12-30/2021
РЕШЕНИЕ
18 августа 2021 года г. Кяхта
Кяхтинский районный суд Республики Бурятии в составе
председательствующего судьи Бутухановой Н.А.,
при секретаре Бадмаевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. на постановление начальника таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч. 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Начальника таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни Татевосян В.В. от ДД.ММ.ГГГГ года по административному делу об административном правонарушении <данные изъяты>, должностное лицо - Руководитель обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыкова Ю.С. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.1 ч.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено административное наказание в виде предупреждения.
Не согласившись данным постановлением, Ташлыкова Ю.С. принесла жалобу, считает необоснованными выводы должностного лица о том, что она не воспользовалась правами декларанта и не провела осмотр товара, находящегося в контейнере до подачи транзитной декларации. Просит учесть, что контейнер является крупнотоннажным, с грузоподъемностью 30 480 кг., в то время как инфраструктура станции Наушки не позволяет досматривать все грузы, проходящие через нее, поскольку не хватает подъездных путей, нет достаточного количества складских помещений, площадок для разгрузки и погрузки грузов, техники. Также не имеется частных подъездных путей и контейнерных терминалов на прилегающей территории. Кроме того заявитель просит учесть, что при проведении анализа на полноту, корректность и достоверность информации, согласно представленным клиентом документов, никаких ошибок, разночтений и исправлений выявлено не было. Поэтому считает нецелесообразным осмотр груза до подачи транзитной декларации. В этой части просит учесть, что такая инициатива приведет к затору и прекращению железнодорожного сообщения через ст. Наушки, тем самым приведет к нарушению сроков доставки грузов и несоблюдению контрактных условий, возможно и к более тяжким последствиям, связанным с внешнеэкономической деятельностью РФ.
Заявитель отмечает, что контейнер <данные изъяты> был досмотрен по требованию Улан-Удэнского таможенного поста.
Также обращает внимание, что помещение указанного контейнера под процедуру таможенного транзита осуществлялось на основании договора транспортной экспедиции ТЭО\30 от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между компанией <данные изъяты> и ООО «Транспорт девелопмент групп».
Заявитель считает, что непосредственно клиентом должно быть принято решение о проведении таможенного осмотра до подачи транзитной декларации, в то время как ООО «Транспорт девелопмент групп» должно лишь исполнить как таможенный представитель. Между тем соответствующее поручение от клиента на проведение осмотра груза не поступало.
Заявитель Ташлыкова Ю.С. указывает, что принять решение и нести убытки по собственной инициативе она неправомочна, поскольку финансово-хозяйственную деятельность она не осуществляет.
Не оспаривает, что согласно п.3.2 Должностной инструкции она вправе осуществлять постоянный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, но осуществлять указанную обязанность невозможно из-за отсутствия расчетного счета у обособленного подразделения. Также заявитель просит учесть, что у нее нет полномочий на заключение договора услуг по погрузке и разгрузке грузов. Практика досмотра контейнеров по ст. Наушки впервые появилась в 2018 году, с этого времени процедура таможенного досмотра является постоянной, вследствие этого контейнера, оцепленные по требованию таможенного поста ЖДПП Наушки, в ожидании досмотра стоят месяцами. Из-за простоев экспедитор несет убытки, связанные с хранением грузов.
Поэтому в связи с наличием независящих от нее обстоятельств, из-за отсутствия технических условий на станции, а также отсутствия необходимых полномочий считает, что не представляется возможным воспользоваться правом, данным ей как декларанту.
С учетом изложенного заявитель Ташлыкова Ю.С. просит оспариваемое постановление от ДД.ММ.ГГГГ года отменить, производство по делу прекратить.
В судебное заседание заявитель Ташлыкова Ю.С. не явилась, ходатайствовала о рассмотрении жалобы в ее отсутствие.
Представитель Бурятской таможни Харпухаев Д.М. в судебном заседании выразил несогласие с жалобой, просил постановление таможенного органа от ДД.ММ.ГГГГ года оставить без изменения, указав, что поддерживает обоснования должностного лица таможенного органа, изложенные в оспариваемом постановлении. Оснований для изменения или отмены постановления не усматривает.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении жалобы.
Административная ответственность предусмотрена ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам.
Под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Пунктом 1 статьи 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.
Из пунктов 1, 2 статьи 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза следует, что товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 этого Кодекса. Таможенное декларирование осуществляется декларантом либо таможенным представителем, если иное не установлено указанным Кодексом.
Таможенным представителем является юридическое лицо, включенное в реестр таможенных представителей, совершающее таможенные операции от имени и по поручению декларанта или иного заинтересованного лица (статья 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза).
Согласно пункту 1 статьи 401 названного Кодекса таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В силу пункта 1 статьи 404 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при совершении таможенных операций таможенный представитель обладает теми же правами, что и лицо, которое уполномочивает его представлять свои интересы во взаимоотношениях с таможенными органами.
Пунктом 1 ст. 84 ТК ЕАЭС установлено, что декларант вправе осматривать товары, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; присутствовать при проведении таможенного контроля в форме таможенного осмотра и таможенного досмотра должностными лицами таможенных органов и при отборе этими лицами проб и (или) образцов товаров, пользоваться иными правами, предусмотренными настоящим Кодексом.
Декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
При декларировании товаров согласно статье 84 ТК ЕАЭС декларант вправе в том числе: осматривать, измерять товары, находящиеся под таможенным контролем, и выполнять с ними грузовые операции; отбирать пробы и (или) образцы товаров, находящиеся под таможенным контролем, с разрешения таможенного органа, а также обязан представить таможенному органу в случаях, предусмотренных ТК ЕАЭС, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации, в связи с чем он несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 84 ТК ЕАЭС, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений, а также за представление таможенному представителю недействительных документов, в том числе поддельных и (или) содержащих заведомо недостоверные (ложные) сведения.
В п.1 статьи 107 ТК ЕАЭС предусмотрено, что в транзитной декларации подлежат указанию сведения:1) об отправителе и получателе товаров в соответствии с транспортными (перевозочными) документами, декларанте, перевозчике; 2) о стране отправления и стране назначения товаров; 3) о транспортном средстве, которым перевозятся товары; 4) о наименовании, количестве и стоимости товаров в соответствии с коммерческими, транспортными (перевозочными) документами; 5) о коде товаров в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности на уровне не менее первых 6 знаков.
Совокупность указанных норм предусматривает обязанность декларанта при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита отражать в предоставляемых в таможенный орган документах достоверные сведения о весе брутто или объеме товаров, помещаемых под соответствующую таможенную процедуру.
При анализе позиции автора жалобы следует, что Ташлыкова Ю.С. по существу не оспаривает, что сведения, отраженные ею в транзитной декларации, не соответствуют фактическим данным и являются недостоверными.
Довод заявителя о том, что к административной ответственности уже привлечено ООО «Транспорт девелопмент групп» и не имеется достаточных оснований для привлечения ее как должностного лица, суд находит несостоятельным, учитывая, что указанный довод не основан на законе, поскольку соответствующая административная ответственность должностного лица предусмотрена статьей 16.1 ч. 3 КоАП РФ. Поэтому исходя из требований закона, обстоятельств дела, таможенный орган вправе решить вопрос о привлечении к административной ответственности как юридического, так и должностного лица. Поэтому указанное обстоятельство не является основанием, исключающим производство по делу в отношении должностного лица и привлечения его к административной ответственности. Соответственно, нарушений закона по данному доводу жалобы суд не усматривает.
Следующий довод заявителя о том, что инфраструктура ст. Наушки не позволяет провести осмотр груза ввиду отсутствия необходимых подъездных путей, складских помещений, площадок для разгрузки и погрузки грузов и т.п., в связи с чем не усматривает необходимости проводить осмотр товара перед подачей транзитной декларации, обращая внимание, что затраты при проведении осмотра являются существенными, более ста тысяч рублей.
Однако суд считает, что данная позиция заявителя обусловлена больше финансовой выгодой, понятиями целесообразности и экономической необходимости, что в указанной ситуации противоречит требованиям действующего таможенного законодательства, возлагающего на декларанта обязанность представлять достоверные сведения в таможенный орган о количестве грузовых мест, весе брутто, наименовании товара при помещении под таможенную процедуру таможенного транзита. Суд считает необходимым отметить, что такой подход таможенного представителя противоречит п. 2.2. Должностной инструкции руководителя обособленного подразделения пгт. Наушки, где отмечено, что Руководитель обособленного подразделения обязан организовать работу по декларированию товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации, таможенным органом, на территории деятельности Обособленного подразделения.
Поэтому ссылку руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. на то, что при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита декларант лишен возможности провести осмотр товара, ограничен в возможностях проверить вес груза, его наименование и т.п., основанием для освобождения от административной ответственности не является.
Поэтому суд считает, что руководитель обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыкова Ю.С., в обязанности которой входит контроль за достоверностью предоставляемых сведений о наименовании, количестве мест, и весе брутто ввозимого на территорию Евразийского экономического союза товара, не была ограничена в возможности проверки подаваемых в таможенный орган сведений.
Поэтому позицию заявителя в указанной части также суд оценивает критически как не соответствующую закону.
Оценивая довод заявителя о невиновности, суд учитывает, что ДД.ММ.ГГГГ года был заключен договор транспортной экспедиции ТЭО\30 между компанией <данные изъяты> и ООО «Транспорт девелопмент групп» на оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации международных перевозок любыми видами транспорта, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов.
Из п. 4.2.5. к разделу 4 договора следует, что экспедитор вправе проводить за счет клиента таможенный досмотр, измерение, отбор проб и образцов, экспертизу, иные необходимые операции в отношении товаров, подлежащих таможенному декларированию, в том числе до подачи таможенной декларации, с обязательным предоставлением подтверждающих документов.
Таким образом, представляя в таможенный орган таможенную декларацию от своего имени, ООО «Транспорт девелопмент групп» взяло на себя обязанности таможенного декларанта, а соответственно, и ответственность за указание в таможенной декларации достоверных сведений. Соответственно, обязанность указания достоверных сведений при помещении под таможенную процедуру возложена и на руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» как представителя декларанта, что не вступает в противоречие с его должностной инструкцией.
Следующий довод заявителя о том, что в Должностной инструкции в разделе ее полномочий как Руководителя обособленного подразделения, прописаны те полномочия, которые она фактически не осуществляет (осуществление постоянного контроля за поступлением и расходованием денежных средств), что противоречит «Положению об обособленном подразделении» ООО «Транспорт девелопмент групп» в пгт. Наушки», суд также считает необоснованным, учитывая, что Должностная инструкция - это основной документ, регламентирующий права и обязанности работника, а также его ответственность, в то время как Положение об обособленном подразделении разъясняет цели общества, его структуру, цели, задачи, виды деятельности, не дифференцируя правовой статус работников обособленного подразделения.
Довод заявителя о том, что в обособленном подразделении отсутствует расчетный счет, что не позволяет ей заключить договора на оказание услуг, суд также расценивает как неубедительный и считает, что расходы за оказанные услуги по договору в случае их наличия могут быть оплачены непосредственно юридическим лицом. Кроме того заявитель не доказала в судебном заседании, что при обращении ее к Генеральному директору, к другим должностным лицам Общества с ходатайством об оплате таких услуг, связанных с необходимостью проведения осмотра товара при помещении товара под таможенную процедуру, имели место соответствующие отказы от должностных лиц Общества по оплате необходимых расходов. Поэтому данное утверждение заявителя расценивается судом как голословное.
Ссылку заявителя на то, что она в своей деятельности подотчетна Генеральному директору юридического общества не противоречит вышеизложенным выводам суда и не устраняет обязанность должностного лица Ташлыковой Ю.С. надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности, а также нести, в том числе, административную ответственность при наличии на то правовых оснований.
С учетом изложенного суд считает подтвержденным и доказанным в судебном заседании факт предоставления таможенным представителем ООО «Транспорт девелопмент групп» в ТД <данные изъяты> Ташлыковой Ю.С. как декларантом недостоверных сведений о весе брутто товара № 10,11,12,13,14 при его помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, а именно, несоответствие в большую сторону фактического веса брутто сведениям, заявленным в таможенной декларации и товаросопроводительных документах (вес брутто превысил фактически заявленный вес на 55 кг., на 230,4 кг., на 88,04 кг., на 207 кг. соответственно).
При таких обстоятельствах таможенный орган пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. состава административного правонарушения по ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ. Оснований не согласиться с данными выводами не имеется. Поэтому должностное лицо Ташлыкова Ю.С. обоснованно привлечена к административной ответственности по ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Суд считает, что действия Ташлыковой Ю.С. правильно квалифицированы по ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ как сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, весе брутто, наименовании товара при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита путем представления недействительных сведений.
При этом суд считает необходимым отметить, что постановление о привлечении должностного лица - руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях для данной категории дел.
Выводы, изложенные в жалобе, с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, не опровергают выводы должностного лица таможенного органа. Несогласие с оценкой доказательств и с толкованием норм Кодекса РФ об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что по делу допущены существенные нарушения названного Кодекса и предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено должностному лицу Ташлыковой Ю.С. в пределах санкции ч. 3 ст. 16.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде административного штрафа в 5 000 рублей.
Вместе с тем суд учитывает, что Ташлыкова Ю.С. ранее не привлекалась к административной ответственности за однородное правонарушение. Назначая Ташлыковой Ю.С. административный штраф, таможенный орган не мотивировал, почему назначает административный штраф, а не предупреждение. Поскольку указанные выводы в оспариваемом постановлении отсутствуют, поэтому суд усматривает правовые основания для назначения минимального наказания, предусмотренного санкцией ст. 16.1 ч. 3 КоАП РФ и считает необходимым изменить постановление в части назначенного наказания с административного штрафа на предупреждение.
При этом суд отмечает, что доводов для удовлетворения жалобы судом не усмотрено.
Руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Постановление начальника таможенного поста ЖДПП Наушки Бурятской таможни от ДД.ММ.ГГГГ года, вынесенное в отношении руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. о привлечении к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 16.1 частью 3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначенного наказания изменить с административного штрафа на предупреждение.
Предупредить должностное лицо – руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыкову Юлию Станиславовну.
В остальной части постановление от 27.04.2021 года оставить без изменения, жалобу Руководителя обособленного подразделения в пгт. Наушки ООО «Транспорт девелопмент групп» Ташлыковой Ю.С. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в течение 10 суток со дня получения копии путем подачи жалобы через Кяхтинский районный суд РБ.
Судья Бутуханова Н.А.