Решение по делу № 2а-400/2022 (2а-7974/2021;) от 04.08.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-012946-07 Дело № 2а-400/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

с участием заинтересованного лица Полугрудова В.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 14 марта 2022 года административное дело по административному исковому заявлению Гавриловой Ирины Александровны к администрации МО ГО «Сыктывкар», главе МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Хозяиновой Н.С., Управлению ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», начальнику Управления ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г. о признании незаконным постановления АМО ГО «Сыктывкар» от 01.07.2021 №7/1931 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ..., до 2028 года, требования администрации МО ГО «Сыктывкар» в части установления срока для добровольного сноса дома, возложении обязанности установить разумный срок для добровольного сноса многоквартирного дома и расселения его жильцов,

установил:

Гаврилова И.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации МО ГО «Сыктывкар», в котором, дополнив требования, просит признать незаконным постановление администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.07.2021 №7/1931 «О признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в многоквартирном доме ... до 2028 года, требование администрации МО ГО «Сыктывкар» в части установления срока для добровольного сноса дома ... 36 месяцев со дня получения требования, возложить на административного ответчика обязанность установить разумный срок для добровольного сноса многоквартирного дома и расселения жильцов дома.

В обоснование заявленных требований истец указывала о том, что установленный в оспариваемом постановлении и требовании срок сноса и расселения граждан, проживающих в доме, не может расцениваться как разумный, принимая во внимание то обстоятельство, что здание представляет собой реальную угрозу для жизни и здоровья проживающих в нем лиц.

Судом к участию в деле привлечены в качестве административных ответчиков глава МО ГО «Сыктывкар» - руководителю администрации Хозяинова Н.С., Управление ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар», начальник Управления ЖКХ АМО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г., в качестве заинтересованных лиц собственники и наниматели жилых помещений многоквартирного дома.

В судебном заседании заинтересованное лицо Полугрудов В.П. заявленные требования поддержал, указав на неразумность установленных сроков.

Административный истец, административные ответчики, их представители, иные лица, привлеченные в деле, участия в судебном заседании не принимали.

Учитывая сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих деле, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.

Заслушав пояснения заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив в соответствии с требованиями статьей 84 Кодекса административного судопроизводства РФ представленные в деле доказательства и установленные по результатам такой оценки обстоятельства, суд приходит к следующему.

В развитие статьи 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации федеральный законодатель предусмотрел, что всякое заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса в порядке, установленном законом. Тем самым предполагается, что заинтересованные лица вправе обратиться в суд за защитой нарушенного или оспариваемого права либо охраняемого законом интереса в установленном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ.

Пунктом 8 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ установлено, что к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу и реконструкции.

На основании части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок.

В силу абзаца второго пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 дней со дня получения заключения в установленном им порядке принимает решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

В силу приведенного закона, определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится к компетенции органа местного самоуправления.

Конкретные сроки, в которые производится отселение жильцов дома, а собственникам необходимо снести аварийный жилой дом, законом не установлен, однако они должны отвечать требованиям разумности.

Из разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, изложенным в пункте 22 постановления от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для направления органом, принявшим такое решение, к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств. В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию.

Как следует из пункта 2 части 2 статьи 16 «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21.07.2007 № 185-ФЗ в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения.

Как следует из материалов дела и установлено судом, административный истец является собственником жилого помещения, а именно квартиры ....

Постановлением администрации МО ГО «Сыктывкар» №7/1931 от 02.07.2021 многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.... признан аварийным и подлежащим сносу.

Названным постановлением постановлено принять меры по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по указанному адресу, в срок до 2028 года.

В пункте 4 постановления Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации МО ГО «Сыктывкар» поручено направить собственникам помещений, расположенных в указанном многоквартирном доме, требование о сносе такого многоквартирного дома за счет собственных средств с указанием срока для осуществления сноса.

23.07.2021 администрацией МО ГО «Сыктывкар» Гавриловой И.А. как собственнику жилого помещения в доме ... направлено требование о добровольном сносе многоквартирного дома в срок 36 месяцев со дня получения требования. О принятом решении предложено сообщить в администрацию МО ГО «Сыктывкар» в срок до 23.12.2021. Разъяснено, что ненаправление ответа в установленный срок будет считаться отказом от осуществления сноса многоквартирного жилого дома, признанного аварийным и подлежащим сносу.

Неразумность срока расселения граждан, указанного в обжалуемом постановлении, а также требовании, явилась поводом обращения Гавриловой И.А. в суд с настоящим иском.

Согласно заключению об оценке соответствия помещения (многоквартирного дома) требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции № 127 от 28.05.2021 на основании технического заключения ООО «НЕСКО» № НО-070-04-21 от 26.04.2021 выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: г.Сыктывкар, ул. Банбана, дом 19 «а», аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии техническим заключением по результатам обследования ООО «НЕСКО» от 26.04.2021, на основании которого межведомственной комиссией МО ГО «Сыктывкар» принято заключение о признании дома аварийным и подлежащим сносу, физический износ здания составляет 74%, несущие и ограждающие конструкции дома не соответствуют требованиям действующих строительных норм и правил, их состояние аварийное, требуемое сопротивление теплопередаче ограждающих конструкций зданий не обеспечивается, многоквартирный дом не пригоден для проживания. Конструктивное решение, основные геометрические размеры и объемно-планировочное решение здания не в полном объеме отвечают требованиям действующих строительных норм и правил, предъявляемым к конструкциям данного типа. Многоквартирный жилой дом не соответствует требованиям постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 и не пригоден для проживания. Ввиду значительного физического износа, многочисленных дефектов и разрушений, а также несоответствия технического состояния многоквартирного жилого дома требованиям названного Постановления рекомендовано выполнить демонтаж (снос) конструкций здания.

Имеющиеся в отчете от 26.04.2021 фотоматериалы подтверждают выше описанное состояние дома, и также то, что дальнейшее проживание в аварийном доме, создает угрозу для жизни и здоровья собственников и членов их семей.

С учетом установленных по делу обстоятельств, и оценки представленных в доказательств, суд приходит к выводу о том, что многоквартирный дом 19 «а» по ул. Банбана г.Сыктывкара представляет собой угрозу обрушения, в результате которого может быть причинен вред здоровью, имуществу как проживающим в нем собственникам, нанимателям, так и иным лицам, посещающим данный аварийный, ветхий дом.

В результате чрезвычайной ситуации, указанный дом, разрушаясь, может не только причинить вред окружающим и неопределенному кругу лиц, но и прекратить свое существование как объект недвижимости.

При таких обстоятельствах, учитывая степень аварийности дома, конструктивные элементы которого находятся в разрушенном состоянии, а физический износ составляет 74%, суд приходит к выводу о том, что установленный срок для принятия мер по расселению граждан до 2028 года не отвечает требованиям разумности, является чрезмерно длительным, допускающим возможность дальнейшего проживания собственников, нанимателей и членов их семей в условиях, угрожающих жизни и здоровью.При таких обстоятельствах, определенный пунктом 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» № 7/1931 от 01.07.2021 срок принятия мер к расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ... – до 2028 года, не может быть признан разумным, а потому отвечающим требованиям законодательства.

Поскольку в силу приведенных выше норм права определение срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, как указывалось выше, относится к исключительной компетенции органа местного самоуправления, установление такого срока в судебном порядке недопустимо, следовательно, суд приходит к выводу о необходимости возложить на административного ответчика обязанность по установлению иного срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома ....

При этом доводы административного ответчика с указанием на большое количество домов, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу ранее, чем жилой дом № 19 «а» по ул. Банбана г.Сыктывкара, невключении спорного жилого дома в действующую программу переселения из аварийного жилищного фонда, а также отсутствие денежных средств, судом во внимание не принимаются, поскольку указанные обстоятельства не свидетельствуют о разумности установленного срока для принятия мер к расселению граждан до 2028 года с учетом степени аварийности дома, представляющей угрозу его обрушения. При этом суд учитывает и исходит из того, что право граждан на благоприятные и безопасные условия проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия установленного административным ответчиком срока отселения граждан из спорного многоквартирного дома, представляющего особую опасность для жизни и здоровья граждан.

Разрешая требования административного истца о признании незаконным требования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.07.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... в части установления срока для сноса многоквартирного дома 36 месяцев с даты вручения требования, суд при оценке фактических обстоятельств, руководствуясь тем, что соблюдение установленной в части 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений расположенного на данном земельном участке многоквартирного дома, является обязательной, учитывает следующее.

В силу закона единственным предусмотренным законом способом принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения о сносе дома является проведение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.

Частью 4 статьи 45 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что собственник, иное лицо, указанное в данном Кодексе, по инициативе которых созывается общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, обязаны сообщить собственникам помещений в данном доме о проведении такого собрания не позднее чем за десять дней до даты его проведения. В указанный срок сообщение о проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должно быть направлено каждому собственнику помещения в данном доме заказным письмом, если решением общего собрания собственников помещений в данном доме не предусмотрен иной способ направления этого сообщения в письменной форме, или вручено каждому собственнику помещения в данном доме под роспись либо размещено в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме.

В силу установленного порядка процедура созыва общего собрания предусматривает необходимость установления собственников всех помещений многоквартирного дома.

Основные требования к процедуре сноса многоквартирного жилого дома, как объекта капитального строительства, предусмотрены статьями 55.30 и 55.31 Градостроительного кодекса РФ.

Согласно частям 2 и 4 статьи 55.30 указанного Кодекса, по общему правилу, в целях сноса объекта капитального строительства застройщик или технический заказчик обеспечивает подготовку проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства в качестве самостоятельного документа. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется специалистом по организации архитектурно-строительного проектирования, сведения о котором включены в национальный реестр специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. Подготовка проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства осуществляется на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности.

Согласно части 1 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ снос объекта капитального строительства осуществляется в соответствии с проектом организации работ по сносу объекта капитального строительства после отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, а также после вывода объекта капитального строительства из эксплуатации в случае, если это предусмотрено федеральными законами.

Частью 2 названной статьи предусмотрено, что условия отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения выдаются организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение не более чем десяти рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче таких условий от застройщика, исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Отключение объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения подтверждается актом, подписанным организацией, осуществляющей эксплуатацию соответствующих сетей инженерно-технического обеспечения.

В силу части 3 указанной статьи в процессе сноса объекта капитального строительства принимаются меры, направленные на предупреждение причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, предусматривается устройство временных ограждений, подъездных путей, осуществляются мероприятия по утилизации строительного мусора.

В соответствии с частью 4 статьи 55.31 Градостроительного кодекса РФ, по общему правилу, работы по договорам подряда на осуществление сноса выполняются только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по сносу объектов капитального строительства по договорам подряда на осуществление сноса обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов).

Частями 9 и 10 установлен порядок подачи в орган местного самоуправления уведомление о планируемом сносе объекта капитального строительства и требования к содержанию такого уведомления и прилагаемым к нему документам.

Таким образом, снос многоквартирного дома предусматривает необходимость подготовки проектной документации по организации работ по сносу уполномоченным на то специалистом на основании результатов и материалов обследования объекта капитального строительства в соответствии с требованиями технических регламентов, санитарно-эпидемиологическими требованиями, требованиями в области охраны окружающей среды, требованиями безопасности деятельности в области использования атомной энергии, требованиями к осуществлению деятельности в области промышленной безопасности, а также выполнение мероприятий по отключению дома от сетей инженерно-технического обеспечения и выполнения уполномоченным индивидуальным предпринимателем или организацией работ по сносу дома с заключением договора подряда.

Принимая во внимание вышеизложенное законодательство, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое административным истцом требование принято администрацией МО ГО «Сыктывкар» в соответствии с имеющимися полномочиями, с соблюдением установленного нормами Жилищного кодекса РФ порядка.

Каких-либо допустимых и достоверных доказательств того, что установленный администрацией МО ГО «Сыктывкар» срок для добровольного сноса многоквартирного дома ..., не является разумным суду не представлено.

С учетом изложенного, суд при вынесении решения исходит из разумности срока для добровольного сноса дома собственниками – 36 месяцев с даты получения требования, который к настоящему времени не истек. Возможность соблюдения административным ответчиком предусмотренной законом процедуры изъятия земельного участка, занятого домом ..., и жилых помещений в нем не утрачена. Какого-либо неправомерного бездействия по принятию решения об изъятии земельного участка и жилых помещений ответчиком не допущено.

Аварийность дома как условие невозможности проживания в нем, не исключает обязанности по соблюдению установленной в статье 32 Жилищного кодекса РФ процедуры изъятия земельного участка и жилых помещений, требующей при необходимости соблюдения процедурных моментов, большего, чем указано в исковом заявлении времени.

При оценке обоснованности заявленных требований суд считает необходимым указать, что в силу пункта 3.1. статьи 95 Жилищного кодекса РФ гражданам, у которых жилые помещения стали непригодными для проживания в результате признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, могут быть представлены жилые помещения маневренного фонда, предназначенные для временного проживания.

С учетом изложенного, требования административного истца о признании незаконным требования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.07.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...», и установлении иного срока, удовлетворению не подлежат, поскольку само по себе установление срока сноса принадлежащего административному истцу помещения 36 месяцев с даты получения требования, права и законные интересы Гавриловой И.А. не нарушает.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление Гавриловой Ирины Александровны о признании незаконным постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.07.2021 № 7/1931 в части установления срока для принятия мер по расселению жильцов многоквартирного дома до 2028 года, возложении обязанности установить разумный срок для принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома по адресу: г....», признании незаконным требования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.07.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ...», об установлении разумного срока для сноса дома, удовлетворить частично.

Признать незаконным пункт 2 постановления администрации МО ГО «Сыктывкар» от 01.07.2021 № 7/1931 в части установления срока принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу ... – до 2028 года.

Обязать администрацию МО ГО «Сыктывкар» устранить нарушение, определив иной срок принятия мер по расселению граждан, проживающих в жилых помещениях многоквартирного дома, расположенного по адресу: г...

Требования Гавриловой Ирины Александровны о признании незаконным требования администрации МО ГО «Сыктывкар» от 23.07.2021 в части срока для добровольного сноса аварийного многоквартирного дома, расположенного по адресу: ... и установлении иного срока сноса дома, оставить без удовлетворения.

Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Л.А. Печинина

<данные изъяты>

2а-400/2022 (2а-7974/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гаврилова Ирина Александровна
Ответчики
Управление ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар»
глава МО ГО «Сыктывкар» - руководитель администрации Хозяинова Н.С.
начальник Управления ЖКХ администрации МО ГО «Сыктывкар» Гонтарь А.Г.
АМО ГО Сыктывкар
Другие
Полугрудов Вениамин Павлович
Потапов Николай Юрьевич
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
04.08.2021Регистрация административного искового заявления
05.08.2021Передача материалов судье
09.08.2021Решение вопроса о принятии к производству
24.08.2021Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.08.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2021Судебное заседание
28.10.2021Судебное заседание
02.11.2021Судебное заседание
10.12.2021Судебное заседание
26.01.2022Судебное заседание
25.02.2022Судебное заседание
14.03.2022Судебное заседание
14.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее