к делу № 3а-512/2021
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
09 марта 2021 г. город Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Цехомской Е.В.
РїСЂРё секретаре судебного заседания Ли Р.Р’.
с участием прокурора Немыкиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части,
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р›:
Краснодарская городская организация Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов обратилась в суд с административным иском к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края просит суд, признать недействующими Приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края:
-от 23 декабря 2016 года № 2745 в части утверждения пунктов 26524, 38881 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год»;
-от 26 декабря 2017 года № 3008 в части утверждения пунктов 24205, 35210 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год»,
-от 26 декабря 2018 года № 3043 в части утверждения пунктов 27418, 41044 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год,
-от 27 декабря 2019 года № 2837 в части утверждения пунктов 27300 «Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год».
В обоснование заявленных требований административный истец ссылается на то, что в перечни в качестве объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включено недвижимое имущество :
-кадастровый номер <№...>, площадью 233,7 кв.м., наименование: административное здание, назначение : нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...>
-кадастровый номер <№...>, площадью 111,7 кв.м., наименование: административное здание, площадь общая 111,7 кв.м, инвентарный номер: 51944, литер А, этажность 2, назначение : нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...>
Краснодарская городская организация Краснодарская краевая общественная организация охотников и рыболовов, является собственником объектов и указывает, что включение вышеуказанных объектов недвижимости в перечни объектов недвижимого имущества противоречит требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 1.1. Закона Краснодарского края «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» №3388-К3 от 19 апреля 2016 года.
Объекты недвижимого имущества не обладают признаками, указанными в подпункте 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, не используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, не имеют технических приспособлений и устройств для организации в помещении офиса, торговых объектов, объектов питания и т.д.
Включение данных объектов в перечни нарушает права и законные интересы Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов в сфере экономической деятельности, так как необоснованно возлагает обязанность по уплате налога на имущество юридического лица в завышенном размере.
Р’ судебном заседании представитель административного истца Краснодарской РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕР№ организации Краснодарской краевой общественной организации охотников Рё рыболовов действующий РЅР° основании доверенности Цыкало Р.Р“. поддержала административные исковые требования РІ полном объеме.
Представитель административного ответчика Департамента имущественных отношений Краснодарского края, действующий на основании доверенности Буренков Д.Л. в судебном заседании просил суд вынести законное и обоснованное решение, поддержал доводы, указанные в отзыве на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Администрации Краснодарского края, заинтересованное лицо Гононченко А.В. в судебное заседание не явились, были уведомлены надлежащим образом о месте и времени слушания дела.
Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела, за исключением случая, если их явка признана судом обязательной.
Выслушав мнение сторон, суд считает необходимым рассмотреть данное дело по существу в отсутствии не явившихся участников процесса, поскольку о месте и времени рассмотрения дела они были извещены надлежащим образом.
Прокурор Немыкина Н.В. в судебном заседании в заключении указала, что административный иск подлежит удовлетворению, поскольку установлено, что спорные объекты недвижимого имущества не подпадают под нормы, установленные действующим законодательством, необходимые для включения в перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется, как кадастровая стоимость.
Рзучив РґРѕРІРѕРґС‹ административного РёСЃРєР°, отзыв, заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, принимая РІРѕ внимание заключение РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР°, СЃСѓРґ считает административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление подлежащим удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Руководствуясь частью 7 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела, суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном иске и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме.
Проверяя полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края (далее Р”РРћ РљРљ) РЅР° принятие оспариваемых нормативных правовых актов (административным истцом данные полномочия РЅРµ оспариваются), СЃСѓРґ РёСЃС…РѕРґРёС‚ РёР· следующего.
23 декабря 2016 РіРѕРґР° РїСЂРёРЅСЏС‚ приказ Р”РРћ РљРљ в„– 2745, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, РЅР° 2017 РіРѕРґ, согласно приложению Рє данному приказу.
26 декабря 2017 РіРѕРґР° РїСЂРёРЅСЏС‚ приказ Р”РРћ РљРљ в„– 3008, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость РЅР° 2018 РіРѕРґ, согласно приложению Рє данному приказу.
26 декабря 2018 РіРѕРґР° РїСЂРёРЅСЏС‚ приказ Р”РРћ РљРљ в„– 3043, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость РЅР° 2019 РіРѕРґ, согласно приложению Рє данному приказу.
27 декабря 2019 РіРѕРґР° РїСЂРёРЅСЏС‚ приказ Р”РРћ РљРљ в„– 2837, которым утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость РЅР° 2020 РіРѕРґ, согласно приложению Рє данному приказу.
В соответствии с пунктом «и» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Как указано в пункте 1 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Согласно части 1 статьи 2 Закона Краснодарского края от 29 апреля 2016 года № 3388-КЗ «О внесении изменений в закон Краснодарского края «О налоге на имущество организаций» высший исполнительный орган государственной власти Краснодарского края с учетом положений пунктов 3, 4 и 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края № 3388-КЗ, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края в сфере имущественных и земельных отношений не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определяет в соответствии с подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Как следует РёР· пункта 3.52 Положения Рѕ Департаменте имущественных отношений Краснодарского края (далее Положение Рѕ Р”РРћ РљРљ), утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края РѕС‚ 23 апреля 2007 РіРѕРґР° в„– 345, Департамент РІ пределах своей компетенции осуществляет следующие функции: определяет РЅРµ позднее первого числа очередного налогового периода РїРѕ налогу РЅР° имущество организаций РІ соответствии СЃ подпунктом 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации перечень объектов недвижимого имущества, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет его РІ указанный СЃСЂРѕРє РІ электронной форме РІ Управление Федеральной налоговой службы РїРѕ Краснодарскому краю Рё размещает РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Таким образом, суд приходит к выводу, что административный ответчик по делу Департамент имущественных отношений Краснодарского края является в Краснодарском крае уполномоченным государственным органом, утверждающим перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Рассматривая вопрос о соблюдении процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов, судом установлены следующие обстоятельства.
Оспариваемый Приказ от 23 декабря 2016 года № 2745 принят в соответствии с Положением о порядке определения перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 и Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об определении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, утвержденным приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444.
Приказ Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 мая 2016 года № 752 утратил силу в связи с принятием приказа Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 22 ноября 2016 года № 2444.
Проект Перечня РЅР° 2017 РіРѕРґ был опубликован РЅР° официальном сайте Р”РРћ Краснодарского края Рё рекомендован административному ответчику комиссией РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Рё определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений РІ С…РѕРґРµ заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё 23 августа 2016 РіРѕРґР°, РЅР° котором присутствовало 6 РёР· 9 ее членов, то есть РїСЂРё наличии РєРІРѕСЂСѓРјР°. РџСЂРё этом РєРѕРјРёСЃСЃРёСЏ учла сведения, содержащиеся РІ РїРёСЃСЊРјРµ филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра Рё картографии» РїРѕ Краснодарскому краю РѕС‚ 22.08.2016 РіРѕРґР° в„– 12314/01-6 Рё приложении в„– 1 Рє нему, что подтверждается выпиской РёР· протокола заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РѕС‚ 23 августа 2016 РіРѕРґР° в„– 1.
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2017 года № 3008 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Оспариваемый Приказ от 26 декабря 2018 года № 3043 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Оспариваемый Приказ от 27 декабря 2019 года № 2837 принят в соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 27 апреля 2017 года № 319, а также приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 июля 2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость».
Проекты Перечней РЅР° 2018, 2019 Рё 2020 РіРѕРґС‹ были опубликованы РЅР° официальном сайте Р”РРћ Краснодарского края Рё рекомендованы административному ответчику комиссией РїРѕ рассмотрению РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ определения перечня нежилых объектов недвижимого имущества, РІ отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, Рё определения РІРёРґР° фактического использования зданий (строений, сооружений) Рё помещений РІ С…РѕРґРµ заседания РљРѕРјРёСЃСЃРёРё РїСЂРё наличии РєРІРѕСЂСѓРјР°.
Таким образом, судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о нарушении порядка принятия оспариваемых приказов Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 года № 2745, от 26 декабря 2017 года № 3008, от 26 декабря 2018 года № 3043 и от 27 декабря 2019 года № 2837.
Рассматривая вопрос соблюдения порядка публикации оспариваемых нормативных правовых актов, что не оспаривается административным истцом, суд исходит из следующего.
Согласно пункту 3 части 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ позднее 1-РіРѕ числа очередного налогового периода РїРѕ налогу размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте субъекта Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Р’ соответствии СЃ подпунктом «в» пункта 1 части 2 статьи Закон Краснодарского края в„– 3388-РљР—, уполномоченный орган исполнительной власти Краснодарского края РІ сфере имущественных Рё земельных отношений размещает перечень РЅР° своем официальном сайте или РЅР° официальном сайте администрации Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
Приказом Департамента имущественных отношений Краснодарского края РѕС‚ 7 июля 2011 РіРѕРґР° в„– 1041 «Об официальном сайте департамента имущественных отношений Краснодарского края РІ сети Рнтернет» утверждены Положение РѕР± официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края; Регламент информационного наполнения официального сайта Р”РРћ РљРљ; Перечень информации Рѕ деятельности Р”РРћ РљРљ, размещаемой РЅР° официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края. Согласно данному приказу Рё приложениям Рє РЅРёРј, официальный сайт Департамента имущественных отношений Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет» расположен РїРѕ адресу http://diok.ru.
Согласно представленным административным ответчиком документам, оспариваемые приказы опубликованы РЅР° вышеуказанном официальном сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края, который служит официальным источником публикаций нормативных правовых актов Департамента имущественных отношений Краснодарского края РІ информационно-телекоммуникационной сети В«Рнтернет».
На основании вышеизложенного, суд считает, что порядок публикации оспариваемых нормативно-правовых актов не нарушен.
Учитывая указанные обстоятельства, суд приходит к выводу, что оспариваемые приказы Департамента имущественных отношений Краснодарского края являются нормативными правовыми актами, изданными уполномоченным органом государственной власти, принятыми с соблюдением порядка принятия таких актов и опубликованными в установленном порядке.
Проверяя доводы административного истца о несоответствии оспариваемых нормативных правовых актов нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд установил следующие обстоятельства.
Федеральный законодатель, устанавливая особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимости, в пункте 1 статьи 378.2 НК РФ предусмотрел 4 вида недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения, в том числе административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1) и нежилые помещения (подпункт 2).
Согласно части 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки); фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно пункту 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 статьи 378.2 НК РФ, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу положений части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Однако, относимых Рё допустимых доказательств, СЃ достоверностью подтверждающих соответствие спорных объектов недвижимости условиям, установленным Налоговым кодексом Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Рё необходимым для включения РёС… РІ Перечни Р”РРћ РљРљ РЅРµ представлено.
Как видно из материалов дела и установлено в судебном заседании, Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов на праве собственности принадлежит и принадлежало недвижимое имущество :
-кадастровый номер <№...>, площадью 233,7 кв.м., наименование: административное здание, назначение : нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 ноября 2020 года за № 99/2020/359559103,
-кадастровый номер <№...>, площадью 111,7 кв.м., наименование: административное здание, площадь общая 111,7 кв.м, инвентарный номер: 51944, литер А, этажность 2, назначение : нежилое здание, расположенное по адресу: <Адрес...> что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 11 ноября 2020 года за № 99/2020/359553972, право собственности прекращено 9.08.2019 года.
Согласно пунктам 5,6 Положения о порядке определения перечня объекты с кадастровыми номерами <№...>, были включены в проект Перечня на 2017 год на основании сведений ГКН, представленных филиалом ФГБУ «ФКП Росреестра» по Краснодарскому краю письмом от 29 апреля 2016 года за № 05633/01-6.
Проект перечня на 2017 год был размещен 15.09.2016 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 7 Положения о порядке определения перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2016 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2017 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, пункта 9 Положения о порядке определения перечня объекты включены в Перечень на 2017 год.
Перечень на 2017 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26.12.2016 года № 52-38470/16-08-05.
Заявление об исключении объектов из Перечня на 2017 год не подано.
В силу подпунктов 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объекты были включены в проект Перечня на 2018 год на основании сведений ЕГРН, представленных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю письмом от 18 мая 2017 года за № 08-374/16624.
Проект перечня на 2018 год был размещен 15.09.2017 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2017 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2018 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2018 год.
В установленный срок заявление об исключении объектов из проекта Перечня на 2018 год обществом не представлено.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2018 год.
Перечень на 2018 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2017 года № 52-47937/17-08-05.
В установленный срок заявление об исключении объектов из Перечня на 2018 год обществом не представлено.
В силу подпунктов 3,4 пункта 1 приказа департамента от 27.07.2017 года № 1548 «Об организации работы по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость» объекты были включены в проект Перечня на 2019 год на основании сведений ЕГРН, представленных Управлением Росреестра по Краснодарскому краю письмом от 05 июля 2018 года за № 11-775/23486.
Проект перечня на 2019 год был размещен 14.09.2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2018 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2019 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2019 год.
Перечень на 2019 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 26.12.2018 года № 52-58203/18-08-05.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 обществом в срок с 01.01.2019 года до 01.06.2019 год не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2019 год.
Во исполнение подпунктов 3,4 пункта 1 Приказа № 1548 объекты недвижимого имущества включены в проект Перечня на 2020 год по тем же основаниям, что и в Перечень на 2019 год.
Проект перечня на 2020 год был размещен 13.09.2018 года на официальном сайте департамента в разделе «Деятельность/Налогообложение от кадастровой стоимости/Перечень объектов недвижимого имущества.
В соответствии с пунктом 2 Приказа об организации работы по определению перечня с даты размещения проекта перечня на официальном сайте департамента и до 15.10.2019 года департаментом принимались заявления правообладателей об исключении принадлежащих им объектов недвижимого имущества из проекта перечня или о включении принадлежащих им объектов недвижимого имущества в проект перечня.
В установленный срок заявление об исключении из проекта перечня на 2020 год объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> не представлялось.
В соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, статьей 2 Закона № 3388-K3, пунктом 3.52 Положения о департаменте, подпунктом 6 пункта 1 Приказа № 1548 объекты включены в Перечень на 2020 год.
Перечень на 2020 год размещен на официальном сайте департамента и направлен в Управление Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю письмом департамента от 27.12.2019 года № 52-52705/19-08-05.
В соответствии с пунктом 2.1 Приказа № 1548 не подано заявление об исключении объектов из Перечня на 2020 год.
Таким образом, спорные объекты включены в Перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2017, 2018, 2019 и 2020 год исходя из сведений ЕГРН о наименовании объектов недвижимого имущества.
Однако указанные объекты недвижимого имущества не могут быть однозначно отнесены к офисным зданиям и административно-деловым центрам исходя лишь из сведений, содержащихся в государственном кадастре недвижимости и документах технического учета.
Суд, изучив материалы дела, приходит к выводу о том, что установленные по делу обстоятельства не позволяли включить объекты недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...> в Перечни на 2017, 2018, 2019 и 2020 год.
Законодательно определение понятия «офис» РЅРµ закреплено. РџСЂРё этом, конструкция статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации позволяет относить Рє административно-деловым объектам, РІ том числе Рё здания, расположенные РЅР° земельных участках СЃ любым РІРёРґРѕРј разрешенного использования, РІ случае, если назначение, разрешённое использование или Рменование помещений РЅРµ менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) РІ соответствии СЃРѕ сведениями ЕГРН соответствующих объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов Рё сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Согласно техническому паспорту на объект кадастровый номер <№...> (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 22 мая 2011 года, объект имеет наименование: «нежилые здания, литер А,Ж,ж» и состоит из помещений, включающих в себя: коридор, кабинеты, комнату отдыха, торговый зал (8,3 %). Площадь помещений с наименованием торговый зал занимает менее 20 % от общей площади здания.
Согласно техническому паспорту на объект кадастровый номер 23:33:0602005:365 (экспликация к поэтажному плану здания (строения), по состоянию на 25 декабря 2007 года, объект имеет наименование: «охотничья база» и состоит из помещений, включающих в себя: коридор, кабинеты, комнату отдыха, другие вспомогательные помещения.
Назначение помещений спорных зданий, указанные РІ документах технического учета (инвентаризации) РЅРµ предусматривает размещение РІ РЅРёС… офисов, административно-делового или торгового центров, указанных РІ подпунктах 1 Рё 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации. Рзменения РІ назначение зданий или РІ документах технического учета (инвентаризации) РѕР± объектах РЅРµ вносились.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом министерством экономического развития и торговли Российской Федерации от 15 февраля 2007 года № 39, определены следующие виды разрешенного использования земельных участков, как: участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5); участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
В соответствии с выпиской из ЕГРН от 11 ноября 2020 года за № 99/2020/359561689 объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> площадью 1372 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «эксплуатация административного и складских зданий».
Объект недвижимого имущества с кадастровым номером <№...> расположен на земельном участке с кадастровым номером <№...> площадью 3000 кв.м, категория земель : земли населенных пунктов, вид разрешенного использования «для размещения охотничьей базы», что подтверждается выпиской из ЕГРН от 11 ноября 2020 года за № 99/2020/359555182.
Указанные виды разрешенного использования земельных участков не предполагают размещения на них офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения и поэтому не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
На момент включения спорных зданий в Перечни объектов недвижимого имущества, их фактическое использование не устанавливалось, выездное обследование не проводилось, несмотря на то, что сведения государственного кадастра недвижимости, Единого государственного реестра недвижимости, не позволяли достоверно отнести данные здания к видам объектов в целях, предусмотренных статьей 378.2 НК РФ.
Таким образом, административный истец достоверно доказал, что исходя из документации на спорные объекты недвижимости и их фактического использования условия для включения спорный зданий в Перечни, установленные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, отсутствовали.
Учитывая приведенные обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департамент имущественных отношений Краснодарского края в нарушение требований Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка включил объекты недвижимого имущества в Перечни на 2017, 2018, 2019 и 2020 год.
Таким образом, права Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов которая является налогоплательщиком, существенно нарушаются, поскольку включение спорных объектов в Перечни влечет увеличение налоговой ставки.
В настоящее время собственником объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>, площадью 111,7 кв.м., расположенного по адресу: город <Адрес...>, на основании договора купли продажи заключенного с Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов, является Гононченко А.В., что подтверждается выпиской из ЕГРН от 18 ноября 2020 года за № 99/2020/359553972. Право собственности на объект недвижимости зарегистрировано в регистрирующих органах 09 августа 2019 года за <№...>-23/001/2019-4.
В связи с переходом право собственности на вышеуказанный объект в 2019 году, Краснодарская городская организация Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов не оспаривает пункт 40803 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27 декабря 2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в отношении объекта недвижимого имущества с кадастровым номером <№...>
С учетом изложенного суд считает, административные исковые требования, подлежащими удовлетворению.
В силу пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается решение об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Определяя дату признания решения Департамента имущественных отношений Краснодарского края не действующим в части, суд исходит из того обстоятельства, что установление иной даты, чем день его принятия не устранит выявленные судом в ходе настоящего разбирательства нарушения прав административного истца.
Руководствуясь статьями 175-180, 215-217 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Административные исковые требования Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края о признании нормативных правовых актов недействующими в части удовлетворить.
Признать недействующими со дня принятия пункты 26524, 38881 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23.12.2016 года № 2745 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2017 год» в отношении объектов недвижимого имущества:
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 233,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...> площадью 111,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
Признать недействующими со дня принятия пункты 24205, 35210 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2017 года № 3008 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2018 год» в отношении объектов недвижимого имущества:
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 233,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 111,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
Признать недействующими со дня принятия пункты 27418, 41044 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26.12.2018 года № 3043 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2019 год» в отношении объектов недвижимого имущества:
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 233,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 111,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
Признать недействующим со дня принятия пункт 27300 Перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год приложения к приказу Департамента имущественных отношений Краснодарского края от 27.12.2019 года № 2837 «Об утверждении перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год» в отношении объекта недвижимого имущества:
- назначение - нежилое здание, наименование: административное здание с кадастровым номером <№...>, площадью 233,7 кв.м, расположенное по адресу: <Адрес...>
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края опубликовать настоящее решение суда или сообщение о его принятии в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании, в котором публикуются нормативно правовые акты Департамента имущественных отношений Краснодарского края, а также разместить на сайте Департамента имущественных отношений Краснодарского края.
Обязать Департамент имущественных отношений Краснодарского края сообщить суду и Краснодарской городской организации Краснодарской краевой общественной организации охотников и рыболовов в срок 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу об его исполнении либо об уважительных причинах невозможности его исполнить в указанный срок.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Краснодарский краевой суд в Третий апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 19 марта 2021 г.
Судья Е.В. Цехомская