48RS0001-01-2020-000212-20
Дело № 2-1130/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 июля 2020 года г. Липецк
Советский районный суд г. Липецка в составе:
председательствующего Устиновой Т.В.,
при секретаре Левчук Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Липецка, департаменту дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов,
УСТАНОВИЛ:
Липецкий межрайонный природоохранный прокурор обратился с иском к администрации г. Липецка о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов. Свои требования мотивировал тем, что по заявлению Жирова В.А. была проведена проверка по вопросу наличия несанкционированной стихийной свалки. Расположенной в овраге трансформаторной подстанции на ул. Верхней г. Липецка в непосредственной близости от д.№ 83, в ходе которой и было установлено, что вблизи дома № 83 имеется углубление в виде оврага, на склоне которого была обнаружена стихийная свалка твердых коммунальных, строительных и растительных отходов площадью 0,50 га, объемом свыше 500 куб.м., что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, а поэтому в судебном порядке просил возложить на администрацию г. Липецка обязанность организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов.
В последующем истцом были уточнены исковые требования, в соответствии с которыми истец просил возложить обязанность организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов на администрацию г. Липецка, департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка., указав, что в данном случае ответственным лицом выступает администрация г. Липецка, а поскольку департамент также является самостоятельным муниципальным органом, то непосредственно данная обязанность может быть возложена и на департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Заинтересованное лицо – Жиров В.А. в судебном заседании исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению, ссылаясь на те же доводы.
Представитель ответчика администрации г. Липецка, действующая на основании доверенности, Казьмина Н.М. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на то, что департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка непосредственно участвует в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а поэтому администрация г. Липецка в данном случае не является надлежащим ответчиком.
Представитель департамента дорожного хозяйства благоустройства администрации г. Липецка по доверенность Казьмина Н.М. исковые требования, предъявленные к департаменту дорожного хозяйства не признала, ссылаясь на то, что указанная истцом свалка образована исключительно по вине жильцов ул. Верхней г. Липецка. До настоящего времени указанная свалка не была ликвидирована, поскольку в месте ее образования сложный рельеф местности, склон оврага, что значительно затрудняет работу тяжелой техники. В случае удовлетворения исковых требования, просила предоставить срок для выполнения работ до 01.10.2021 года, поскольку на 2020 год бюджет уже сформирован, денежные средства для выполнения данных работ не были заложены в бюджет, а поэтому просила увеличить срок выполнения работ.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица АО «ЭкоПром-Липецк» по доверенности Мыза Н.С. разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда, указав, что свои обязательства по вывозу бытового мусора на ул. Верхней г. Липецка АО «ЭкоПром-Липецк» выполняет надлежащим образом.
Представитель привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Управления Октябрьским округом администрации г. Липецка по доверенности Попова М.Ю. разрешение исковых требований оставила на усмотрение суда, указав, что в отношении данной ситуации никаких жалоб и обращение в Управление Октябрьским округом не поступало.
Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского кодекса РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 1 ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов;
В силу ст. 13 названного закона Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 51 Федерального закона РФ «Об охране окружающей среды» Отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
2. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом» Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судом установлено, что 10.01.2019 года Липецкой межрайонной природоохранной прокуратурой по обращению Жирова В.А. была проведена проверка по вопросу наличия несанкционированной стихийной свалки, расположенной в овраге около трансформаторной подстанции на ул. Верхней г. Липецка в непосредственной близости от д. 83.
Проверка проводилась комиссионно с привлечением специалистов Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области и департамента дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка.
В ходе проведенной проверки было установлено, что в непосредственной близости от д. 83 по ул. Верхняя г. Липецка имеется углубление в виде оврага, на склоне которого была обнаружена стихийная свалка твердых коммунальных, строительных и растительных отходов в тои числе продукции из целована незагрязненного, растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками, тара стеклянная незагрязненная, отходы полиэтиленовой тары незагрязненной, древесных отходов от сноса и разборки зданий площадью около 0,50 га объемом свыше 500 куб.м.
Указанные обстоятельства подтверждаются справкой о результатах осмотра территории ведущего консультанта отдела по обращению с отходами Управления экологии и природных ресурсов Липецкой области от 10.01.2020 года, фотоматериалами, объяснениями представителя истца, Жирова В.А.
Кроме того, данные обстоятельства никем не были оспорены, при этом истец, ссылаясь на нормы законы указанные выше полагал, что на администрацию г. Липецка должна быть возложена обязанность по организации ликвидации выявленной свалки.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении данного дела нашел подтверждение факт образования несанкционированного места размещения твердых коммунальных, строительных и растительных отходов в непосредственной близости от д. 83 по ул. Верхняя г. Липецка, которое образовалось в результате хозяйственной деятельности жителей частного сектора по ул. Верхней г. Липецка, не заключивших договоры на вывоз отходов.
О наличии данной несанкционированной свалки органам муниципальной власти было известно, поскольку житель д. 81 Жиров В.А. неоднократно на протяжении длительного времени сообщал о наличии данной свалки в управление экологии и природных ресурсов Липецкой области, отдел охраны окружающей среды администрации г. Липецка, что подтверждается документально, соответственно, структурные подразделения администрации г. Липецка были в курсе сложившейся проблемы, однако, данная проблема органами муниципальной власти не была разрешена до настоящего времени. Также указанные обстоятельства не были опровергнуты представителем ответчиков.
Доводы представителя ответчиков о том, что данная свалка образовалась исключительно по вине жителей частного сектора ул. Верхней, а также о том, что до настоящего времени указанная свалка не была ликвидирована, поскольку в месте ее образования сложный рельеф местности, склон оврага, что значительно затрудняет работу тяжелой техники, суд не принимает во внимание, поскольку не является каким-либо обстоятельством, освобождающим ответственной лицо от выполнения тех зада и функций, которые на него возложены.
Судом также были проверены обстоятельства связанные с выполнение АО «ЭкоПом –Липецк» свих обязанностей по вывозу мусора из частного сектора по ул. Верхней г. Липецка.
Судом установлено, что свои обязательства АО «Эко-Пром-Липепцк» в указанном месте города Липецка выполняет своевременно и надлежащим образом, что подтверждается представленными доказательствами: маршрутными графиками, путевыми листами и доказательств обратного суду не было представлено.
Наличие указанного места несанкционированного размещения разного рода отходов, которое располагается в непосредственной близости от мест проживания граждан причиняет как вред окружающей среде, так и грубо нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду, что ни при каких обстоятельствах не допустимо.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования о возложении обязанности по организации сбора и вывоза твердых коммунальных, строительных и растительных отходов подлежат удовлетворению.
Определяя лицо, на которое должна быть возложена обязанность по сбору и вывозу твердых коммунальных, строительных и растительных отходов, суд исходит из следующего.
Так, в соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского поселения отнесено участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно Положению о департаменте дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, утвержденного решением Липецкого городского Совета депутатов от 26.01.2017 года № 342, Департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации города Липецка (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом - структурным подразделением администрации города Липецка, осуществляющим полномочия в области дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечения безопасности дорожного движения на них, а также организации благоустройства территорий города Липецка.
Департамент является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления, самостоятельный баланс, лицевые счета, открытые в установленном порядке, печать с изображением герба города Липецка и своим наименованием, другие печати, штампы и бланки, необходимые для его деятельности (п.2 ст. 1).
Статьей 3 Положения закреплено, что одной из функций департамента является участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что в сферу деятельности Департамента входит организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, соответственно, Департамент непосредственно участвует в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Также согласно объяснениям и представителя ответчиков, Департамент является главным администратором доходов бюджета г. Липецка, денежные средства, запланированные в бюджете г. Липецка на плановый 2020, 2021 и 2022 годы включают в себя денежные средства, выделенные на организацию деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В материалах дела имеется подпрограмма 2 «Приведение территории города Липецка в соответствие с требованиями правил благоустройства территорий города Липецка» муниципальной программы «благоустройство территории города Липецка», утвержденной постановлением администрации г. Липецка от 14.10.2016 года № 1854, согласно которой определен общий объем финансирования за счет средств бюджета города с разбивкой по годам, ответственным исполнителем указан департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка и в общей характеристике сферы реализации подпрограммы 2 сказано, что проблемой города является образование несанкционированных мест размещения отходов на территории города, которые образуются в результате хозяйственной деятельности жителей частного сектора и юридических лиц, не заключающих договоры на вывоз отходов.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, суд приходит к выводу, что обязанность по сбору и вывозу твердых коммунальных, строительных и растительных отходов должна быть возложена именно на департамент дорожного хозяйства и благоустройства, поскольку департамент является самостоятельным юридическим лицом, главным распорядителем бюджетных средств в части благоустройства территорий города Липецка. Указанная обязанность непосредственна закреплена в Положении о данном департаменте.
Таким образом, с учетом вышеперечисленных нормативно-правовых актов, суд приходит к выводу о том, что надлежащим ответчиком по делу является департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка, поскольку именно департаменту было передано осуществление государственных полномочий, связанных с организацией деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а поэтому исковые требования, предъявленные к администрации г. Липецка не могут быть удовлетворены.
В своих исковых требованиях истец просил возложить обязанность по вывозу мусора в срок до 01.07.2021 года.
Представитель департамента в случае удовлетворения иска просила увеличить данный срок, ссылаясь на те обстоятельства, что указанная свалка находится в труднодоступном для тяжелой техники месте, требует значительных материальных затрат на ее ликвидацию, а также необходимы благоприятные климатические условия для ликвидации данной мусори в отсутствие густой растительности, а поэтому просила установить срок до 01.10.2021 года., против чего не возражали лица, участвующие в деле.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на департамент дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Липецка обязанность в срок до 01.10.2021 года организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов, расположенных в непосредственной близости от дома № 83 по ул. Верхней г. Липецка в кадастровом квартале 48:2:0045801 на склоне оврага площадью 0,50 га объемом 500 куб.м.
В удовлетворении исковых требований Липецкого межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Липецка о возложении обязанности организовать сбор и вывоз твердых коммунальных, строительных и растительных отходов отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Т.В. Устинова
Мотивированное решение составлено 14.07.2020 года.