Решение по делу № 2а-321/2022 (2а-3794/2021;) от 22.10.2021

Производство № 2а-321/2022

УИД 67RS0003-01-2021-006377-69

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

                                                   19 января 2022 года

Промышленный районный суд г. Смоленска

           в составе:

           председательствующего судьи Волковой О.А.,

           при помощнике                              Сухих Т.П.,

           рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ИФНС России по г. Смоленску к Сергиенко Владимиру Николаевичу о взыскании недоимки по налогу и пени,

у с т а н о в и л:

ИНФС России по г. Смоленску, уточнив требования, обратилась в суд с административным иском к Сергиенко В.Н. о взыскании задолженности по налогам, указав в обоснование заявленных требований, что административный ответчик является плательщиком налогов. Так, ответчику в отчетный периоды за 2015, 2016 и 2018 годы начислен налог на имущество, который с учетом частичной оплаты составил 2137 руб. В связи с неуплатой в установленный срок налога, административным истцом начислены пени в размере 38,80 руб. Направленные требования об уплате налога и пени налогоплательщиком не исполнены. Истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности, который определением от 30.09.2020 отменен в связи с поступлением возражений от должника. Указанное определение поступило в адрес Инспекции 21.10.2020. В связи с осуществлением принудительных мер взыскания в отношении Сергиенко В.Н. судебный приказ был направлен на исполнение в ПАО « Сбербанк России». 09.10.2020 требования, заявленные в судебном приказе, исполнены в полном объеме. 20.04.2021 мировым судьей судебного участка № 12 г. Смоленска вынесено определение о повороте исполнения судебного приказа. 13.09.2021 в адрес Инспекции поступило заявление от Сергиенко В.Н. о возврате денежных средств. 15.09.2021 административным истцом произведен возврат денежных средств.

Просит суд восстановить срок на принудительное взыскание задолженности, взыскать с административного ответчика сумму задолженности по уплате налога на имущество физических лиц в размере 2137 руб. и пени по нему в размере 38,80 руб.,

В судебном заседании представитель ИФНС России по г. Смоленску Жулаев А.В. действующий на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержал в полном объеме. Дополнительно отметил, что ввиду того, что инвентаризационная оценка жилых объектов недвижимого имущества с учетом коэффициента-дефлятора за 2018г. находится в диапазоне от 500 000 рублей до 1 000 000 рублей (включительно), Инспекцией произведен расчет налога на имущество физических лиц по ставке 0,9 %, о чем в адрес налогоплательщика было направлено уведомление о перерасчете налога. В остальном расчёт налога на имущество физических лиц произведён в соответствии с законодательством. Ходатайствовал о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд, поскольку взысканные с административного ответчика денежные средства были ему возвращены 15.09.2021, а до этого момента задолженность считалась погашенной. Просил иск удовлетворить.

Административный ответчик Сергиенко В.Н. в судебном заседании административные исковые требования не признал, указывая на то, что состав имущества не меняется, но Инспекцией применяются разные ставки для расчета налога, размер которого увеличивается. Кроме того, из представленного расчета не усматривается, применяется при его расчете имеющиеся у него налоговые льготы. Указал, что оснований для восстановления административному истцу пропущенного срока не имеется. Просил в удовлетворении иска отказать.

Суд, заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с данным Кодексом возложена обязанность уплачивать налоги (статья 19); эта обязанность возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных данным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах (пункт 1 статьи 44); обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.

В соответствии со статьей 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Однако, в ряде случаев (при уплате имущественных налогов налогоплательщиками - физическими лицами) обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52). В процессе реализации указанных норм обязанность по уплате налога не может возникнуть у налогоплательщика ранее даты получения им налогового уведомления, что прямо следует из пункта 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации.

Такой порядок, являясь существенным элементом налогового обязательства, направлен, прежде всего, на своевременное и безошибочное исполнение конституционной обязанности в отношении налога, имеющего особенности исчисления и уплаты физическими лицами, что не исключает возможности опровержения налогоплательщиком при рассмотрении соответствующего спора в суде (в том числе по иску налогового органа о взыскании недоимки по налогу) факта получения им налогового уведомления (Определение от 08.04.2010 года № 468-О-О).

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

В соответствии с ч. 3 ст. 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Согласно ч. 1 ст. 399 НК РФ, налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (ст. 400 НК РФ).

В соответствии с п.2 ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается квартира, гараж расположенные в пределах муниципального образования.

В судебном заседании установлено, что Сергиенко В.Н. состоит на налоговом учете в инспекции качестве налогоплательщика.

Так, в заявленный для расчета налога налоговые периоды 2015, 2016 и 2018 года на его имя по данным инспекции зарегистрировано следующее имущество:

- квартира, расположенная по адресу: <адрес> (с 22.06.2015 по 01.03.2019);

-жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> 27.12.2010 по 28.04.2016);

-жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> (с 08.09.2014);

-квартира, расположенная по адресу: <адрес> (14.11.2008);

- квартира, расположенная по адресу: <адрес> (с 14.06.2013 по 21.09.2020),

в связи с чем, ему был начислен имущественный налог по данным объектам налогообложения за указанный период, который не был оплачен в полном объеме, в связи с чем, образовалась недоимка в размере 2137 руб. Поскольку налог не был своевременно оплачен, были начислены пени в размере 38,80 руб.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке ст. ст. 69, 70 НК РФ.

Статьей 72 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней. Порядок исчисления пеней определен в ст. 75 НК РФ, которой предусмотрено взимание пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, которая устанавливается в размере 1/300 процента ставки рефинансирования Центробанка РФ.

Налоговым органом в адрес Сергиенко В.Н. было направлено налоговые уведомления, которые не были исполнены.

В связи с неисполнением обязанности по уплате налогов Сергиенко В.Н. направлялись заказным письмом требования N 8125 от 10.02.2017 и № 43406 от 24.06.2019 о необходимости оплатить налоги и начисленные пени за просрочку платежей до 21.03.2017 и 23.09.2019 соответственно, что не было исполнено.

Как указывает административный истец, данные требования административным ответчиком в добровольном порядке в полном объеме не исполнены.

Согласно ч. 2 ст. 286 КАС РФ, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Процедура и сроки взимания задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 НК РФ, главой 32 КАС РФ.

В силу пункта 2 статьи 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ, требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Из системного анализа приведенных выше правовых норм следует, что при отсутствии спора о праве, налоговый орган вправе обратиться к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с физического лица налога, сбора, пеней, штрафов, однако пропуск установленного законом срока для обращения в суд, препятствует вынесению судебного приказа.

Мировым судьей судебного участка № 12 в г. Смоленске 16.06.2020 вынесен судебный приказ № 2а-2157/2020-12 о взыскании задолженности по налогам, который впоследствии был отменен 30.09.2020 на основании поступивших от должника возражений. Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес Инспекции 21.10.2020.

Данный судебный приказ был направлен 08.10.2020 на исполнение в ПАО "Сбербанк России", который был исполнен 09.10.2020 в полном объеме.

20.04.2021 мировым судьей судебного участка № 12 в г. Смоленске было вынесено определение о повороте исполнения судебного приказа по делу № 2А-2157/2020-12, которое поступило в адрес Инспекции 06.07.2021.

13.09.2021 в Инспекцию поступило заявление от Сергиенко В.Н. о возврате указанных денежных средств, которое было исполнено 15.09.2021.

Разрешая ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока подачи административного искового заявления, суд исходит из следующего.

В соответствии с ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд не находит оснований для признания причины пропуска срока подачи иска уважительными и его восстановлении.

Как следует из материалов дела, об отмене судебного приказа налоговому органу стало известно 21.10.2020 ( л.д. 11), с административным исковым заявлением обратились в суд 21.10.2021, то есть с пропуском установленного законом шестимесячного срока со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа и со дня получения копии указанного определения.

Ссылка административного истца на то обстоятельство, что на момент отмены судебного приказа правовых оснований для обращения с иском в суд не имелось, в связи с указанием в программе об отсутствии задолженности, не состоятельна по следующим основаниям.

Определением мирового судьи судебного участка N 12 г. Смоленска от 20.04.2021, произведен поворот исполнения судебного приказа, и данное определение поступило в адрес Инспекции 06.07.2021.

Рассмотрение заявления Сергиенко В.Н. о повороте исполнения решения суда не влечет продление процессуального срока обращения в суд, поскольку законодатель установил, что такой срок исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

С момента отмены судебного приказа налоговый орган в соответствии со статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации был вправе обратиться в суд, так как налогоплательщик при отмене взыскания задолженности по налогам не мог быть признан исполнившим обязанность по их уплате, поскольку с этого момента взысканные денежные средства, как необоснованно перечисленные на основании отмененного судебного акта, подлежали возврату ответчику в силу положений ст.361 КАС РФ.

Прямо допуская возможность предъявления исковых требований сразу после отмены исполненного судебного приказа, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пункте 35 своего постановления от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве" обратил внимание на то, что отмена судебного приказа является самостоятельным основанием для поворота исполнения судебного акта, если на момент подачи заявления о повороте исполнения судебного приказа или при его рассмотрении судом не возбуждено производство по делу на основании поданного взыскателем искового заявления.

Отмена судебного приказа позволяла налоговому органу предъявить административные исковые требования в суд в течение шести месяцев с момента его отмены, и настоящее административное исковое заявление было подано в суд с нарушением процессуальных сроков на его подачу.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что правовых оснований для восстановления административному истцу срока обращения с настоящими требованиями в суд не имеется, в связи с чем, заявленное представителем ИФНС России по г. Смоленску ходатайство удовлетворению не подлежит, что служит достаточным основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

Частью 5 ст. 180 КАС РФ установлено, что в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.

Таким образом, принимая во внимание пропуск установленного законом срока обращения за судебной защитой, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований ИФНС России по г. Смоленску о взыскания с Сергиенко В.Н. налога и пени.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

в удовлетворении требований Инспекции Федеральной налоговой службы России по городу Смоленску к Сергиенко Владимиру Николаевичу о взыскании налога и пени отказать.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Промышленный районный суд г. Смоленска в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.

Судья                                                                 О.А. Волкова

2а-321/2022 (2а-3794/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Инспекция федаральной налоговой службы России по г. Смоленску
Ответчики
Сергиенко Владимир Николаевич
Суд
Промышленный районный суд г. Смоленск
Судья
Волкова Ольга Александровна
Дело на странице суда
prom.sml.sudrf.ru
22.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
12.01.2022Судебное заседание
19.01.2022Судебное заседание
02.02.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее