№ 2а-1457/2020
25RS0039-01-2020-002018-50
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 декабря 2020 года с. Вольно-Надеждинское
Надеждинский районный суд Приморского края в составе судьи Сетраковой Л.В.,
при секретаре Ковряновой А.А.,
с участием административного истца старшего помощника прокурора Надеждинского района Третьяковой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности,
установил:
прокурор Надеждинского района обратился в суд с названным иском, указав, что прокуратурой Надеждинского района проведена проверка по вопросу неудовлетворительного состояния дороги по ............... в ................ В ходе проверки установлено, что согласно закону Приморского края от 04.06.2015 № 639-КЗ «О разграничении объектов муниципальной собственности между сельскими поселениями Надеждинского муниципального района и Надеждинским муниципальным районом», а также выписке из реестра муниципальной собственности автомобильная дорога по ............... в ..............., протяженностью 0,8 км является собственностью Надеждинского муниципального района. Согласно акту проверки указанная дорога не обеспечена безопасностью дорожного движения, а именно: имеется ямочность, местами отсутствует дорожное полотно, выбоины, отсутствуют обочины и кюветы. Дорога не паспортизирована. Кроме этого, ................. прокуратурой Надеждинского района главе администрации Надеждинского района внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени меры по ремонту указанной дороги не приняты.
Неудовлетворительное состояние дороги является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что является недопустимым и может повлечь наступление тяжких последствий, в частности, причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью.
Административный истец просит суд, обязать администрацию Надеждинского муниципального района провести паспортизацию дороги по ............... в ............... протяженностью 0,8 км. Обязать администрацию Надеждинского муниципального района произвести ремонт дороги по ............... в ............... протяженностью 0,8 км в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017.
В судебном заседании помощник прокурора Третьякова О.Н. административные исковые требования поддержала по доводам, изложенным в иске, просила иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика администрации Надеждинского муниципального района Сараева М.Ю. в судебное заседание не явилась, просила дело рассмотреть в её отсутствие, установить срок для исполнения решения суда до конца 2021г.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Прокурор на основании части 1 статьи 39 КАС РФ вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Как следует из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также в силу ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон) к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в силу ч. 6 ст. 3 Закона включает деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Понятие «содержание автомобильной дороги» раскрыто в ч. 12 ст. 3 Закона и определяется как комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.В силу п. 6 ст. 13, ч. ч. 1, 2, 3, ст. 17 Закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
Пунктом 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденным Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст, установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений.
Частью 1 ст. 18 Федерального закона предусмотрено, что ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
В силу ст. 6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п. 4 и 9 Приказа Минтранса Российской Федерации от 16.11.2012 № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» в состав работ по содержанию, входит паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм - ВСН 1-83 «Типовой инструкции по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», утвержденной 05.02.1982 Минавтодором РСФСР, определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
При этом, согласно п. 1.2 ВСН 1-83 техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности.
Технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги, необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, в свою очередь, безопасность дорожного движения затрагивает права и интересы граждан, проживающих и находящихся на территории Надеждинского района, которых невозможно индивидуализировать.
Проверкой, проведенной прокуратурой района, установлено, что на территории Надеждинского муниципального района находится автомобильная дорога по ............... в ................ Паспортизация указанной дороги не проведена.
Согласно акту проверки от ................. указанная дорога не обеспечена безопасностью дорожного движения, а именно: имеется ямочность, местами отсутствует дорожное полотно, выбоины, отсутствуют кюветы.
.................. прокуратурой Надеждинского района главе администрации ............... внесено представление об устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени меры по ремонту указанной дороги не приняты.
В судебное заседание административным ответчиком не представлены доказательства, подтверждающие выполнение ремонтных работ на указанной в иске автомобильной дороге, после получения представления прокурора. На момент рассмотрения дела, выявленные нарушения административным ответчиком не устранены, что свидетельствует о бездействии администрации в проведении ремонта дороги по ............... в ................
В связи с тем, что отсутствие паспортизации дороги и её неудовлетворительное состояние является существенным нарушением прав граждан на безопасность дорожного движения, а также на свободу передвижения, что является недопустимым и может повлечь наступление тяжких последствий, в частности, причинение имущественного ущерба, а также вреда здоровью, суд полагает необходимым требования прокурора удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования прокурора Надеждинского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации Надеждинского муниципального района о возложении обязанности.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района провести паспортизацию дороги по ............... в ..............., протяженностью 0,8 км.
Обязать администрацию Надеждинского муниципального района провести ремонт дороги по ............... в ..............., протяженностью 0,8 км., в соответствии с ГОСТ Р 50597-217.
Установить срок исполнения решения до 31.12.2021г.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд, через Надеждинский районный суд в течении месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.В. Сетракова
Решение изготовлено 23.12.2020