№ 2а-881/2019
УИД 11RS0016-01-2019-001522-84
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Долгих Е.А.,
при секретаре судебного заседания Анисовец А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Выльгорт 06 ноября 2019 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми к местной спортивной общественной организации «Федерация футбола Сыктывдинского района» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц,
установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Республике Коми обратилось в суд с административным исковым заявлением к местной спортивной общественной организации «Федерация футбола Сыктывдинского района» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц. В обоснование заявленных требований указано, что местная спортивная общественная организация «Федерация футбола Сыктывдинского района» создана 01.08.2014. Сведения о данной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21.10.2014 с регистрационным номером №. В нарушение требований ст. 29 Закона «Об общественных объединениях», возлагающих на общественные объединения обязанность информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности, объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, о целях расходования денежных средств, в установленный срок, административный ответчик необходимые сведения за 2018 год не представил. В связи с неисполнением указанных требований административному ответчику вынесены письменные предупреждения, с указанием срока устранения нарушения, однако до настоящего времени информация об устранении выявленных нарушений в адрес административного истца не поступила.
Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Республики Коми и административный ответчик местная спортивная общественная организация «Федерация футбола Сыктывдинского района», надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Административный истец Управление Министерства юстиции РФ по Республики Коми направило заявление о рассмотрении административного дела без участия его представителя.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что местная спортивная общественная организация «Федерация футбола Сыктывдинского района» создана 01.08.2014. Сведения о данной организации внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 21.10.2014. Организации присвоен государственный регистрационный №, ОГРН №.
В соответствии с п. 4 Указа Президента РФ "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" от 12.05.2008 №724 функции федеральной регистрационной службы по регистрации некоммерческих организаций переданы Министерству Юстиции РФ.
В соответствии со статьей 29 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон) общественное объединение обязано ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц, информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных статьей 29 указанного Закона, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц (часть 4).
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 28.06.2012 № 1246-ОО, при рассмотрении дела суд принимает меры к соблюдению процессуальных прав участников процесса, включая общественную организацию, в отношении которой подано заявление, а также исследует все доказательства, ему представленные, в том числе данные, полученные от органа, обратившегося с заявлением, имея в виду, что для принятия решения, вследствие которого общественная организация утрачивает статус юридического лица, факт прекращения ею своей деятельности должен быть доказан. Суд, в частности, может принять во внимание сведения о возврате почтовых отправлений, направленных по адресу общественной организации, явку (как и неявку) в судебное заседание ее руководителей, а равно представленные ими объяснения; суд учитывает и данные о банковских счетах, поскольку движение денежных средств по счетам юридического лица доказывает факт его деятельности, даже если оно нарушает правила отчетности, а полное отсутствие сведений о состоянии банковских счетов может ставить под сомнение достаточность данных для вывода о прекращении общественной организацией своей деятельности.
Непредставление же в установленный срок документов отчетности может свидетельствовать не только о фактическом прекращении общественной организацией своей деятельности, но и о нарушении ею или ее органами законодательства, т.е. об обстоятельствах, образующих основание для решения вопроса о привлечении к ответственности этой организации или обращения в суд с заявлением о ее ликвидации, которая имеет значение запрета на деятельность общественных объединений независимо от факта их государственной регистрации в качестве юридического лица (части четвертая и пятая статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях»).
В ходе осуществления контроля за деятельностью местной спортивной общественной организации «Федерация футбола Сыктывдинского района» Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми были выявлены нарушения требований действующего законодательства.
В частности, в нарушение требований части 1 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» информация о продолжении деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц; информация об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях", о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, местной спортивной общественной организацией «Федерация футбола Сыктывдинского района» в 2018 году в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми не представлена.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций» установлен срок представления общественными объединениями отчетов до 15 апреля года, следующего за отчетным.
В нарушение абз. 4 и 8 ст. 29 Федерального закона «Об общественных объединениях» административным ответчиком отчет за 2018 год в установленный срок и до настоящего времени в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми не представлен, что находит свое подтверждение в материалах дела.
В связи с выявленными нарушениями в адрес организации 24.04.2019 направлено предупреждение о выявленных нарушениях и необходимости предоставления вышеуказанных сведений, однако оно осталось неисполненным.
11.06.2019 административным истцом в адрес административного ответчика направлено повторное предупреждение о выявленных нарушениях и необходимости предоставления вышеуказанных сведений в срок до 31.07.2019, которое также осталось без исполнения.
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 14.06.2019 местная спортивная общественная организация «Федерация футбола Сыктывдинского района» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Постановлением мирового судьи Выльгортского судебного участка Сыктывдинского района Республики Коми от 09.07.2019 местная спортивная общественная организация «Федерация футбола Сыктывдинского района» признана виновной в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Таким образом, местной спортивной общественной организацией «Федерация футбола Сыктывдинского района» не выполнены требования закона, являющиеся обязательными. Данные фактические обстоятельства дела административным ответчиком не оспорены и подтверждаются имеющимися в деле письменными доказательствами, при этом доказательств обратного административным ответчиком не представлено. Нарушения законодательства Российской Федерации, допущенные организацией, не устранены.
В силу подпунктов 3 и 4 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случае осуществления юридическим лицом деятельности с нарушением Конституции Российской Федерации либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; в случае систематического осуществления общественной организацией деятельности, противоречащей ее уставным целям.
В соответствии с абз. 3 ст. 44 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» основаниями ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18.07.2003 № 14-П по конституционно-правовому смыслу положений ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагается, что санкция в виде ликвидации юридического лица должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Такая мера как ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд приходит к выводу о том, что, несмотря на наличие неоднократных нарушений требований законодательства Российской Федерации, которые носят систематический характер, и подтверждаются необходимым и достаточным количеством имеющихся в деле доказательств, допущенные административным ответчиком нарушения не являются столь существенными, чтобы позволить суду, учитывая характер нарушений и вызванных ими последствий, каковым явилось лишь отсутствие соответствующей информации у административного истца, принять решение о ликвидации организации, при том, что деятельность организации фактически не прекращалась, что следует из предоставленных по запросу суда материалов, из которых следует, что налоговая отчетность административным ответчиком предоставляется в налоговый орган регулярно, организация не имеет задолженности по уплате налогов и сборов.
При этом, по смыслу статьи 44 Федерального закона «Об общественных объединениях» непредставление в соответствии со ст. 29 закона сведений административным ответчиком, может служить основанием для обращения в суд уполномоченного органа с заявлением о ликвидации некоммерческой организации, однако не является безусловным основанием для ее ликвидации.
Принимая во внимание приведенную выше правовую позицию Конституционного Суда РФ, а также то, что административный ответчик с момента создания не осуществлял деятельности, противоречащей его уставным целям, фактически не прекращал осуществлять деятельность, не имеет задолженности по налоговым и обязательным платежам, суд приходит к выводу об отсутствии достаточных оснований для признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица местной спортивной общественной организации «Федерация футбола Сыктывдинского района» и об исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Не может остаться без внимания суда и возможность устранения административным ответчиком допущенных нарушений.
Руководствуясь ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Коми к местной спортивной общественной организации «Федерация футбола Сыктывдинского района» о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении сведений из Единого государственного реестра юридических лиц оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Е.А. Долгих