Решение по делу № 3а-545/2019 от 11.01.2019

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

1 февраля 2019 года                            г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Непопалова Г.Г.,

при секретаре Арсеньевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-545/2019 по административному исковому заявлению Вакулина В.Н., Власовой Ю.Г., Балахоновой Л.А., Беляйкиной Е.Ф., Журавлёва М.В., Кузнецова К.А. и Тишкиной Т.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости,

У С Т А Н О В И Л :

    

Административные истцы обратились в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости, мотивируя тем, что им на праве собственности принадлежат:

- Вакулину В.Н.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 45,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Власовой Ю.Г.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 57,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Балахоновой Л.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 41,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Беляйкиной Е.Ф.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Журавлёву М.В.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 60,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Кузнецову К.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 21,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Тишкиной Т.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 40,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Кадастровая стоимость указанных выше объектов составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 381 412 рублей 78 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 751 001 рубль 29 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 30 июля 2012 года – 1 050 796 рублей 38 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 151 177 рублей 32 копейки;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 838 854 рубля 30 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 663 441 рубль 67 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 августа 2012 года – 1 030 293 рубля 04 копейки.

Административные истцы не согласны с указанной выше кадастровой стоимостью нежилых помещений, считают ее завышенной и не соответствующей действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и затрагиваются их интересы, как плательщиков налога на имущество.

Согласно отчету об оценке от 18 декабря 2018 года № , подготовленному независимым оценщиком ИП ФИО1, рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 570 127 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 722 662 рубля;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 30 июля 2012 года – 384 548 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 475 106 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 758 920 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 273 811 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 августа 2012 года – 377 044 рубля.

При таких обстоятельствах, административные истцы полагают, что имеются предусмотренные законом основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости принадлежащих им объектов недвижимости в судебном порядке.

На основании изложенного, Вакулин В.Н., Власова Ю.Г., Балахонова Л.А., Беляйкина Е.Ф., Журавлёв М.В., Кузнецов К.А. и Тишкина Т.А. просят суд:

- восстановить пропущенный процессуальный срок для подачи настоящего административного искового заявления;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 45,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 570 127 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 57,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 722 662 рубля;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 41,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 июля 2012 года в размере 384 548 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 475 106 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 60,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 758 920 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 21,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 273 811 рублей;

- установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 40,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 августа 2012 года в размере 377 044 рубля.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Владельщикова Н.Л., административный иск поддержала, сославшись на доводы, изложенные выше.

Представители Правительства Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Самарской области, Министерства имущественных отношений Самарской области и Администрации городского округа Тольятти Самарской области в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного заседания не просили, в связи с чем суд, в соответствии с положениями статей 150 и 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил рассмотреть дело без их участия.

Участвующие в деле лица письменных возражений в адрес суда не направили.

Суд, заслушав объяснения представителя административного истца, проверив дело, полагает административный иск Вакулина В.Н., Власовой Ю.Г., Балахоновой Л.А., Беляйкиной Е.Ф., Журавлёва М.В., Кузнецова К.А. и Тишкиной Т.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Из материалов дела следует, что административным истцам на праве собственности принадлежат:

- Вакулину В.Н.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 45,6 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Власовой Ю.Г.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 57,8 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Балахоновой Л.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 41,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Беляйкиной Е.Ф.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Журавлёву М.В.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 60,7 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Кузнецову К.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 21,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>;

- Тишкиной Т.А.: нежилое помещение с кадастровым номером , площадью 40,2 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>.

Данные обстоятельства подтверждаются выписками из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 21 ноября 2018 года № , от 31 октября 2018 года №№ , , от 28 ноября 2018 года № , от 6 ноября 2018 года №№ , и от 3 декабря 2018 года № .

Кадастровая стоимость спорных нежилых помещений определена в соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 14 марта 2012 года № 118 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Самарской области» и составляет:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 381 412 рублей 78 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 751 001 рубль 29 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 30 июля 2012 года – 1 050 796 рублей 38 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 151 177 рублей 32 копейки;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 1 838 854 рубля 30 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 663 441 рубль 67 копеек;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 августа 2012 года – 1 030 293 рубля 04 копейки,

что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от 23 ноября 2018 года № , от 31 октября 2018 года № , от 31 октября 2018 года № , от 27 ноября 2018 года № , от 6 ноября 2018 года № , от 7 ноября 2018 года № , от 21 ноября 2018 года № .

Административные истцы, будучи собственниками спорных объектов недвижимости, являются плательщиками налога на имущество физических лиц, зачисляемого в бюджет городского округа Тольятти Самарской области. Налоговой базой для исчисления налога на имущество физических лиц является кадастровая стоимость объекта недвижимости.

Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Таким образом, административные истцы, являясь собственниками указанных выше нежилых помещений, имеют законный интерес в установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их действительной рыночной стоимости.

Согласно статье 24.18 Федерального закона Российской Федерации от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в суде или комиссии, в случае если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

Не согласившись с кадастровой стоимостью нежилых помещений, Вакулин В.Н., Власова Ю.Г., Балахонова Л.А., Беляйкина Е.Ф., Журавлёв М.В., Кузнецов К.А. и Тишкина Т.А. 26 декабря 2018 года обратились в суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.

В соответствии с пунктом 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», согласно абзацу первому статьи 24.12 Закона об оценочной деятельности государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка. Ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ). Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Поскольку на момент обращения административных истцов в суд в Единый государственный реестр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик спорных нежилых помещений, повлекшие изменение их кадастровой стоимости, суд полагает возможным восстановить административным истцам срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости рассматриваемых объектов недвижимости.

Ввиду этого обращение административных истцов в суд с заявлением об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений равной их рыночной стоимости по состоянию на дату, по состоянию на которую установлена их кадастровая стоимость, в полной мере согласуется с положениями статей 400-402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, 12, 24.15 и 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в силу которых федеральный законодатель, вводя для целей налогообложения государственную кадастровую оценку объектов недвижимости, одновременно не исключает установление их кадастровой стоимости, равной рыночной стоимости.

Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в частности, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Административными истцами в обоснование своих требований представлен отчет об оценке от 18 декабря 2018 года № , подготовленный независимым оценщиком ИП ФИО1, из которого усматривается, что объектами оценки являли спорные нежилые помещения, итоговая величина рыночной стоимости которых составила:

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 570 127 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 722 662 рубля;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 30 июля 2012 года – 384 548 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 475 106 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 758 920 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 24 июля 2013 года – 273 811 рублей;

- в отношении нежилого помещения с кадастровым номером по состоянию на 1 августа 2012 года – 377 044 рубля.

Исследовав отчет об оценке, суд приходит к выводу о том, что он соответствует требованиям федерального законодательства об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки.

В силу части 1 статьи 3 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», для целей настоящего Федерального закона под оценочной деятельностью понимается профессиональная деятельность субъектов оценочной деятельности, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости.

На основании статьи 11 указанного Федерального закона, итоговым документом, составленным по результатам определения стоимости объекта оценки независимо от вида определенной стоимости, является отчет об оценке объекта оценки (далее также – отчет).

Отчет составляется на бумажном носителе и (или) в форме электронного документа в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, нормативных правовых актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.

Отчет не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта недвижимости, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки, отраженных в отчете.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.

В соответствии с требованиями статьи 24.18 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», оценка выполнена на дату определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.

Давая оценку исследованным доказательствам, суд полагает, что приведенные в отчете об оценке выводы оценщика не допускают их неоднозначного толкования, исходные данные и расчеты не вводят в заблуждение. Профессиональное суждение оценщика относительно рыночной стоимости объекта оценки полностью подтверждается собранной информацией и приведенными расчетами. Итоговое суждение о величине рыночной стоимости нежилых помещений основано на полном и объективном анализе ценностных характеристик и расчетных показателей стоимости, что в полной мере согласуется с требованиями федеральных стандартов оценки. Полномочия, компетенция и квалификация оценщика подтверждены приложенными к Отчету об оценке документами.

С учетом изложенного, оснований полагать, что представленный административным истцом отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, у суда не имеется.

Доказательств, опровергающих заявленную рыночную стоимость спорных нежилых помещений, содержащих сведения об иной их рыночной стоимости, административными ответчиками и заинтересованными лицами не представлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы не заявлено. Правовые основания для назначения судебной оценочной экспертизы по инициативе суда отсутствуют.

С учетом изложенного, суд полагает возможным принять отчет об оценке от 18 декабря 2018 года №, подготовленный независимым оценщиком ИП ФИО1, в качестве надлежащего доказательства, подтверждающего величину рыночной стоимости спорных объектов недвижимого имущества по состоянию на дату определения кадастровой стоимости, и положить в основу судебного решения по настоящему административному делу выводы указанного отчета.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования административных истцов подлежат удовлетворению.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов административного дела следует, что датой обращения административных истцов в суд является 26 декабря 2018 года, что подлежит указанию в резолютивной части настоящего решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск Вакулина В.Н., Власовой Ю.Г., Балахоновой Л.А., Беляйкиной Е.Ф., Журавлёва М.В., Кузнецова К.А. и Тишкиной Т.А. к Правительству Самарской области и Управлению Росреестра по Самарской области об установлении кадастровой стоимости нежилых помещений в размере равном их рыночной стоимости удовлетворить.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 45,6 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 570 127 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 57,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 722 662 рубля.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 41,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 30 июля 2012 года в размере 384 548 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 38,0 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 475 106 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 60,7 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 758 920 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 21,9 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 24 июля 2013 года в размере 273 811 рублей.

Установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером , площадью 40,2 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 1 августа 2012 года в размере 377 044 рубля.

Датой подачи административными истцами заявления в суд считать 26 декабря 2018 года.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Самарского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 4 февраля 2019 года.

Председательствующий:                     Непопалов Г.Г.

3а-545/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Власова Ю.Г.
Балахонова Л.А.
ЖУРАВЛЕВ М.В.
Беляйкина Е.Ф.
Тишкина Т.А.
Вакулин В.Н.
Кузнецов К.А.
Ответчики
Правительство Самарской области (для Министерства имущественных отношений Самарской области)
Управление Росреестра по Самарской области
Другие
Министерство имущественных отношений Самарской области
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области
Администрация г.о. Тольятти
Суд
Самарский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.sam.sudrf.ru
11.01.2019[Адм.] Регистрация административного искового заявления
14.01.2019[Адм.] Передача материалов судье
14.01.2019[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
14.01.2019[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.01.2019[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2019[Адм.] Судебное заседание
14.01.2019Регистрация административного искового заявления
14.01.2019Передача материалов судье
18.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2019Судебное заседание
09.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее