Дело №2-1142/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 июля 2021 года
Долгопрудненский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Золотницкой Н.Е.,
при секретаре Летягиной И.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Долгопрудного в интересах ФИО7 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Долгопрудного в интересах ФИО7 обратился в суд с иском к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области и просит суд признать незаконным отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения в выдаче ФИО15., ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающей по адресу: ФИО6 <адрес> бульвар, <адрес> удостоверения многодетной семьи, признать за ФИО2 Е.П. право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области и обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения выдать удостоверение многодетной семьи ФИО16. В обоснование требований прокурор указал, что ФИО17. является матерью троих несовершеннолетних детей ДД.ММ.ГГГГ. ФИО18 обратилась в Долгопрудненское УСЗН с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи. ФИО20 представлены требующиеся документы, в том числе документы, подтверждающие проживание заявителя и ее троих несовершеннолетних детей совместно с ней в Московской области в городе Долгопрудном. По результатам рассмотрения заявления Долгопрудненским УСЗН ФИО19. ДД.ММ.ГГГГ отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с отсутствием регистрации по месту жительства в Московской области у супруга – ФИО21. Проведенной проверкой с истребованием документов установлено, что ФИО22., ДД.ММ.ГГГГ г.р. и ФИО2 ФИО23., ДД.ММ.ГГГГ г.р. являются родителями троих малолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающих и зарегистрированных по адресу: <адрес>. Исходя из указанного отказ Долгопрудненского УСЗН в выдаче ФИО24 удостоверения многодетной матери является незаконным и нарушает права последней на получение гарантированных федеральным законодательством социальных льгот.
Помощник прокурора г. Долгопрудного Найденова Е.А. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить.
ФИО25 в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить. ФИО26 в судебном заседании пояснила, что она, супруг и несовершеннолетние дети, всей семьей проживают в <адрес>, в квартире собственниками которой является она и супруг ФИО27 Дети посещают детский дошкольные и школьные учреждения на территории г. Долгопрудного, Долгопрудненскую детскую поликлинику.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что ФИО28 и ФИО29 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ и имеют троих несовершеннолетних детей: ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (л.д. 13-16).
Из представленной в материалы дела выписки из домовой книги усматривается, что ФИО30., ФИО31 ФИО32, ФИО33 с ДД.ММ.ГГГГ постоянно зарегистрированы по адресу: <адрес>, ФИО34 по указанному адресу зарегистрирован временно с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32).
ФИО35 обратилась в Долгопрудненское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области с заявлением о выдаче удостоверения многодетной семьи.
Решением Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО36 отказано в выдаче удостоверения многодетной семьи в связи с тем, что у супруга заявителя отсутствует регистрация по месту жительства в Московской области (л.д. 8-9).
В связи с отказом в выдаче удостоверения ФИО37 обратилась с заявлением в прокуратуру г. Долгопрудного Московской области (л.д. 7). В связи с поступившим заявлением прокуратурой г. Долгопрудного проведена проверка, по результатам которой в адрес Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области вынесено представление об устранении выявленных нарушений действующего законодательства (л.д. 23-28).
Из ответа отдела социальной защиты населения района Бирюлево Западное ЮАО г. Москвы на запрос прокуратуры г. Долгопрудного от ДД.ММ.ГГГГ следует, что семья ФИО38 зарегистрированного по адресу: <адрес> получателями социальных выплат и льгот многодетной семье на детей 2008, 2013, 2020 г.р. не являются, с заявлениями о предоставлении социальных выплат и льгот не обращались, выдача удостоверения многодетной семьи ФИО39 и ФИО40 не производилась (л.д. 33).
Из ответа Управления образования администрации городского округа Долгопрудный на запрос суда следует, что ФИО41 ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в АНОО «Физтех-лицей» им. ФИО11, ФИО42., ДД.ММ.ГГГГ г.р. обучается в МАОУ лицее №, до поступления в школу посещал МАДОУ детский сад № «Рябинка» (л.д. 43).
Из ответа на запрос ГБУЗ МО «ДЦГБ» следует, что ФИО43. обращалась последний раз за медицинской помощью в ГБУЗ МО «ДЦГБ» ДД.ММ.ГГГГ; ФИО44 обращалась в детскую поликлинику, последняя запись врача педиатра от ДД.ММ.ГГГГ; ФИО45 по данным системы ЕМИАС МО к больнице не прикреплен, не обращался; ФИО46 по данным ЕМИАС МО к больнице не прикреплен, не обращался, заведена медицинская карта пациента получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, врачебные записи отсутствуют, по данным карты ФИО47 зарегистрирован: <адрес>.
ФИО48 и ФИО49 являются собственниками квартиры, расположенной по адресу: <адрес> 2012 года.
Судом в качестве свидетеля допрошена ФИО12, которая показала, что ФИО50 и ее супруг ФИО51 ей известны, так как они проживают в одном подъезде со свидетелем по адресу: <адрес>, являются соседями. Свидетелю известно, что по указанному адресу ФИО52 проживает с супругом ФИО53 и несовершеннолетними детьми, семья свидетелю известна с 2015 года.
Судом в качестве свидетеля допрошен ФИО54 который показал, что является супругом ФИО55, постоянно проживает с семьей в г. Долгопрудный, имеет в собственности квартиру в г. Долгопрудный и с 2011 года проживает по адресу: <адрес>. До этого, также проживал в г. Долгопрудном в квартире по договору аренды, места жительства в другом субъекте не имеет, меры социальной поддержки ни в Долгопрудном, ни в Москве не получает.
Согласно Закону Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-03 «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области» меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании: сведений о льготном статусе многодетной семьи, порядок присвоения которого устанавливается Правительством Московской области, или выдаваемого в связи с присвоением льготного статуса многодетной семье удостоверения многодетной семьи; ранее выданных Уполномоченным органом удостоверений многодетной семьи или удостоверений многодетной матери (отца), а также сведений об указанных удостоверениях. Сведения о льготном статусе многодетной семьи, о выданных Уполномоченным органом удостоверениях многодетной семьи или удостоверениях многодетной матери (отца) формируются в Единой автоматизированной информационной системе "Социальная защита и социальное обслуживание населения Московской области" или Единой государственной информационной системе социального обеспечения (п.4 ст. 21).
В соответствии с п. 6 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи, утвержденного Постановлением Правительства МО от 12.12.2017 N 1029/45 (ред. от 14.01.2020, действующей на момент обращения заявителя в УСЗН) для получения удостоверения (продления срока действия удостоверения) заявитель лично либо через представителя подает в Подразделение или МФЦ заявление о выдаче удостоверения по форме, утвержденной Министерством социального развития Московской области (далее - заявление), а также следующие документы: паспорт Заявителя или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; паспорт супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) или иной документ, удостоверяющий личность супруга (супруги) Заявителя в соответствии с законодательством Российской Федерации; свидетельства о рождении детей; паспорт ребенка (детей) старше 14 лет или иной документ, удостоверяющий личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; документы, подтверждающие место жительства Заявителя, супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака), детей, достигших 14-летнего возраста, в Московской области, в случае, если эти сведения не содержатся в документах, удостоверяющих личность; свидетельство о регистрации по месту жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, или иной документ, подтверждающий место жительства ребенка (детей), не достигшего 14-летнего возраста, в Московской области (копия финансово-лицевого счета нанимателя жилого помещения, единый жилищный документ); фотографию Заявителя размером 3 x 4 см; фотографию супруга (супруги) Заявителя (в случае зарегистрированного брака) размером 3 x 4 см.
Дополнительно заявителем представляется: копия вступившего в законную силу решения суда об установлении отцовства, заверенная соответствующим судом, либо копия свидетельства об установлении отцовства (с предъявлением подлинника) - в случае, если в отношении ребенка (детей) установлено отцовство; копия вступившего в законную силу решения суда, заверенная соответствующим судом, или копия соглашения родителей о месте жительства ребенка (детей), заключенного в письменной форме и удостоверенного нотариально (с предъявлением подлинника) - в случае расторжения брака между родителями ребенка (детей); копия свидетельства о смерти супруга (супруги) (с предъявлением подлинника) - в случае, если один из родителей ребенка (детей) умер. Не допускается требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных Порядком ( п.9).
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно пункту 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации место жительства гражданина определяется как место его постоянного или преимущественного проживания.
Абзацем вторым статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I) определено, что регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания (абзац третий статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
Регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства (абзац четвертый статьи 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов (пункт 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из приведенного нормативного правового регулирования отношений, связанных с порядком присвоения лицам статуса многодетной семьи и выдачи удостоверений многодетной семьи, а также из смысла названных норм Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и положений Гражданского кодекса Российской Федерации в их системной взаимосвязи следует, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который устанавливается по данным органов регистрационного учета. Вместе с тем заявитель имеет право предоставить иные документы, подтверждающие совместное место жительства многодетной семьи в Московской области. Эти нормы соответствуют требованиям статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", согласно которой регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания закона Московской области от 12 января 2006 г. N 1/2006-ОЗ "О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области" следует, что он направлен на создание условий для повышения качества жизни и улучшения жизнедеятельности семьи и детей, что предполагает осуществление органами исполнительной власти Московской области комплекса мер, включающих в том числе материальную поддержку многодетных семей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П указал на то, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места жительства в пределах Российской Федерации" не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Ввиду того, что право лиц, имеющих троих и более детей, на присвоение статуса многодетной семьи и выдачу удостоверения многодетной семьи связано в силу приведенного выше правового регулирования только с фактом совместного проживания этих лиц с детьми на территории Московской области, который не зависит от наличия или отсутствия регистрации по месту жительства в Московской области, а семья ФИО56 (в том числе супруг и трое несовершеннолетних детей) как установлено судом и следует из материалов дела, постоянно проживают на территории Московской области в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, которое принадлежит на праве собственности ФИО57 и ее супругу ФИО58 с 2011 года суд приходит к выводу о том, что отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче ФИО59 удостоверения многодетной семьи является незаконным, ФИО60 имеет право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области.
Само по себе отсутствие регистрации у супруга ФИО61 не может являться основанием для отказа в выдаче удостоверения многодетной семьи, учитывая, что в другом регионе семья получателем льгот не является, фактически проживает в Московской области.
Исходя из изложенного, и установленных по делу обстоятельств суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора города Долгопрудного в интересах ФИО7 к Министерству социального развития Московской области, Долгопрудненскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче удостоверения многодетной семьи, признании права на получение удостоверения многодетной семьи, обязании выдать удостоверение – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Долгопрудненского управления социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области в выдаче ФИО7 удостоверения многодетной семьи.
Признать за ФИО7 право на получение удостоверения многодетной семьи Московской области.
Обязать Министерство социального развития Московской области в лице Долгопрудненского управления социальной защиты населения выдать удостоверение многодетной семьи ФИО7.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Долгопрудненский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Золотницкая Н.Е.
Мотивированное решение составлено 01.09.2021.