Решение по делу № 33-2314/2024 от 28.08.2024

УИД 19RS0002-01-2024-001761-86

Председательствующий: Дмитриенко Д.М.

Дело № 33-2314/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Топоева А.С.,

судей Морозовой В.Н., Хлыстак Е.В.,

при ведении протокола секретарем судебного заседания Кляйн И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 1 октября 2024 года гражданское дело по апелляционной жалобе истца Климович Л.В.               на решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от                      4 июля 2024 года по иску Климович Л.В. к Комитету по управлению имуществом города Черногорска о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Морозовой В.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Климович Л.В. обратилась в суд с иском к Комитету по управлению имуществом города Черногорска (далее – Комитет) о взыскании невыплаченной заработной платы, денежной компенсации за нарушение срока выплаты заработной платы, компенсации морального вреда. Требования мотивировала тем, что в период с 26 июля 2021 года по 19 января 2024 года она проходила муниципальную службу в должности главного специалиста отдела учета, аренды и приватизации земельных участков. Согласно трудовому договору ей был установлен должностной оклад в размере                   18813 руб., дополнительным соглашением от 10 января 2022 года с                          1 января 2022 года ей был установлен должностной оклад в размере 11974 руб. в месяц. Из расчетных листков, предоставленных ответчиком по ее заявлению, ей стало известно, что начисления по заработной плате производились из должностного оклада в размере 10885 руб. Просила взыскать с ответчика невыплаченную заработную плату в размере 124928 руб. 91 коп., денежную компенсацию за нарушение срока выплаты заработной платы в размере                   65448 руб. 83 коп., компенсацию морального вреда в размере 10000 руб.

В возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя просила взыскать с ответчика 6000 руб.

В судебном заседании истец Климович Л.В. поддержала заявленные требования, просила иск удовлетворить в полном объеме, пояснила, что расчетные листки работодателем в спорный период ей не вручались, их направление работникам осуществляюсь на адрес электронной почты, однако она (истец) в указанный период электронной почты не имела.

Представитель ответчика Жибинова А.В. заявленные требования не признала, просила в иске отказать. Пояснила, что ответчику был установлен должностной оклад согласно Положению о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Черногорска в размере 10885 руб. в месяц, с приказом, содержащим данное условие, Климович Л.В. была ознакомлена лично под роспись. 10 января 2022 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым с 1 января 2022 года должностной оклад истца установлен в размере 11974 руб. в месяц.

Полагала, что истец знала о действительном размере должностного оклада, в период работы за разъяснениями не обращалась. Заявила о пропуске истцом срока обращения в суд по требованию о взыскании невыплаченной заработной платы.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

С данным решением не согласна истец Климович Л.В.

В апелляционной жалобе она просит решение суда отменить, принять новое, исковые требования удовлетворить.

Полагает, что трудовой договор является основным документом, регулирующим взаимоотношения работника и работодателя, размер оклада устанавливается в трудовом договоре, относится к существенным условиям трудового договора, все изменения в договор должны вноситься в письменной форме.

Просит учесть, что трудовой договор с ней был заключен                                26 июля 2021 года, до 1 января 2022 года изменения в трудовой договор не вносились, в силу чего считает неправомерным начисление заработной платы исходя из оклада 10885 руб.

Выражает несогласие с выводом суда о том, что в п. 5.1 трудового договора допущена техническая ошибка (описка), указывает, что со стороны ответчика не предпринимались какие-либо действия по внесению изменений в трудовой договор в части размера оклада. Дополнительное соглашение, которое было подписано сторонами, не вносит изменения в условия о размере оклада, а вносит изменения в иной пункт, где оклад не указан. Полагает, что факт ознакомления ее с приказом о приеме на работу с установлением иного оклада, чем установлен в трудовом договоре, не означает ее согласие на изменение размера оплаты труда, и не подменяет процедуру изменения условий трудового договора, установленную законом.

Письменных возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Проверив материалы дела с учетом требований ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что 26 июля 2021 года между Комитетом по управлению имуществом г. Черногорска и Климович Л.В. заключен трудовой договор № 67/21, в соответствии с которым истец принята на муниципальную службу в должности старшей группы – главного специалиста отдела учета, аренды и приватизации земельных участков на неопределенный срок.

Согласно п. 5.1 указанного трудового договора оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы согласно штатному расписанию в размере 18813 руб. в месяц, районного коэффициента и северной надбавки, надбавки за классный чин (л.д. 11).

10 января 2022 года между Комитетом по управлению имуществом                     г. Черногорска и Климович Л.В. заключено дополнительное соглашение к трудовому договору, которым п. 6.1 раздела 6 трудового договора «Оплата труда муниципального служащего» изложена в следующей редакции: «Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы согласно штатному расписанию в размере с 01.01.2022 - 11974 руб. в месяц, районного коэффициента и северной надбавки, надбавки за классный чин» (л.д. 13).

19 января 2024 года Климович Л.В. уволена с муниципальной службы по п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по инициативе работника) (л.д. 16).

Обращаясь в суд с иском, Климович Л.И. указывала, что заработная плата ей выплачена не в полном объеме, поскольку начисления по заработной плате в период с 26 июля 2021 года по 31 декабря 2021 года производились ей исходя из должностного оклада в размере 10885 руб., тогда как трудовым договором ей был установлен должностной оклад в размере 18813 руб. в месяц.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер должностного оклада Климович Л.В., указанный в трудовом договоре от 26 июля 2021 года, не соответствует установленному размеру должностного оклада муниципального служащего по соответствующей должности согласно штатному расписанию, и указан в трудовом договоре ошибочно.

Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку он соответствует установленным по делу обстоятельствам.

Согласно ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

Согласно абз. 5 ч. 2 ст. 57 Трудового кодекса Российской Федерации условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) являются обязательными для включения в трудовой договор условиями.

В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Вопросы, связанные с поступлением на муниципальную службу, ее прохождением и прекращением, определением статуса муниципального служащего, регулируются Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 25-ФЗ).

В силу положений ч. 2 ст. 3 Федерального закона № 25-ФЗ, ст. 11 Трудового кодекса Российской Федерации на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Аналогичные условия оплаты труда муниципального служащего определены ст. 9 Закона Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия».

В целях установления единого порядка прохождения муниципальной службы на территории муниципального образования г. Черногорск решением Совета депутатов г. Черногорска от 18.09.2007 № 67 утверждено Положение о денежном содержании муниципального служащего органов местного самоуправления г. Черногорска (далее – Положение).

Согласно п. 1.3 Положения денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада, ежемесячных и иных дополнительных выплат. Руководитель органа местного самоуправления вправе распределять средства фонда оплаты труда муниципальных служащих между выплатами, предусмотренными абзацем 1 настоящего пункта. На денежное содержание начисляются районный коэффициент, процентная надбавка к заработной плате за стаж в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, в южных районах Дальнего Востока, Красноярского края, Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия, в Республике Тыва, Республике Хакасия.

Размеры денежного содержания муниципальных служащих ежегодно индексируются в соответствии с решением Совета депутатов г. Черногорска о бюджете на соответствующий год исходя из индекса роста потребительских цен за год на основании данных Федеральной службы государственной статистики. Индексация заработной платы производится на основании распоряжения (приказа) руководителя органа местного самоуправления с учетом финансового и экономического состояния (п. 1.4).

Размеры должностных окладов муниципальных служащих устанавливаются в соответствии с предельными значениями размеров должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Черногорска (п. 2.3).

Решением Совета депутатов г. Черногорска от 25.09.2008 № 56 утверждено Положение «О комитете по управлению имуществом                        г. Черногорска».

Приказом от 31.12.2020 № 92-к утверждены Правила внутреннего трудового распорядка Комитета по управлению имуществом г. Черногорска (далее – Правила № 92-к).

Согласно п. 11.2 указанных Правил денежное содержание муниципального служащего состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, районного коэффициента, северной надбавки.

В соответствии с нормами Трудового кодекса Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Федеральным законом от 02.03.2007        № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», Законом Республики Хакасия от 06.07.2007 № 39-ЗРХ «О муниципальной службе по Республике Хакасия», Решением Совета депутатов г. Черногорска от 18.09.2007 № 67 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципального служащего органов местного самоуправления                           г. Черногорска» муниципальному служащему предусмотрены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет; ежемесячная надбавка к должностному окладу в соответствии с присвоенным ему классным чином, материальная помощь, выплачиваемая один раз в год перед отпуском или стационарным лечением в размере двух должностных окладов; ежемесячная премия по результатам работы.

Как следует из п. 11.3 Правил № 92-к денежное содержание работника состоит из должностного оклада, районного коэффициента, северной надбавки, надбавок и доплат, предусмотренных «Положением об оплате труда технического и обслуживающего персонала КУИ», утвержденного приказом руководителя КУИ от 02.03.2020 № 19-к «Об утверждении Положения об оплате труда технического и обслуживающего персонала Комитета по управлению имуществом г. Черногорска».

Согласно Приложению к решению Совета депутатов города Черногорска от 18.09.2007 № 67 Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления г. Черногорска предельный размер должностного оклада муниципального служащего органов местного самоуправления г. Черногорска по должности «главный специалист» с 1 октября 2020 года составлял 10885 руб.

Решением Совета депутатов г. Черногорска от 23.12.2021 № 448 внесены изменения в Приложение к решению Совета депутатов города Черногорска от 18.09.2007 № 67 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Черногорска», в соответствии с которыми должностной оклад главного специалиста с 1 января 2022 года составил 11974 руб.

Судом установлено, что Комитетом по управлению имуществом              г. Черногорска 26 июля 2021 года был издан приказ № 52-к о принятии Климович Л.В. на старшую должность муниципальной службы главным специалистом отдела учета, аренды и приватизации земельных участков с                 26 июля 2021 года с окладом по штатному расписанию 10885 руб. в месяц         (л.д. 6).

С указанным приказом Климович Л.В. ознакомлена лично под роспись.

Согласно штатному расписанию Комитета по управлению имуществом г. Черногорска от 10 декабря 2020 года № 85-к за период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года оклад главного специалиста составлял 10885 руб.          (л.д. 44).

Согласно штатному расписанию Комитета по управлению имуществом г. Черногорска на период с 1 января 2022 года по 31 декабря 2022 года оклад главного специалиста составлял 11974 руб. (л.д. 43).

Из анализа вышеуказанных норм федерального законодательства и законодательства Республики Хакасия, а также регулирующих спорные правоотношения муниципальных правовых актов следует, что при установлении заработной платы муниципальному служащему орган местного самоуправления ограничен предельными размерами оплаты труда, установленными действующим законодательством, и не вправе устанавливать заработную плату (оклад) работнику сверх установленных пределов.

Установленные штатными расписаниями Комитета по управлению имуществом г. Черногорска на 2021 и 2022 годы оклады главного специалиста соответствуют предельным размерам должностного оклада муниципального служащего органов местного самоуправления г. Черногорска по должности «главный специалист», установленным Положением о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Черногорска.

Из совокупности установленных судом обстоятельств следует, что указанный в трудовом договоре от 26 июля 2021 года размер должностного оклада Климович Л.В. в сумме 18813 руб. указан ошибочно и не соответствует размеру должностного оклада муниципального служащего по соответствующей должности, установленному Приложением к решению Совета депутатов города Черногорска от 18.09.2007 № 67 «Об утверждении Положения о денежном содержании муниципальных служащих органов местного самоуправления города Черногорска» в редакции, действовавшей на дату заключения трудового договора.

Из представленных расчетных листков за период с августа 2021 года по декабрь 2022 года усматривается, что заработная плата начислена и выплачена истцу исходя из должностного оклада в размере 10885 руб. (л.д. 18-20)

При указанных обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованным вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о взыскании заработной платы невыплаченной заработной платы, а также производных требований о взыскании денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда.

Отказывая в иске, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, проверил представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку, не согласиться с которой оснований судебная коллегия не усматривает.

С учетом изложенного, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.

Нарушения норм материального права, а также требований процессуального закона, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черногорского городского суда Республики Хакасия от                        4 июля 2024 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Климович Л.В. – без удовлетворения.

Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев со дня изготовления мотивированного апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий                                                    А.С. Топоев

Судьи                                                                                        В.Н. Морозова

                                                        Е.В. Хлыстак

    Мотивированное апелляционное определение изготовлено 10.10.2024

33-2314/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Климович Лилия Владимировна
Ответчики
Комитет по управлению имуществом г. Черногорска
Суд
Верховный Суд Республики Хакасия
Судья
Морозова Вера Николаевна
Дело на странице суда
vs.hak.sudrf.ru
28.08.2024Передача дела судье
01.10.2024Судебное заседание
14.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024Передано в экспедицию
01.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее