№ 2-3220/2024
03RS0004-01-2024-003657-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2024 года город Уфа
Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Харламова Д.А.,
при секретаре Ишмухаметовой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Калаганова Д. В. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения в рамках исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
УСТАНОВИЛ:
Калаганов Д. В. обратился в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения в рамках исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В обоснование иска истец указал, что Распоряжением Администрации Ленинского района ГО г. Уфа РБ N? 240-р от ДД.ММ.ГГГГ истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Вместе с тем, Калаганову Д. В. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Калаганова Д. В. который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
На основании изложенного, истец просит обязать Администрацию ГО г. Уфа РБ и Администрацию Ленинского района ГО г. Уфа РБ предоставить Калаганову Д. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте города Уфа и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на 5 лет.
Стороны на судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Сведения о месте и времени судебного заседания также имеются на официальном сайте Ленинского районного суда г. Уфы - leninsky.bkr.sudrf.ru.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Статьей 40 Конституции Российской Федерации регламентировано право каждого на жилище.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон N 159-ФЗ).
В исключение из общего правила о необходимости государственной поддержки детей, то есть лиц, не достигших 18 летнего возраста (ч. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации), лишившихся или ограниченных в возможности иметь содержание от своих родителей и нуждающихся по этой причине в социальной защите, законодатель распространил действие Закона N 159-ФЗ на лиц, достигших 18-летнего возраста, и предоставил им право пользоваться соответствующими мерами социальной поддержки до достижения возраста 23 лет, обеспечив тем самым единообразный подход к определению оснований социальной защиты таких граждан.
Статья 1 Закона N 159-ФЗ определяет понятие лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, таковыми являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с Законом N 159-ФЗ право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Согласно п. п. 1, 6, 7 ст. 8 Федерального закона РФ N 159-ФЗ от 21.12.1996 (в ред. от 25.11.2013) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - ФЗ N 159-ФЗ), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации.
Таким образом, разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения и порядок предоставления, отнесено к компетенции законодателя.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда отнесены, в том числе, и жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Частью 8 ст. 8 ФЗ N 159-ФЗ дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
В соответствии с ч. 6 ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" наделение органов местного самоуправления муниципальной власти отдельными полномочиями субъектов РФ осуществляется законами субъектов РФ.
Согласно п. 1 ст. 1 Закона РБ от 28.12.2005 N 260-з "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (далее - Закон РБ N 260-з), органы местного самоуправления муниципальных образований наделены государственными полномочиями РБ по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.
Статьей 2 Закона РБ N 260-з установлено, что государственными полномочиями, предусмотренными статьей 1 указанного Закона, наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в РБ.
Органы государственной власти Республики Башкортостан обязаны обеспечить органы местного самоуправления финансовыми и материальными средствами, необходимыми для осуществления переданных государственных полномочий (п. 2 ст. 5 Закона РБ N 260-з).
Согласно Закону Республики Башкортостан от 27 октября 1998 г. N 188-з "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Закон РБ N 188-з) республиканский орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере социальной защиты населения (в республике данным органом является Министерство семьи, труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан) формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (ч. 3 ст. 8 Закона РБ N 188-з).
Вопросы признания граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, принятие их на жилищный учет в компетенцию Минстроя РБ не входят. Указанные полномочия возложены на органы местного самоуправления.
В соответствии с ч. 4 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации, ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации.
Статья 1 Закона Республики Башкортостан от 28 декабря 2005 г. N 260-3 "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Башкортостан" (далее - Закон РБ N 260-з) устанавливает, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Башкортостан наделяются, в том числе государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями. На Минстрой РБ возложены функции по контролю за осуществлением указанных полномочий органами местного самоуправления (п. 2.2 ч. 1 ст. 10 Закона РБ Nг 260-з). Объем финансовых средств на исполнение данных полномочий предусматривается законом о бюджете Республики Башкортостан.
Таким образом, отнесение лица к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории лиц в соответствии с вышеуказанными нормативными правовыми актами отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Судом установлено, что Распоряжением главы Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 30.12.201бг. N?595-р над Калагановым Д.В. установлена опека, опекуном назначена Калаганова Л. Я., 1955 г.р.
Мать Калаганова Д. В. - Калаганова Т. А. умерла (свидетельство о смерти № 04.09.2017г.).
Согласно справке о рождении N?20 от 16.06.2016г. (форма N?25) сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери ребенка.
Распоряжением Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан от 29.05.2020г. N?195-р установлен факт невозможности проживания Калаганова Д.В. в ранее занимаемом жилом помещении по адресу: <адрес>
Распоряжением главы администрации Ленинского района г. Уфы от ДД.ММ.ГГГГ №-р, Калаганов Д. В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Установлено, что Калаганов Д. В. относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не обеспеченных в соответствии с законом жилым помещением, достиг возраста 18 лет, с 2020 г. состоит на учете граждан нуждающихся в предоставлении жилых помещений специализированного найма по категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей" в администрации Ленинского района ГО г. Уфа.
Вместе с тем, Калаганову Д. В. до настоящего времени не предоставлено жилое помещение в виде жилого дома или квартиры, благоустроенного применительно к условиям данного населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма. Тем самым нарушены жилищные права Калаганова Д. В. который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что нарушены жилищные права Калаганова Д. В., который имеет право на дополнительные гарантии по социальной поддержке со стороны государства.
Доводы представителя Администрации Ленинского района ГО г. Уфа Республики Башкортостан о том, что Администрация Ленинского района ГО г. Уфа РБ не располагает жилыми помещениями, договоры социального найма заключает Администрация ГО г. Уфа, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком, суд считает обоснованными по обстоятельствам, указанным выше.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требований Калаганова Д. В. к Администрации городского округа г. Уфа Республики Башкортостан, Администрации Ленинского района городского округа г. Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения в рамках исполнения законодательства о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - удовлетворить частично.
Обязать Администрацию городского округа г. Уфа Республики Башкортостан предоставить Калаганову Д. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда в черте г. Уфа Республики Башкортостан и заключить с ним договор найма специализированного помещения сроком на пять лет.
В удовлетворении исковых требований Калаганова Д. В. к Администрации Ленинского района городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда и заключить договор найма специализированного жилого помещения - отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья Д.А. Харламов
Решение в окончательной форме изготовлено 19 августа 2024 года.