Докладчик Блинова М.А. Апелляц. дело № 33-54-2013
Судья Хакимова Л.Р.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
9 января 2013 года г. Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе: председательствующего Евлогиевой Т.Н.,
судей Блиновой М.А. и Ярадаева А.В.,
при секретаре Кузьминой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Чернова В.М. к администрации *** сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о внеочередном предоставлении жилья как участнику ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, поступившее по апелляционной жалобе истца Чернова В.М. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 1 ноября 2012 года, которым в удовлетворении исковых требований Чернова В.М. к администрации *** сельского поселения Шемуршинского района Чувашской Республики о назначении экспертизы для установления причинной связи заболевания и получения инвалидности в результате воздействия на него радиации, вследствие участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и обязании оказать меры социальной поддержки в виде выдачи сертификата для приобретения жилья во внеочередном порядке, отказано.
Заслушав доклад судьи Блиновой М.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Чернов В.М. обратился в суд с иском к администрации Шемуршинского района Чувашской Республики о возложении обязанности предоставить жилье во внеочередном порядке в соответствии со ст.ст.14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Впоследствии истец уточнил свои требования в порядке ст.39 ГПК РФ, определил в качестве ответчика *** сельское поселение Шемуршинского района Чувашской Республики, просил возложить на него обязанность по предоставлению мер социальной поддержки в виде выдачи сертификата для приобретения жилья в соответствии с требованиями ст.ст.14, 15 Закона РФ от 15 мая 1991 года №1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Исковые требования мотивированы тем, что он в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ принимал участие в работах по ликвидации последствий аварий на Чернобыльской АЭС и в соответствии с вышеуказанным федеральным законом имеет право на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма и соответственно, на предоставление государственного жилищного сертификата для приобретение жилья. Однако решением жилищной комиссии *** сельского поселения № от 4 июня 2012 года он признан нуждающимся улучшении жилищных условий, но незаконно и необоснованно принят на учет только на общих основаниях. При принятии решения комиссия не учла его социальный статус как инвалида вследствие участия по ликвидации катастрофы и участия в специальной операции «Укрытие» в зоне отчуждения и получения дозы облучения, находясь на 30 км зоне аварий Чернобыльской АЭС. Комиссия возможности применения к нему мер социальной поддержки не усмотрела, причинную связь заболевания и получения инвалидности соответствующим образом не исследовала, факт непосредственного участия на работе по объекту «Укрытие» в восковой части №, № не установила.
.
В судебном заседании истец Чернов В.М. уточненные исковые требования поддержал по изложенным основаниям. Дополнительно суду пояснил, что он направил документы в ... региональный межведомственный экспертный совет по установлению причинной связи заболеваний, инвалидности и смерти граждан, подвергшихся воздействию радиационных факторов, для подтверждения заболевания в связи с получением радиации вследствие участия в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, однако ему в этом необоснованно отказано.
Представитель ответчика администрации *** сельского поселения Смаева А.В. в удовлетворении исковых требований просила отказать, оспаривая право истца на предоставление жилья во внеочередном порядке, поскольку у Чернова В.М. отсутствуют документы, подтверждающие статус инвалида Чернобыльской катастрофы и удостоверение участника в работах по объекту «Укрытие» установленного образца.
Представитель третьего лица администрации Шемуршинского района Чувашской Республики Дмитриев В.И. против удовлетворения исковых требований возражал.
Судом вынесено указанное решение, которое обжаловано Черновым В.М. на предмет отмены по мотиву его незаконности и необоснованности.
Из материалов дела усматривается, что согласно удостоверения серии ... №, выданного Министерством социальной и демографической политики Чувашской Республики в июле 2002 года, Чернов В.М. принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в ... году.
Судом установлено, что Чернов В.М. заключением Бюро МСЭ признан инвалидом ... группы, причина инвалидности: общее заболевание.
Решением администрации *** сельского поселения № от 4 июня 2012 года Чернов В.М. был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и включен в список для постановки на учет граждан *** сельского поселения на общих основаниях.
Отказывая в удовлетворении заявления Чернова В.М., суд пришел к выводу о том, что представленное заявителем удостоверение не подтверждает наличие у него права на социальную поддержку в форме обеспечения жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Судебная коллегия считает указанный вывод суда правильным по следующим основаниям.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. №153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, согласно которым формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации указанной подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
В соответствии с подпунктом «е» пункта 5 Правил, право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк» и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17, 22 Закона РФ от 15 мая 1991 № 1244-1 « О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Статья 13 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года выделяет 12 категорий военнослужащих и граждан, имеющих единый статус граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
При этом данный Федеральный закон устанавливает систему мер социальной поддержки, дополнительных прав и льгот, в том числе и в вопросе улучшения жилищных условий, объем которых различается в зависимости от принадлежности к той или иной категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы.
Так, в соответствии со ст. ст.14 и 15 данного Федерального закона обеспечение нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации гарантируется не всем указанным в ст. 13 данного закона гражданам, а лишь указанным в пунктах 1, 2 и 3 части первой. А гражданам, указанным в пункте 4 части первой статьи 13 гарантируется только постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. При этом, статьей 15 закона прямо указано, что гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.
Этой же статьей предусмотрено, что порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.
Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС определены Приказом МЧС РФ №727, Минздравсоцразвития РФ №831, Минфина РФ №165н от 8 декабря 2006 года (в ред.Приказа МЧС РФ № 373, Минздравсоцразвития РФ №370н, Минфина РФ № 61н от 24 июня 2009 года), а порядок и условия оформления и выдачи удостоверений гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы утверждены Приказом МЧС РФ №728, Минздравсоцразвития РФ №832, Минфина РФ №166н от 8 декабря 2006 года (в ред.Приказов МЧС РФ № 564, Минздравсоцразвития РФ №518, Минфина РФ № 101н от 24.09.08 г. и МЧС РФ № 372, Минздравсоцразвития РФ №369н, Минфина РФ № 60н от 24.06.09 г.).
Данными Приказами утверждены и формы выдаваемых удостоверений, которые в соответствии со ст. 4, ч.4 ст.15 данного Федерального закона и постановлением Правительства РФ №907 от 31 декабря 2004 года «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» дают право на меры социальной поддержки с момента их предъявления.
В обоснование своих требований заявителем представлено удостоверение участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС серии ... №. Вместе с тем, суд первой инстанции правильно указал, что данное удостоверение не дает заявителю право на такую меру социальной поддержки, как обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета, предусмотренную частью 1 ст. 14 и частью 1 ст.15 Федерального закона «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, поскольку названными нормами закона указанная мера социальной поддержки предоставляется только гражданам, названным в п.п.1, 2 и 3 части 1 ст. 13 Федерального закона: гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС; инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа перечисленных в п.2 ч.1 ст. 13; а также гражданам, принимавшим в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых в этот период на указанных в данном пункте работах; военнослужащим и военнообязанным, призванным на специальные сборы и привлеченным в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения; лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходивших в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения; гражданам, в том числе военнослужащим и военнообязанным, призванным на военные сборы и принимавшим участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие"; работникам лечебных учреждений, получившим сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений.
Заявитель указывает на то, что он, как лицо, призванное на военные сборы, принимал участие в ...-... годах в работах по объекту «Укрытие», в связи с чем подпадает под категорию граждан, указанных в п.3 ч.1 ст.13 Федерального закона, которым в соответствии с ч.1 ст.15 закона гарантируется обеспечение жилой площадью за счет средств федерального бюджета.
Между тем, в соответствии с частью 4 ст. 15 Федерального Закона право на соответствующие меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим законом, как указано выше, дает удостоверение. Соответственно, право на оказание такой меры социальной поддержки, как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета дает удостоверение, установленной в приложении №1 формы, утвержденной Приказом МЧС РФ №727, Минздравсоцразвития РФ №831, Минфина РФ №165н от 8 декабря 2006 года, с записью в правом верхнем углу левой стороны удостоверения «Укрытие».
Удостоверение, выданное истцу, не содержит сведений об участии им в ликвидации аварии в 1988г. по объекту «Укрытие». Из представленных документов также следует, что Чернову В.М. не определена инвалидность в причинной связи с ликвидацией аварии на ЧАЭС, а причиной инвалидности компетентные органы установили как «общее заболевание».
Между истцом и ответчиком (*** сельским поселением) возник жилищный спор. В рамках предъявленных требований к сельскому поселению судом первой инстанции обоснованно отказано истцу в назначении судебной экспертизы для установления иной причинной связи заболевания, а также истребовании доказательств участия истцом в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС в 1988г. по объекту «укрытие». Указанные обстоятельства для разрешения возникшего между сторонами жилищного спора юридического значения не имеют, поскольку администрация сельского поселения при разрешении жилищных прав Чернова В.М. исходила из предоставленного им удостоверения, к компетенции администрации сельского поселения не входит установление фактов участия истца в работах по объекту «Укрытие» в 1988г.
Материалы исследованы судом полно и объективно, юридически значимые обстоятельства установлены, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 328 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу истца Чернова В.М. на решение Батыревского районного суда Чувашской Республики от 1 ноября 2012 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: