Советский районный суд г. Махачкалы
Республики Дагестан
Судья Мукаилова В.И.
№ 2-8829/2023
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по гражданскому делу № 33-3209/2024
г. Махачкала, 19.04.2024
мотивированное: 26.04.2024
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Загирова Н.В.,
судей Алиевой Э.З. и Чоракаева Т.Э.
при секретаре судебного заседания Таджибовой Э.Р.
с участием представителя МВД по РД ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя ответчика МВД по РД ФИО5 на решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27.12.2023 по гражданскому делу по иску ФИО1 к МВД по РД о возложении обязанности установить очередность,
заслушав доклад судьи Чоракаева Т.Э.,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к МВД по РД о признании незаконным действий МВД по РД по принятию истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее ЕСВ) исходя из даты вынесения решения (распоряжения) ЦЖБК МВД по Республике Дагестан с 11.01.2014, установления очередность истца на получение ЕСВ с даты подачи заявления и документов с 11.11.2013, обязании ответчика внести соответствующие изменения в Книгу учета очередников ОВД, принятых на учет для получения ЕСВ МВД по РД, в том числе в части даты принятия (постановки) на учет, путем изменения уникального номера в базе данных.
В обосновании иска указано, что 11.11.2013 истец, являясь сотрудником МВД по РД, обратился в ЦЖБК (центральная жилищно-бытовая комиссия) МВД по РД с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения ЕСВ.
Однако он поставлен на учет 11.01.2014, т.е. спустя 2 месяца со дня подачи документов, хотя подал заявление 11.11.2013, и на учет его должны были поставить с даты подачи заявления.
Решением Советского районного суда г. Махачкалы от 27.12.2023 исковые требования ФИО1 удовлетворены.
На данное решение суда представителем ответчика МВД по РД ФИО5 подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование апелляционной жалобы указывается на то, что очередность предоставления единовременной выплаты, в том числе и преимущественное право на ее предоставление, определяется датой принятия на учет, а не датой подачи заявления. День регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, одновременно днем утверждения решения комиссии, а также днем постановки на учет. Таким образом, дата принятия истца на учет для получения единовременной социальной выплаты должна быть установлена датой утверждения решения жилищной комиссии о принятии истцов на учет.
В судебном заседании представитель ответчика МВД по РД ФИО5 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям, просила решение суда отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Надлежаще извещённый истец ФИО6 на рассмотрение гражданского дела не явился, представителя не направил, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения гражданского дела не ходатайствовал.
С учётом сведений о надлежащем извещении судебная коллегия приходит к выводу о возможности рассмотрения при имеющейся явке.
Выслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон № 247-ФЗ).
Согласно ч. 1 ст. 4 этого Закона сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию и принятыми в период прохождения службы на учет в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты (часть 6 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. № 247-ФЗ).
Ч. 10 ст. 4 Закона № 247-ФЗ предусмотрено, что сотрудник органов внутренних дел и гражданин Российской Федерации, уволенный со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, состоящий на учете в качестве имеющих право на получение единовременной социальной выплаты и имеющие трех и более детей, проживающих совместно с ними, или удостоенные звания Героя Российской Федерации, либо ветераны боевых действий на территории Афганистана имеют преимущественное право на предоставление им единовременной социальной выплаты перед сотрудниками и гражданами Российской Федерации, уволенными со службы в органах внутренних дел с правом на пенсию, принятыми на учет в том же году.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 является сотрудником МВД по РД, стаж его службы на момент подачи заявления составлял более 10 лет.
11.11.2013 истец обратился в ЦЖБК МВД по РД с заявлением с приложением необходимых документов для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья. Ранее единовременная социальная выплата или же жилье ему и членам его семьи не предоставлялась. Иных помещений, занимаемых по договору социального найма или принадлежащих на праве собственности, он и члены его семьи не имеют.
Распоряжением МВД по РД от 11.01.2014 истец поставлен в очередь на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19.07.2011 № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 1223, и оценив по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации совокупность имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу о наличии оснований полного удовлетворения исковых требований исходя из того, что в силу вышеперечисленных правовых норм при определении порядка очередности юридически значимыми сведениями являются совокупность двух условий - стаж службы и дата подачи заявления, тогда как действия ответчика по постановке истца на указанный учет с даты утверждения протокола комиссии 11.01.2014, то есть спустя значительный период времени с момента регистрации заявления сотрудника в книге регистрации (11.11.2013) нарушают права истца на своевременное получение единовременной социальной выплаты наравне с лицами, поставленными на соответствующий учет, поскольку, в силу п. 31 Правил данная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации (далее – Правила предоставления единовременной социальной выплаты).
Так, в силу п. 2 Правил, принятие на учет для получения единовременной выплаты осуществляется в центральных аппаратах, территориальных органах, учреждениях и организациях федеральных органов исполнительной власти по месту службы сотрудников.
Принятие сотрудника на учет для получения единовременной выплаты осуществляется на основании заявления сотрудника на имя руководителя федерального органа исполнительной власти, органа, в котором указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись (п. 5).
Дата приема заявления сотрудника и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, отражается в регистрационном журнале комиссии. Сотруднику выдается справка о дате приема его заявления и документов (п. 11).
Решение о принятии (об отказе в принятии) сотрудника на учет для получения единовременной выплаты принимается комиссией не позднее чем через 2 месяца после подачи сотрудником заявления и документов, предусмотренных п. 5 настоящих Правил (п. 15).
Сведения о сотруднике, принятом на учет для получения единовременной выплаты, заносятся в книгу учета в порядке очередности с учетом стажа службы сотрудника и даты подачи заявления (п. 20).
П. 31 Правил установлено, что единовременная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия на учет.
Проанализировав положения Правил предоставления единовременной социальной выплаты, судебная коллегия считает, что законодательно дата принятия на учет сотрудника не определена, сами сведения о сотруднике подлежат внесению с момента принятия решения. Между тем, при определении порядка очередности сотрудника учитываются стаж службы и дата подачи заявления, при этом преимущество по стажу службы может быть предоставлено только среди сотрудников, подавших заявление в эту же дату.
Согласно абз. 2 п. 25 Правил для целей распределения по органам бюджетных ассигнований, выделяемых на предоставление единовременной выплаты, уполномоченное подразделение формирует единую очередь лиц, принятых на учет для получения единовременной выплаты, согласно дате подачи заявления и году принятия на учет, а также с учетом положений частей 3, 8, 10 ст. 4 и ч. 10 ст. 20 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Таким образом, дата подачи заявления о принятии на учет имеет юридическое значение и принимается во внимание непосредственно при определении порядка очередности для предоставления единовременной выплаты.
Доводы ответчика о том, что день регистрации заявления в жилищной комиссии не может быть днем заседания комиссии, а также днем постановки на учет являются не состоятельными и подлежат отклонению, так как учет лиц для получения единовременной выплаты должен соответствовать требованиям вышеприведенных правовых норм.
Иные доводы выводы суда объективно не опровергают, обстоятельства по делу установлены правильно, требования разрешены в соответствии с нормами закона и представленными доказательствами, которым дана надлежащая правовая оценка.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые не были проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на его обоснованность и законность, ввиду чего изложенные в ней доводы не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения суда.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Махачкалы от 27.12.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи