Решение по делу № 2-4288/2022 от 08.07.2022

Копия                                                                                                            Дело № 2-4288/2022

УИД 16RS0050-01-2015-010177-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Казань                                                                                                 07 сентября 2022 года

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Хасановой Э.К.,

при секретаре Ахметшиной А.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» к Макаровой Макаровой И.Р., Макарову Д.А. об устранении нарушений прав и встречному иску Макаровой И.Р., Макарова Д.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», Публичному акционерному обществу «Газпром», Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о возложении обязанности осуществить строительство защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» обратилось суд с иском к Макаровой И.Р. об устранении нарушений прав, указав в обоснование исковых требований, что на территории Приволжского района г.Казани частично размещается магистральный газопровод Миннибаево-Казань, предназначенный для транспорта газа промышленным и коммунально-бытовым потребителям Казани, Чистополя, Зеленодольска, Йошкар-Олы и других населенных пунктов. Строительство газопровода осуществлено с января 1962 года по декабрь 1963 года на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 июля 1958 года, приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР от 30 июня 1960 года № 203. Постановлением Совета Министров ТАССР от 25 апреля 1962 года № 17 произведен отвод земель под строительство указанного газопровода. Газопровод размещен с удалением на 12 метров от существовавшей на тот момент первой нитки газопровода Миннибаево-Казань параллельно ее трассе, ранее согласованной в установленном порядке. Собственником газопровода в настоящее время является Публичное акционерное общество «Газпром», истец владеет газопроводом на основании договора аренды имущества от 30 ноября 2014 года № . Параллельно газопроводу в одном техническом коридоре с ним проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, собственником этанопровода является истец. Указанные газопровод и этанопровод относятся к категории опасных производственных объектов в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О промышленной безопасности производственных объектов». В целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, устанавливается территория с особыми условиями использования – охранная зона объектов газоснабжения. Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации", пункту 6 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации границы охранных зон объектов системы газоснабжения определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. В соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-1985* «Магистральные трубопроводы», минимальное расстояние от оси газопровода 1 класса до населенных пунктов, промышленных предприятий, зданий и сооружений составляет 150 метров, минимально допустимые расстояния до оси этанопровода (газопровод 2 класса) составляет 125 м. В нарушение действующего законодательного запрета ответчицей на недопустимом от газопровода расстоянии на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> возведен двухэтажный кирпичный жилой дом. Данное нарушение зафиксировано актом определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих участках, от 11 февраля 2015 года, согласно которому жилой дом расположен на расстоянии 62,6 метра от оси газопровода и 79,61 метра от оси этанопровода. Правообладателем земельного участка является Макарова И.Р. Возведенное в зоне минимально допустимых расстояний строение обладает признаками самовольной постройки. В соответствии со статьей 32 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации», здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения. С учетом изложенного истец просит обязать ответчицу за свой счет снести двухэтажный кирпичный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Миннибаево-Казань», этанопровода «Миннибаево-Казань» на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>А, взыскать с ответчицы расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика привлечен Макаров Д.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований со стороны истца привлечены Муниципальное казенное учреждение «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ», Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани, Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Муниципальное казенное учреждение «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципальное казенное учреждение «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципальное казенное учреждение «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Публичное акционерное общество «Газпром».

Макарова И.Р. обратилась в суд со встречным иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» о возложении обязанности осуществить строительство защитной конструкции вдоль магистрального этанопровода и магистрального газопровода, указав в обоснование исковых требований, что о наличии магистральных трубопроводов семье Макаровых стало известно лишь после иска о сносе жилого дома, информация о трубопроводах в государственном реестре недвижимости отсутствует. С учетом изложенного Макарова И.Р. просит обязать Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» осуществить строительство защитной конструкции вдоль расположения магистрального этанопровода «Миннибаево-Казань» и магистрального газопровода «Миннибаева-Казань» на участке 240-260 км.

Впоследствии в качестве соистца по встречному иску в дело вступил Макаров Д.А.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве соответчика по встречному иску привлечены Публичное акционерное общество «Газпром», Исполнительный комитет Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительный комитет муниципального образования <адрес>.

В процессе рассмотрения дела Макарова И.Р. увеличила объем встречных исковых требований, просила обязать ответчиков осуществить понижение давления в спорных магистральных трубопроводах в пределах участков, проходящих по территории г.Казани, до размера допустимого для нахождения на территории города, снести самовольные постройки в виде линейной части магистрального газопровода и линейной части магистрального этанопровода, пролегающие на территории города Казани, прекратить эксплуатацию магистральных трубопроводов.

Представители Исполнительного комитета Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, Публичного акционерного общества «Газпром», Муниципального казенного учреждения «Администрация Вахитовского и Приволжского районов Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», РГУП «БТИ МСАЖКХ РТ», Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору», Муниципального казенного учреждения «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципального казенного учреждения «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани», будучи извещены, в судебное заседание не явились, ходатайства об отложении судебного разбирательства суду не представили. С учетом изложенного, на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных представителей.

Представитель Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» в судебном заседании исковые требования поддержал, в удовлетворении встречного иска просил отказать.

Макарова И.Р., Макаров Д.А. и их представители в судебном заседании исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» не признали, встречные исковые требования поддержали.

Заслушав представителя Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», Макарову И.Р., Макарова Д.А. и их представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГК РФ) собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Права, предусмотренные статьями 301-304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором. Это лицо имеет право на защиту его владения также против собственника.

В соответствии с пунктом 1 статьи 222 ГК РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

Не является самовольной постройкой здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные с нарушением установленных в соответствии с законом ограничений использования земельного участка, если собственник данного объекта не знал и не мог знать о действии указанных ограничений в отношении принадлежащего ему земельного участка.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в случае, когда недвижимое имущество, право на которое зарегистрировано, имеет признаки самовольной постройки, наличие такой регистрации не исключает возможности предъявления требования о его сносе.

Согласно пункту 1 статьи 263 ГК РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункта 2 статьи 260).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 28 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" на земельных участках, прилегающих к объектам систем газоснабжения, в целях безопасной эксплуатации таких объектов устанавливаются охранные зоны газопроводов. Владельцы указанных земельных участков при их хозяйственном использовании не могут строить какие бы то ни было здания, строения, сооружения в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения без согласования с организацией - собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией; такие владельцы не имеют права чинить препятствия организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

Согласно правовой позиции, изложенной в определении судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года №309-ЭС16-5381, размещение объектов недвижимости вблизи газопровода, который является источником повышенной опасности, создает угрозу жизни и здоровью людей и препятствует эксплуатации опасного объекта.

Статья 2 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ определяет охранную зону объектов системы газоснабжения как территорию с особыми условиями использования, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения.

Согласно пункту 23 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 "Об усилении охраны магистральных трубопроводов" (действовавших на момент введения в эксплуатацию газопровода-отвода), строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.

При этом СНиП 2-45-75 "Нормы проектирования магистральных трубопроводов", утвержденные Постановлением Государственного комитета Совета Министров СССР по делам строительства от 29 августа 1975 года N 142, определяли минимальные расстояния от оси магистрального газопровода, аналогичные установленным СНиП 2.05.06-85, и составляют для газопроводов первого класса условным диаметром до 300 мм не менее 100 метров от оси магистрального газопровода до городов и других населенных пунктов, садоводческих и дачных поселков.

Из приведенных норм следует, что строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять исключительно в соответствии с установленными строительными нормами и правилами.

Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 (далее - Правила), установлен порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей и нормативных расстояний, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, они действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей.

Согласно пункту 5 указанных Правил в соответствии с законодательством Российской Федерации газораспределительные сети относятся к категории опасных производственных объектов, что обусловлено взрыво- и пожароопасными свойствами транспортируемого по ним газа. Основы безопасной эксплуатации газораспределительных сетей определены Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".

Пунктом 7 Правил установлены порядок определения охранных зон газораспределительных сетей.

Нормативные расстояния устанавливаются с учетом значимости объектов, условий прокладки газопровода, давления газа и других факторов, но не менее строительных норм и правил, утвержденных специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области градостроительства и строительства (пункт 9 Правил).

Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" организация - собственник системы газоснабжения кроме мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности, обязана обеспечить на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации объектов системы газоснабжения осуществление комплекса специальных мер по безопасному функционированию таких объектов, локализации и уменьшению последствий аварий, катастроф.

Согласно пунктам 1.4, 3.1 Правил охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Минтопэнерго Российской Федерации от 29 апреля 1992 года, материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), с привязкой охранных зон входящих в его состав коммуникаций и объектов, должны быть переданы в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользований.

Предприятия трубопроводного транспорта должны регулярно (не реже 1 раза в квартал) давать информацию через местное радио и печать о местах прохождения трубопроводов.

Трассы трубопроводов обозначаются опознавательными знаками (со щитами-указателями) высотой 1,5-2 м от поверхности земли, устанавливаемыми в пределах прямой видимости, но не реже, чем через 500 м, и на углах поворота.

Юридически значимыми обстоятельствами для разрешения вопроса о том, являются ли спорные объекты самовольной постройкой, в рамках настоящего дела является выяснение обстоятельств, знали и могли ли знать ответчики по первоначальному иску о наличии соответствующих ограничений в отношении земельного участка, на котором возведен жилой дом.

Из материалов дела судом установлено, что решением Салмачинского Сельского Совета народных депутатов от 17 марта 1995 года Яруллину Р.Ф. выделен земельный участок общей площадью 1801 кв.м., кадастровый для строительства жилого дома и выращивания сельхозпродукции на территории Салмачинского Сельского Совета.

По договору купли-продажи от 12 декабря 2011 года Макарова И.Р. приобрела 5/18 доли в праве общей долевой собственности на указанный участок.

На основании договора реального раздела от 12 апреля 2012 года в собственность Макаровой И.Р. перешел земельный участок площадью 500 кв.м., кадастровый , образованный в результате раздела вышеуказанного земельного участка, право собственности на вновь образованный земельный участок зарегистрировано за Макаровой И.Р. 25 апреля 2012 года. Земельному участку присвоен адрес: <адрес>

На указанном земельном участке возведен двухэтажный жилой дом общей площадью 196,8 кв.м. Право собственности на дом зарегистрировано за Макаровой И.Р. ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно акту определения расположения земельных участков, зданий и строений, находящихся на этих участка, в п<адрес> от 11 февраля 2015 года жилой дом, принадлежащий Макаровой И.Р., находится на расстоянии 62,6 м. от оси газопровода и 79,61 м. от оси этанопровода.

Строительство газопровода Миннибаево-Казань было осуществлено в период с января 1962 года по декабрь 1963 год на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 15 июля 1958 года № 935, приказа Государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР (далее - Газпрома СССР) от 30 июня 1960 года № 203. Проектно-сметная документация на строительство газопровода была разработана проектным институтом «Южгипрогаз» Газпрома СССР и утверждена начальником Газпрома СССР 3 октября 1961 года. Титульный список капитальных работ был утвержден Главгазом Союза ССР 22 января 1962 года.

Актом государственной комиссии от 6 декабря 1963 года, утвержденным Председателем государственно-производственного комитета по газовой промышленности СССР 12 декабря 1963 года, комплекс магистрального газопровода был принят в эксплуатацию. По заключению государственной комиссии строительство газопровода было выполнено в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами и отвечало требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов.

Собственником газопровода в настоящее время является Публичное акционерное общество «Газпром», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 26 ноября 2007 года, Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» владеет газопроводом на основании договора аренды.

Параллельно газопроводу в одном техническом коридоре с ним проходит магистральный этанопровод Миннибаево-Казань (далее - этанопровод), принятый в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № 12-орг. Строительство этанопровода произведено на основании Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 16 мая 1968 года № 383.

Магистральный этанопровод Миннибаево-Казань, принят в эксплуатацию Актом государственной комиссии, утвержденным Приказом Министерства газовой промышленности СССР от 10 января 1973 года № 12-орг.

Принимая этанопровод в эксплуатацию, государственная комиссия установила, что строительно-монтажные работы по этанопроводу выполнены в соответствии с проектом, строительными нормами и правилами, отвечают требованиям приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов, изложенным в соответствующих главах СНИП Ш-А-10-70, СНИП Ш-Д. 10-62, а так же в Правилах, утвержденных Министерством газовой промышленности по согласованию с Госстроем СССР от 11 марта 1969 года.

На стадии проектирования было произведено согласование трассы этанопровода на всей его протяженности со всеми райисполкомами, управлениями сельского хозяйства и иными государственными структурами. 12 декабря 1967 года трасса этанопровода была согласована с Министерством сельского хозяйства ТАССР, 22 декабря 1967 года - с главным архитектором города Казани.

27 октября 1970 года Пестречинский райисполком согласовал прохождение трассы магистрального продуктопровода Миннибаево-Казань по землям Пестречинского района параллельно существующему газопроводу и продуктопроводу, что подтверждается материалами Земельного дела по отводу земель под строительство этанопровода Миннибаево-Казань по Пестречинскому району Татарской АССР, находящемуся в Архивном отделе Исполкома Пестречинского муниципального района Республики Татарстан. Согласно Заключению от 15 февраля 1971 года управление сельского хозяйства Пестречинского райисполкома считает возможным отвести 15.94 га земли для строительства этанопровода Миннибаево-Казань из земель Пестречинского района ТАССР.

Собственником этанопровода является Общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 июня 2009 года.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» магистральные газопровод и этанопровод Миннибаево-Казань относятся к категории опасных производственных объектов.

В соответствии с пунктом 26 Постановления Совета Министров СССР от 8 января 1981 года N 24 "Об утверждении положения о землях транспорта" материалы о фактическом положении трубопроводов (исполнительная съемка) передаются в установленном порядке исполнительным комитетам районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов для нанесения трасс трубопроводов на районные карты землепользований. Исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопроводов заинтересованным предприятиям, учреждениям и организациям.

Согласно пункту 1.4 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24 апреля 1992 года N 9, предприятия трубопроводного транспорта должны передать материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка) с привязкой охранных зон, входящих в его состав коммуникаций и объектов, в соответствующие местные органы власти и управления для нанесения их на районные карты землепользователей. Аналогичные нормы содержались в Правилах охраны магистральных трубопроводов, утвержденных Постановлением Совета Министров СССР от 12 апреля 1979 года N 341 (пункт 6).

В соответствии с пунктом 1.13 Правил технической эксплуатации магистральных газопроводов, утвержденных Министерством газовой промышленности СССР 22 марта 1988 года, после приема газопровода в эксплуатацию эксплуатирующая организация должна проконтролировать, чтобы в месячный срок фактическое положение газопровода было нанесено на карты землепользователей в исполнительных комитетах районных (городских) Советов народных депутатов.

В соответствии с пунктом 10 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878 трассы подземных газопроводов должны обозначаться опознавательными знаками, нанесенными на постоянные ориентиры или железобетонные столбики высотой до 1,5 метров (вне городских и сельских поселений), которые устанавливаются в пределах прямой видимости не реже чем через 500 метров друг от друга, а также в местах пересечений газопроводов с железными и автомобильными дорогами, на поворотах и у каждого сооружения газопровода (колодцев, коверов, конденсатосборников, устройств электрохимической защиты и др.). На опознавательных знаках должно быть указано расстояние от газопровода, глубина его заложения и телефон аварийно-диспетчерской службы.

Организации, отвечающие за установку и эксплуатацию опознавательных знаков, определены в пункте 11 указанных Правил, согласно которому опознавательные знаки устанавливаются или наносятся строительными организациями на постоянные ориентиры в период сооружения газораспределительных сетей. В дальнейшем установка, ремонт или восстановление опознавательных знаков газопроводов производятся эксплуатационной организацией газораспределительной сети. Установка знаков оформляется совместным актом с собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, по которым проходит трасса.

Согласно пунктам 17 - 18 данных Правил утверждение границ охранных зон газораспределительных сетей и наложение ограничений (обременений) на входящие в них земельные участки производятся на основании материалов по межеванию границ охранной зоны органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Ограничения (обременения) по использованию земельных участков подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Таким образом, указанные нормативные положения устанавливали и устанавливают обязанность организации газовой промышленности по информированию заинтересованных лиц о месте расположения газопровода в целях недопущения причинения вреда при возможных аварийных ситуациях.

Согласно письму «Таттрансгаз» от 5 декабря 1996 года, направленному директору Акционерного общества «Салмачи», главе администрации Пестречинского района, прокурору Пестречинского района, работниками Казанского линейного производственного управления магистральных газопроводов обнаружено, что Акционерным обществом «Салмачи» выделены земельные участки под строительство индивидуальных коттеджей в непосредственной близости (110-110 м) от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань от магистральных газопродуктопроводов Миннибаево-Казань на участке 247 км. Выделенные участки находятся в районе бывшего лагеря труда и отдыха подростков. Согласно СНиП 2.05.06-85 расстояние от границ отведенных территорий под строительство коттеджей, с учетом развития территории до магистральных газопроводов должно быть не менее 200 метров во избежание несчастных случаев при возникновении аварий на них.

Указанное свидетельствует об осуществлении истцом мер реагирования, об устранении выявленных нарушений, недопущения расположения земельных участков и объектов недвижимости в границах минимальных расстояний до магистральных газопроводов.

Согласно письму Открытого акционерного общества «Газпром» от 24 сентября 2009 года Комитету земельных и имущественных отношений исполнительного комитета муниципального образования г. Казани направлены картографические материалы с нанесенными трассами газопроводов, охранных зон и зон минимально безопасных расстояний, проходящих в черте г. Казани с учетом границ присоединенных территорий Высокогорского, Пестречинского и Лаишевского районов Республики Татарстан, обслуживаемых Константиновским ЛПУМГ.

26 октября 2009 года мэру г.Казани направлено извещение о необходимости прекратить выделение земельных участков, подпадающих в зону минимально безопасных расстояний магистральных газопроводов, рассмотреть возможность аннулирования выданных разрешений на строительство в пределах зоны минимально безопасных расстояний магистральных газопроводов, находящихся в пределах г.Казани.

22 июня 1990 года Прокурором Татарской АССР вынесено представление на имя Председателя Совета Министров Татарской АССР о принятии мер к обеспечению безопасной эксплуатации газопровода обязании районных исполкомов Советов народных депутатов исключить впредь отвод земельных участков в охранных зонах газопровода.

02 сентября 1992 года Государственное предприятии «Таттрансгаз» направило письмо в адрес Прокурора Республики Татарстан о массовом строительстве домов в охранной зоне газопровода в пос.Салмачи несмотря на имеющиеся запреты районных Советов народных депутатов

05 августа 1992 года Госкомзем Республики Татарстан направил в адрес всех райгоркомземов письмо о продолжающемся самовольном строительстве жилых домов в охранных зонах газопроводов.

По акту от 06 декабря 2001 года главный инженер Константиновского ЛПУМГ ООО «Таттрансгаз» передал председателю Пестречинского комитета по земельным ресурсам географические карты с нанесенными трассами магистральных газопроводов.

Согласно материалам дела Общество с ограниченной ответственностью «Таттрансгаз» с 2009 года производило информирование населения о прохождении магистральных газопродуктопроводов, что подтверждается имеющимися публикациями в общественно-политической газете «Республика Татарстан».

В силу вышеизложенных норм до дня установления зоны минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов в соответствии со статьей 106 Земельного кодекса Российской Федерации строительство, реконструкция зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до указанных трубопроводов допускается только по согласованию с организацией - собственником трубопровода или уполномоченной им организацией.

Согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в решении от 27 мая 2015 года № АКПИ15-360, которым отказано в признании недействующими пункта 3.16 и таблицы 4* Строительных норм и правил СНИП 2.05.06.-85* «Магистральные трубопроводы», строительство зданий, строений, сооружений вблизи объектов систем газоснабжения необходимо осуществлять в соответствии с установленными строительными нормами и правилами, при согласовании с организацией – собственником системы газоснабжения или уполномоченной ею организацией.

Таким образом, из имеющихся в материалах дела документов следует, что спорные газо- и этанопровод относятся к числу опасных производственных объектов, строительство Макаровыми спорного жилого дома без согласования с истцом по первоначальному иску в зоне минимально допустимых расстояний является нарушением запрета, установленного нормами действующего законодательства, создает угрозу для жизни и здоровья, что в силу закона является основанием для его сноса ответчиком, их возводившим, допустившим такие нарушения.

Исходя из материалов дела, возможности приведения спорного жилого дома в соответствие с ограничениями использования земельного участка по указанному адресу не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

В соответствии с частью 9 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, до изменений, внесенных Федеральным законом от 03 августа 2018 года № 340-ФЗ в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик должен был направить заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы были следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

При этом, в соответствии со статьей 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.

В градостроительном плане земельного участка, в том числе, содержится информация:

о минимальных отступах от границ земельного участка, в пределах которых разрешается строительство объектов капитального строительства;

о границах зон с особыми условиями использования территорий, если земельный участок полностью или частично расположен в границах таких зон (часть 3 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Градостроительный план земельного участка выдается органами местного самоуправления (часть 5 статьи 57.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Как следует из ответа Муниципального казенного учреждения «Управление градостроительных разрешений Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани» разрешения на строительство (реконструкцию) жилого дома, расположенного на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> не выдавались, уведомления о планируемом строительстве (реконструкции) не поступали.

Таким образом, строительство жилого дома осуществлено ответчиком без получения предусмотренных статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации документов, соответственно Макаровы не предприняли мер для получения информации о границах зон с особыми условиями использования территорий.

С учетом изложенного Макаровы не являются добросовестными в смысле пункта 1 статьи 222 ГК РФ, поскольку после приобретения земельного участка в 2011 году при строительстве жилого дома не обращались в компетентный орган с заявлением о получении разрешения на строительство, проигнорировав таким образом, запрет, установленный на возведение жилого дома в зоне минимально допустимых расстояний до газопровода, этанопровода.

Ссылка представителя Макаровой И.Р. на градостроительный план земельного участка, выданный 29 февраля 2012 года на основании заявления Прокофьевой И.Г., в данном случае несостоятельна, поскольку названный план относится к иному земельному участку, соответственно не соответствует требованиям относимости.

С учетом изложенного суд находит необоснованными доводы представителя Макаровой И.Р. о том, что Макаровым не было известно о нахождении спорного земельного участка в зоне с особыми условиями и ограничениями.

Согласно статье 34 Семейного кодекса Российской Федерации, имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов недвижимые вещи, независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

Поскольку спорный жилой дом возведен Макаровыми в период брака, он является совместно нажитым имуществом указанных лиц, соответственно Макарова И.Р. и Макаров Д.А. являются надлежащими ответчиками по первоначальному иску.

С учетом изложенного суд пришел к выводу о необходимости удовлетворить исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань».

На основании части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 3 части 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с Макаровой И.Р. и Макарова Д.А. в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей с каждого.

Встречные исковые требования суд считает не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему;

1.1) из решений собраний в случаях, предусмотренных законом;

2) из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;

3) из судебного решения, установившего гражданские права и обязанности;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) в результате создания произведений науки, литературы, искусства, изобретений и иных результатов интеллектуальной деятельности;

6) вследствие причинения вреда другому лицу;

7) вследствие неосновательного обогащения;

8) вследствие иных действий граждан и юридических лиц;

9) вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем:

признания права;

восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

признания недействительным решения собрания;

признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

присуждения к исполнению обязанности в натуре;

возмещения убытков;

взыскания неустойки;

компенсации морального вреда;

прекращения или изменения правоотношения;

неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону;

иными способами, предусмотренными законом.

Как неоднократно ссылался Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, право на судебную защиту, как оно сформулировано в статье 46 Конституции Российской Федерации России, не предполагает возможности выбора гражданином либо юридическим лицом по своему усмотрению конкретных способов и форм его реализации, которые устанавливаются федеральным законом.

В соответствии с положениями статей 1, 11, 12 ГК РФ предъявление иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов истца посредством предусмотренных действующим законодательством способов защиты. При этом избранный способ защиты нарушенного права и законных интересов должен отвечать принципам правовой соразмерности, то есть должен быть основан на соблюдении баланса интересов и прав спорящих сторон. Защита права собственности и иных вещных прав должна осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех участников гражданского оборота. Избранный способ защиты в случае удовлетворения требований истца должен непосредственно привести к восстановлению нарушенных или оспариваемых прав.

Заявленные истцами во встречном исковом заявлении требования о возложении обязанности осуществить строительство защитной конструкции, о понижении давления в магистральных трубопроводах, действующим законодательством в качестве способов защиты нарушенных гражданских прав.

Установление рабочего давления в трубопроводе обусловлено производственной необходимостью собственника и (или) эксплуатирующей организации, право третьих лиц на предъявление подобных требований, прямо влияющих на результаты производственной деятельности, законом не предусмотрено.

Требования истцов по встречному иску о прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов основаны на доводах о том, что истек срок эксплуатации трубопроводов.

Вместе с тем, истцами по встречному иску не представлены доказательства истечения срока эксплуатации трубопроводов, уполномоченными контролирующими организациями в сфере эксплуатации опасных производственных объектов - в том числе и привлеченным к участию в деле Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору нарушений, которые могут повлечь приостановление или прекращение эксплуатации трубопроводов, не выявлено, их эксплуатация осуществляется в соответствии с действующей декларацией промышленной безопасности, зарегистрированной в декабре 2012 года Приволжским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Доводы истцов по встречному иску о том, что линейные части магистральных трубопроводов являются самовольными строениями, несостоятельны, поскольку согласно имеющимся в материалах дела документам газопровод и этанопровод размещены на землях, выделенных в соответствии с требованиями действовавшего законодательства, местоположение трубопроводов согласовано землепользователями и органами государственной власти и органами местного самоуправления, трубопроводы были проложены вне населенных пунктов, приняты и введены в эксплуатацию в установленном действовавшим законодательством порядке.

При изменении границ города Казани включением поселка Салмачи в состав территории города магистральные трубопроводы существовали на отведенной для этого территории.

В соответствии с пунктом 5 Правил направления органами государственной власти и органами местного самоуправления документов, необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, а также требований к формату таких документов в электронной форме", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 03 февраля 2014 года, в случае утверждения правил землепользования и застройки либо внесения в них изменений орган местного самоуправления (орган государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в правовом акте, которым утверждены или изменены правила землепользования и застройки, включая сведения о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки, их количестве, перечне видов разрешенного использования земельных участков для каждой территориальной зоны.

В ранее действовавшей редакции Правил действовало такое же условие, согласно которому документы представляются органом государственной власти и органом местного самоуправления в орган кадастрового учета по соответствующему кадастровому округу. Если сведения, содержащиеся в документах, должны быть включены в государственный кадастр недвижимости более чем в 1 кадастровом округе, такие сведения направляются непосредственно в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.

Таким образом, документы по соответствующему кадастровому округу подаются в орган кадастрового учета органами государственной власти и органами местного самоуправления, а не газоснабжающей организацией.

С учетом изложенного суд не находит правовых оснований для удовлетворения встречных исковых требований.

Расходов истцов по встречному иску по уплате государственной пошлины возмещению ответчиками по встречному иску не подлежат, поскольку в силу части 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации указанные расходы присуждаются лишь стороне, в пользу которой состоялось решение суда.

Руководствуясь частью 1 статьи 98, статьями 194 -199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ :

Иск Общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» к Макаровой И.Р., Макарову Д.А. об устранении нарушений прав удовлетворить.

Обязать Макарову И.Р., Макарова Д.А. за свой счет снести объект недвижимости – двухэтажный жилой дом, расположенный в зоне минимально допустимых расстояний магистрального газопровода «Миннибаево-Казань» и магистрального этанопровода «Миннибаево-Казань» на земельном участке с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>

Взыскать с Макаровой И.Р., Макарова Д.А. в пользу общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань» расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей с каждого.

Встречный иск Макаровой И.Р., Макарова Д.А. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Казань», Публичному акционерному обществу «Газпром», Исполнительному комитету Пестречинского муниципального района Республики Татарстан, Исполнительному комитету муниципального образования г.Казани о возложении обязанности осуществить строительство защитной конструкции, понижении давления в магистральных трубопроводах, сносе самовольной постройки и прекращении эксплуатации магистральных трубопроводов оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Татарстан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Приволжский районный суд г.Казани.

Судья: подпись.

Копия верна.

Судья Приволжского районного

суда г. Казани                                                                                            Хасанова Э.К.

2-4288/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ООО Газпром трансгаз Казань
Ответчики
Макарова Индира Равилевна
ПАО Газпром
ИК МО г. Казани
Макаров Дмитрий Александрович
ИКМО Пестречиснкий муниципальный район
Другие
АО БТИ РТ
МКУ УГР ИКМО г. Казани
Управление Росреестра по РТ
МКУ "Администрация Вахитовского и Приволжского районов ИКМО г.Казани"
Ростехнадзор
Суд
Приволжский районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Хасанова Эльвира Каримулловна
Дело на странице суда
privolzhsky.tat.sudrf.ru
08.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
08.07.2022Передача материалов судье
08.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.07.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.08.2022Судебное заседание
07.09.2022Судебное заседание
14.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее