Решение по делу № 2-3593/2023 от 23.06.2023

Дело №2...

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 августа 2023 года                                                                                 г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Очировой Т.В., при секретаре Шмелёвой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кутдимурадова С.М. к Министерству финансов Республики Бурятия о взыскании убытков,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец Кутлимурадов С.М. просил взыскать с Министерства финансов Республики Бурятия убытки за аренду жилого помещения в размере 660 000 руб., с Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия - неустойку за неисполнение судебного акта от 09.11.2021 г. в размере 10 000 руб. за каждый день просрочки исполнения обязательств, начиная с момента разрешения настоящего спора по существу, и до дня фактического исполнения решения Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 09.11.2021 г.

В обоснование иска указал, что заочным решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 09.11.2021 г. удовлетворены исковые требования Кутлимурадова С.М. к ответчику об обязании обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в <адрес>. Постановлением от 18.03.2022 г. возбуждено исполнительное производство, однако до настоящего времени решение суда не исполнено. В настоящее время с 11.05.2022 г. он проживает в однокомнатной квартире по договору аренды по адресу: <адрес>, за которую оплачивает 15 000 руб. в месяц, в связи с чем понес расходы на сумму 195 000 руб. Кроме того, в период с 22.09.2019 г. по 22.04.2022 г. он проживал в арендуемой квартире по адресу: <адрес>, за которую также оплачивал 15 000 руб. ежемесячно, всего внес оплату в размере 465 000 руб.. Итого он потратил на аренду квартир и понес убытки на сумму 660 000 руб..

В судебном заседании представитель истца Дашиев В.В., действующий на основании доверенности, исковые требования уменьшил, просил о взыскании с ответчика - Министерства финансов Республики Бурятия убытков за аренду жилого помещения в размере 660 000 руб., в настоящем судебном процессе просил не рассматривать требования, заявленные к Министерству социальной защиты РБ, о взыскании неустойки, а также просил изменить процессуальный статус Министерства социальной защиты Республики Бурятия - с ответчика на третье лицо. Уточненные исковые требования поддержал.

В судебном заседании Кутлимурадов С.М. исковые требования с учетом уточнений поддержал.

Представитель ответчика - Министерства финансов Республики Бурятия в суд не явился, о слушании дела уведомлены надлежаще, просили о рассмотрении дела в их отсутствие, представили суду письменный отзыв. Ранее в ходе судебного разбирательства исковые требования полагали не подлежащими удовлетворению по доводам, указанным в отзыве на иск.

Представитель третьего лица - Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия по доверенности Данзанова С.В. полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Третье лицо - Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия в суд своего представителя не направило, о слушании дела уведомлены надлежаще.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что Кутлимурадов С.М., *** г.р. относится к лицам из числа детей-сирот детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилья на праве собственности или на условиях социального найма.

Заочным решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 09.11.2021 г. удовлетворены исковые требования Кутдимурадова С.М. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма по месту жительства в г. Улан-Удэ. 18.03.2022 г. возбуждено исполнительное производство, должником по которому является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 28.02.2023 г. удовлетворен частично административный иск Кутлимурадова С.М., с Министерства финансов Республики Бурятия взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 33 000 руб., судебные расходы - 300 руб.

Настоящим иском истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 660 000 руб., ссылаясь на то, что по причине неисполнения решения суда от 09.11.2021 г. до настоящего времени он вынужден нести расходы в виде арендной платы на аренду квартир, в которой он проживает, по адресу <адрес>, и проживал ранее: <адрес>. В доказательство понесенных расходов приложил расписки о получении денежных средств арендодателем и договоры аренды.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

В соответствии со ст. 9 Закона Республики Бурятия от 11.10.2012 г. № 2897-IV, гарантии и меры социальной поддержки детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных организациях), установленные настоящим законом, осуществляются за счет средств республиканского бюджета.

В соответствии со ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере, под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Как определено в ст. 16 Гражданского кодекса Российской Федерации, убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В силу ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу приведенных норм лицо (потерпевший), защищающее свои гражданские права путем возмещения убытков, причиненных государственным органом, органом местного самоуправления либо должностными лицами этих органов, должно доказать совершение этим органом или его должностным лицом противоправных действий (бездействия), возникновение у потерпевшего убытков и их размер, причинно-следственную связь между действием (бездействием) и его последствиями.

В соответствии с п. 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты населения РБ, утвержденного Постановлением Правительства РБ от 06.03.2014 N 88 "О Министерстве социальной защиты населения РБ", Министерство социальной защиты населения РБ является исполнительным органом государственной власти РБ, осуществляющим реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социальной защиты населения РБ, в том числе в области социальной защиты семьи и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Согласно абз. 4 п. 8 Положения о порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного приложением №4 к постановлению Правительства РБ от 31.03.05 № 102 уполномоченным органом исполнительной власти Республики Бурятия по обеспечению предоставления детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений является Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия.

Постановлением Правительства Республики Бурятия от 14.03.2014 № 107 «Об утверждении Государственной программы Республики Бурятия «Социальная поддержка граждан» предусмотрено, что Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств, предусматриваемых в бюджете на строительство и приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья в соответствии с требованиям ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ осуществляет функции заказчика по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.

Процедуры формирования специализированного жилищного фонда включают в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрацию права собственности и оперативного управления.

Министерство социальной защиты населения РБ организует формирование и ведение общего (сводного) списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В соответствии с Соглашением с Минстроем России от 23.12.2022 № 069-09-2023-078 ежегодно предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений лицам указанной категории. В 2023 г. предусмотрен общий объем субсидии в размере 270 582,2 тыс. руб., в том числе средства ФБ – 254 347,3 тыс. руб., средства Республики Бурятия – 16 234,9 тыс. руб., плановое количество обеспеченных жилыми помещениями составляет 100 чел. Распределены бюджетные ассигнования на единовременную выплату детям-сиротам на приобретение жилых помещений, удостоверяемой сертификатом, на единовременные выплаты лицам указанной категории выделено 150 млн. руб., дополнительно рабочей группой выделено 30 млн. руб. Распоряжениями от 17.04.2023 из республиканского бюджета на приобретение жилых помещений дополнительно выделены 5,1 млн. руб., 18.04.2023 – 12,8 млн. руб., 19.04.2023 – 30,4 млн. руб. ГКУ РБ «УКС ПРБ» проведено 273 торгов, заключено 111 госконтрактов на сумму 261,2 млн. руб., приобретено 77 жилых помещений на сумму 190,4 млн. руб. В соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. от 30.03.2023 № ММ-П48-4467 разработана Региональная программа ликвидации до 2030 г. задолженности по обеспечению жильем лиц указанной категории, финансирование которой планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета, но фактически реализация Программы возможна только при условии софинансирования из средств федерального бюджета или в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субвенций и федерального бюджета. В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства РФ и РБ постоянно направляются сведения о потребности в жилых помещениях, в том числе по вынесенным судебным решениям, неоднократно запрашивалось дополнительное финансирование из средств республиканского и федерального бюджета.

Таким образом, установлено, что Министерство социальной защиты населения РБ проводит весь возможный объем работы, принимает все меры по исполнению жилищных прав лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, вины министерства социальной защиты в неисполнении решения суда от 09.11.2021 г. судом не установлено.

Учитывая указанные обстоятельства, оценив по правилам ст.69 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание ст.ст.15, 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований истца о возмещении убытков, понесенных в связи с оплатой жилья по договору найма, в связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями исполнительного органа государственной власти субъекта РФ - Министерства социальной защиты Республики Бурятия и возникшими убытками.

Суд приходит к выводу о том, что истец не представил суду доказательств, подтверждающих, что он должен будет произвести расходы в виде уплаты арендных платежей за найм жилого помещения в связи с непредставлением жилых помещений по решению суда, а также наличия причинно-следственной связи между бездействием органа исполнительной власти субъекта РФ и его последствиями.

Доказательств, свидетельствующих о том, что расходы истца, связанные с наймом жилого помещения у третьих лиц, являлись вынужденными, обусловленными именно бездействием Министерства социальной защиты населения РБ, лишившего истца единственной возможности для проживания, не представлены. Плата, за счет которой истцу было предоставлено жилое помещение, по смыслу ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации, к его убыткам отнесена быть не может, так как найм жилого помещения осуществлялся усмотрением истца и способом восстановления его права, нарушенного Министерством социальной защиты населения РБ, не являлся.

Следует отметить, что сама по себе несвоевременность исполнения решения суда не свидетельствует как о противоправности действий (бездействия) министерства социальной защиты по отношению к истцу, так и о причинно-следственной связи между действием (бездействием) органа исполнительной власти субъекта РФ и оплаченными истцом третьим лицам денежными средствами за найм жилого помещения. Возмещение расходов на коммерческий найм жилого помещения в качестве мер социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, законом не предусмотрено.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о недоказанности незаконности действий (бездействия) исполнительного органа субъекта РФ - Министерства социальной защиты населения РБ, отсутствия совокупности элементов деликтной ответственности, необходимых в силу закона для возложения на ответчика -финансового органа субъекта РФ - Министерства финансов Республики Бурятия ответственности по возмещению убытков, в виде расходов на коммерческий найм жилого помещения.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Кутдимурадова С.М. (...) к Министерству финансов Республики Бурятия (ИНН 0323054892) о взыскании убытков оставить без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 28.08.2023 г.

Судья                                                                                     Т.В. Очирова

УИД ...

2-3593/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кутлимурадов Султанбек Машарипович
Ответчики
Министерство финансов Республики Бурятия
Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия
Другие
Дашиев Владимир Валерьевич
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Очирова Татьяна Валериевна
Дело на сайте суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
23.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.07.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
11.07.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.07.2023Подготовка дела (собеседование)
25.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.08.2023Судебное заседание
21.08.2023Судебное заседание
23.08.2023Судебное заседание
28.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Дело оформлено
23.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее