РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
29 апреля 2021 года город Заинск
Заинский городской суд Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Горшунова С.Г.,
при секретаре Хафизовой Л.Р.,
с участием административного истца – ФИО4., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО4 к отделу записи актов гражданского состояния Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, Управлению записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительному комитету Заинского муниципального района Республики Татарстан о признании незаконным отказа, возложении обязанности выдать документы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4 обратился в суд с административным исковым заявлением о признании отказа отдела записи актов гражданского состояния Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан (далее – отдел ЗАГС) о предоставлении сведений из книги актов гражданского состояния незаконным.
В обоснование административного иска указано, что ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном ФИО3 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Примерно в 2000 году административному истцу от родителей стало известно о факте его усыновления. ДД.ММ.ГГГГ скончалась мать административного истца, после ДД.ММ.ГГГГ скончался отец. Возникла необходимость на получение сведений о своих биологических родителях для установления наличия или отсутствия у административного истца генетически обусловленных заболеваний, выявления биологических связей. В этой связи ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 обратился в отдел ЗАГС с заявлением о предоставлении информации о своих биологических родителях и записей о рождении. На заявление ФИО4 получил письменный отказ в связи с невозможностью выдачи документов, сведений о биологической матери, отце и записей о рождении на основании статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния». Административный истец считает указанный отказ незаконным, так как письменное согласие усыновителей ФИО4 истребовать невозможно в связи с их смертью. При указанных обстоятельствах положения указанного закона теряют смысл, действия отдела ЗАГС являются незаконными и нарушающими его права.
Административный истец просит возложить обязанность на отдел ЗАГС предоставить сведения: записи о рождении ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>, согласно свидетельству об усыновлении: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место рождения: <адрес>; фамилию, имя, отчество, место рождения биологической матери и отца ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Протокольным определением суда к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан.
В судебном заседании ФИО4 административное исковое заявление поддержал, просил удовлетворить, решение отдела ЗАГС признать незаконным.
Административные ответчики - отдел записи актов гражданского состояния Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан, Управление записи актов гражданского состояния Кабинета Министров Республики Татарстан, Исполнительный комитет Заинского муниципального района Республики Татарстан в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В письменных возражениях начальник отдела ЗАГС просит в удовлетворении административных исковых требований отказать, поскольку подтвердить или опровергнуть факт государственной регистрации усыновления, а также выдать информацию о биологических родителях органы ЗАГС не вправе.
Суд, выслушав административного истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В ходе рассмотрения дела из копии паспорта установлено, ФИО4 родился ДД.ММ.ГГГГ в городе Заинске Татарской АССР (л.д.6).
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ умер ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д.8-9).
Согласно копии свидетельства об усыновлении (удочерении) ФИО3 ФИО1 родился ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, усыновлен ФИО3 и ФИО2 с присвоением ему ФИО – ФИО4, о чем в книге регистрации актов об усыновлении ДД.ММ.ГГГГ произведена запись за № (л.д.10).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Отдел ЗАГС Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан с заявлением, в соответствии с которым просил предоставить ему записи о его рождении и усыновлении, сведения о его биологических отце и матери (л.д.24-25)
В ответ на указанное обращение, Отдел ЗАГС Исполнительного комитета Заинского муниципального района Республики Татарстан в выдаче документа о государственной регистрации акта гражданского состояния ФИО4 отказал на основании статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», что подтверждается извещением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.11).
Отказывая в удовлетворении заявления административного истца, отдел ЗАГС исходил из того, что запрашиваемые документы и сведения относятся к информации, доступ к которой ограничен федеральным законом.
Между тем, с таким выводом административного ответчика суд согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации (далее - СК РФ) тайна усыновления ребенка охраняется законом. Судьи, вынесшие решение об усыновлении ребенка, или должностные лица, осуществившие государственную регистрацию усыновления, а также лица, иным образом осведомленные об усыновлении, обязаны сохранять тайну усыновления ребенка.
Лица, указанные в пункте 1 названной статьи, разгласившие тайну усыновления ребенка против воли его усыновителей, привлекаются к ответственности в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 139 СК РФ).
Охрана законом тайны усыновления предусмотрена также пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния".
В силу пункту 2 указанной статьи работники органов записи актов гражданского состояния не вправе без согласия усыновителей (усыновителя) сообщать какие-либо сведения об усыновлении и выдавать документы, из содержания которых видно, что усыновители (усыновитель) не являются родителями (родителем) усыновленного ребенка.
Из приведенных норм следует, что разглашение тайны усыновления под угрозой привлечения к ответственности в установленном законом порядке не допускается против воли усыновителей.
Положения статьи 139 СК РФ и статьи 47 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" являлись предметом проверки Конституционного Суда Российской Федерации на соответствие нормам Конституции Российской Федерации, по результатам которой вынесено постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации и статьи 47 Федерального закона "Об актах гражданского состояния" в связи с жалобой граждан ФИО8 и Г.Т.".
Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что данные нормы не противоречат Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу эти положения не препятствуют предоставлению по решению суда потомкам усыновленного после смерти усыновленного и усыновителей сведений об их усыновлении в объеме, необходимом для реализации ими своих конституционных прав.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в указанном постановлении, законодатель исходя из того, что раскрытие тайны усыновления может причинить моральные (нравственные) страдания ребенку, сказаться на его психическом состоянии, воспрепятствовать созданию нормальной семейной обстановки и затруднить процесс воспитания ребенка, связывает возможность раскрытия сведений об усыновлении ребенка исключительно с волей его усыновителей.
Из материалов дела видно, что усыновители ФИО4 умерли.
До обращения в суд с административным исковым заявлением ФИО4 уже был информирован своими родителями – ФИО3 и ФИО2 о факте его усыновления.
Частью 1 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предусмотрено, что граждане (физические лица) и организации вправе осуществлять поиск и получение любой информации в любых формах и из любых источников при условии соблюдения требований, установленных названным федеральным законом и другими федеральными законами.
В Конвенции ООН о правах ребенка 1989 г. закреплено право ребенка знать, насколько это возможно, своих родителей (пункт 1 статьи 7), а его право на семейные связи признается наряду с гражданством и именем в качестве элемента на сохранение своей индивидуальности (пункт 1 статьи 8).
В соответствии со статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Европейский Суд по правам человека в правоприменительной практике по делам, связанным с вопросами раскрытия информации об усыновлении (доступа к такого рода информации), исходит из того, что в национальном законодательстве по вопросам о сохранении в секрете официальной информации о происхождении ребенка, о личности матери при рождении ребенка и степени конфиденциальности соответствующих документов могут встречаться различные подходы. При этом, отмечая, что право знать своих предков в любом случае является важнейшим аспектом идентичности личности и подпадает под сферу действия понятия "частная жизнь", указывает, что признаваемое статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод право на уважение частной и семейной жизни не является абсолютным. Национальное законодательство должно стремиться к установлению равновесия между конкурирующими правами и интересами заинтересованных лиц по такого рода делам (постановления от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Анайо (Апауо) против Германии", от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Г. (Gaskin) против Соединенного Королевства", от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Одиевр (Odievre) против Франции", от ДД.ММ.ГГГГ по делу "Годелли (Godelli) против Италии").
Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (статья 24, часть 2).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, высказанной в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 15-П, из Конституции Российской Федерации не вытекает, что право каждого получать информацию, непосредственно затрагивающую его права и свободы и позволяющую реализовать право знать свое происхождение (в данном случае - происхождение своих родителей), не подлежит осуществлению. Напротив, его ограничения, предусматриваемые федеральным законом в конституционно значимых целях, не должны приводить к исключению самой возможности осуществления данного права.
В ситуациях усыновления сведения о происхождении, хотя они и имеют конфиденциальный характер, могут оказаться незаменимыми для раскрытия генетической истории семьи и выявления биологических связей, составляющих важную часть идентичности каждого человека, включая имени, места рождения и иных обстоятельств усыновления, в частности при необходимости выявления (диагностики) наследственных заболеваний, предотвращения браков с близкими кровными родственниками и т.д. В таких случаях речь идет об удовлетворении лицом определенного информационного интереса, который состоит в том, чтобы знать о происхождении своих родителей, о своих предках.
В рассматриваемом случае, ФИО4 был осведомлен о факте его усыновления, целью его обращения в суд с административным иском послужило получение сведений о его биологическом отце и матери в связи с необходимостью установления наличия или отсутствия у него генетически обусловленных заболеваний, установления генетической истории семьи и выявления биологических связей, получения возможности диагностировать наследственные заболевания.
При таких обстоятельствах отказ административного ответчика в предоставлении ФИО4 запрашиваемых документов и сведений о факте его усыновления, нарушает его права на получение необходимой информации о генетической истории семьи и его происхождении.
С учетом изложенного обжалуемое решение отдела ЗАГС нельзя признать законными и обоснованными, поэтому административное исковое заявление ФИО4 о признании незаконным оспариваемого отказа в предоставлении документов и сведений и возложении обязанности на административного ответчика устранить допущенные нарушения прав административного истца подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░4 – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░4 (░░░1) – ░░░3 ░ ░░░2.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: ░░░░░░ ░░░4 ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░4 (░░░1), ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ – <░░░░░>; ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░4 (░░░1), ░ ░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░: ░░░░░░░░ ░.░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 14.05.2021