Дело №а-21/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
6 апреля 2018 года п. Комаричи Брянской области
Комаричский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Бушуевой О.В.
при секретаре Вдовенковой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Косничана Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о признании незаконными решений о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на вновь образованный объект недвижимости и об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете прав на вновь образованный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ:
Косничан Ю.А. обратился в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что он является собственником ? доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером <данные изъяты> расположенный по адресу: <данные изъяты>
Заочным решением Комаричского районного суда Брянской области от 12.12.2014 года указанные доли были выделены из общей долевой собственности в собственность предыдущих собственников И.В.. и В,С. которые до отчуждения долей в натуре их не выделяли.
С целью выделения принадлежащей истцу доли в праве общей долевой собственности на вышеуказанный земельный участок истец подал заявление об одновременном осуществлении государственного кадастрового учета на вновь образуемые объекты недвижимости и государственной регистрации права собственности на них.
24.08.2017 года осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права собственности на земельный участок, площадью 771 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> было приостановлено согласно полученным уведомлениям от 24.08.2017 года № <данные изъяты>, № <данные изъяты>. Основанием приостановления стало то, что в орган регистрации прав с заявлением о государственном учете и государственной регистрации прав необходимо обратиться всем собственникам исходного земельного участка.
Апелляционной комиссией по обжалованию решений о приостановлении государственного кадастрового учета Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области принято решение от 16.10.2017 года №32/17-22 об отклонении заявления об обжаловании решения о приостановлении.
Истец считает решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права на вновь образуемый объект - земельный участок площадью 771 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты>, незаконными, и просит обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на вновь образуемый объект недвижимости.
В ходе рассмотрения дела административный истец уточнил исковые требования и дополнительно просил признать незаконным решения (уведомления) об отказе в государственной регистрации и кадастровом учете прав на вновь образованный земельный участок.
Представитель административного ответчика - главный специалист эксперт Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам Управления Росреестра по Брянской области Михайлина Е.В. предоставила отзыв на исковое заявление, в котором просила отказать в заявленных требованиях, поскольку документы, предоставленные административным истцом на кадастровый учет и государственную регистрацию, не соответствуют требованиям ст. 41 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О государственной регистрации недвижимости». В данном случае необходимо обращение всех собственников земельного участка для раздела его на два самостоятельных объекта. По заочному решению суда собственниками на праве общей долевой собственности являются К.С. и И.С. но они не обращались за государственной регистрацией своего права. Решение суда от 12.12.2014 года не может быть основанием для проведения кадастрового учета и государственной регистрации, так как его субъектом является И.В.. и В.С. а не Косничан Ю.А.
У административного истца возникло право долевой собственности на земельный участок на основании договора купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08.05.2015 года и договора дарения жилого дома и земельного участка от 17.04.2015 года, но до проведения данных сделок прежние собственники - И.В. и В.С. не обращались в Росреестр с заочным решением о выделе своих долей на жилой дом и земельный участок в натуре.
Считает, что в представленное административным истцом заочное решение от 12.12.2014 года не могло быть основанием для проведения кадастрового учета и государственной регистрации права по его заявлению, поскольку субъектами данного заочного решения являлись Назаровы, а не Ю.А.
Прежние истцы по делу не обращались в Росреестр по выделу своих долей в натуре. Определение Комаричского районного суда от 27.12.2017 года устранило лишь одно из оснований, явившихся причиной приостановления и отказа в государственной регистрации, но оно не является поводом в возобновлении государственной регистрации и доказывает правильность принятого решения об отказе в государственной регистрации.
Другие сособственники - К.С. и И.С. не обращались в Управление Росреестра в Брянской области с заявлением о разделе жилого дома и земельного участка, нет сведений о том, как именно они хотят реализовать свое право общей долевой собственности. Полагает, что решение юридической судьбы жилого дома и земельного участка по заявлению только одного сособственника - Ю.А. не соответствует законодательству.
В судебное заседание административный истец Ю.А. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, поддержал заявленные административные исковые требования.
В судебное заседание представитель административного ответчика – Управление Росреестра по Брянской области и государственный регистратор - Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам Управления Росреестра по Брянской области Михайлина Е.В., заинтересованные лица - И.С. и К.С. не явились, будучи надлежаще уведомленные о дате и времени рассмотрения дела, не представили сведений об уважительности своей неявки и не ходатайствовали об отложении дела.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие участников процесса.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
На основании пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Решением Комаричского районного суда Брянской области от 12.12.2014 года было прекращено право общей долевой собственности на земельный участок, общей полезной площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <данные изъяты> произведен раздел указанного недвижимого имущества.
В общую долевую собственность И.В. и В.С. была выделена часть земельного участка площадью 771 кв.м. В общую долевую собственность К.С. и Н. И.С.. выделена часть земельного участка полезной площадью <данные изъяты> кв.м.
На основании договора купли-продажи от 08.05.2015 года и свидетельства о государственной регистрации права от 21.05.2015 года административный истец является собственником ? доли в праве общей долевой собственности земельного участка, общей площадью 1028 кв.м., кадастровый номер <данные изъяты>, расположенного по адресу: <данные изъяты>
Административный истец 10.08.2017 года обратился с заявлениями №<данные изъяты> и №<данные изъяты> о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, расположенного по адресу: <данные изъяты> предоставив решение Комаричского районного суда от 12.12.2014 года, договор купли-продажи жилого дома и земельного участка от 08.05.2015 года.
Уведомлениями Управления Росреестра по Брянской области в лице Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам от 24.08.2017 года №<данные изъяты> и №<данные изъяты> осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, на вновь образованный объект недвижимости было приостановлено сроком на три месяца, поскольку необходимо подать заявление о государственном кадастровом учете недвижимого имущества и государственной регистрации права всем собственникам исходного земельного участка.
Решением заседания апелляционной комиссии по обжалованию решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета Управления Росреестра по Брянской области №32/17-22 от 16.10.2017 года по итогам рассмотрения заявления от 29.09.2017 года об обжаловании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении документов необходимых на осуществления государственного кадастрового учета, оно было отклонено. Комиссия пришла к выводу, что оспариваемые решения о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав от 24.08.2017 года соответствуют п.5 ч.1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 года №218-ФЗ, поскольку ч.2 и ч.3 ст. 41 Закона о регистрации в случае образования двух и более земельных участков в результате раздела земельного участка, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в отношении всех образуемых земельных участков. При этом снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов. Заявление о государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав поступило только от одного сособственника Косничана Ю.А., что противоречит указанным выше нормам закона о регистрации.
24.11.2017 года №<данные изъяты>, <данные изъяты> по истечении срока приостановления заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на земельный участок, расположенный по адресу: <данные изъяты>, было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объект недвижимости в виду неустранения причин, препятствовавших осуществлению государственной регистрации.
Статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее Закон N 218-ФЗ).
Статья 26 Закона № 218-ФЗ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав, в том числе, такие как непредставление документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета (пункт 5 части 1 статьи 26 Закона о регистрации).
Согласно части 3 статьи 41 Закона № 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В силу пункта 4 части 8 статьи 41 Закона № 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.
Как разъяснено в пункте 21 Обзора Президиума ВС РФ от 30.11.2016 года, если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случае, прямо предусмотренном законом.
Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если федеральным законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами (ч. 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
При этом в силу ч. 5 ст. 18 Закона № 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
На основании ч. 2 ст. 13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
Вступившее в законную силу заочное решение Комаричского районного суда Брянской области от 12.12.2014 года подлежит безусловному исполнению и является самостоятельным основанием для осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права собственности И.В. и В.С.., К.С. и И.С.
Вместе с тем, И.В.., действуя в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего В.С.., в органы государственной регистрации об исполнении заочного решения не обращалась, а продала 3/4 долю земельного участка Косничану Ю.А. согласно договору купли-продажи от 08.05.2015 года.
В заочном решении от 12.12.2014 года административный истец как сторона по делу не поименован, поэтому осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости по п.4 ч. 8 ст. 41 Закона № 218-ФЗ не представлялось возможным.
Определением Комаричского районного суда от 17.01.2018 года Ю.А.. признан правопреемником истцов по указанному выше решению суда. Основанием для такой замены явилось неисполненное решение суда на дату вынесения определения суда.
Определение вступило в законную силу 02.02.2018 года.
Поскольку указанное определение было вынесено уже после отказа в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права административному истцу, то правовых оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации не имелось.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Косничана Ю.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области и государственному регистратору Межмуниципального отдела по Севскому и Комаричскому районам Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области Михайлиной Е.В. о признании решений регистратора Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о приостановлении и об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на вновь образуемый земельный участок, площадью 771 кв.м., расположенный по адресу: <данные изъяты> и об обязании осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию права на вновь образуемый земельный участок отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Комаричский районный суд Брянской области в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья О.В.Бушуева