Дело № 12-147/2022
УИД 53RS0022-01-2022-000239-91
РЕШЕНИЕ
11 марта 2022 года Великий Новгород
Судья Новгородского районного суда Новгородской области Ящихина В.В. (по адресу: Великий Новгород, ул.Октябрьская, д.15),
с участием защитника Никонорова О.Е. – адвоката Виноградова М.Н.,
рассмотрев в порядке пересмотра жалобу защитника Никонорова О.Е. – Фазлеева О.Р. на постановление № 18810053190000523075 старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области Блинчикова С.Ю. от 09 декабря 2021 года, вынесенное в отношении
Никонорова О.Е., <данные изъяты>
о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 2 000 рублей,
установил:
Вышеуказанным постановлением Никоноров О.Е. привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 19.22 КоАП РФ за нарушение правил государственной регистрации транспортных средств в случае, если регистрация обязательна.
В жалобе, поданной в порядке пересмотра в Новгородский районный суд Новгородской области, защитник Никонорова О.Е. – Фазлеев О.Р. просит об отмене постановления и прекращении производства по делу, приводя доводы о том, что установленный для регистрации транспортного средства срок был пропущен по уважительной причине.
Одновременно в жалобе защитником Фазлеевым О.Р. заявлено ходатайство о восстановлении процессуального срока обжалования постановления, пропущенного в связи с тем, что ранее поданная 16 декабря 2021 года через Интернет-портал ГАС «Правосудие» жалоба на указанное постановление была возвращена без рассмотрения по причине отсутствия в ней усиленной квалифицированной электронной подписи.
Истребованные из МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области подлинные материалы дела об административном правонарушении поступили в суд 22 февраля 2022 года.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении Никоноров О.Е., защитник Фазлеев О.Р. в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки не сообщили, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. На основании ст.ст. 25.1, 25.5, 25.15, 30.6 КоАП РФ принято решение о рассмотрении жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев в судебном заседании ходатайство защитника Фазлеева О.Р. о восстановлении срока обжалования постановления должностного лица, судья считает его подлежащим удовлетворению с учетом приведенных доводов, а также, принимая во внимание отсутствие у Никонорова О.Е. иной возможности реализовать право на судебную защиту в связи с вынесением постановления несудебным органом.
В судебном заседании защитник Никонорова О.Е. – адвокат Виноградов М.Н. жалобу поддержал, ссылаясь на изложенные в ней обстоятельства. Кроме того, просил в случае отсутствия оснований для прекращения производства по делу в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения признать совершенное деяние малозначительным и освободить Никонорова О.Е. от административной ответственности на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении с учетом требований ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ (в полном объеме), изучив доводы жалобы, выслушав защитника Виноградова М.Н., судья районного суда приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 19.22 КоАП РФ нарушение правил государственной регистрации транспортных средств всех видов (за исключением строящихся судов, морских судов, судов смешанного (река - море) плавания, судов внутреннего плавания, включая маломерные суда), механизмов и установок в случае, если регистрация обязательна, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090 (далее по тексту – Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.
В соответствии с п. 4 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 регистрация транспортных средств производится любым регистрационным подразделением по месту обращения владельца транспортного средства вне зависимости от места регистрации физического лица, индивидуального предпринимателя или места нахождения юридического лица, являющихся владельцами транспортных средств.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" владелец транспортного средства обязан обратиться с заявлением в регистрационное подразделение для постановки транспортного средства на государственный учет в течение десяти дней со дня выпуска в обращение транспортного средства при изготовлении его для собственного пользования, со дня временного ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете в Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, Никоноров О.Е., приобретя в собственность на основании договора купли-продажи от 20 октября 2021 года и акта приема-передачи от 26 октября 2021 года транспортное средство марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № не выполнил обязанность по государственной регистрации вышеуказанного транспортного средства в установленный 10-дневный срок со дня приобретения, чем нарушил пункт 1 Основных положений.
Факт совершения Никоноровым О.Е. административного правонарушения подтвержден протоколом об административном правонарушении № 53 АП 052021 от 09 декабря 2021 года, составленным в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ; рапортом старшего государственного инспектора МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области от 17 ноября 2021 года об обнаружении признаков правонарушения; копией заявления о регистрации транспортного средства от 17 ноября 2021 года; копиями акта возврата от 20 октября 2021 года к договору финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств № от 30 сентября 2019 года, договора купли-продажи транспортного средства № от 20 октября 2021 года, акта приема-передачи от 26 октября 2021 года, паспорта транспортного средства и иными материалами дела.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа обоснованно пришло к выводу, что срок регистрации транспортного средства нарушен и действия Никонорова О.Е. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ.
Оснований не соглашаться с таким выводом у судьи районного суда не имеется.
Приведенные в жалобе защитника доводы об отсутствии события и состава административного правонарушения со ссылкой на то, что установленный для регистрации транспортного средства срок был пропущен Никоноровым О.Е. по уважительной причине, поскольку им дважды (02 ноября 2021 года и 16 ноября 2021 года) через интернет-портал «Госуслуги» подавались заявления о совершении регистрационных действий, которые были отменены из-за технического сбоя, а также на то, что дни в период с 25 октября по 07 ноября 2021 года являлись нерабочими днями, нельзя признать состоятельными.
Согласно Правилам государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации от 21 декабря 2019 года N 1764 регистрационные подразделения осуществляют регистрацию транспортных средств самостоятельно, а также во взаимодействии со специализированными организациями, соответствующими требованиям статьи 21 Федерального закона "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и включенными в реестр специализированных организаций (далее - специализированные организации).
Заявление о совершении регистрационных действий и прилагаемые к нему документы могут быть поданы владельцем транспортного средства или его представителем лично в регистрационное подразделение, а также с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - Единый портал).
Согласно Указу Президента РФ № 595 от 20 октября 2021 года, в период с 30 октября по 7 ноября 2021 года установлены нерабочие дни с сохранением за работниками заработной платы. На основании п. 2 названного Указа высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации с учетом положений настоящего Указа, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъекте Российской Федерации, вправе установить дополнительные нерабочие дни до 30 октября 2021 г. и (или) продлить их после 7 ноября 2021 г. с сохранением за работниками заработной платы. Пункт 5 названного Указа также предписывает органам публичной власти, иным органам и организациям определить численность служащих и работников, обеспечивающих в нерабочие дни, функционирование этих органов и организаций.
Как следует из полученного по запросу судьи районного суда ответу заместителя начальника МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области, в период с 25 октября по 07 ноября 2021 года МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области осуществляло прием граждан по установленному графику в обычном режиме, как записанных через Единый портал государственных услуг, так и с использованием терминала системы управления электронной очередью, за исключением 4 и 5 ноября 2021 года в связи с праздничными днями. Изменения в установленный режим работы МРЭО ГИБДД УМВД России по Новгородской области на основании п. 5 Указа Президента РФ от 20 октября 2021 года «Об установлении на территории Российской Федерации нерабочих дней в октябре-ноябре 2021 г.» не вносились.
Судья полагает, что сам по себе факт подачи заявления о совершении регистрационных действий с транспортным средством 02 ноября 2021 года в форме электронного документа с помощью федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" не может свидетельствовать об исполнении Никоноровым О.Е. в установленный срок возложенной на собственника транспортного средства обязанности по его регистрации, поскольку помимо возможности подачи документов для предоставления государственной услуги через Единый портал, предусмотрена возможность личного обращения через окно записи для регистрации транспортного средства в порядке живой очереди, при этом доказательств принятия Никоноровым О.Е. всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований для регистрации транспортного средства в установленные законом сроки в материалах дела не содержится и с жалобой не представлено.
Обстоятельств невозможности подачи Никоноровым О.Е. заявления на регистрацию транспортного средства в срок до 06 ноября 2021 года по делу не установлено.
Оснований для признания совершенного Никоноровым О.Е. административного правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. В рассматриваемом судом случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения (состав правонарушения является формальным), а в пренебрежительном отношении Никонорова О.Е. к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
Постановление о привлечении Никонорова О.Е. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.22 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Вместе с тем, судья районного суда считает, что имеются основания для изменения состоявшегося по делу постановления в части назначенного Никонорову О.Е. административного наказания.
В силу статьи 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1 КоАП РФ).
В постановлении о привлечении Никонорова О.Е. к административной ответственности не указано на наличие смягчающих и отягчающих обстоятельств, размер штрафа в постановлении не обоснован.
Принимая во внимание, что Никоноров О.Е. ранее к административной ответственности не привлекался (доказательства обратного в материалах дела отсутствуют), размер административного штрафа подлежит снижению до 1 500 рублей, поскольку у судьи не имеется оснований полагать, что назначение такого наказания не будет способствовать достижению установленной ст. 3.1 КоАП РФ цели административного наказания, а назначение административного штрафа в максимально возможном размере при отсутствии отягчающих ответственность обстоятельств будет являться чрезмерно суровым и не соответствующим общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.
Учитывая изложенное выше, судья приходит к выводу, что в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ обжалуемое постановление должностного лица подлежит изменению путем снижения размера назначенного Никонорову О.Е. административного штрафа до 1 500 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
░░░░░░░░░░░░░ № 18810053190000523075 ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ 09 ░░░░░░░ 2021 ░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 19.22 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 2 000 ░░░░░░, ░░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 1 500 ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. – ░░░░░░░░ ░.░. – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░. 25.1 - 25.5.1 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░