Дело № 2-114/2024
УИД 52RS0032-01-2024-000041-18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
7 августа 2024 года с. Дивеево.
Резолютивная часть решения объявлена 7 августа 2024 г.
Решение суда в окончательной форме принято 14 августа 2024 г.
Дивеевский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Нагайцева А.Н.,
с участием помощника прокурора Дивеевского района Нижегородской области Сухарева К.А.,
при секретаре судебного заседания Масловой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Дивеевского районного суда <адрес> гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации к Дивеевскому территориальному отделу администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> об обязании привести часть автомобильной дороги д.Полупочинки – <адрес> в соответствие с нормативными требованиями; к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, МБОУ «Дивеевская средняя общеобразовательная школа» об обязании организовать транспортное обеспечение обучающихся,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации с исковым заявлением и, с учетом уточнения исковых требований (л.д. 125-126), просит:
1.Обязать Дивеевский территориальный отдел администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> привести часть автомобильной дороги д.Полупочинки – <адрес>, находящуюся в ведении Дивеевского муниципального округа <адрес> протяженностью 5,49 км. в соответствие с нормативными требованиями в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
2.Обязать администрацию Дивеевского муниципального округа <адрес> и МБОУ «Дивеевская СОШ» организовать транспортное обеспечение обучающихся МБОУ «Дивеевская СОШ», проживающих в <адрес>, в соответствии с требованиями статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
В обоснование заявленных требований прокурор указывает следующее.
В ходе проведенной в декабре 2022 года проверки по обращению Ванюшиной Т.В. установлено, что подвоз учащихся МБОУ «Дивеевская СОШ», проживающих в <адрес> муниципального округа, не организован.
Количество учащихся МБОУ «Дивеевская СОШ» из числа жителей села Челатьма составляет 1 несовершеннолетний ребенок.
Расстояние от <адрес> до <адрес> через <адрес> составляет 13,7 километров, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 8,2 километра.
По причине отсутствия прямого маршрута несовершеннолетний обучающийся, в случае отсутствия автотранспортного средства, будет вынужден осуществлять пешее движение по автомобильной дороге, что создает угрозу для жизни и здоровья. Движение общественного транспорта из <адрес> до <адрес> не организовано.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Дивеевская СОШ», главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес> внесены представления, однако до настоящего времени выявленные нарушения не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Сухарев К.А. иск прокурора поддержал, просил исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Представитель администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> по доверенности Герасимова Е.В. иск прокурора не признала, пояснила, что состояние автомобильной дороги <адрес> – <адрес>, на участке между <адрес> и д.Полупочинки не соответствует установленным требованиям применительно к организации перевозки детей, при этом часть дороги между <адрес> и д.Полупочинки находится в ведении Дивеевского территориального отдела администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>, а часть в ведении ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог». До приведения участка дороги в надлежащее состояние не возможно организовать транспортное обеспечение обучающихся проживающих в <адрес> в <адрес>. При этом в бюджете Дивеевского муниципального округа в настоящее время отсутствуют денежные средства на ремонт указанной дороги.
Директор МБОУ «Дивеевская средняя общеобразовательная школа» Ленькова Е.А. иск прокурора не признала, полностью поддержала позицию представителя администрации Дивеевского муниципального округа <адрес>.
Представитель Дивеевского территориального отдела администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Третье лицо Ванюшина Т.В. иск прокурора поддержала, просила его удовлетворить. Пояснила, что она проживает со своей малолетней дочерью ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. в <адрес>. Дочь обучается в МБОУ «Дивеевская средняя общеобразовательная школа», которое находится в <адрес>. Между тем, транспортное обеспечение дочери из <адрес> в <адрес> в школу не организовано, тем самым нарушается право дочери на получение образования.
Представитель ГКУ НО «Главное управление автомобильных дорог» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц на основании ст.167 ГПК РФ.
Заслушав прокурора, представителя администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> по доверенности Герасимову Е.В., директора МБОУ «Дивеевская средняя общеобразовательная школа» Ленькову Е.А., третье лицо Ванюшину Т.В., изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами). Аналогичные положения предусмотрены пунктом 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Абзацем 3 части 2 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» установлено, что государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана, в том числе на принципах поддержки семьи в целях воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе, а также ответственности юридических лиц, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона № 273-ФЗ транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.
В соответствии с частью 2 статьи 40 вышеуказанного Федерального закона организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав одного муниципального района, между населенными пунктами в составе муниципального или городского округа осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями, входящими в состав разных муниципальных районов, между муниципальными округами, между городскими округами, между муниципальным округом и городским округом, между поселением и муниципальным округом или городским округом осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций в случае, если на территориях указанных муниципальных образований не обеспечена транспортная доступность соответствующих образовательных организаций по месту жительства обучающихся.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П (пункт 3.2) разъяснено, что территориальная доступность муниципальных образовательных организаций, создаваемых органами местного самоуправления муниципального района или городского округа в рамках исполнения возложенных на них полномочий по организации предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, обеспечивается их созданием в достаточном количестве и расположением в пешеходной доступности для обучающихся, проживающих на соответствующих частях территории муниципального образования.
Статьей 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении санитарных правил СП ДД.ММ.ГГГГ-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (пункт 2.1.2) установлено, что расстояние от организаций, реализующих программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования до жилых зданий должно быть не более 500 метров, в условиях стесненной городской застройки и труднодоступной местности – 800 метров, для сельских поселений – до 1 километра.
При расстояниях, свыше указанных для обучающихся общеобразовательных организаций и воспитанников дошкольных организаций, расположенных в сельской местности, воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций социального обслуживания с предоставлением проживания организуется транспортное обслуживание (до организации и обратно). Расстояние транспортного обслуживания не должно превышать 30 километров в одну сторону.
Транспортное обслуживание обучающихся осуществляется транспортом, предназначенным для перевозки детей. Подвоз маломобильных обучающихся осуществляется специально оборудованным транспортным средством для перевозки указанных лиц.
Пешеходный подход обучающихся от жилых зданий к месту сбора на остановке должен быть не более 500 метров. Для сельских районов допускается увеличение радиуса пешеходной доступности до остановки до 1 километра.
В ходе проведенной в декабре 2022 года проверки по обращению Ванюшиной Т.В. установлено, что подвоз учащихся МБОУ «Дивеевская СОШ», проживающих в <адрес> муниципального округа, не организован.
Количество учащихся МБОУ «Дивеевская СОШ» из числа жителей села Челатьма составляет 1 несовершеннолетний ребенок.
Расстояние от <адрес> до <адрес> через <адрес> составляет 13,7 километров, расстояние от <адрес> до <адрес> составляет 8,2 километра.
По причине отсутствия прямого маршрута несовершеннолетний обучающийся, в случае отсутствия автотранспортного средства, будет вынужден осуществлять пешее движение по автомобильной дороге, что создает угрозу для жизни и здоровья. Движение общественного транспорта из <адрес> до <адрес> не организовано.
По фактам выявленных нарушений ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района в адрес директора МБОУ «Дивеевская СОШ», главы местного самоуправления Дивеевского муниципального округа <адрес> внесены представления, однако по состоянию на январь 2024 года выявленные нарушения не устранены.
Довод представителя Администрации о том, что доставка учащегося из д.Челатьма в Дивеевскую СОШ в весенний и летний период не представляется возможным, поскольку дорога от д.Полупочинки до д.Челатьма находится в неудовлетворительном состоянии, не является основанием для отказа в иске, поскольку отказ муниципального округа - учредителя образовательной организации, в которой обучаются лица от осуществления обязанности по их перевозке в соответствии с частью 2 статьи 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" может привести к последствиям, неблагоприятным для реализации этими лицами конституционного права на образование, подвергнуть риску их жизнь и здоровье.
Несоответствие же дорожного покрытия установленным требованиям применительно к организации перевозки детей свидетельствует не о наличии объективных причин отказа обеспечить такую перевозку, а о необходимости устранить соответствующий недостаток.
Такая правовая позиция содержится в Кассационном определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 8-КАД22-2-К2.
В соответствии с положениями Методических рекомендаций "Организация перевозок обучающихся общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций", направленных письмом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N 03-1255 перевозка обучающихся осуществляется школьным автобусом, соответствующим требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании образовательной организации (п. 1.4). В силу п. п. 3.1 и 3.2 Методических рекомендаций перевозка обучающихся организовывается образовательной организацией и ее учредителем.
Поскольку в соответствии с указанными правовыми нормами перевозка обучающихся организовывается как образовательной организацией, так и ее учредителем, то иск прокурора к администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> и МБОУ «Дивеевская СОШ» об обязании организовать транспортное обеспечение обучающихся подлежит удовлетворению.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р утвержден перечень документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации.
Так, выполнение комплекса работ по содержанию автомобильных дорог, в результате которых обеспечивается необходимое транспортно-эксплуатационное состояние дорог должно осуществляться в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и иных нормативных документов (далее – ГОСТ Р 50597-2017).
ГОСТ Р 50597-2017 определяет, что выполнение установленных настоящим стандартом требований обеспечивают организации, осуществляющие содержание дорог и улиц. В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, организациями, осуществляющими их содержание, принимаются меры, направленные на скорейшее устранение дефектов. (пункт 4 ГОСТ Р 50597-2017).
В соответствии с пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В ходе проведенной ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками прокуратуры района совместно со специалистом ОГИБДД МО МВД России «Дивеевский» проведено обследование участка автомобильной дороги «д.Полупочинки – <адрес>» протяженностью 5,49 км., находящегося согласно Перечню автомобильных дорог общего пользования местного значения Дивеевского муниципального округа <адрес>, утвержденного постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, в ведении органов местного самоуправления.
В ходе проведенного осмотра установлено, что на дорожном полотне имеются просадки, повреждения, выбоины.
Наличие выявленных нарушений препятствует безопасной транспортировке несовершеннолетних из <адрес> к месту обучения (МБОУ «Дивеевская СОШ»).
Постановлением администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № дорога д.Полупочинки – <адрес> передана в оперативное управление Дивеевскому территориальному отделу администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> (№ п/п 293) (л.д. 86-99).
При таких обстоятельствах иск прокурора, предъявленный к Дивеевскому территориальному отделу администрации Дивеевского муниципального округа <адрес> подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется в установленный срок.
На основании изложенного, суд считает установление для исполнения решения суда шестимесячного срока со дня вступления решения суда в законную силу, разумным и отвечающим интересам сторон.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░ 5,49 ░░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ <░░░░░> ░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░ ░░░», ░░░░░░░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 40 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ № 273-░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░ ░░.░░.░░░░-20 «░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░», ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░