Мотивированное решение изготовлено

18.11.2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 ноября 2016 года

Верх-Исетский районный суд г.Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Реутовой А.А., при секретаре Ульяновой М.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга обязать организовать ликвидацию несанкционированное свалки на землях общего пользования,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Прокурор Верх-Исетского района г. Екатеринбурга обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга обязать организовать ликвидацию несанкционированное свалки на землях общего пользования, мотивируя свои требования следующим.

Прокуратурой Верх-Исетского района г.Екатеринбурга в соответствии с поручением прокуратуры г.Екатеринбурга по обращению <ФИО>4 проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что вдоль границ земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: г.Екатеринбург <адрес>, землях общего пользования, наблюдается захламление отходами строительства и ремонта, металлическими конструкциями.

В силу п. 26 ст. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории района.

Однако, меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки отходов Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга не приняты.

Бездействие органов местного самоуправления по своевременному выявлению и ликвидации несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение природной среды, распространению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Истец просил обязать Администрацию Верх-Исетского района г. Екатеринбурга организовать ликвидацию несанкционированной свалки на землях общего пользования, расположенной вдоль границ земельного участка с кадастровым номером , имеющего адрес г.Екатеринбург. <адрес>, в срок не позднее 2-х месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, были привлечены <ФИО>7, Министерство природных ресурсов и экологии Свердловской области.

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Верх-<адрес> г.Екатеринбурга <ФИО>5 требования иска поддержал по предмету и основаниям, просил иск удовлетворить.

    Представитель ответчика <ФИО>6, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать.

Третье лицо <ФИО>7 в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не извещен.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, направил в суд ходатайство, в котором указал, что исковые требования прокурора поддерживает в полном объеме, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.

Заслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п.1 ч.1 ст.22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суды рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.

На основании п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Суд полагает, что заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в целях защиты прав неопределенного круга лиц - жителей Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, а также лиц, временно пребывающих на территории района.

В соответствии с ч.1 ст.9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Статья 42 Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Этому праву корреспондирует обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, закрепленная в статье 58 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды определяет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», который регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Правовое регулирование в области обращения с отходами осуществляется Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными правовыми актами.

Неисполнение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

В силу ч.3 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к полномочиям органов местного самоуправления городских округов.

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии с п.18 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В ч.2 ст.13 Федерального закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст.5 Закона Свердловской области от 19.12.1997 N 77-ОЗ "Об отходах производства и потребления" органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством осуществляют экологическое просвещение на территории Свердловской области в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе информируют население по вопросам обращения с такими отходами в соответствии с законодательством об охране окружающей среды.Органы местного самоуправления городских округов, расположенных на территории Свердловской области, в соответствии с федеральным законодательством обеспечивают организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Судом установлено, что прокуратурой Верх-Исетского района г.Екатеринбурга в соответствии с поручением прокуратуры г.Екатеринбурга по обращению <ФИО>4 проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления.

В ходе проверки установлено, что вдоль границ земельного участка с кадастровым номером 66:41:0306049:7, расположенного по адресу: г.Екатеринбург <адрес>, на землях общего пользования, наблюдается захламление отходами строительства и ремонта, металлическими конструкциями.

Согласно п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городских округов. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов организацию сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относит и ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу ст. 13 Закона «Об отходах производства и потребления», организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву запрещается.

Статья 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» требует, чтобы способы хранения и захоронения отходов производства и потребления были безопасными для здоровья населения и среды обитания и осуществлялись в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу ст.13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов, а порядок сбора отходов определяется органом местного самоуправления и должен соответствовать требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

В соответствии со ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов допускается на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы. Запрещается захоронение отходов на территориях городских и других поселений.

В соответствии с ч.1 ст.72 Земельного Кодекса Российской Федерации муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В соответствии со ст. 2, пп. 12, 25 ч. 2 ст. 9 Устава МО «город Екатеринбург», принятого Решением Екатеринбургской городской Думы от 30.06.2005 N 8/1, муниципальное образование «город Екатеринбург» является городским округом, к вопросам местного значения которого относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального образования; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу п. 26 ст. 6 Положения «Об администрации района города Екатеринбурга», утвержденного Решением Екатеринбургской городской Думы от 09.06.2009 № 15/66 администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения на территории района в пределах предоставленных полномочий, в том числе участвует в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов на территории района.

Как следует из искового заявления, меры по ликвидации вышеуказанной несанкционированной свалки отходов Администрацией Верх-Исетского района г. Екатеринбурга не приняты.

Часть 1 ст. 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан РФ на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, в том числе при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Бездействие органов местного самоуправления по своевременному выявлению и ликвидации несанкционированной свалки способно повлечь загрязнение природной среды, распространению инфекционных заболеваний, что нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признает одним из способов защиты гражданских прав восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения, действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Как установлено судом, земельный участок, на котором непосредственно находится указанная свалка относится к неразграниченным землям в границах территории Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, который не предоставлен каким-либо субъектам в пользование, право распоряжения которым в соответствии с действующим законодательством возложено на органы местного самоуправления Администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Учитывая, что организация ликвидации несанкционированных свалок на территории Верх-Исетского района г.Екатеринбурга возложена на отраслевой орган местного самоуправления - Администрацию Верх-Исетского района г.Екатеринбурга, являющееся юридическим лицом, суд приходит к выводу о том, что Администрация Верх-Исетского района г.Екатеринбурга является надлежащим ответчиком.

Кроме того, доводы представителя ответчика о том, что обязанность по организации ликвидации несанкционированной свалки должна быть возложена на <ФИО>7, суд считает несостоятельными, поскольку в силу действующего законодательства организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципальных районов, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.

Кроме того, несостоятельным считает суд довод представителя ответчика о том, что следует руководствоваться п.34 Правил благоустройства территории муниципального образования «город Екатеринбург», утвержденных Решением Екатеринбургской городской Думы от 26.06.2012 N 29/61, при определении границ прилегающей территории, подлежащей уборке собственником здания, земельного участка, поскольку именно к вопросам ответчика относится организация уборки; более того, из материалов дела не усматривается, какова протяженность свалки мусора.

Учитывая изложенное, суд удовлетворяет требования прокурора Верх-Исетского района г. Екатеринбурга, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации Верх-Исетского района г.Екатеринбурга обязать организовать ликвидацию несанкционированное свалки на землях общего пользования.

При этом суд полагает, что разумным будет срок для организации ликвидации несанкционированной свалки на землях общего пользования два месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Иных требований, равно как и требований по иным основаниям на рассмотрение суда сторонами не заявлено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░-░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░░░░░░░░, <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░ 2-░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░            

2-9074/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура Верх-Исетского района г. Екатеринбура
Ответчики
Администрация Верх-Исетского района г. Екатеринбурга
Другие
Министерство природных ресурсов и экологии СО
Сивков Александр Евгеньевич
Суд
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга
Дело на сайте суда
verhisetsky.svd.sudrf.ru
02.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.09.2016Передача материалов судье
05.09.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.09.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.10.2016Судебное заседание
19.10.2016Судебное заседание
17.11.2016Судебное заседание
18.11.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.11.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее