Дело №2-5229/2024

УИД 75RS0001-02-2024-007347-70

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    5 ноября 2024 года    г. Чита

Центральный районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Суходолиной В.И.

при секретаре Алексеевой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Доржиева Б.Б., законного представителя ФИО3 – Ермолиной А.В., представителя ГАУЗ «ДКМЦ <адрес>» Филипповой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Железнодорожного района г. Читы в интересах несовершеннолетнего ФИО3 в лице законного представителя Ермолиной Анны Валерьевны к Министерству здравоохранения Забайкальского края о взыскании затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия,

установил:

прокурор Железнодорожного района г. Читы обратился с настоящим иском в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ссылаясь на результаты проведенной прокуратурой проверки. ФИО3 наблюдается в ГУЗ «ДКМЦ г. Читы» детское поликлиническое подразделение с диагнозом <данные изъяты> является <данные изъяты>. Законный представитель ребенка приобрела инфузионный набор за 10556 рублей ДД.ММ.ГГГГ. При уточнении иска указал, что в связи с необеспечением медицинским изделием Ермолина А.В. в октябре 2024 года приобрела их за 19710 рублей. С учетом уточнения истец просит взыскать с министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Ермолиной А.В. затраты, понесенные на приобретение медицинского изделия – инфузионного набора MiniMed Mio MMT для лечения несовершеннолетнего сына ФИО3 в размере 30266 рублей.

Ответчик Министерство здравоохранения Забайкальского края, третье лицо Министерство финансов Забайкальского края, надлежаще извещенные о дате, времени и месте судебного разбирательства по делу, в судебное заседание представителей не направили.

Исследовав материалы дела, заслушав помощника прокурора Железнодорожного района г. Читы Доржиева Б.Б., законного представителя ФИО3 – Ермолину А.В., поддержавших исковые требования, представителя ГАУЗ «ДКМЦ г. Читы» Филиппову О.А., возражавшую относительно удовлетворения заявленных требований и поддержавшую доводы отзыва на исковое заявление, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

В силу статьи 4 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

В соответствии с пунктом 5 статьи 10 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

Гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (части 1, 2 статьи 43 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 80 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан оказание медицинских услуг, назначение и применение лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, включенных в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, компонентов крови, лечебного питания, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, по медицинским показаниям на основе клинических рекомендаций и с учетом стандартов медицинской помощи.

Согласно части 1 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.

В рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: целевые значения критериев доступности медицинской помощи в соответствии с критериями, установленными программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи; перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 12 апреля 2010 года N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств"; перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (часть 2 статьи 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В Перечне социально значимых заболеваний и перечне заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года №715, указан Е 10-Е 14 сахарный диабет.

В соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, являющимся Приложением №1 к постановлению Правительства РФ от 30 июля 1994 года №890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения», в категории групп населения указаны дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, лекарственные средства для лечения данной категории: все лекарственные средства, средства медицинской реабилитации, калоприемники, мочеприемники и перевязочные материалы (по медицинским показаниям). В категории заболеваний указан диабет, лекарственные средства для лечения данной категории заболеваний: все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018 №3053-р, указаны: инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами (пункт 14 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ).

В соответствии с пунктом 44 части 1 статьи 44 Федерального закона от 21 декабря 2021 года №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов: организации оказания населению субъекта Российской Федерации первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведения медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам субъекта Российской Федерации, организации обеспечения полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет, по заключению врачей.

В соответствии со статьей 2 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК «О мерах социальной поддержки в оказании медико-социальной помощи и лекарственном обеспечении отдельным категориям граждан» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, за исключением граждан, страдающих болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением, предоставляется бесплатное лекарственное обеспечение по основному заболеванию при амбулаторном лечении в порядке, устанавливаемом исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, уполномоченным Правительством Забайкальского края в области здравоохранения, и в соответствии с перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Право на получение бесплатного лекарственного обеспечения при амбулаторном лечении по основному заболеванию в рамках предоставления мер социальной поддержки имеют следующие категории граждан: граждане в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, установленным Правительством Российской Федерации (пункт 2 части 1 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

Меры социальной поддержки, установленные настоящим Законом края, являются расходными обязательствами Забайкальского края (статья 5 Закона Забайкальского края от 25 ноября 2010 года №433-ЗЗК).

В соответствии с пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Забайкальского края, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 27 июля 2017 года №319, Министерство здравоохранения Забайкальского края является исполнительным органом Забайкальского края, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в пределах установленных полномочий, оказанию государственных услуг, а также переданные Российской Федерацией полномочия, определяющим перспективные направления развития и осуществляющим управление в сферах: охраны здоровья граждан.

Министерство в сфере охраны здоровья граждан организует оказание населению Забайкальского края первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи, скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи, проведение медицинских экспертиз, медицинских осмотров и медицинских освидетельствований в медицинских организациях, подведомственных Министерству; организует оказание медицинской помощи, предусмотренной законодательством Забайкальского края для определенных категорий граждан; осуществляет защиту прав человека и гражданина в сфере охраны здоровья; разрабатывает и реализует программы развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организует обеспечение граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участвует в санитарно-гигиеническом просвещении населения; разрабатывает и реализует территориальную программу государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающую в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования (пункты 12.3.2.-12.3.6).

Из материалов дела следует, что ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, наблюдается в ГУЗ «ДКМЦ г. Чита» детское поликлиническое подразделение с диагнозом <данные изъяты>

ФИО3 является <данные изъяты>.

Диабет является заболеванием, при амбулаторном лечении которого медицинские изделия – инфузионный набор, резервуар для инсулиновой помпы отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

С апреля по июнь 2024 года ребенок своевременно не обеспечен инфузионными наборами, резервуарами для инсулиновой помпы. Рецепты за указанный период и за июль 2024 года обслужены ДД.ММ.ГГГГ, отпущено 3 набора и 5 резервуаров.

В связи с тем, что медицинские изделия не предоставлены пациенту ФИО3, законный представитель Ермолина А.В. ДД.ММ.ГГГГ приобрела медицинское изделие – инфузионный набор MiniMed Mio ММТ в количестве 2 упаковки за счет собственных денежных средств в размере 10556 рублей.

Вопреки доводам ГУЗ «ДКМЦ г. Читы» приобретение материальным истцом медицинских изделий подтверждается представленными в материалы дела документами о покупке на Ozon.

При наличии медицинских показаний ФИО3 в полном объеме инфузионными наборами не обеспечен, что свидетельствует о нарушении его права на жизнь и охрану здоровья, гарантированное государством.

Поскольку Министерство здравоохранения Забайкальского края не приняло мер по обеспечению ФИО3 указанными и медицинскими изделиями, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований о взыскании с Министерства здравоохранения Забайкальского края в пользу Ермолиной А.В. затрат, понесенных на приобретение медицинского изделия – инфузионного набора MiniMed Mio MMT для лечения несовершеннолетнего сына ФИО3, в размере 10556 рублей.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ Ермолина А.В. приобрела резервуар ММТ-332А (2 упаковки) стоимостью 2590 рублей и ДД.ММ.ГГГГ приобрела катетер Medtronic MiniMed Mio ММТ-943 (2 упаковки) стоимостью 17120 рублей.

Однако с учетом того, рецепты от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ обслужены, ребенок на октябрь 2024 года обеспечен медицинскими изделиями, и оснований для приобретения медицинских изделий не имелось.

Поэтому в удовлетворении требования о взыскании затрат на приобретение медицинских изделий в размере 19710 рублей надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░ ) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ ) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ MiniMed Mio MMT ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░3, ░ ░░░░░░░ 10556 ░░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░.

░░░░░                                ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 20 ░░░░░░ 2024 ░░░░.

2-5229/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокуратура Железнодорожного района г. Читы
законный представитель Ермолина Анна Валерьевна н\л Ермолин Вячеслав Владимирович ,2008 г.р.
Ответчики
Министерство здравоохранения Забайкальского края
Другие
ГУЗ Детский клинический медицинский центр г. Чита
Министерство финансов Забайкальского края
Суд
Центральный районный суд г. Чита
Судья
Суходолина Виктория Ивановна
Дело на сайте суда
centr.cht.sudrf.ru
29.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2024Передача материалов судье
02.09.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.09.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.10.2024Судебное заседание
05.11.2024Судебное заседание
20.11.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.12.2024Дело оформлено
23.12.2024Дело передано в архив
05.11.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее