 проживает с супругом ФИО53 и несовершеннолетними детьми, семья свидетелю известна с 2015 года.

Судом в качестве свидетеля допрошен ФИО54 который показал, что является супругом ФИО55, постоянно проживает с семьей в г. Долгопрудный, имеет в собственности квартиру в г. Долгопрудный и с 2011 года проживает по адресу: <адрес>. До этого, также проживал в г. Долгопрудном в квартире по договору аренды, места жительства в другом субъекте не имеет, меры социальной поддержки ни в Долгопрудном, ни в Москве не получает.

    Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании: сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается Правительством Московской области, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи; ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях. Сведения о льготном статусе многодетной семьи, о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца) формируются в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п.4 ст. 21).

    В соответствии с п. 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 (ред. от 14.01.2020, действующей на момент обращения заявителя в УСЗН) для получения удостоверения (продления срока действия удостоверения) заявитель лично либо через представителя подает в Подразделение или МФЦ заявление о выдаче удостоверения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее - заявление), а также следующие документы: паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельства о рождении детей; паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ); фотографию Заявителя размером 3 x 4 см; фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.

    Дополнительно заявителем представляется: копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство; копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей); копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер. Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком ( п.9).

    В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

    Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.

    Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.

    Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

    Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).

    В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

    Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.

    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.

    Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья ФИО56 (в том числе супруг и трое несовершеннолетних детей) как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности ФИО57 и ее супругу ФИО58 с 2011 года суд приходит к выводу о том, что отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче ФИО59 удостоверения многодетной семьи является незаконным, ФИО60 имеет право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области.

Само по себе отсутствие регистрации у супруга ФИО61 не может являться основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, учитывая, что в другом регионе семья получателем льгот не является, фактически проживает в Московской области.

    Исходя из изложенного, и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Долгопрудного в интересах ФИО7 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение – удовлетворить.

Признать незаконным отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче ФИО7 удостоверения многодетной семьи.

Признать за ФИО7 право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области.

Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения выдать удостоверение многодетной семьи ФИО7.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

    Судья:                                            Золотницкая Н.Е.

Мотивированное решение составлено 01.09.2021.

2-1142/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Матвеева Екатерина Павловна
Прокурор г. Долгопрудного
Ответчики
Министерство социального развития МО
ДУСЗН МСР МО
Суд
Долгопрудненский городской суд Московской области
Судья
Золотницкая Надежда Евгеньевна
Дело на странице суда
dolgoprudniy.mo.sudrf.ru
20.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.05.2021Передача материалов судье
21.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Подготовка дела (собеседование)
11.06.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.06.2021Судебное заседание
23.07.2021Судебное заседание
29.07.2021Судебное заседание
01.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.09.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее