Судья Волкова Э.О. Дело № 33-16297/2021
50RS0040-01-2020-002606-33
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего судьи Мизюлина Е.В.,
судей Петруниной М.В., Тришевой Ю.С.,
при помощнике судьи Иванове Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 31 мая 2021 года гражданское дело
по иску Малаева В. А. к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании решения незаконным, обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию по оплате коммунальных услуг,
заслушав доклад судьи Мизюлина Е.В.,
объяснения истца, представителя ответчика,
УСТАНОВИЛА:
первоначально Малаев В.А. обратился в суд с иском к Реутовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> о признании решения <данные изъяты> от 16.03.2020г. незаконным и обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% оплаты коммунальных уедут.
Исковые требования мотивировал тем, что 13.03.2020г. он обратился в Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты населения <данные изъяты> с заявлением на предоставление ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг. 16.03.2020г. истцу отказано в назначении указанной меры социальной поддержки по причине несоответствия категории заявителя кругу лиц, имеющих право на получение государственной услуги (отсутствие регистрации но месту жительства на территории <данные изъяты>). Истец считает указанное решение незаконным и нарушающим его права, поскольку фактически вместе с членами семьи проживает на территории <данные изъяты>.
Решением суда исковое заявление Малаева В.А. к Реутовскому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> о признании решения <данные изъяты> от 16.03.2020г. незаконным и обязании предоставить ежемесячную денежную компенсацию в размере 50% оплаты коммунальных услуг оставлены без удовлетворения.
Истец обратился с апелляционной жалобой на указанное судебное постановление, просил решение суда отменить, удовлетворив исковые требования.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.
Решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 195 ГПК РФ).
В соответствии с п.3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ <данные изъяты> от <данные изъяты> «О судебном решении» решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Настоящее решение суда первой инстанции указанным требованиям закона не соответствует.
Отменяя решение суда, судебная коллегия приходит к выводу, что иск предъявлен к ненадлежащему ответчику.
В данном случае иск предъявлен к юридическому лицу.
В силу ст. 48 Гражданского кодекса РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет обособленное имущество и отвечает им по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять гражданские права и нести гражданские обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно п. 1 Положения о Министерстве социального развития Московской области, утвержденного Постановлением Правительства МО от 04.08.2015 N 642/29, Министерство социального развития Московской области (далее - Министерство) является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области специальной компетенции, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Московской области в сферах социальной защиты, труда, охраны труда и занятости населения Московской области, проводящим государственную политику, координирующим деятельность в указанных сферах иных центральных и территориальных исполнительных органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области и государственных учреждений Московской области, образованных для реализации отдельных функций государственного управления Московской областью.
Министерство обладает правами юридического лица; имеет самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в соответствии с законодательством, печать с воспроизведением герба Московской области и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки, необходимые для осуществления его деятельности; может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности (п.4).
Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социального развития Московской области является территориальным структурным подразделением Министерства социального развития Московской области, следовательно, не является юридическим лицом и не может быть истцом или ответчиком в суде.
Как следует из материалов дела, судом не производилась замена ненадлежащего ответчика на надлежащего, в суде первой инстанции интересы Реутовского управления представляла по доверенности Зимина Т.Н. В решении суда указан в качестве ответчика – Реутовское управление социальной защиты населения Московской области.
В связи с чем, судебная коллегия считает возможным отменить решение суда, предъявленное к Реутовскому управлению социальной защиты населения Московской области, поскольку указанное территориальное структурное подразделение не может выступать в суде как ответчик, не являясь юридическим лицом, в суде апелляционной инстанции произведена замена ненадлежащего ответчика - Реутовского управления социальной защиты населения Московской области на надлежащего - Министерство социального развития Московской области.
В суд апелляционной инстанции явился представитель Министерства социального развития <данные изъяты> по доверенности Зимина Т.Н. В материалы дела представлена доверенность, выданная Министром социального развития <данные изъяты>, представлять Министерство руководителем Реутовского Щелковского управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> Шестаковой Л.В. (л.д.36-38), которая по доверенности поручила представлять интересы управления Зиминой Т.Н. (л.д.34).
Принимая по делу решение и удовлетворяя исковые требования в части возложения обязанности на Министерство социального развития <данные изъяты> представить истцу компенсации по оплате коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>, судебная коллегия исходила из следующего.
Согласно п. 4 ст. <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты> «О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» (в редакции от <данные изъяты>) меры социальной поддержки многодетным семьям, предусмотренные настоящим Законом, предоставляются на основании удостоверения многодетной семьи, порядок выдачи которого устанавливается <данные изъяты>, или ранее выданного удостоверения многодетной матери (отца).
Статья <данные изъяты> от <данные изъяты> N 1/2006-ОЗ предусматривает, что частичная компенсация оплаты коммунальных услуг многодетным семьям ежемесячная денежная компенсация в размере 50 процентов оплаты коммунальных услуг (электроснабжение, газоснабжение, в том числе снабжение сетевым природным или сжиженным газом, газом в баллонах, водоснабжение, водоотведение (канализация), горячее водоснабжение, теплоснабжение (отопление), а проживающим в домах, не имеющих центрального отопления, за топливо, приобретаемое в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортные услуги для доставки этого топлива) предоставляется многодетным семьям. Указанная настоящей статьей компенсация предоставляется многодетным семьям, проживающим в жилых помещениях государственного, муниципального и частного жилищных фондов.
Условия предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг, а также оплаты и доставки топлива, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством <данные изъяты>, отдельным категориям граждан, имеющим место жительства в <данные изъяты>, определяется Постановлением Правительства МО от <данные изъяты> N 1082/46, вступившим в силу <данные изъяты>.
Материалами дела установлено, что 13.03.2020г. истец обратился в Реутовское управление социальной защиты населения Министерства социальной защиты, с заявлением на предоставление ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
16.03.2020г. истцу отказано в назначении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую общую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг по причине отсутствия регистрации по месту жительства на территории <данные изъяты>.
Как следует из материалов дела, семья истца состоит из пяти человек: Малаев В. А. <данные изъяты> г.р. (отец), Малаева А. А. <данные изъяты> г.р. (мать), Малаев П. В. <данные изъяты> г.р., Малаева Е. В. <данные изъяты> г.р., Малаев А. В. <данные изъяты> г.р., что подтверждается свидетельством о браке, свидетельствами о рождении, паспортами.
Истец зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>.1. <данные изъяты>.
В собственности истца находится квартира, распложенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается свидетельством о праве собственности.
Согласно выписки из домовой книги, в квартире по адресу: <данные изъяты> временно зарегистрированы до <данные изъяты> истец, сын Малаев Потап <данные изъяты> г.р. – до <данные изъяты>, супруга истца Малаева А. – до <данные изъяты>, дочь Малаева Е. <данные изъяты> г.р. – <данные изъяты> (л.д. 20).
Согласно свидетельства о регистрации по месту пребывания сын Малаев А. 2020 г.р. по указанному адресу зарегистрирован на срок до 08.02.2025г. (л.д.25).
В органы социальной защиты <данные изъяты> с заявлением о предоставлении аналогичной выплаты не обращались.
Таким образом, истец имеет право на предоставлении мер социальной поддержки в соответствии со ст. 15 закона <данные изъяты> от 12.01.20016 г. <данные изъяты>-ОЗ « О мерах социальной поддержки семьи и детей в <данные изъяты>» в виде ежемесячной компенсации в размере 50% оплаты коммунальных услуг по адресу: <данные изъяты>.
Между тем, судебная коллегия считает, что в удовлетворении исковых требований Малаева В. А. к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании решения от <данные изъяты> незаконным следует отказать, по следующим основаниям.
Как указано выше, Министерство социального развития <данные изъяты>, как орган исполнительной власти, обязывает предоставить заявителя документы, прямо предусмотренные Порядком, утвержденным Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> <данные изъяты>, в том числе, сведения, подтверждающие место жительства на территории <данные изъяты> семьи заявителя.
Право оценивать доказательства на их допустимость и относимость предоставлено в соответствии с нормами ГПК РФ только суду.
Статьей 2 Закона РФ от <данные изъяты> N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" даны следующие понятия:
регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учет граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту пребывания, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте пребывания гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте пребывания;
регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства;
место пребывания - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно;
место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Местом жительства гражданина, относящегося к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведущего кочевой и (или) полукочевой образ жизни и не имеющего места, где он постоянно или преимущественно проживает, в соответствии с настоящим Законом может быть признано одно из поселений, находящихся в муниципальном районе, в границах которого проходят маршруты кочевий данного гражданина;
Тем самым, законом разграничены понятия места жительства и места пребывания.
Из документов, которые представил истец ответчику для получения вышеуказанной меры социальной поддержки, усматривается, что истец не представил сведения о месте жительства всех членов семьи истца на территории Московской области, а представил документы о месте пребывания временно на территории Московской области.
Таким образом, поскольку на дату подачи заявления о предоставлении мер социальной поддержки истец не представил документы о проживании всех членов семьи в нарушении вышеуказанного Порядка, а именно, не был представлены документы, подтверждающие место жительства всех членов семьи истца на территории Московской области, как предусмотрено вышеуказанным Порядком, то Реутовским управлением социальной защиты населения было принято обоснованное решение 16.03.2020 г. № 94479 об отказе в предоставлении ежемесячной денежной компенсации платы за занимаемую площадь жилого помещения и стоимости коммунальных услуг.
Однако, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что все члены семьи истца фактически проживают в г. Реутов Московской области, то судебная коллегия приходит к выводу, что истец имеет право на предоставлении указанных выше мер социальной поддержки.
Руководствуясь ст. ст. 199, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 17 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.03.2020 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░. 15 ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 12.01.2006 ░. № 1/2006-░░ «░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░ ░ <░░░░░░ ░░░░░░>» ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 50% ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░░ ░░░░░░> <░░░░░░ ░░░░░░>.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░