(номер дела в суде первой инстанции № 2-663/2024)
УИД 37RS0019-01-2024-000967-50
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 октября 2024 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе
председательствующего судьи Белоусовой Н.Ю.,
судей Лебедевой Н.А. и Петуховой М.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Матвеевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лебедевой Н.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Гадяцкой Марии Савельевны на решение Советского районного суда города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по иску Гадяцкой Марии Савельевны к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о взыскании расходов на изготовление и установку памятника и компенсации морального вреда,
установила:
Гадяцкая М.С. обратилась в суд с исковым заявлением к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» (далее – Военный комиссариат Ивановской области) о взыскании денежной компенсации при предоставлении соответствующих документов, но не более 51552 руб. - затрат на погребение и не более 49511 руб. – затрат, необходимых на изготовление и установку надгробия участнику боевых действий, ФИО8, являющегося ветераном боевых действий, а также взыскании компенсации морального вреда в размере 200000 руб.
Исковые требования мотивированы тем, что истец является вдовой умершего ДД.ММ.ГГГГ ветерана боевых действий ФИО8. Решением Советского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов ФИО1 к Военному комиссариату Ивановской области признано незаконным решение комиссии Военного комиссариата Ивановской области по определению прав на льготы участникам Великой Отечественной войны, боевых действий, проверок учета и законности выдачи удостоверений от ДД.ММ.ГГГГ об отмене решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ о выдаче ФИО1 удостоверения о праве на льготы серии ЖР № в соответствии со ст.21 Закона «О ветеранах». На Военный комиссариат <адрес> возложена обязанность направить в подразделение отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий Октябрьского района г. Иваново ТУСЗН по г. Иваново информацию о праве ФИО6 на льготы, предусмотренные ст. 21 Закона «О ветеранах». После вступления указанного решения суда в силу, истец обращался в различные органы исполнительной власти Ивановской области и Военный комиссариат Ивановской области по вопросу увековечивания памяти супруга и возмещения расходов, связанных с его захоронением и установки надгробия. На данные обращения истец всегда получал отказ о том, что супруг умер в ДД.ММ.ГГГГ году, а согласно Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы» (далее – Указ Президента РФ № 270) за счет средств федерального бюджета изготавливаются и устанавливаются надгробные памятники только лицам, умершим или погибшим в период с 12.06.1990 по 31.12.1992 года. Однако истец просил возместить расходы по погребению и установке надгробия, а не изготовить и установить надгробный памятник. В тоже время истец также получила отказ и по возмещению указанных расходов со ссылкой на данный Указ Президента РФ № 270, хотя в отношении возмещения расходов в данном нормативном акте положений нет. В нем идет речь только об изготовлении и установке надгробных памятников за счет бюджета. Согласно ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон о ветеранах) расходы, связанные с погребением, изготовлением установкой надгробного сооружения, возмещаются за счет средств федерального органа власти. Это подтверждается Указом Президента РФ от 01.09.2007 № 1132 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». Все эти годы истец получала моральный вред от бездействия Военного комиссариата Ивановской области. Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, граждан, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку намогильных сооружений (надгробий)» (далее – Постановление Правительства РФ № 460) предусматривались нормы расходов денежных средств на погребение и на изготовление и установку надгробных памятников. Постановлением Правительства от 23.01.2021 РФ № 46 «Об утверждении коэффициента индексации выплат, пособий и компенсаций в 2024 году» с 01.02.2024 установлен коэффициент индексации 1,074 для выплат, пособий и компенсаций, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1996 № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее – Закон о погребении и похоронном деле): на оплату услуг по погребению 51552 руб., на изготовление намогильных сооружений и их установку – 49511 руб. После получения ответа уполномоченного по правам человека в Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ истец узнал, что компенсация положена, в связи с чем Гадяцкая М.С. обратилась в суд.
Определением суда, занесённым протокол судебного заседания ДД.ММ.ГГГГ, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство обороны РФ.
Решением Советского районного суда города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований Гадяцкой Марии Савельевны к ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» о взыскании расходов на изготовление и установку памятника и компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе представитель истца ФИО1 по доверенности ФИО7 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования истца. В апелляционной жалобе представитель истца указывает, что не согласен с выводами суда, поскольку никакого ограничения по сроку смерти в ФЗ «О ветеранах» и в Законе «О погребении и похоронном деле» не предусмотрено; Указ Президента №270 относится только к изготовлению и установлению надгробных памятников, а не к вопросам компенсации за их изготовление и установку; ссылка суда на определение Конституционного суда РФ от 23 декабря 2014 года №2970-0/2014 является необоснованной; суд не дал оценки ответу Уполномоченного по правам человека от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания суда апелляционной инстанции представитель истца Шаповалов П.П. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, удовлетворить исковые требования истца.
Истец Гадяцкая М.С., представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» и представитель третьего лица Министерства обороны РФ в заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) о его времени и месте, об уважительности причин неявки не известили, доказательств невозможности участия в деле не представили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли. Судебная коллегия, руководствуясь ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327, ст. 333 ГПК РФ, ст. 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав объяснения представителя истца, проверив материалы дела на основании части1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждено решением Советского районного суда г. Иваново от ДД.ММ.ГГГГ по делу № по иску Военного прокурора Ивановского гарнизона в защиту интересов Гадяцкой М.С. к Военному комиссариату Ивановской области, что Гадяцкая М.С. является вдовой погибшего ДД.ММ.ГГГГ военнослужащего ФИО8, принимавшего участие в боевых действиях, на которого распространяется действие статьи 3 ФЗ «О ветеранах».
ФИО8 умер ДД.ММ.ГГГГ.
По заказу Гадяцкой М.С. от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальным предпринимателем ФИО9 изготовлен и установлен на могиле ФИО8 надгробный памятник из натурального природного камня, в связи с чем Гадяцкой М.С. понесены расходы в общей сумме 53170 руб.
На обращение истца о компенсации затрат ответчиком ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>), ДД.ММ.ГГГГ (л.д.<данные изъяты>) даны ответы, в которых со ссылкой на положения Указа Президента РФ № 270 отказано в возмещении затрат.
Полагая, что в соответствии с действующим законодательством, Гадяцкая М.С. имеет право на компенсацию понесённых в ДД.ММ.ГГГГ году расходов на погребение и понесенных в 2014 году расходов на изготовление и установку намогильного сооружения, истец обратилась в суд.
Разрешая спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Гадяцкой М.С., суд первой инстанции, учитывая положения Федерального закона «О ветеранах», Федерального закона от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460, пришел к выводу, что указанные нормативно-правовые акты вступили в силу после смерти ФИО8, поэтому изготовление и установление для него надгробного памятника за счет средств федерального бюджета или возмещение его родственникам расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, соответствующим нормативным регулированием не предусмотрено.
Выражая несогласие с принятым по делу решением, истец в апелляционной жалобе, в том числе указывает на необоснованный отказ во взыскании расходов на изготовление и установку памятника.
Данные доводы судебная коллегия полагает заслуживают внимания.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона «О ветеранах» от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ (в первоначальной редакции) установлено, что погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников. Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба. Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ч. 2).
В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту - ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле») погребение ветеранов боевых действий осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 5 ст. 11 ФЗ РФ «О погребении и похоронном деле» погребение погибшего (умершего) лица из числа лиц, указанных в пункте 1 настоящей статьи, а также изготовление и установка ему памятника (намогильного сооружения, надгробия) осуществляются за счет средств федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), исполнял обязанности по контракту о пребывании в добровольческом формировании (служебные обязанности).
В силу части 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах» погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Условия и порядок возмещения расходов на погребение на момент возникновения спорных правоотношений были установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. № 460 «О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), а также на изготовление и установку надгробных памятников».
В соответствии с пунктом 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 1994 г. №460 за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения осуществляется погребение ветеранов военной службы, участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Пунктом 2 данного постановления (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений – 2014 год) установлены нормы расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников (плиты или стелы, постамента, цветника) и их установку за счет средств федеральных органов исполнительной власти (федеральных государственных органов), в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), в зависимости от последнего места ее прохождения: погибшим (умершим) военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, курсантам военных профессиональных образовательных организаций, военных образовательных организаций высшего образования до заключения контракта, гражданам, призванным на военные сборы, курсантам и слушателям образовательных организаций Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (кроме проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих), - до 22 511 руб., остальным погибшим (умершим) гражданам, указанным в пункте 1 настоящего Постановления, - до 28 099 руб.
Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников, нормы которого распространяются, в том числе на ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы (подпункт «г» пункта 2), действующий на момент возникновения спорных правоотношений, был утвержден приказом Министра обороны Российской Федерации от 13 января 2008 г. №5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы».
Оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 данного Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. Оплата указанных расходов производится за счет средств, выделяемых на пенсионное обеспечение по фактическим затратам, но не более норм, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 35 названного Порядка).
Согласно п. 36 приказа Министра обороны РФ от 13.01.2008 № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы» родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
Оплата расходов на изготовление надгробных памятников производится после его изготовления. Оплата расходов по установке надгробных памятников производится только после его фактической установки (полного выполнения работ) на могиле погибшего (умершего). Оплата стоимости услуг по изготовлению и установке надгробных памятников не должна превышать норм расходов денежных средств, установленных Правительством Российской Федерации (пункт 39 Порядка).
Действительно, из приведенных правовых норм следует, что на момент смерти ФИО8 законодательством как выплата компенсации за изготовление и установку надгробных памятников, так и выполнение действий по изготовлению и установке надгробного памятника ветеранам боевых действий не была предусмотрена.
Вместе с тем, учитывая, что ФИО8 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, т.е. до принятия ФЗ «О ветеранах», которым был введен статус «ветеран боевых действий», поэтому не мог при жизни иметь статуса «ветеран боевых действий», поскольку такой статус введен и официально закреплен законодателем в 1995 году, а также принимая во внимание, что расходы на установку надгробного памятника понесены ФИО1 в 2014 году и подтверждены надлежащими документами, которые были представлены ответчику в полном объеме, судебная коллегия полагает, что у ФКУ «Военный комиссариат Ивановской области» возникла обязанность возместить истцу понесенные ею расходы в пределах установленной нормы.
Из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 27 июня 2017 г. № 1325-0, следует, что правовое регулирование, устанавливающее гарантии погребения погибших (умерших) военнослужащих, в том числе участников Великой Отечественной войны, не может рассматриваться как нарушающее права родственников участников Великой Отечественной войны, умерших (погибших) до вступления в силу соответствующего правового регулирования.
Судебная коллегия полагает, что в данном случае для разрешения вопроса о возмещении расходов на изготовление и установку надгробного памятника ветерану боевых действий имеет значение не дата смерти ФИО8, а дата приобретения им статуса ветерана боевых действий и дата несения его супругой спорных расходов, которые имели место уже в период действия Федерального закона от 12 января 1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
При этом судебная коллегия отмечает, что право лиц, взявших на себя обязанности по увековечиванию памяти умерших участников (инвалидов) Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий на компенсацию понесенных ими расходов на ритуальные услуги законом каким-либо сроком не ограничено.
Принимая во внимание изложенное, отказ Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области» в компенсации Гадяцкой М.С. понесенных ею расходов на изготовление и установку надгробного памятника на могиле ФИО8 со ссылкой на отсутствие законных оснований является неправомерным.
Истцом представлены квитанции об оплате расходов на изготовление и установку памятника из черного гранита на могиле ФИО8, в том числе договор от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между Гадяцкой М.С. и ИП ФИО9, заказ-квитанция от ДД.ММ.ГГГГ, квитанции к приходному кассовому ордеру на общую сумму 53 170 руб., принятые судебной коллегией в качестве дополнительных доказательств с целью установления юридически значимых обстоятельств и проверки доводов апелляционной жалобы.
Ответчиком размер понесенных истцом расходов на изготовление и установку памятника и их необходимость, не оспаривается. Ранее истцу возмещение указанных расходов не выплачивалось.
Таким образом, с учетом установленных Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 № 460 (в редакции, действующей на момент возникновения спорных правоотношений – 2014 год) размеров возмещения затрат на изготовление и установку памятника, судебная коллегия полагает, что в пользу истца подлежат взысканию расходы в сумме 28 099 рублей.
В остальной части решение суда соответствует нормам материального и процессуального права и оснований для его изменения или отмены по доводам апелляционной жалобы Гадяцкой Марии Савельевны судебная коллегия не находит.
Учитывая, что ФИО8 умер в ДД.ММ.ГГГГ году, то судебная коллегия считает, что оснований для удовлетворения требований истца о возмещении затрат на погребение не имеется. Кроме того, судебная коллегия учитывает, что документов, подтверждающих несение Гадяцкой М.С. расходов на погребение, не представлено.
Согласно статье 151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
В статье 1069 Гражданского кодекса РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Обязательными условиями наступления ответственности за причинение вреда в соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации являются: факт причинения вреда, неправомерность (незаконность) действий (бездействия) причинителя вреда, вина причинителя вреда, а также причинно-следственная связь между незаконными действиями (бездействием) и наступившим вредом. Как следует из разъяснений, содержащихся в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда», моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 Гражданского кодекса РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит.
Таким образом, компенсация морального вреда возможна в случаях причинения такого вреда гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага. В иных случаях компенсация морального вреда может иметь место лишь при наличии прямого указания об этом в законе. Обязанность доказать факт причинения вреда личным неимущественным правам и другим нематериальным благам, в рассматриваемом случае возлагается на истца.
Кроме того, истец должен доказать наличие причинно-следственной связи между указанными действиями и имеющимся моральным вредом. Однако таких доказательств Гадяцкой М.С. не представлено.
Доводы истца о нравственных переживаниях, основанных на неправомерных действиях ответчика не доказаны, причинно-следственная связь между действиями ответчика и имеющимся моральным вредом не доказан и не может служить основанием для взыскания истцу денежных средств в соответствии с правилами статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оснований полагать о причинении вреда истцу действиями, нарушающими личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие другие нематериальные блага, не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда города Иваново от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа во взыскании расходов на установку надгробного памятника.
Постановить в указанной части новое решение:
Взыскать с Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Ивановской области» (ИНН 3730008689, ОГРН 1023700563512) в пользу Гадяцкой Марии Савельевны (ДД.ММ.ГГГГ г.р., паспорт № выдан <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ) расходы на изготовление и установку надгробного памятника в размере 28 099 рублей.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.