Дело №2а-1643/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд в составе:
председательствующий судья Утянский В.И.,
при секретаре Евсевьевой Е.А.,
рассмотрев в отрытом судебном заседании 22 мая 2019г. в г. Ухте дело по заявлению Мухтарли А.Р. кызы к МВД по Республике Коми о признании незаконным и отмене решения от 04.04.2019г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание,
у с т а н о в и л:
Мухтарли А.Р.кызы обратилась в Ухтинский городской суд с административным исковым заявлением о признании незаконным и отмене решения МВД по РК от 04.04.2019г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание.
Административный истец и представитель административного истца в судебное заседание не прибыли, извещены надлежащим образом.
Представитель административного ответчика в суд не прибыл, в письменном отзыве не согласен с требованиями, полагая их необоснованными, поскольку решение принято в соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ от 25.07.2002г.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002г. №115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.07.2002г. №115-ФЗ) разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность.
В соответствии с пп. 14 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 25.07.2002г. № 115-ФЗ разрешение на временное проживание иностранному гражданину не выдается, если данный иностранный гражданин прибыл в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и не представил в установленный срок документы, указанные в пп. 1 п. 5 ст. 6.1 настоящего Федерального закона.
Согласно пп. 1 п. 5 ст. 6.1 названного Закона иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, принявший его заявление о выдаче ему разрешения на временное проживание документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, предусмотренных перечнем, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также сертификат об отсутствии у него заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции), за исключением случаев, предусмотренных абз. 3 п. 3 ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1995 года №38-ФЗ «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», на бумажном носителе либо в форме электронных документов в случае подачи заявления о выдаче разрешения на временное проживание в электронной форме - в течение тридцати суток со дня подачи им заявления о выдаче ему разрешения на временное проживание; в соответствии с п. 6 ст. 6.1 данного Закона руководитель территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции при наличии у иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документально подтвержденных уважительных причин вправе принять решение о продлении ему срока предоставления документов, указанных в п. 5 настоящей статьи.
Приказом Министерства внутренних дел России от 27 ноября 2017г. №891 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также формы отметки и бланк документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом, гражданин иного государства Мухтарли А.Р.кызы, прибывшая в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, мотивируя желанием проживать в Российской Федерации, обратился 07.02.2019г. с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, в котором обязался в течение 30 дней со дня подачи заявления предоставить в МВД по РК сертификат об отсутствии заболевания у лица, в отношении которого подано заявление, вызываемого вирусом иммунодефицита человека, а также наркомании и инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, Перечень которых утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.04.2003г. № 188, что подтверждается его личной подписью.
Согласно заключения от 04.04.2019г. №219/2019/11, утвержденным и.о. министра внутренних дел по Республики Коми, административный истец не представил в установленный срок документы, подтверждающие отсутствие у него заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих, а также сертификат об отсутствии ВИЧ-инфекции.
В указанном заключении принято решение в выдаче разрешения на временное проживание отказать, о чем административный истец была проинформирована уведомлением от 05.04.2019г.
Суд не находит принятое решение незаконным по следующим основаниям.
Административный истец не оспаривает, что необходимые медицинские документы в установленный срок предоставлены не были; о продлении срока их предоставления она перед органами внутренних дел не ходатайствовала.
При этом суд считает необходимым отметить, что административный истец имела право обратиться к руководителю ОВМ с заявлением о продлении установленного срока с приложением документов, подтверждающих уважительность причин пропуска срока (п. 33.4 приказа МВД РФ от 27 ноября 2017г. №891 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а также формы отметки и бланка документа о разрешении на временное проживание в Российской Федерации»). Между тем, данным правом сторона административного истца не воспользовалась, доказательств обращения в ОВМ о продлении срока предоставления медицинских документов суду не представлено.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемое решение принято административным ответчиком на законных основаниях.
В силу ч. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни.
Ч. 2 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (г. Рим, 04.11.1950), вступившей в силу для России 05.05.1998г., прямо указывает, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе и в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Из смысла и содержания данных норм следует, что вмешательство публичной власти в личную, семейную жизнь не носит абсолютного характера, оно может быть ограничено, но такое ограничение может быть предусмотрено только законом и лишь в той мере, в какой предусмотрено частью 2 статьи 8 Конвенции.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.03.2006г. № 55-О, сославшись на судебные акты Европейского Суда по правам человека, указал, что исходя из общих принципов права, установление ответственности за нарушение порядка пребывания (проживания) иностранных граждан в Российской Федерации и, соответственно, конкретной санкции, ограничивающей конституционные права граждан, должно отвечать требованиям справедливости, соразмерности конституционно закрепленным целям (ст. 55 Конституции Российской Федерации), а также отвечать характеру совершенного деяния. Данный вывод корреспондирует международно-правовым предписаниям, согласно которым каждый человек при осуществлении своих прав и свобод должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом, необходимы для обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других лиц, для охраны государственной (национальной) безопасности, территориальной целостности, публичного (общественного) порядка, предотвращения преступления, защиты здоровья или нравственности населения (добрых нравов), удовлетворения справедливых требований морали и общего благосостояния в демократическом обществе и совместимы с другими правами, признанными нормами международного права (ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, п. 2 ст. 10 и п. 2 ст. 11 Конвенции о защите прав человека и основных свобод).
Оспариваемое решение МВД по Республике Коми принято при наличии на то достаточных правовых и фактических оснований в соответствии с требованиями закона в пределах своей компетенции, с учетом принадлежности Российской Федерации безусловного и суверенного права отказать иностранному гражданину в праве пребывания (проживания) на ее территории.
Применение к административному истцу ограничений по поводу которых возник спор является соразмерным и пропорциональным содеянному с учетом проявления истцом степени неуважительного отношения к правилам страны проживания, оправдано характером совершенного нарушения миграционного законодательства Российской Федерации и направлено на достижение социально оправданной цели - пресечение и профилактику миграционных правоотношений.
По делам, возникающим из публичных правоотношений, обязанность доказывания законности оспариваемых действий (бездействия), решений и обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, факта его законности возложена на лица, чьи действия (бездействия), решения выступают предметом судебной проверки.
В то же время, на заявителя возложена обязанность доказывания факта нарушения прав и свобод в результате принятия оспариваемого решения или в результате совершения оспариваемых действий (бездействия).
Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Суд приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела не представлено объективных доказательств, подтверждающих нарушение конкретных прав заявителя решением должностного лица. Супруг и дети административного лица являются гражданами Азербайджана. В деле отсутствуют достоверные доказательства наличия семейных отношений с гражданами РФ.
Суд обращает внимание на то, что даже возможное наличие семейных связей с гражданами РФ не освобождает данного иностранного гражданина от соблюдения законов Российской Федерации и от ответственности за их неисполнение, а также не обеспечивает бесспорного иммунитета от законных и действенных принудительных мер в сфере миграционной политики, соразмерных опасности миграционных правонарушений и практике уклонения от ответственности.
Само по себе проживание на территории Российской Федерации, не влечет признание решения миграционного органа об аннулировании разрешения на временное проживание незаконным, поскольку оно принято с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации требований справедливости, соразмерности и не противоречит правовой позиции, изложенной в Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 02.03.2006г. № 55-О).
Доказательств наличия каких-либо исключительных объективных обстоятельств личного характера, которые бы подтверждали чрезмерное и неоправданное вмешательство Российской Федерации в личную и семейную жизнь административного истца, в материалы дела не представлено.
В нарушение ст. 62 КАС РФ суду не представлены достоверные и объективные доказательства невозможности предоставления в миграционные органы предусмотренных законом документов. Требования административного истца о восстановлении срока для предоставления таких документов не подлежат в силу изложенного удовлетворению.
Таким образом, принимая во внимание конкретные обстоятельства по делу, оценив относимость, допустимость, достоверность доказательств и взаимосвязь в их совокупности, суд не усматривает достаточных оснований для вывода о нарушении оспариваемым решением положений ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, в том числе в аспекте несоответствия их требованиям справедливости, соразмерности, конституционно закрепленным целям.
Учитывая, что порядок принятия оспариваемого заключения административного органа соблюден, само заключение отвечает требованиям закона, поскольку материалами дела подтверждается сообщение заведомо ложных сведений при получении разрешения на временное пребывание на территории Российской Федерации, а также основным принципам, в том числе международного права, суд не находит оснований к удовлетворению административного иска.
При изложенных обстоятельствах правовые основания удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177, 227 КАС РФ,
р е ш и л:
В удовлетворении административного искового заявления Мухтарли А.Р. кызы к МВД по Республике Коми о признании незаконным и отмене решения от 04.04.2019г. об отказе в выдаче разрешения на временное проживание – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения (мотивированное решение – 27 мая 2019г.).
Судья В.И. Утянский
11RS0005-01-2019-001845-86