Решение по делу № 2-11/2021 от 13.07.2018

Дело № 2-11/2021

91RS0024-01-2018-002679-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Ялта                                1 сентября 2021 г.

    Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С. с участием представителя истца Ибрагимова Э.Р. – адвоката Языковой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску Ибраимова Эдигера Решадовича к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», обществу с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» о признании недействительными координат земельного участка, исключении сведений из реестра, установлении местоположения границ земельных участков,

по встречному иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Ибраимову Эдигеру Решадовичу, Администрации г. Ялта Республики Крым об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

по встречному иску Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Ибраимову Эдигеру Решадовичу, Администрации г. Ялта Республики Крым о признании недействительным решения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета,

третье лицо Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе с самостоятельными требованиями к Ибраимову Эдигеру Решадовичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения,

третьи лица Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым, Министерство экологии и природных ресурсов Республики Крым, Министерство природы Российской Федерации,

у с т а н о в и л :

Ибраимов Э.Р. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» (далее – ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник»), Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым с учетом уточнения требований о признании недействительными координат земельного участка площадью 1 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, координат земельного участка площадью 37 496 555 +/- 53580 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, за границами населенных пунктов, кадастровый №<номер>, внесенных в государственный кадастр недвижимости, исключении из Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) сведений о координатах указанных земельных участков, установлении координат характерных точек границ данных земельных участков согласно заключению эксперта от 22 октября 2020 г. № 2188/6-2.

Исковые требования мотивированы тем, что с 2009 г. истцу принадлежит вышеуказанный земельный участок с видом разрешенного использования «индивидуальное жилищное строительство». В связи с необходимостью уточнения местоположения границ данного земельного участка в результате выполнения кадастровых работ кадастровым инженером был подготовлен межевой план, который сдан в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым (далее – Госкомрегистр). Уведомлением от 16 октября 2017 г. истцу сообщено о приостановлении действий по государственному кадастровому учету в связи с тем, что принадлежащий истцу земельный участок пересекает границу земельного участка с кадастровым номером №<номер> с видом разрешенного использования «земли особо охраняемых территорий и объектов». Данный земельный участок находится в государственной собственности Республики Крым и в пользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». При проведении кадастровых работ допущена кадастровая ошибка, границы земельного участка истца, сведения о которых содержаться в ЕГРН, не соответствуют фактическим границам земельного участка, и пересекаются с границами земельного участка, находящегося в пользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник».

При подготовке дела к судебному разбирательству судом принят встречный иск ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Ибраимову Э.Р. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 1 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проверки соблюдения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях на основании материалов лесоустройства Ялтинского горно-лесного заповедника 1987 г. установлено, что находящийся в собственности Ибраимова Э.Р. земельный участок находится в пределах земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».

Также третьим лицом Межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе (далее – МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе) заявлены самостоятельные исковые требования к Ибраимову об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка площадью 1 000 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, а также приведении его в первоначальное состояние.

Исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> находится в пределах особо охраняемой природной территории, в отношении которой установлен особый режим охраны и которая находится в землепользовании ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». Решение о предоставлении Ибраимову Э.Р. данного земельного участка принято с нарушением норм законодательства Украины, которыми не допускались изъятие и передача в частную собственность земель, входящих в состав заповедников, находившихся под особой охраной государства.

В ходе судебного разбирательства по иску Ибраимова Э.Р. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» (далее - ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым»), общество с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» (далее – ООО «Проектный институт «Геоплан»).

ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» подан и судом принят встречный иск к Ибраимову Э.Р. о признании недействительным решения 26 сессии Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 12 августа 2008 г. № 16/29 об утверждении проекта землеустройства и передаче Ибраимову Э.Р. в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений земельного участка площадью 0,1 га по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером №<номер>.

Встречные исковые требования мотивированы тем, что земельный участок с кадастровым номером №<номер> находится в пределах охраняемой природной территории, в отношении которой установлен особый режим охраны и которая находится в землепользовании ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым». Решение о предоставлении Ибраимову Э.Р. данного земельного участка принято с нарушением норм законодательства Украины, которыми не допускались изъятие и передача в частную собственность земель, входящих в состав заповедников, находившихся под особой охраной государства.

В ходе судебного разбирательства по указанному встречному иску в качестве соответчика привлечена Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта).

В судебном заседании представитель истца Ибрагимова Э.Р. – адвокат Языкова О.В. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске, просила отказать в удовлетворении встречных требований и требований МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе.

Третье лицо Госкомрегистр в письменных объяснениях указал следующее. По сведениям ЕГРН право собственности Ибраимова Э.Р. на земельный участок с кадастровым номером №<номер> зарегистрировано 26 апреля 2017 г. на основании государственного акта на право собственности на земельный участок от 21 апреля 2009 г. Сведения об указанном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости путем выполнения работ по переносу сведений о ранее учтенных земельных участках. 1 апреля 2015 г. с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном данном земельном участке обратился ФИО в качестве документа-основания заявителем представлен межевой план от 4 сентября 2016 г. Госкомрегистром 21 сентября 2016 г. осуществлен кадастровый учет изменений с внесением сведений о границах земельного участка. 29 марта 2017 г. с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером №<номер> обратился Ибраимов Э.Р., представ межевой план от 20 ноября 2016 г., который подготовлен в результате кадастровых работ в связи с исправлением ошибки в местоположении границ земельного участка. Ибраимову Э.Р. рекомендовано обратиться с заявлением об исправлении реестровой ошибки. Кроме того, при проведении пространственного анализа загруженных данных о координатах, указанных в межевом плане, возникает ошибка «обнаружены налагающиеся объекты: земельные участки с кадастровыми номерами №<номер> и №<номер>». 7 октября 2017 г. Ибраимов Э.Р. обратился с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 90№<номер> в связи с изменением площади и (или) изменением описания местоположения границ земельного участка, в качестве документа – основания исправления реестровой ошибки представлен межевой план от 6 октября 2017 г. Осуществление кадастрового учета 16 октября 2017 г. приостановлено в связи с тем, что в результате автоматизированной загрузки координат межевого плана выявлено, что земельный участок пересекает границу иного земельного участка с кадастровым номером №<номер>. 16 января 2018 г. в осуществлении кадастрового учета изменений отказано в связи с неустранением в течение срока приостановления причин, препятствующих осуществлению государственного кадастрового учета. Сведения о земельном участке с кадастровым номером №<номер> внесены в государственный кадастр недвижимости 23 ноября 2016 г. на основании межевого плана от 23 ноября 2016 г., сведения об объекте имели статус «временные». 1 сентября 2017 г. в ЕГРН внесены сведения о государственной регистрации права собственности Республики Крым на данный земельный участок, в связи с чем 5 сентября 2017 г. объекту недвижимости присвоен статус «учтенный».

Третье лицо Министерство природы Российской Федерации (далее – Минприроды России) в письменных объяснениях указало следующее. Принадлежащий Ибраимову Э.Р. земельный участок с кадастровым номером №<номер> расположен в границах особо охраняемой природной территории «Государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной природный заповедник». В 2009 г. отчуждение указанного земельного участка было произведено с нарушением действующего на тот момент законодательства Украины. Земельные участки, расположенные в границах заповедника относятся к собственности Российской Федерации в силу закона, изъяты из оборота и не подлежат отчуждению. Таким образом, требования МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца Ибраимова Э.Р., представителей ответчиков ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Министерства имущественных и земельных отношений Республики Крым, ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», МТУ Росимущства в Республике Крым и городе Севастополе, ООО «Проектный институт «Геоплан», Администрации г. Ялта, а также представителей третьих лиц Госкомрегистра, Министерства экологии и природных ресурсов Республики Крым, Минприроды России.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Решением 26 сессии Алупкинского городского совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 12 августа 2008 г. № 16/29 утвержден проект землеустройства и передан в собственность Ибраимова Э.Р. для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений земельный участок площадью 0,1 га по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.

На основании данного решения Ибраимову Э.Р. выдан государственный акт на право собственности на земельный участок от 21 апреля 2009 г. серии ЯЖ №<номер>.

По сведениям ЕГРН данному земельному участку присвоен кадастровый №<номер>, 26 апреля 2017 г. зарегистрировано право собственности за Ибраимовым Э.Р.

На момент принятия Алупкинским городским советом Автономной Республики Крым решения о передаче Ибраимову Э.Р. в собственность земельного участка, порядок предоставления земельных участков в собственность граждан был установлен законодательством Украины.

Так, п. «б» ст. 12 Земельного Кодекса Украины (далее – ЗК Украины) к полномочиям сельских, поселковых, городских советов в области земельных отношений на территории сел, поселков, городов была отнесена передача земельных участков коммунальной собственности в собственность граждан и юридических лиц в соответствии с этим Кодексом.

Ст. 116 ЗК Украины было установлено, что граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

В соответствии со ст. 118 ЗК Украины граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель коммунальной собственности подают ходатайство в орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления рассматривает ходатайство в месячный срок и дает разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка или принимает мотивированный отказ в его предоставлении.

В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 г. № 255, данный заповедник создан в 1973 г. согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 г. № 84 на территории Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.

На момент принятия Алупкинским городским советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность Ибраимову Э.Р. земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8 февраля 2006 г. Согласно п. 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины было установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.

Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 г.

Республика Крым принята в Российскую Федерацию с 18 марта 2014 г. в соответствии с Конституцией Российской Федерации и ст. 4 Федерального конституционного закона от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации» на основании Федерального конституционного закона Российской Федерации от 21 марта 2014 г. №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ).

Решением Президиума Государственного Совета Республики Крым от 24 марта 2014 г. № 1804-6/14 национализированы в собственность Республики Крым целостные имущественные комплексы предприятий сферы управления Государственного агентства лесных ресурсов Украины и иных государственный органов, расположенных на территории Республики Крым и г. Севастополя, в том числе имущественный комплекс Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

Приказом Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым от 3 декабря 2014 г. № 124 приведено в соответствие с законодательством Российской Федерации Положение о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, его наименование изменено на ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».

Распоряжением Совета министров Республики Крым № 570-р от 30 мая 2017 г. были утверждены границы зоны с особыми условиями использования территории «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» и внесены в Единый государственный реестр недвижимости в форме сведений о зоне с особыми условиями использования территории с кадастровым номером 90.25.2.12.

Границы особо охраняемых природных территорий Ялтинского горно-лесного природного заповедника были определены картометрическим методом в соответствии с плановыми материалами базового лесоустройства 1987 г., утвержденного в составе Проекта организации территории данного заповедника, и с учетом объектов недвижимости, сведения о границах которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

По сведениям ЕГРН 1 сентября 2017 г. зарегистрировано право собственности Республики Крым на земельный участок площадью 37 496 555 кв. м. по адресу: <адрес>, за границами населенных пунктов, кадастровый №<номер>, категория земель «земли особо охраняемых территорий и объектов», вид разрешенного использования «деятельность по особой охране и изучению природы». Данный земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет 23 ноября 2016 г. на основании межевого плана, подготовленного 23 ноября 2016 г. ООО «Проектный институт «Геоплан» по заказу ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник».

Для проверки доводов ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной заповедник» о том, что в собственность Ибраимова Э.Р. был предоставлен земельный участок, входящий в границы земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника, судом назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы.

Из заключения экспертов Федерального бюджетного учреждения «Крымская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации» от 22 октября 2020 г. следует, что:

фактическое местоположение границ и площадь земельного участка с кадастровым номером №<номер> соответствует проекту землеустройства и технической документации по землеустройству, содержащиеся в ЕГРН сведения о местоположении границ данного земельного участка не соответствуют фактическому местоположению;

имеется частичное наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> согласно сведениям, содержащимся в проекте землеустройства и в технической документации по землеустройству, на границы зоны с особыми условиями использования территории «Территория особо охраняемого природного объекта «Особо охраняемая природная территория «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» учетный номер 90.25.2.12 в ЕГРН и границы земельного участка с кадастровым номером №<номер>, площадь наложения составляет 998 кв. м.;

отсутствует наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалов базового лесоустройства 1987 г., 1999 г.;

наложение границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы зоны с особыми условиями использования территории и отсутствие наложения на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалов базового лесоустройства объясняется тем, что при определении площади и конфигурации границ особо охраняемых природных территорий и границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> не использовались материалы (планшеты) базового лесоустройства 1987 г. и 1999 г., а были установлены картографическим методом по цифровым ортофотопланам местности масштаба 1:10000 в условной системе координат 1963 г. (СК-63), которые предоставлены Государственным комитетом по лесному и охотничьему хозяйству Республики Крым.

Указанное заключение экспертов суд признает допустимым и достоверным доказательством, оно отвечает требованиям ГПК РФ, Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», так как содержит подробное описание произведенных исследований, сделанные в результате их выводы и обоснованные ответы на поставленные вопросы, а также данные о квалификации экспертов, их образовании, стаже работы, сведения о предупреждении экспертов об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения. Выводы экспертов являются категоричными и мотивированными.

Вместе с тем суд не соглашается с выводами экспертов об отсутствии наложения границ земельного участка с кадастровым номером №<номер> на границы земель Ялтинского горно-лесного природного заповедника согласно материалов базового лесоустройства 1987 г., 1999 г, а также с выводами о причинах наложения его границ на границы зоны с особыми условиями использования территории и границы земельного участка с кадастровым номером №<номер>.

Данные выводы опровергаются схемами – приложениями № №<номер> и №<номер> к заключению, их которых следует, что привязка к местности материалов лесоустройства экспертом произведена некорректно, так как на указанных схемах земельный участок с кадастровым номером №<номер> расположен южнее дороги Севастопольское шоссе, а по всем ранее описанным документам данный земельный участок расположен севернее указанной дороги, то есть в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника. Также экспертом искажены сведения, указанные в письмах ООО «Проектный институт «Геоплан», в которых указано, каким образом были привязаны и учтены материалы лесоустройства при установлении границ Ялтинского горно-лесного природного заповедника.

Ст. 33 ЗК Украины (действовавшей на момент предоставления Ибраимову Э.Р. в собственность спорного земельного участка) было установлено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, прямо запрещено.

В соответствии со ст. 150 ЗК Украины земли природно-заповедного фонда отнесены к особенно ценным землям. Земельные участки особо ценных земель, находящихся в государственной или коммунальной собственности, могли изыматься (выкупаться), в том числе для строительства жилья, по постановлению Кабинета Министров Украины.

Соответствующие решения Кабинета Министров Украины или Верховной Рады Украины в отношении спорного участка материалы дела не содержат, об их наличии лицами, участвующими в деле, не заявлено.

Ст. 57 Лесного Кодекса Украины предусматривала, что изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, осуществляется органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земельных участков в собственность или предоставление в постоянное пользование в соответствии с ЗК Украины.

Изменение целевого назначения земельных лесных участков с целью их использования для жилой, общественной и промышленной застройки производится преимущественно за счет площадей, занятых кустарниками и другими малоценными насаждениями.

Изменение целевого назначения земельных лесных участков осуществляется по согласованию с органами исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и по вопросам охраны окружающей природной среды Автономной Республики Крым. Территориальными органами центральных органов исполнительной власти по вопросам лесного хозяйства и охраны окружающей природной среды.

Соответствующих доказательств изменения целевого назначения предоставленного Ибраимову Э.Р. в собственность земельного участка, расположенного в пределах землепользования заповедника, в материалах дела не имеется, судом не установлено.

В соответствии со ст. 84 ЗК Украины к землям государственной собственности, которые не могут передаваться в частную собственность, принадлежат земли под объектами природного заповедного фонда, земли лесохозяйственного назначения, кроме случаев, определенных этим Кодексом.

При таких обстоятельствах, на момент принятия Алупкинским городским советом Автономной Республики Крым решения о передаче Ибраимову Э.Р. в собственность спорного земельного участка, изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Федеральный закон № 33-ФЗ) территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.

П. п. 2, 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) также предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Указанное свидетельствует о том, что законодательство Российской Федерации признает земли природно-заповедного фонда, занятые лесами, землями, ограниченными в обороте, не подлежащими передаче в частную собственность.

В соответствии со ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.

Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 95 ЗК РФ).

П. 6 ст. 95 ЗК РФ и п. 2 ст. 6 Федерального закона № 33-ФЗ устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.

В соответствии с п. 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе государственные природные заповедники) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.

Согласно ч. 4 ст. 17 Закона Республики Крым от 8 августа 2014 г. № 46-ЗРК «Об управлении и распоряжении государственной собственностью Республики Крым» на период интеграции Республики Крым в состав Российской Федерации и до разграничения собственности между Российской Федерацией, Республикой Крым и муниципальной собственностью все государственное имущество учитывается как собственность Республики Крым.

При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2018 г. № 1091 «О создании особо охраняемых природных территорий федерального значения на территории Республики Крым» в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника создан государственный природный заповедник «Ялтинский горно-лесной» общей площадью 14 459,5783 га (в границах Ялтинского горно-лесного природного заповедника).

Согласно преамбуле указанного постановления особо охраняемая природная территория федерального значения создана в границах территории, предусмотренной актами государственных органов Украины.

Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» разграничена и отнесена к собственности Российской Федерации.

Исходя из вышеизложенного, земли Ялтинского горно-лесного природного заповедника отнесены к категории земель особо охраняемых территорий и объектов. При этом границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые были определены актами государственных органов Украины.

В настоящем случае такими актами являлись планово-картографические материалы Ялтинского горно-лесного природного заповедника и заключением проведенной по делу экспертизы достоверно установлено, что согласно указанных материалов принадлежащий истцу земельный участок находится в границах созданной особо охраняемой природной территории.

Таким образом, суд приходит к выводу, что орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком вне пределов своей компетенции, в нарушение действующего законодательства, в результате чего земельный участок выбыл безвозмездно из владения заповедника помимо его воли как правообладателя.

В силу п. п. 1, 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем признания недействительными в судебном порядке в соответствии со ст. 61 ЗК РФ не соответствующих законодательству актов исполнительных органов государственной власти или актов органов местного самоуправления, а также восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

При обращении в суд с исками ответчиками в качестве надлежащего способа защиты своих прав как правообладателя спорного земельного участка выбраны признание недействительным решения органа местного самоуправления о предоставлении истцу земельного участка в собственность и истребование данного имущества из чужого незаконного владения истца в порядке, предусмотренном ст. ст. 301, 302 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно п. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

В соответствии со ст. 223 ГК РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. Недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю (п. 1 ст. 302 ГК РФ) на праве собственности с момента такой регистрации, за исключением предусмотренных ст. 302 настоящего Кодекса случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.

Управомоченное лицо вправе использовать для защиты гражданских прав как один, так и несколько способов защиты права. Вместе с тем истец не вправе выбрать любой их них по своему усмотрению.

В п. п. 34-36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда между лицами отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам ст. ст. 301, 302 ГК РФ. Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (ст. ст. 301, 302 ГК РФ). Когда в такой ситуации предъявлен иск о признании недействительными сделок по отчуждению имущества, суду при рассмотрении дела следует иметь в виду правила, установленные ст. ст. 301, 302 ГК РФ. В соответствии со ст. 301 ГК РФ лицо, обратившееся в суд с иском об истребовании своего имущества из чужого незаконного владения, должно доказать свое право собственности на имущество, находящееся во владении ответчика.

В соответствии со ст. 301, п. 2 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 21 апреля 2003 г. N 6-П, по смыслу данных законоположений, суд должен установить, что имущество выбыло из владения собственника или из владения лица, которому оно было передано собственником во владение, в силу указанных обстоятельств, а также что приобретатель приобрел имущество возмездно и что он не знал и не мог знать о том, что имущество приобретено у лица, не имевшего права на его отчуждение; при этом приобретатель не может быть признан добросовестным, если к моменту совершения возмездной сделки в отношении спорного имущества имелись притязания третьих лиц, о которых ему было известно, и если такие притязания впоследствии признаны в установленном порядке правомерными.

Таким образом, добросовестность приобретателя не имеет значения, если имущество выбыло из владения собственника помимо его воли.

Совокупностью собранных по делу доказательств достоверно установлено, что спорное имущество в настоящее время является собственностью Российской Федерации, а также тот факт, что имущество выбыло из постоянного пользования заповедника и государственной собственности Украины помимо воли путем распоряжения земельным участком органом местного самоуправления, не имеющим на это полномочий.

П. 1 Положения о Росимуществе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 400, установлено, что уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника Российской Федерации является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).

Согласно п. 5.37 Положения о Росимуществе оно осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации.

В соответствии с п. 4.1.1 Положения о МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе, утвержденного приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 25 октября 2018 г. № 362, МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации по вопросам, относящимся к компетенции территориального округа.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2019 г. № 2874-р создано ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» с его отнесением к ведению Минприроды России, определено, что основными целями деятельности бюджетного учреждения являются осуществление охраны, в том числе государственного природного заповедника «Ялтинский горно-лесной» в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организация и проведение научных исследований, осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), экологическое просвещение и развитие познавательного туризма, а также содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.

Поскольку судом установлено, что на момент рассмотрения дела земельный участок является собственностью Российской Федерации, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований МТУ Росимущества в Республике Крым и городе Севастополе и ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» о признании недействительным решения о передаче Ибраимову Э.Р. в собственность земельного участка, его истребовании в собственность Российской Федерации, соответственно отказе в удовлетворении иска Ибраимова Э.Р. о признании недействительными координат земельного участка, исключении сведений из реестра, установлении местоположения границ земельных участков.

С учетом того, что земельный участок после его передачи в собственность Российской Федерации не передавался ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» на каком-либо вещном праве, соответственно оно не является надлежащим истцом по виндикационному иску, в связи с чем его требования удовлетворению не подлежат.

Порядок и основания государственного кадастрового учета, регистрации прав на объект недвижимого имущества установлены Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с ч. 7 ст. 1 которого государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в ЕГРН сведений, в том числе о земельных участках, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

С учетом изложенного, а также наложения земельного участка с кадастровым номером №<номер> на земельный участок с кадастровым номером №<номер>, суд приходит к выводу об обоснованности встречных исковых требований о снятии истребованного в собственность Российской Федерации земельного участка с государственного кадастрового учета.

В ходе судебного разбирательства определением судьи от 1 октября 2018 г. приняты меры по обеспечению встречного иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 144 ГПК РФ обеспечение иска может быть отменено тем же судьей или судом по заявлению лиц, участвующих в деле, либо по инициативе судьи или суда. В случае отказа в иске принятые меры по обеспечению иска сохраняются до вступления в законную силу решения суда (ч. 3 ст. 144 ГПК РФ).

В связи с отказом в удовлетворении встречного иска ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», принятая мера по обеспечению данного иска подлежит отмене.

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в связи с отказом в удовлетворении иска Ибраимова Э.Р. и встречного иска ГБУ РК «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» понесенные ими судебные расходы возмещению не подлежат, в связи с удовлетворением встречного иска ФГБУ «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» Ибраимовым Э.Р. и Администрацией г. Ялта подлежат возмещению понесенные указанным учреждением судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

При назначении повторной экспертизы определением суда расходы по ее производству возмещены за счет средств федерального бюджета. Стоимость производства данной экспертизы составила 110 043,50 рублей.

Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены.

С учетом изложенного с истца в доход федерального бюджета подлежат взысканию судебные расходы по оплате производства экспертизы в размере 110 043,50 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска Ибраимова Эдигера Решадовича к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник», Министерству имущественных и земельных отношений Республики Крым, Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым», обществу с ограниченной ответственностью «Проектный институт «Геоплан» о признании недействительными координат земельного участка, исключении сведений из реестра, установлении местоположения границ земельных участков.

Отказать в удовлетворении встречного иска Государственного бюджетного учреждения Республики Крым «Ялтинский горно-лесной природный заповедник» к Ибраимову Эдигеру Решадовичу, Администрации г. Ялта Республики Крым об истребовании имущества из чужого незаконного владения.

Встречный иск Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» к Ибраимову Эдигеру Решадовичу, Администрации г. Ялта Республики Крым о признании недействительным решения, снятии земельного участка с государственного кадастрового учета удовлетворить.

Исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Ибраимову Эдигеру Решадовичу об истребовании имущества из чужого незаконного владения удовлетворить.

Признать недействительным решение 26 сессии Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым 5 созыва от 12 августа 2008 г. № 16/29 об утверждении проекта землеустройства и передаче Ибраимову Эдигеру Решадовичу в собственность для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений земельного участка площадью 0,1 га по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.

Истребовать из владения Ибраимова Эдигера Решадовича в собственность Российской Федерации земельный участок площадью 1 000 кв. м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.

Исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 1 000 кв. м., расположенном по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>.

Взыскать солидарно с Ибраимова Эдигера Решадовича, Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Федерального государственного бюджетного учреждения «Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий «Заповедный Крым» судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

Взыскать с Ибраимова Эдигера Решадовича в пользу федерального бюджета судебные расходы по производству повторной землеустроительной экспертизы в размере 110 043,50 рублей.

Отменить принятые определением судьи Ялтинского городского суда Республики Крым от 1 октября 2018 г. меры обеспечения иска в виде наложения ареста на земельный участок площадью 1 000 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, а также запрета Ибраимову Эдигеру Решадовичу и иным лицам совершать действия в отношении земельного участка площадью 1 000 кв. м. по адресу: <адрес>, кадастровый №<номер>, в том числе по осуществлению на нем строительных работ.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья                                Л.В. Корпачева

2-11/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ибраимов Эдигер Решадович
Ответчики
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе
Федеральное государственное бюджетное учреждение "Объединенная дирекция особо охраняемых природных территорий "Заповедный Крым"
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым
Общество с ограниченной ответственностью "проектный институт "Геоплан"
Государственное бюджетное учреждение Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник"
Администрация г. Ялта Республики Крым
Другие
Министерство экологии и природных Ресурсов Республики Крым
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Суд
Ялтинский городской суд Республики Крым
Судья
Корпачёва Любовь Викторовна
Дело на странице суда
yalta.krm.sudrf.ru
13.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2018Передача материалов судье
18.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2018Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
02.08.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
01.10.2018Предварительное судебное заседание
01.10.2018Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.10.2018Предварительное судебное заседание
13.06.2019Производство по делу возобновлено
13.06.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.06.2019Предварительное судебное заседание
03.07.2019Предварительное судебное заседание
05.08.2019Судебное заседание
16.12.2020Производство по делу возобновлено
16.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.12.2020Судебное заседание
01.02.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
19.05.2021Судебное заседание
20.05.2021Судебное заседание
18.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
26.08.2021Судебное заседание
01.09.2021Судебное заседание
08.09.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее