Решение по делу № 2а-231/2020 от 15.06.2020

УИД №13RS0022-01-2020-000087-60

Дело №2а-231/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

рп. Торбеево 07 августа 2020 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Лопухова С.А.,

с участием административного истца Лебедева Р.О.,

представителей административных ответчиков

Федеральной службы исполнения наказаний России Устинова В.Л., действующего на основании доверенности,

Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия Сяткина А.С., действующего на основании доверенности,

Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» Цымдянкиной М.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Рябовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирюхина Сергея Ивановича, действующего от имени и в интересах осужденного Лебедева Романа Олеговича, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации об оспаривании порядка и условий содержания осужденного Лебедева Р.О. в исправительном учреждении, признании их пыточными и бесчеловечными, устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Кирюхин С.И., действуя на основании доверенности от имени и в интересах осужденного Лебедева Р.О., обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с названным административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, в котором просит признать пыточными и бесчеловечными условия содержания последнего под стражей, обязать устранить данные нарушения, перевести осужденного в другое исправительное учреждение, обеспечить видео-конференцсвязь с осужденным, установить систему аудиовидеозаписи, программу исключающую возможность несанкционированного отключения видеокамер.

В обоснование заявленных требований указал, что Лебедев Р.О. осужден к пожизненному лишению свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, где в нарушение требований статей 2 и 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод подвергается непрерывным пытками угрозам. В нарушение требований части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 18 Конституции Российской Федерации у него изымаются и уничтожаются письменные принадлежности. Данные факты подтверждаются записями с камер видеонаблюдения. Кроме того, Следственным комитетом Российской Федерации проводятся проверки по фактам пыток Лебедева Р.О.

В связи с этим просит признать пыточными и бесчеловечными условия содержания Лебедева Р.О. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия. Обязать ФСИН России и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия устранить допущенные нарушения и перевести осужденного в другое исправительное учреждение.

В своих возражениях представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России Мокшанова Г.В. предъявленные административные исковые требования не признала указав, что ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии. Осужденный Лебедев Р.О. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России для отбывания наказания 11.02.2016. По прибытии в исправительное учреждение Лебедев Р.О. осмотрен фельдшером, ему выставлен диагноз: <...>. 05.12.2017 осмотрен врачом – терапевтом, ему выставлен диагноз: <...>, назначено лечение. Во время отбывания наказания осужденный неоднократно обращался в филиал «Медицинская часть №6» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, с жалобами, осматривался, назначалось медикаментозное лечение. Осужденный Лебедев Р.О. своевременно проходит ежегодный профилактический осмотр. 06.01.2020 Лебедева Р.О. осматривал фельдшер, выставлен диагноз <...>. <...>. В настоящее время состояние Лебедева Р.О. удовлетворительное, что подтверждается данными медицинской амбулаторной карты Лебедева Р.О. Медицинская помощь истцу оказывается согласно Федерального закона Российской Федерации №323-ФЗ от 21.11.2011, приказа Минюста России от 28.12.2017 №285 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». Фактов неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников в отношении осужденного Лебедева Р.О. не установлено.

Представитель административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Абанина Н.Н. в своих возражениях административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, по тем основаниям, что условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, регламентированы статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой административный истец имеет право на ежедневную прогулку полтора часа. В соответствие с приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 в ИК-6 УФСИН России Приказом от 09.01.2020 №2 утвержден распорядок дня, согласно Приложениям пунктов 19, 20 которого проведение прогулок установлено с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут ежедневно. Данные положения приказа исполняются в отношении всех осужденных, в том числе в отношении Лебедева Р.О. Согласно статьям 75, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судебным решением не изменен вид исправительного учреждения. В соответствие с пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного, либо для обеспечения его личной безопасности, или при ликвидации или реорганизации учреждения. Таких обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению истца в ИК-6 УФСИН России не имеется. Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден Приказом Минюста №285 от 28.12.2017. Оказание медицинской помощи осужденным, в учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, согласно данным которого, медицинская помощь осужденному Лебедеву О.Р. предоставляется в рамках законодательства в сфере здравоохранения, фактов неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников в отношении осужденного Лебедева Р.О. не установлено. Считает требования административного истца об обеспечении еженедельной связи посредством ВКС между ним и его представителем через Октябрьский районный суд г. Орска, не основанными на законе. Порядок предоставления свиданий осужденным регламентирован статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. Указанная норма не предусматривает использование системы видеоконференцсвязи для получения юридической помощи осужденным, использование данной системы возможно лишь для участия в судебных заседаниях. Согласно сведениям ИК-6 УФСИН России участие административного истца в судебных заседаниях обеспечивались в полном объеме.

В судебном заседании осужденный Лебедев Р.О. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что условия отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия не соответствуют предъявляемым требованиям. Кроме того, он постоянно подвергается пыткам и унижению.

Представители ФСИН России Устинов В.Л., ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия Сяткин А.С., ФКУЗ «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» Цымдянкина М.В. исковые требования не признали, указав на их необоснованность.

Так, Сяткин А.С. пояснил, что какого-либо физического либо психического насилия в отношении Лебедева Р.О. никем из должностных лиц исправительного учреждения не применялось. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Письменные принадлежности у Лебедева Р.О. не изымались, доступ к личным вещам, продуктам питания и курительным принадлежностям осуществляется по заявлениям осужденных, он ежедневно выходит на прогулки. Заявлений и жалоб от Лебедева Р.О. о применении к нему физической силы со стороны сотрудников ФКУ-6 УФСИН РФ по Республике Мордовия на непредоставление медицинских услуг, ограничение прогулок, изъятие письменных и курительных принадлежностей не поступало, о чем свидетельствуют журналы регистраций заявлений осужденных, копии которых приобщены к материалам дела.

Представитель истца Кирюхин С.И., представители административного ответчика Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заинтересованных лиц Следственного комитета Российской Федерации, помощник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Леонов А.В. в судебное заседание не явились. О времени и месте его проведения своевременно извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки суду не представили. Явка данных лиц в судебное заседание не признавалась судом обязательной. При указанных обстоятельствах, руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.

Проанализировав исковое заявление, выслушав пояснения административного истца и представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 14, 62 КАС Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Исходя из содержания статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 1 КАС Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

Положения части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2).

В пункте 1 поименованного Постановления, разъяснено, что право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии с абз. 1 пункта 4 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лебедев Р.О. отбывает наказание по приговору суда в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия с 11.02.2016.

Согласно статье 1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

В соответствии со статьей 3 данного Закона правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. (часть 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 №285, предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 4, частей 2, 4 и 7 статьи 26, части 1 статьи 37, части 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом, необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.

На основании представленной медицинской документации, объяснений представителя ФКУЗ МСЧ-13, судом установлено, что административному истцу, медицинской частью учреждения регулярно проводятся медицинские осмотры, оказывается необходимая медицинская помощь в соответствии с поставленными диагнозами, в том числе он получает периодическое медицинское лечение <...>, что подтверждается справкой о состоянии здоровья от 07.07.2020, а также обозренной в ходе судебного заседания медицинской книжкой амбулаторного больного Лебедева Р.О. Кроме того, согласно сведениям предоставленным административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России 08.11.2017 ему был выставлен диагноз <...>, в настоящее время у осужденного Лебедева Р.О. наблюдается улучшение состояния здоровья и вследствие, лечения наступила стадия ремиссии указанного заболевания.

Таким образом, медицинское обеспечение осужденному Лебедеву Р.О. организовано в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны здоровья, в соответствии с утвержденными правилами и порядком, доказательств, подтверждающих доводы о ненадлежащем оказании медицинской помощи либо об отказе в оказании медицинской помощи, приведшем к ухудшению его здоровья либо обострению и прогрессированию заболеваний, не представлено.

Условия отбывания наказания осужденными к пожизненному лишению свободы в колониях особого режима регламентированы статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

Административный истец осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в особых условиях, соответственно он имеет право на ежедневную прогулку.

Из объяснений представителя административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия Сяткина А.С., Лебедев Р.О. ежедневно выводится на прогулки согласно распорядка дня, установленного в исправительном учреждении с 10 часов до 12 часов.

Из справки, начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия от 08.07.2020 прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут. Вывод на прогулку осуществляется по желанию осужденных. Жалоб от осужденного Лебедева Р.О. по вопросу вывода его на прогулку не поступало (л.д. 234 т. 1).

Истец Лебедев Р.О. в исковом заявлении и объяснении указывает на то, что у него изымаются все документы, письменные принадлежности, он лишен доступа к продуктам питания, курительным принадлежностям личным вещам.

Согласно справке начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия от 08.07.2020 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия обыска производятся в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.03.2015 № 64-дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования». По итогам обыска составляется акт, в котором указывается перечень изъятых предметов и вещей. За период отбывания наказания Лебедевым Р.О. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия запрещенные к использованию предметы, а также какие либо другие предметы, в том числе личные документы и письменные принадлежности у осужденного не изымались. Осужденный Лебедев Р.О. в адрес администрации с какими либо заявлениями и жалобами по поводу проведения обысков, а именно по вопросу изъятия и уничтожения его личных документов и вещей не обращался.

Во исполнении требований Федерального закона от 23.12.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» начальником исправительного учреждения утвержден приказ №121 от 21.03.2019 «Об определении мест для курения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия», которым определены специальные места для курения осужденных. Доступ осужденного Лебедева Р.О. к курительным принадлежностям, а также препятствий к курению в специально отведенных поименованных Приказом местах, сотрудниками ФКУ-6 не чинились, жалоб от Лебедева Р.О. в адрес администрации ИК -6 учреждения не поводу ограничения курения от него не поступало (л.д. 228 т. 1).

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 155-О).

В соответствии с частью 1 статьи 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Данные нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 №59-О-О, от 23.09.2010 №1218-О-О и от 16.12.2010 №1716-О-О).

При этом, по общему правилу, осужденные к лишению свободы, за исключением лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть первая статьи 73 и часть первая статьи 81 УИК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Разъясняя данные законоположения, Конституционный Суд РФ в Определении от 16 декабря 2010 года N 1700-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» указал, что часть вторая статьи 73 УИК Российской Федерации в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Указанные нормы корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. Названные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 УИК Российской Федерации).

Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 235), действовавшей на период возникновения рассматриваемых правоотношений (далее - Инструкция) предусматривалось, что направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу (п. 3); направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены (п. 5); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 6); осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными в части четвертой статьи 73 УИК РФ статьями уголовного закона, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены; в случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России (пункт 8).

В соответствии с частью второй статьи 81 УИК РФ, пунктами 10, 11 Инструкции перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии вышеуказанных оснований по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

Приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое. Именно этим нормативным правовым актом в настоящее время регламентируется перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое; нормативные положения Порядка имеют одинаковое правовое регулирование с вышеприведенным, основано на нормах ст. ст. 73, 75, 81 УИК РФ.

Не оспаривается, что Лебедев Р.О. направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ, где имелись условия его размещения как лица, осужденного к пожизненному лишению свободы; условия для его размещения по месту осуждения (жительства) отсутствуют; это соответствует требованиям уголовного исполнительного законодательства; при этом, место отбывания осужденным наказания определено административным ответчиком не произвольно; соответствует приговору суда.

Осужденные к лишению свободы, как правило, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении. Предусмотренных статьей 81 УИК РФ оснований для перевода административного истца в другое исправительное учреждение, не установлено; причин для этого, в том числе медицинских противопоказаний, иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению административного истца в данной колонии, не установлено.

Административный истец не лишен возможности иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры; права административного истца нельзя полагать нарушенными.

Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, таких, как болезнь осужденного либо обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного Лебедева Р.О. в вышеуказанном исправительном учреждении не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Кирюхина Сергея Ивановича, действующего от имени и в интересах осужденного Лебедева Романа Олеговича, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации об оспаривании порядка и условий содержания осужденного Лебедева Р.О. в исправительном учреждении, признании их пыточными и бесчеловечными, устранении допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2020.

Председательствующий С.А. Лопухов

УИД №13RS0022-01-2020-000087-60

Дело №2а-231/2020

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

рп. Торбеево 07 августа 2020 года

Торбеевский районный суд Республики Мордовия в составе судьи Лопухова С.А.,

с участием административного истца Лебедева Р.О.,

представителей административных ответчиков

Федеральной службы исполнения наказаний России Устинова В.Л., действующего на основании доверенности,

Федерального казенного учреждения «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия Сяткина А.С., действующего на основании доверенности,

Федерального казенного учреждения здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» Цымдянкиной М.В., действующей на основании доверенности,

при секретаре судебного заседания Рябовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кирюхина Сергея Ивановича, действующего от имени и в интересах осужденного Лебедева Романа Олеговича, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации об оспаривании порядка и условий содержания осужденного Лебедева Р.О. в исправительном учреждении, признании их пыточными и бесчеловечными, устранении допущенных нарушений,

УСТАНОВИЛ:

Кирюхин С.И., действуя на основании доверенности от имени и в интересах осужденного Лебедева Р.О., обратился в Торбеевский районный суд Республики Мордовия с названным административным иском к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации, в котором просит признать пыточными и бесчеловечными условия содержания последнего под стражей, обязать устранить данные нарушения, перевести осужденного в другое исправительное учреждение, обеспечить видео-конференцсвязь с осужденным, установить систему аудиовидеозаписи, программу исключающую возможность несанкционированного отключения видеокамер.

В обоснование заявленных требований указал, что Лебедев Р.О. осужден к пожизненному лишению свободы и отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия, где в нарушение требований статей 2 и 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод подвергается непрерывным пытками угрозам. В нарушение требований части 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьи 18 Конституции Российской Федерации у него изымаются и уничтожаются письменные принадлежности. Данные факты подтверждаются записями с камер видеонаблюдения. Кроме того, Следственным комитетом Российской Федерации проводятся проверки по фактам пыток Лебедева Р.О.

В связи с этим просит признать пыточными и бесчеловечными условия содержания Лебедева Р.О. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия. Обязать ФСИН России и ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия устранить допущенные нарушения и перевести осужденного в другое исправительное учреждение.

В своих возражениях представитель административного ответчика ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России Мокшанова Г.В. предъявленные административные исковые требования не признала указав, что ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии. Осужденный Лебедев Р.О. прибыл в ФКУ ИК-6 УФСИН России для отбывания наказания 11.02.2016. По прибытии в исправительное учреждение Лебедев Р.О. осмотрен фельдшером, ему выставлен диагноз: <...>. 05.12.2017 осмотрен врачом – терапевтом, ему выставлен диагноз: <...>, назначено лечение. Во время отбывания наказания осужденный неоднократно обращался в филиал «Медицинская часть №6» ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, с жалобами, осматривался, назначалось медикаментозное лечение. Осужденный Лебедев Р.О. своевременно проходит ежегодный профилактический осмотр. 06.01.2020 Лебедева Р.О. осматривал фельдшер, выставлен диагноз <...>. <...>. В настоящее время состояние Лебедева Р.О. удовлетворительное, что подтверждается данными медицинской амбулаторной карты Лебедева Р.О. Медицинская помощь истцу оказывается согласно Федерального закона Российской Федерации №323-ФЗ от 21.11.2011, приказа Минюста России от 28.12.2017 №285 «Об утверждении порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы». Фактов неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников в отношении осужденного Лебедева Р.О. не установлено.

Представитель административного ответчика Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации Абанина Н.Н. в своих возражениях административные исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, по тем основаниям, что условия отбывания наказания в исправительных колониях особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы, регламентированы статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой административный истец имеет право на ежедневную прогулку полтора часа. В соответствие с приказом Минюста России от 16.12.2016 №295 в ИК-6 УФСИН России Приказом от 09.01.2020 №2 утвержден распорядок дня, согласно Приложениям пунктов 19, 20 которого проведение прогулок установлено с 10 часов 00 минут до 12 часов 00 минут ежедневно. Данные положения приказа исполняются в отношении всех осужденных, в том числе в отношении Лебедева Р.О. Согласно статьям 75, 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные к лишению свободы должны отбывать весь срок наказания, как правило, в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судебным решением не изменен вид исправительного учреждения. В соответствие с пунктом 9 Порядка, утвержденного приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 вопрос о переводе осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида рассматривается в случае болезни осужденного, либо для обеспечения его личной безопасности, или при ликвидации или реорганизации учреждения. Таких обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению истца в ИК-6 УФСИН России не имеется. Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден Приказом Минюста №285 от 28.12.2017. Оказание медицинской помощи осужденным, в учреждениях УФСИН России по Республике Мордовия осуществляется ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России, согласно данным которого, медицинская помощь осужденному Лебедеву О.Р. предоставляется в рамках законодательства в сфере здравоохранения, фактов неоказания медицинской помощи, не обеспечения лекарственными средствами, нарушений в действиях медицинских работников в отношении осужденного Лебедева Р.О. не установлено. Считает требования административного истца об обеспечении еженедельной связи посредством ВКС между ним и его представителем через Октябрьский районный суд г. Орска, не основанными на законе. Порядок предоставления свиданий осужденным регламентирован статьей 89 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, согласно которой для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их числа продолжительностью до 4 часов. Указанная норма не предусматривает использование системы видеоконференцсвязи для получения юридической помощи осужденным, использование данной системы возможно лишь для участия в судебных заседаниях. Согласно сведениям ИК-6 УФСИН России участие административного истца в судебных заседаниях обеспечивались в полном объеме.

В судебном заседании осужденный Лебедев Р.О. заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Суду пояснил, что условия отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия не соответствуют предъявляемым требованиям. Кроме того, он постоянно подвергается пыткам и унижению.

Представители ФСИН России Устинов В.Л., ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия Сяткин А.С., ФКУЗ «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний» Цымдянкина М.В. исковые требования не признали, указав на их необоснованность.

Так, Сяткин А.С. пояснил, что какого-либо физического либо психического насилия в отношении Лебедева Р.О. никем из должностных лиц исправительного учреждения не применялось. Выдача вещевого довольствия вновь осужденным осуществляется в день их прибытия в исправительное учреждение. Последующая выдача вещевого довольствия производится по письменному заявлению осужденных к лишению свободы и лиц, но не ранее истечения установленных сроков носки находящихся в пользовании предметов. Учет выданного вещевого довольствия ведется по лицевому счету. Письменные принадлежности у Лебедева Р.О. не изымались, доступ к личным вещам, продуктам питания и курительным принадлежностям осуществляется по заявлениям осужденных, он ежедневно выходит на прогулки. Заявлений и жалоб от Лебедева Р.О. о применении к нему физической силы со стороны сотрудников ФКУ-6 УФСИН РФ по Республике Мордовия на непредоставление медицинских услуг, ограничение прогулок, изъятие письменных и курительных принадлежностей не поступало, о чем свидетельствуют журналы регистраций заявлений осужденных, копии которых приобщены к материалам дела.

Представитель истца Кирюхин С.И., представители административного ответчика Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации и заинтересованных лиц Следственного комитета Российской Федерации, помощник Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Леонов А.В. в судебное заседание не явились. О времени и месте его проведения своевременно извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявили, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки суду не представили. Явка данных лиц в судебное заседание не признавалась судом обязательной. При указанных обстоятельствах, руководствуясь частью 6 статьи 226 КАС Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие указанных лиц.

Проанализировав исковое заявление, выслушав пояснения административного истца и представителей административных ответчиков, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений статьи 123 Конституции Российской Федерации и статей 14, 62 КАС Российской Федерации административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, лица, участвующие в деле, должны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен данным Кодексом.

Исходя из содержания статьи 46 Конституции Российской Федерации и статьи 1 КАС Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в результате которых, по его мнению, были нарушены (оспорены) его права, свободы и законные интересы.

Положения части 1 статьи 218 КАС Российской Федерации предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на доступ к правосудию (статья 46 Конституции Российской Федерации (пункт 2).

В пункте 1 поименованного Постановления, разъяснено, что право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).

Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.

В соответствии с абз. 1 пункта 4 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации нарушение условий содержания является основанием для обращения лишенных свободы лиц за судебной защитой, если они полагают, что действиями (бездействием), решениями или иными актами органов государственной власти, их территориальных органов или учреждений, должностных лиц и государственных служащих нарушаются или могут быть нарушены их права, свободы и законные интересы (статья 46 Конституции Российской Федерации).

В силу пункта 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 №5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации», суды должны учитывать необходимость соблюдения прав лиц, содержащихся под стражей, предусмотренных статьями 3, 5, 6 и 13 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

В силу статьи 13 указанной Конвенции каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Лебедев Р.О. отбывает наказание по приговору суда в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия с 11.02.2016.

Согласно статье 1 Закона РФ от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» деятельность уголовно-исполнительной системы осуществляется на основе принципов законности, гуманизма, уважения прав человека.

В соответствии со статьей 3 данного Закона правовую основу деятельности уголовно-исполнительной системы составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их полномочий, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

В статье 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации закреплено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.

В силу части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.

Пунктом 4 статьи 13 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны обеспечивать охрану здоровья осужденных.

Согласно части 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.

В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения. (часть 2 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации).

Порядком организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденным Приказом Минюста России от 28.12.2017 №285, предусмотрено, что оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения (далее - медицинские организации).

Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статьи 41 Конституции Российской Федерации, статьи 4, частей 2, 4 и 7 статьи 26, части 1 статьи 37, части 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).

При этом, необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц.

На основании представленной медицинской документации, объяснений представителя ФКУЗ МСЧ-13, судом установлено, что административному истцу, медицинской частью учреждения регулярно проводятся медицинские осмотры, оказывается необходимая медицинская помощь в соответствии с поставленными диагнозами, в том числе он получает периодическое медицинское лечение <...>, что подтверждается справкой о состоянии здоровья от 07.07.2020, а также обозренной в ходе судебного заседания медицинской книжкой амбулаторного больного Лебедева Р.О. Кроме того, согласно сведениям предоставленным административным ответчиком ФКУЗ МСЧ-13 ФСИН России 08.11.2017 ему был выставлен диагноз <...>, в настоящее время у осужденного Лебедева Р.О. наблюдается улучшение состояния здоровья и вследствие, лечения наступила стадия ремиссии указанного заболевания.

Таким образом, медицинское обеспечение осужденному Лебедеву Р.О. организовано в соответствии с требованиями законодательства в сфере охраны здоровья, в соответствии с утвержденными правилами и порядком, доказательств, подтверждающих доводы о ненадлежащем оказании медицинской помощи либо об отказе в оказании медицинской помощи, приведшем к ухудшению его здоровья либо обострению и прогрессированию заболеваний, не представлено.

Условия отбывания наказания осужденными к пожизненному лишению свободы в колониях особого режима регламентированы статьей 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 127 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, отбывающие пожизненное лишение свободы в строгих условиях, имеют право на ежедневную прогулку продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два часа, осужденные, отбывающие наказание в облегченных условиях, - на ежедневную прогулку продолжительностью два с половиной часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут.

Административный истец осужден к пожизненному лишению свободы с отбыванием наказания в особых условиях, соответственно он имеет право на ежедневную прогулку.

Из объяснений представителя административного ответчика ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия Сяткина А.С., Лебедев Р.О. ежедневно выводится на прогулки согласно распорядка дня, установленного в исправительном учреждении с 10 часов до 12 часов.

Из справки, начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия от 08.07.2020 прогулка осужденных проводится в дневное время на специально оборудованной части учреждения. Осужденные, отбывающие наказание в строгих условиях, пользуются ежедневной прогулкой продолжительностью полтора часа, осужденные, отбывающие наказание в обычных условиях, ежедневной прогулкой продолжительностью два часа. При хорошем поведении осужденного и наличии возможности время прогулки может быть увеличено на тридцать минут. Вывод на прогулку осуществляется по желанию осужденных. Жалоб от осужденного Лебедева Р.О. по вопросу вывода его на прогулку не поступало (л.д. 234 т. 1).

Истец Лебедев Р.О. в исковом заявлении и объяснении указывает на то, что у него изымаются все документы, письменные принадлежности, он лишен доступа к продуктам питания, курительным принадлежностям личным вещам.

Согласно справке начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия от 08.07.2020 в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия обыска производятся в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 20.03.2015 № 64-дсп «Об утверждении Порядка проведения обысков и досмотров в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы и прилегающих к ним территориях, на которых установлены режимные требования». По итогам обыска составляется акт, в котором указывается перечень изъятых предметов и вещей. За период отбывания наказания Лебедевым Р.О. в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия запрещенные к использованию предметы, а также какие либо другие предметы, в том числе личные документы и письменные принадлежности у осужденного не изымались. Осужденный Лебедев Р.О. в адрес администрации с какими либо заявлениями и жалобами по поводу проведения обысков, а именно по вопросу изъятия и уничтожения его личных документов и вещей не обращался.

Во исполнении требований Федерального закона от 23.12.2013 №15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» начальником исправительного учреждения утвержден приказ №121 от 21.03.2019 «Об определении мест для курения в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия», которым определены специальные места для курения осужденных. Доступ осужденного Лебедева Р.О. к курительным принадлежностям, а также препятствий к курению в специально отведенных поименованных Приказом местах, сотрудниками ФКУ-6 не чинились, жалоб от Лебедева Р.О. в адрес администрации ИК -6 учреждения не поводу ограничения курения от него не поступало (л.д. 228 т. 1).

Устанавливая в качестве одного из видов наказания лишение свободы, государство действует как в своих интересах, так и в интересах общества и его членов. Исполнение этого наказания изменяет привычный ритм жизни человека, его отношения с окружающими людьми и имеет определенные морально-психологические последствия, ограничивая тем самым не только его права и свободы как гражданина, но и его права как личности, что связано с противоправным поведением виновного и обусловливается необходимостью ограничения его естественного права на свободу в целях защиты нравственности, прав и законных интересов других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2015 года N 155-О).

В соответствии с частью 1 статьи 75 УИК РФ порядок направления осужденных в исправительные учреждения определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Данные нормы направлены на индивидуализацию наказания и дифференциацию условий его отбывания с учетом характера преступления, его опасности для защищаемых Конституцией Российской Федерации и уголовным законом ценностей, интенсивности, причин и иных обстоятельств его совершения, а также данных о лице, его совершившем, и тем самым создают предпосылки для достижения целей наказания, которыми согласно части второй статьи 43 УК Российской Федерации являются восстановление социальной справедливости, исправление осужденного и предупреждение совершения новых преступлений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2009 №59-О-О, от 23.09.2010 №1218-О-О и от 16.12.2010 №1716-О-О).

При этом, по общему правилу, осужденные к лишению свободы, за исключением лиц, указанных в части 4 статьи 73 УИК РФ, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены; осужденные к лишению свободы отбывают весь срок наказания в одном исправительном учреждении либо следственном изоляторе в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в том числе в случае назначения им в период отбывания лишения свободы нового наказания, если при этом судом не изменен вид исправительного учреждения (часть первая статьи 73 и часть первая статьи 81 УИК РФ).

В соответствии с частью 2 статьи 73 УИК РФ при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

Разъясняя данные законоположения, Конституционный Суд РФ в Определении от 16 декабря 2010 года N 1700-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Т. на нарушение его конституционных прав частью второй статьи 73 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» указал, что часть вторая статьи 73 УИК Российской Федерации в системной связи с частью первой той же статьи допускают возможность направления осужденных для отбывания наказания за пределы субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены, в случае отсутствия в данном субъекте Российской Федерации исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях. Указанные нормы корреспондируют положениям международных правовых актов, регламентирующих права осужденных, в частности Европейским пенитенциарным правилам (2006 год), согласно которым заключенные должны по возможности направляться для отбытия наказания в пенитенциарные учреждения, расположенные вблизи от дома или мест социальной реабилитации. Названные правила имеют рекомендательный характер и подлежат реализации при наличии необходимых экономических и социальных возможностей (часть четвертая статьи 3 УИК Российской Федерации).

Инструкцией о порядке направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, их перевода из одного исправительного учреждения в другое, а также направления осужденных на лечение и обследование в лечебно-профилактические и лечебные исправительные учреждения (утверждена Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 декабря 2005 года N 235), действовавшей на период возникновения рассматриваемых правоотношений (далее - Инструкция) предусматривалось, что направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения, их перевод в другие исправительные учреждения осуществляются на основании приговоров либо изменяющих их определений или постановлений судов, вступивших в законную силу (п. 3); направление осужденных к лишению свободы для отбывания наказания, осуществляется, как правило, в исправительные учреждения в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали либо были осуждены (п. 5); при отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях, осужденные направляются по согласованию с Федеральной службой исполнения наказаний в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (п. 6); осужденные за преступления, предусмотренные перечисленными в части четвертой статьи 73 УИК РФ статьями уголовного закона, как правило, направляются для отбывания наказания в пределах субъекта Российской Федерации, где они были осуждены; в случае невозможности содержания таких лиц по месту осуждения они направляются для отбывания наказания в другой субъект Российской Федерации по решению ФСИН России (пункт 8).

В соответствии с частью второй статьи 81 УИК РФ, пунктами 10, 11 Инструкции перевод осужденного для дальнейшего отбывания наказания из одного исправительного учреждения в другое того же вида допускается в случае болезни осужденного либо для обеспечения его личной безопасности, при реорганизации или ликвидации исправительного учреждения, а также при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении; вопрос о переводе осужденных рассматривается при наличии вышеуказанных оснований по заявлению осужденных и (или) их родственников либо при иных исключительных обстоятельствах, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного в данном исправительном учреждении по рапорту начальника исправительного учреждения.

Приказом Минюста России от 26.01.2018 №17 утвержден Порядок направления осужденных к лишению свободы для отбывания наказания в исправительные учреждения и их перевода из одного исправительного учреждения в другое. Именно этим нормативным правовым актом в настоящее время регламентируется перевод осужденных из одного исправительного учреждения в другое; нормативные положения Порядка имеют одинаковое правовое регулирование с вышеприведенным, основано на нормах ст. ст. 73, 75, 81 УИК РФ.

Не оспаривается, что Лебедев Р.О. направлен для отбывания наказания в исправительное учреждение в соответствии с частью 4 статьи 73 УИК РФ, где имелись условия его размещения как лица, осужденного к пожизненному лишению свободы; условия для его размещения по месту осуждения (жительства) отсутствуют; это соответствует требованиям уголовного исполнительного законодательства; при этом, место отбывания осужденным наказания определено административным ответчиком не произвольно; соответствует приговору суда.

Осужденные к лишению свободы, как правило, должны отбывать наказание в одном исправительном учреждении. Предусмотренных статьей 81 УИК РФ оснований для перевода административного истца в другое исправительное учреждение, не установлено; причин для этого, в том числе медицинских противопоказаний, иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению административного истца в данной колонии, не установлено.

Административный истец не лишен возможности иметь свидания с близкими и родственниками, получать почтовые отправления, вести телефонные переговоры; права административного истца нельзя полагать нарушенными.

Оснований, предусмотренных частью 2 статьи 81 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, таких, как болезнь осужденного либо обеспечение его личной безопасности, реорганизация или ликвидация исправительного учреждения, а также иных исключительных обстоятельств, препятствующих дальнейшему нахождению осужденного Лебедева Р.О. в вышеуказанном исправительном учреждении не имеется.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления Кирюхина Сергея Ивановича, действующего от имени и в интересах осужденного Лебедева Романа Олеговича, к Федеральной службе исполнения наказаний России, Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №6» УФСИН России по Республике Мордовия, Федеральному казенному учреждению здравоохранения «Медико-санитарная часть №13 Федеральной службы исполнения наказаний», Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации об оспаривании порядка и условий содержания осужденного Лебедева Р.О. в исправительном учреждении, признании их пыточными и бесчеловечными, устранении допущенных нарушений отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме через Торбеевский районный суд Республики Мордовия.

Мотивированное решение изготовлено 10.08.2020.

Председательствующий С.А. Лопухов

1версия для печати

2а-231/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Лебедев Роман Олегович
Ответчики
Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации
ФКУ ИК-6 УФСИН России по Республике Мордовия
Судебный Департамент при Верховном суде Российской Федерации
ФКУЗ МСЧ-13 УФСИН России по РМ
Другие
Следственный комитет Российской Федерации
Помощнику Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Леонову А.В.
Кирюхин Сергей Иванович
Суд
Торбеевский районный суд Республики Мордовия
Судья
Байчурина Надия Камильевна
Дело на странице суда
torbeevsky.mor.sudrf.ru
07.08.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее