Решение по делу № 2-167/2019 от 11.03.2019

Дело № 2-167/2019               УИД 24RS0058-01-2019-000092-77

Решение

Именем Российской Федерации

г. Шарыпово 31 октября 2019 года

Шарыповский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Корнева И.А.,

при секретаре судебного заседания Бархатовой Н.Ю.,

с участием представителя ответчика Публичного акционерного общества «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» - Крамаренко А.С., действующей на основании доверенности от 10 октября 2019 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тютюнникова Олега Владимировича к Публичному акционерному обществу «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные ресурсы, возложении обязанности применять при расчете платы за коммунальные ресурсы установленный максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы,

Установил:

Истец Тютюнников О.В. обратился в суд с иском к ПАО «Юнипро» филиал «Березовская ГРЭС» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные ресурсы, возложении обязанности применять при расчете платы за коммунальные ресурсы установленный максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы, мотивируя заявленные требования следующим.

Истец является собственником <данные изъяты> доли в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. Лицевой счет записан на Тютюнникову Е.А., с которой он солидарно обязан содержать имущество и оплачивать коммунальные услуги. С 01.07.2018 произошло повышение тарифов на коммунальные услуги, предоставляемые ответчиком. Распоряжением Правительства РФ от 26.10.2017 №2353-установлены «Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам РФ на 2018 год». Губернатором Красноярского края издан указ от 26.12.2017 № 325-УГ «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на 2018 год». Максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы в 2018 году составляет 3,9 %, то есть тарифы могут вырасти максимум на 3,9 %, в случае с истцом некоторые тарифы выросли почти на 30 %. В связи с повышением тарифов на коммунальные услуги сверх установленных максимально разрешенных размеров, истцом было уплачено за период с июля 2018 года по январь 2019 года 3021,43 руб. Компенсации за коммунальные услуги за этот же период начислено 1282,74 руб. Излишне уплаченная истцом плата за коммунальные услуги, поставляемые ПАО «Юнипро», в связи с применением индексов роста сверх установленных лимитов составила 1737,56 руб. Истец считает, что с февраля 2019 года ПАО «Юнипро» обязано при расчете платы за поставленные коммунальные ресурсы применять установленный с 01.07.2018 максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы в размере 3,9%, в противном случае нарушаются нормы действующего законодательства.

При таких обстоятельствах истец просит (с учетом уточнения исковых требований) взыскать с ПАО «Юнипро» сумму излишне уплаченной платы за поставляемые коммунальные ресурсы (исходя из его доли в праве общей долевой собственности на квартиру л.д. 85) в размере 434,39 руб.; обязать ПАО «Юнипро» при расчете платы за поставленные коммунальные ресурсы применять установленный с 01.07.2018 максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы в размере 3,9 %. Начиная с февраля 2019 года, к тарифам, действовавшим на 01.07.2018.

Определениями суда, занесенными в протоколы судебных заседаний, к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца привлечены Тютюнникова Е.А., действующая за себя и как законный представитель третьих лиц - своих несовершеннолетних детей: <данные изъяты> на стороне ответчиков – Публичное акционерное общество «Красноярскэнергосбыт» (далее – ПАО «Красноярскэнергосбыт»), Общество с ограниченной ответственностью «Центр реализации коммунальных услуг» (далее – ООО «ЦРКУ»), муниципальное казенное учреждение «Служба городского хозяйства» (далее – МКУ «Служба городского хозяйства») (л.д. 46, 93-95).

Истец Тютюнников О.В. в судебное заседание не явился, в своем письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие, исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить (л.д. 101, 102-103).

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дела организаций ведут в суде их органы, действующие в пределах полномочий, предоставленных им федеральным законом, иными правовыми актами или учредительными документами, либо представители.

В судебном заседании представитель ответчика ПАО «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» - Крамаренко А.С., действующая на основании доверенности от 10 октября 2019 года (л.д. 104-106), в удовлетворении исковых требований просила отказать, поддержала ранее представленные возражения ПАО «Юнипро», из которых следует, что тариф (цена) и индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги – разные величины, соответственно, не подлежат сравнению, а повышение тарифа на тепловую энергию/горячее водоснабжение не является безусловным превышением утвержденных индексов, в связи с чем исковые требования Тютюнникова О.В. не подлежат удовлетворению (л.д. 35-37).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца: Тютюнникова Е.А., действующая за себя и как законный представитель третьих лиц - своих несовершеннолетних детей: <данные изъяты> будучи надлежащим образом извещенной о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась, какие-либо отзывы, возражения, ходатайства суду не представила, ранее ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствие, требования поддержала (л.д. 101, 84).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика, - ООО «ЦРКУ» своего представителя в судебное заседание не направило, действующая на основании доверенности Клименко Т.В. (л.д. 57) представила отзыв, из которого следует, что ООО «ЦРКУ» просит в иске отказать, дело рассмотреть в отсутствие представителя Общества (л.д. 96).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: МКУ «Служба городского хозяйства» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено (л.д. 97).

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика: ПАО «Красноярскэнергосбыт» своего представителя в судебное заседание не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, представителем Общества Лященко И.О. (действующим на основании доверенности от 14.05.2019 в пределах предоставленных ему полномочий – л.д. 59) представлен отзыв на заявленные требования, согласно которому Общество полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению (л.д. 70-79).

По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе в реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве.

При таких обстоятельствах, руководствуясь ч.ч. 3-5 ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Заслушав объяснения представителя ответчика, исследовав представленные материалы гражданского дела, суд пришел к следующему.

Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод (ч. 1 ст. 46 Конституции Российской Федерации).

В силу ч. 3 ст. 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

На основании ч. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ч. 3 ст. 1 ГК РФ при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.

В силу ч. 5 ст. 10 ГК РФ добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.

В соответствии с п.п. 10, 11 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг; внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также - взнос на капитальный ремонт).

Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (ч. 2 ст. 4 ЖК РФ).

Согласно положениям ст. 8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

В силу ч. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.

В соответствии с положениями ст. 31 ЖК РФ, регулирующей права и обязанности граждан, проживающих совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч.ч. 1-3 ст. 31 ЖК РФ).

Частью 1 ст. 153 ЖК РФ установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 155 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

В силу ч. 2 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. В случаях, установленных законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения, размер платы за коммунальную услугу по отоплению рассчитывается по ценам, определяемым в рамках предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).

Согласно ч. 1 ст. 157.1 ЖК РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований.

Из положений ч. 1.1 ст. 157.1 ЖК РФ следует, что положения части 1 настоящей статьи не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 157 настоящего Кодекса.

В силу требований ч. 2 ст. 157.1 ЖК РФ предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утвержденных Правительством Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации). Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее - основы формирования индексов).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации» утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – Основы).

В соответствии с п. 1 Основ настоящий документ определяет принципы и порядок расчета, утверждения и применения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы) и индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации (далее - индексы по субъектам Российской Федерации), основания и порядок изменения предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в течение периода их действия, порядок мониторинга и контроля за соблюдением предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, основания и порядок согласования предельных индексов представительными органами муниципальных образований, основания и порядок выплаты компенсаций организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения и обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - регулируемые организации), за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в связи с изменениями предельных индексов и (или) индексов по субъектам Российской Федерации, порядок опубликования решений об установлении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации, а также информации о результатах контроля за соблюдением индексов по субъектам Российской Федерации и государственного жилищного надзора в части предупреждения, выявления и пресечения нарушений ограничений изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (далее - государственный жилищный надзор).

Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем 3 года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) с разбивкой по годам и могут устанавливаться с календарной разбивкой (п. 3 Основ).

Из п. 4 Основ следует, что предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объема потребляемых коммунальных услуг. При этом учитывается изменение объема потребляемых коммунальных услуг, которое обусловлено изменением нормативов накопления твердых коммунальных отходов и нормативов потребления коммунальных услуг, за исключением изменения нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению после 1 января 2015 г., обусловленного переходом от расчета указанного норматива на 12 месяцев к его расчету на период, равный продолжительности отопительного периода. В случае перехода к расчету за коммунальные услуги с использованием приборов учета объем потребления коммунальных услуг при расчете и применении предельных индексов и индексов по субъектам Российской Федерации в сравниваемых периодах (месяцах) принимается равным нормативу, действующему в базовом периоде (декабре предыдущего календарного года).

В соответствии с п. 12 Основ федеральный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов осуществляет расчет индексов по субъектам Российской Федерации и предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов по субъектам Российской Федерации (далее - отклонение по субъекту Российской Федерации) с учетом прогнозных показателей и основных параметров, определенных в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, а также с учетом предложений по установлению индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации с приложением расчетов индексов по субъектам Российской Федерации и размеров отклонений по субъектам Российской Федерации (далее - предложение высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Отклонение по субъекту Российской Федерации выражается в процентах. Индексы по субъектам Российской Федерации и размер отклонений по субъектам Российской Федерации утверждаются Правительством Российской Федерации на основании предложения, представленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов. Размер отклонения по субъекту Российской Федерации не может превышать размер индекса по субъекту Российской Федерации, установленного на год долгосрочного периода, на который определяется отклонение по субъекту Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе до 1 ноября первого года долгосрочного периода уточнить значения отклонений по субъектам Российской Федерации на второй и последующие годы долгосрочного периода. При этом указанные отклонения по субъектам Российской Федерации уточняются единовременно и не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода.

Согласно п. 13 Основ индекс по субъекту Российской Федерации на первый год долгосрочного периода определяется как максимальная величина из величин, рассчитанных как отношение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в каждом месяце первого года долгосрочного периода к размеру вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации в декабре предыдущего календарного года с учетом мер дополнительной социальной поддержки граждан (за исключением объема предоставленных гражданам субсидий и мер социальной поддержки, предусмотренных подпунктом "в" пункта 5 настоящего документа), предусмотренной в рамках полномочий субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета муниципального образования, по формуле.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.10.2017 № 2353-р средний индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъекту Российской Федерации – Красноярский край – на второе полугодие 2018 года составляет 3,9 %.

Закон Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 «Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги» предусматривает отдельные меры по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги в связи с применением предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края (далее - предельные индексы), утверждаемых Губернатором Красноярского края, в соответствии со статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее также - компенсация) определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса. Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливается Правительством края.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 компенсация части платы граждан за коммунальные услуги предоставляется исполнителям коммунальных услуг в форме субсидий в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, за исключением ресурсоснабжающих организаций, оказывающих услуги в сфере теплоснабжения и горячего водоснабжения и получивших компенсацию выпадающих доходов, возникших в результате применения льготных тарифов на тепловую энергию (мощность) и горячую воду, а также исполнителей коммунальных услуг, предоставляющих коммунальные услуги населению и заключивших договоры теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения с такими ресурсоснабжающими организациями.

В соответствии с п.п. 5, 6 ст. 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 № 7-2835 величина, на которую в результате применения предельного индекса снижается плата за коммунальные услуги, рассчитанная по ценам (тарифам), и на основании которой рассчитывается размер компенсации, указывается в платежном документе, выставляемом потребителю коммунальных услуг, отдельно по каждой коммунальной услуге и в целом по всем коммунальным услугам. Условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги устанавливаются Правительством края в соответствии с настоящим Законом.

Порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги, а также условия предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (на территории Красноярского края) утверждены Постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 № 165-п «О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги».

В соответствии с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Правила, Правила предоставления коммунальных услуг), настоящие Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Согласно п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг понятия, используемые в настоящих Правилах, означают следующее: «коммунальные услуги» - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме в случаях, установленных настоящими Правилами, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений). К коммунальной услуге относится услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами; «коммунальные ресурсы» - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия, теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг и потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме. К коммунальным ресурсам приравниваются также сточные воды, отводимые по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения; «исполнитель» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; «потребитель» - собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги; «ресурсоснабжающая организация» - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов (отведение сточных вод).

В соответствии с п.п. «а, г» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке с учетом особенностей, установленных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги, в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.

Указанным обязанностям исполнителя корреспондируют право потребителя получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества (пп. «а» п. 34 Правил предоставления коммунальных услуг), а также обязанность своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг (п.п. «и» п. 34 Правил).

Согласно п.п. 36 – 38 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы. Расчетный период для оплаты коммунальных услуг устанавливается равным календарному месяцу. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций устанавливает Федеральный закон от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Отношения, связанные с горячим водоснабжением, осуществляемым с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), регулируются настоящим Федеральным законом, за исключением отношений, связанных с обеспечением качества и безопасности горячей воды (ч.ч. 1, 2 ст. 1 ФЗ «О теплоснабжении»).

Федеральный закон «О теплоснабжении» в п.п. 1, 3, 4.1 ч. 1 ст. 2 дает определения понятиям, в частности: тепловая энергия - энергетический ресурс, при потреблении которого изменяются термодинамические параметры теплоносителей (температура, давление); источник тепловой энергии - устройство, предназначенное для производства тепловой энергии; теплоноситель - пар, вода, которые используются для передачи тепловой энергии. Теплоноситель в виде воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения) может использоваться для теплоснабжения и для горячего водоснабжения.

В соответствии с ч.ч. 1, 2, 3 ст. 11 ФЗ «О теплоснабжении» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут устанавливаться органом регулирования в виде одноставочного или двухставочного тарифа. Тарифы на теплоноситель устанавливаются органом регулирования в виде одноставочного тарифа. Тарифы на тепловую энергию (мощность), тариф на теплоноситель, тарифы на услуги по передаче тепловой энергии могут быть дифференцированы в зависимости от вида или параметров теплоносителя, зон дальности передачи тепловой энергии, иных критериев, которые определены основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Из положений ч. 1 ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении» следует, что регулированию подлежат, за исключением случаев, указанных в частях 2.1 - 2.3 настоящей статьи, с учетом статьи 23.4 настоящего Федерального закона следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения: предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям; тарифы на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; тарифы на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.

В силу ч. 2.1 ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении» соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, но не выше цен (тарифов) на соответствующие товары в сфере теплоснабжения, установленных органом регулирования в соответствии с основами ценообразования в сфере теплоснабжения и правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, определяются следующие виды цен на товары в сфере теплоснабжения, за исключением тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, реализация которых необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей: 1) цены на тепловую энергию (мощность), производимую и (или) поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 2) цены на теплоноситель в виде пара, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям; 3) цены на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающей организацией, владеющей на праве собственности или ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.

С 1 января 2018 года цены, указанные в части 2.1 настоящей статьи, не подлежат регулированию и определяются соглашением сторон договора теплоснабжения и (или) договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, за исключением случаев: реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей; производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее десяти гигакалорий в час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее пятидесяти тысяч гигакалорий за 2017 год (ч. 2.2 ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении»).

Согласно ч. 3 ст. 8 ФЗ «О теплоснабжении» подлежащие регулированию цены (тарифы) на товары, услуги в сфере теплоснабжения устанавливаются в отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, и в отношении каждого регулируемого вида деятельности. При этом затраты на обеспечение передачи тепловой энергии, теплоносителя учитываются при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, реализация которых осуществляется теплоснабжающей организацией потребителям. Если теплоснабжающая организация осуществляет реализацию тепловой энергии, теплоносителя потребителям с использованием только собственных тепловых сетей, тариф на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя по сетям такой организации не устанавливается.

В соответствии с п.п. 93, 94 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения» тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям, рассчитываются как сумма следующих составляющих: а) средневзвешенная стоимость производимой и (или) приобретаемой единицы тепловой энергии (мощности); б) удельная стоимость оказываемых и (или) приобретаемых услуг по передаче единицы тепловой энергии; в) предусмотренные законодательством Российской Федерации расходы регулируемой организации по сомнительным долгам, определяемые в соответствии с подпунктом "а" пункта 47 настоящего документа, расходы на осуществление деятельности по сбыту тепловой энергии и теплоносителя, определяемые в соответствии с методическими указаниями. Единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с положениями ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как установлено в судебном заседании и следует из материалов гражданского дела, истец Тютюнников О.В. (наряду с Тютюнниковой Е.В., ФИО10, ФИО11) является собственником в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве истца – <данные изъяты> (л.д. 7, 79-80).

Согласно счетам-квитанциям за июль 2018 года – декабрь 2018 года, за коммунальные ресурсы, поставляемые в квартиру Тютюнниковых, расположенную по адресу: <адрес> лицевой счет , производились начисления коммунальной платы в размере, исходя из объемов потребления, по тарифам: водоотведение - 28,92 руб./м.куб., горячая вода (теплоноситель) – 73,24 руб./м.куб., горячая вода (тепловая энергия) – 1170,45 руб./Гкал, отопление – 1170,45 руб./Гкал; в январе 2019 года по тарифам: водоотведение – 29,41 руб./м.куб., горячая вода (теплоноситель) – 74,48 руб./м.куб., горячая вода (тепловая энергия) – 1190,29 руб./Гкал, отопление – 1190,29 руб./Гкал (л.д. 8-14).

21 января 2019 года Тютюнников О.В. обратился в ПАО «Юнипро» филиал «Березовская ГРЭС» с заявлением (претензией), в котором требовал разъяснить, на основании каких нормативно-правовых актов произошел рост тарифов выше, чем установлено Правительством РФ; предоставить расчет компенсации платы за КУ за период с июля 2018 года по декабрь 2018 года; произвести перерасчет платы за коммунальные услуги с июля по декабрь 2018 года, исходя из тарифа, действовавшего до 01.07.2018 с учетом индексации на 3,9 % (л.д. 22).

В ответе Тютюнникову О.В. на указанное заявление, директор филиала «Березовской ГРЭС» ПАО «Юнипро» ФИО17 подробно разъяснил порядок расчета размера компенсации части платы граждан за коммунальные услуги (далее – КУ), с приведением соответствующей формулы, а также, обратив внимание, что размер компенсации определяется как разница между суммой платы по всем предоставляемым коммунальным услугам (горячая вода, холодная вода, отопление, водоотведение, электроэнергия) текущего месяца (рассчитанной исходя из объемов потребления текущего месяца, но не более, чем были в декабре 2017 года) и платой за декабрь 2017 года, рассчитанной с учетом предельного индекса 3,9 % на 2018 год, указал, что размер платы за коммунальные услуги по адресу истца произведен в соответствии с действующим законодательством, основания для перерасчета отсутствуют (л.д. 23-25).

Тарифы на тепловую энергию установлены Приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края от 14.12.2017 № 390-п «Об установлении долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую публичным акционерным обществом "Юнипро" (Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, г. Сургут, ИНН 8602067092)».

Данный приказ, содержащий тарифы и долгосрочные параметры, находится в свободном доступе, то есть доступ любого лица (потребителя) к указанному приказу не ограничен.

Таким образом, истцу начислялась плата за коммунальные услуги на основании тарифов, установленных соответствующим приказом Региональной энергетической комиссии Красноярского края, который не оспорен и является действующим. Расчет платы произведен математически верно.

Согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимся в п.п. 1, 6 Постановления от 27.12.2016 № 63 «О рассмотрении судами споров об оплате энергии в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлена регулируемая цена» согласно пункту 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в предусмотренных законом случаях при определении цены за исполнение договора применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления (далее - регулирующий орган). Государственное регулирование цен соответствующих ресурсов предусмотрено статьями 23 - 23.3 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», статьями 2, 7 - 12 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», статьей 21 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации», статьями 31 - 36 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Если нормативный правовой акт признан судом недействующим в связи с завышенным размером цены ресурса, потребитель соответствующего ресурса, добросовестно оплативший его стоимость поставщику ресурса, вправе взыскать с последнего переплату, в том числе за период до признания судом нормативного правового акта недействующим (пункт 1 статьи 424, подпункт 3 статьи 1103 ГК РФ), или зачесть это требование в отношении своих обязательств перед поставщиком (статья 410 ГК РФ).

При этом довод истца о том, что рост тарифов не мог превышать 3,9 %, основан на неверном толковании норм материального права, поскольку установленный индекс (3,9 %) является средним индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, а не индексом, применяемым к тарифам.

С учетом вышеизложенного, оценив представленные доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд находит исковые требования не основанными на законе, в связи с чем, в удовлетворении исковых требований следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении исковых требований Тютюнникова Олега Владимировича к Публичному акционерному обществу «Юнипро» в лице филиала «Березовская ГРЭС» о взыскании излишне уплаченной суммы за коммунальные ресурсы, возложении обязанности применять при расчете платы за коммунальные ресурсы установленный максимальный индекс роста платы за коммунальные ресурсы, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Шарыповский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня, следующего за днем составления мотивированного решения, то есть с 05 ноября 2019 года.

Председательствующий И.А. Корнев

Мотивированное решение составлено 04 ноября 2019 года

2-167/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Тютюнников Олег Владимирович
Ответчики
ПАО "Юнипро" филиал "Березовская ГРЭС" (представители: Крамаренко А.С., Гладких В.Г., Шкиркова О.А.)
Другие
Информация скрыта
Тютюнникова Елена Анатольевна
ПАО "Красноярскэнергосбыт" (представитель Лященко Игорь Олегович)
МКУ "Служба городского хозяйства" (представитель Берестевич Оксана Николаевна)
ООО "Центр реализации коммунальных услуг" (представитель Клименко Татьяна Валерьевна)
Суд
Шарыповский районный суд Красноярского края
Дело на странице суда
sharray.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Подготовка дела (собеседование)
22.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
02.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.02.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее