№ 2-8078/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Кислой М.В.,
при секретаре Алееве А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 31 октября 2018 года гражданское дело по иску Рыбакова Ю.В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Рыбаков Ю.В. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 100000,00 руб., причиненного по вине ответчика и выразившегося в содержании истца за заграждением, образованным металлическими прутьями и проволочным потолком при рассмотрении мировым судьей Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми уголовного дела в отношении истца в период с 23 апреля по 24 июля 2018 года.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, участия в судебном заседании не принимали.
В письменном отзыве Министерство финансов Российской Федерации в лице УФК по Республике Коми иск не признало по мотиву его незаконности и необоснованности.
Исследовав материалы дела, обозрев материалы уголовного дела мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми № 1-38/2018, оценив доказательства по правилам ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В силу ст. 21 Конституции Российской Федерации, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 3 Конвенции и требованиями, содержащимися в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания обвиняемого под стражей должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающими достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны быть гарантированы с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения. В некоторых случаях принимаются во внимание пол, возраст и состояние здоровья лица, которое подвергалось бесчеловечному или унижающему достоинство обращению.
Принципы содержания под стражей, определенные Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» предполагают, что содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей.
Как СП 31-104-2000. Свод правил по проектированию и строительству «Здания районных (городских) судов», так и СП 152.13330.2012. Свод правил. Здания судов общей юрисдикции. Правила проектирования (утв. Приказом Госстроя от 25 декабря 2012 года № 111/ГС) к требованиям безопасности относит установление в залах судебных заседаний для слушания уголовных дел защитных кабин из металлической решетки.
Установлено, что вступившим законную силу приговором Сыктывдинского районного суда Республики Коми от 31 января 2018 года № 1-9/2018 Рыбаков Ю.В. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 Уголовного кодекса Российской Федерации, ему назначено наказание в виде ...
В период с 23 апреля по 24 июля 2018 года в производстве мирового судьи Куратовского судебного участка г. Сыктывкара Республики Коми находилось уголовное дело в отношении Рыбакова Ю.В. по обвинению в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 119 Уголовного кодекса Российской Федерации, на период рассмотрения которого Рыбаков Ю.В. привлечен к участию в судебном разбирательстве в порядке ст. 77.1. Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и этапировался в судебное заседание из учреждения уголовно-исполнительной системы.
Учитывая изложенное, само по себе нахождение истца в судебном заседании на период рассмотрения дела мировым судьей в кабине из металлической решетки не может расцениваться как унижение его человеческого достоинства и нарушение ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Неудобства, которые истец мог претерпевать в указанный им в иске период времени неразрывно связаны с привлечением его к уголовной ответственности за совершение уголовного преступления и наличием в отношении истца вступившего в законную силу приговора суда о назначении наказания, связанного с лишением свободы.
В силу ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации к нематериальным благам относятся: жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона.В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В ч. 2. ст. 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, вступившего в действие с 1 января 1995 года, указанное положение сохранено лишь для случаев причинения гражданину морального вреда действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.
Таким образом, такой способ защиты права как денежная компенсация морального вреда предусмотрен законом не для всех случаев причинения гражданину физических или нравственных страданий, а только для защиты от действий, которые нарушают личные неимущественные права гражданина либо посягают на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место при наличии указания об этом в законе.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие общих условий деликтной ответственности - наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя вреда.
Учитывая изложенное, наличие у гражданина установленного законом права на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями/бездействием органов государственной власти, должностными лицами, не освобождает его от обязанности приводить в исковом заявлении либо при рассмотрении дела по существу обоснование тому, в чем конкретно выразилось нарушение его прав, свобод и законных интересов, а также представлять доказательства, подтверждающие нарушение такого права.
Исходя из того, что доказательств нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца либо перечисленных в ст. 150 Гражданского кодекса Российской Федерации нематериальных благ не представлено, суд приходит к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения требований истца, как о том поставлен вопрос в исковом заявлении.
Поскольку по ходатайству истца ему предоставлялась отсрочка уплаты госпошлины до рассмотрении дела по существу, исковые требования признаны не подлежащими удовлетворению, с истца в местный бюджет на основании ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 333.19, ст. 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации подлежит взыскании государственная пошлина в размере 300,00 руб.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Рыбакова Ю.В. к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда - отказать.
Взыскать с Рыбакова Ю.В. госпошлину в бюджет МО ГО «Сыктывкар» в размере 300 (триста) руб. 00 коп.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья М.В. Кислая