Решение по делу № 33а-6946/2019 от 27.08.2019

В суде первой инстанции дело № 3а-101/2019

Дело № 33а-6946/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда в составе:

председательствующего судьи: Коноплевой И.А.

судей: Куратова А.А., Унтевской Е.Л.

при секретаре: Авраменко А.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Хабаровске 23 октября 2019 года дело по административному исковому заявлению Ильясовой Е. А. к Министерству финансов Российской Федерации, министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Федеральной службе судебных приставов о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, о возмещение судебных расходов,

по апелляционной жалобе Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, апелляционной жалобе Ильясовой Е.А. на решение Хабаровского краевого суда от 08 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Коноплевой И.А., пояснения представителя административного истца Сидоренко А.Р., представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края Вербинской Т.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ильясова Е.А. в административном исковом заявлении, предъявленном к министерству финансов Хабаровского края, министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, просила присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей, ссылаясь на то, что решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 11.07.2017 года на министерство жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края возложена обязанность предоставить ей по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м. в пределах города Хабаровска.

На основании исполнительного документа 21.08.2017 года возбуждено исполнительное производство, которое не окончено и не прекращено.

Так как решение суда не исполняется около двух лет со дня возбуждения исполнительного производства, то она имеет право на получение компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок. Также просила возместить судебные расходы, понесенные на уплату государственной     пошлины в размере 300 рублей и на оплату юридических услуг в размере 3000 рублей.

Определением суда от 20.05.2019 года к участию в деле привлечены: административные соответчики Министерство финансов Российской Федерации, Федеральная служба судебных приставов; заинтересованное лицо Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

Решением Хабаровского краевого суда от 08 июля 2019 года требования Ильясовой Е.А. удовлетворены частично.

С Министерства финансов Хабаровского края за счет средств бюджета Хабаровского края в пользу Ильясовой Е.А. взыскана компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей, судебные расходы в размере 3 300 рублей.

В остальной части в удовлетворение административного иска Ильясовой Е.А. отказано.

В апелляционной жалобе представитель Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края – Вербинская Т.П. с постановленным по делу решением не согласилась в части удовлетворенных требований.

Указывает, что Министерством ЖКХ края предприняты все необходимые меры для исполнения судебного акта в рамках полномочий Министерства в соответствии с Регламентом взаимодействия и обмена информацией между исполнительными органами государственной власти по вопросам управления и распоряжения государственным жилищным фондом края, утвержденного Постановлением Правительства края от 01.09.2006 -пр. Кроме того, Ильясовой Е.А. ежемесячно выплачивается компенсация в размере 10 000 руб., в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, до обеспечения вышеуказанной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 -пр. Поскольку административный истец уже получает компенсацию, оснований для удовлетворения требований у суда не имелось. Просит решение суда первой инстанции в указанной части отменить.

В апелляционной жалобе Ильясова Е.А. с постановленным по делу решением не согласилась в части размера присужденной компенсации. Указывает, что уже длительный срок Министерством ЖКХ края не исполняется судебный акт о предоставлении жилого помещения, чем нарушаются её права. Определяя сумму компенсации, суд не учел практику Европейского Суда по правам человека. Просит решение суда первой инстанции изменить, присудить компенсацию за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 500 000 рублей.

В отзыве на апелляционные жалобы представитель Министерства финансов Хабаровского края Ткаченко О.А. просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. Оснований для взыскания компенсации административному истцу не имеется.

Согласно ч.1 ст.308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав объяснения представителя административного истца Сидоренко А.Р.., доводы апелляционной жалобы Ильясовой Е.А. поддержавшей, представителя Министерства ЖКХ Хабаровского края Вербинской Т.П., доводы апелляционной жалобы Министерства ЖКХ поддержавшей, судебная коллегия приходит к следующему.

Порядок рассмотрения административных дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок предусмотрен главой 26 КАС РФ.

Из части 2 статьи 1 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» № 68-ФЗ от 30 апреля 2010 года (далее - Федеральный закон № 68-ФЗ) следует, что компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы).

При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с требованиями ч.3 ст.258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств: правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность судебного разбирательства по делу и неисполнения судебного акта.

В силу части 1 статьи 36 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6.1 настоящей статьи.

При этом в соответствии с п.55 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных пунктом 2 статьи 242.1 БК РФ или Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта.

В соответствии с пунктом 40 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении заявления о компенсации суд не связан содержащимися в нем доводами и устанавливает факт нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок, исходя из содержания судебных актов и иных материалов дела с учетом правовой и фактической сложности дела, поведения заявителя, эффективности и достаточности действий суда или судьи, осуществляемых в целях своевременного рассмотрения дела, а также действий органов, организаций или должностных лиц, на которые возложена обязанность по исполнению судебных актов, направленных на своевременное исполнение судебного акта, общей продолжительности судопроизводства по делу и исполнения судебного акта.

Действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта (п. 46 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации).

Судом установлено и следует из материалов дела и материалов исполнительного производства исполнительный документ ФС сдан взыскателем в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств по исполнению особых исполнительных производств Управление Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю и ЕАО 18.08.2017 года. Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по исполнению особых исполнительных производств от 21.08.2017 года возбуждено исполнительное производство, предметом исполнения которого является обязанность Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края предоставить Ильясовой Е.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Хабаровского края, отвечающее установленным техническим и санитарным требованиям, в виде отдельной квартиры по норме общей площади жилого помещения не менее 18 кв.м.

Судебный пристав-исполнитель Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО направил в адрес должника постановление о возбуждение исполнительного производства, в котором установил пятидневный срок для добровольного исполнения требования исполнительного документа. Должник получил постановление 21.08.2017 года.

Материалы исполнительного производства свидетельствуют о том, что судебным приставом-исполнителем совершались исполнительные действия, направленные на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе: неоднократно устанавливались сроки для добровольного исполнения судебного акта; 21.12.2017 года вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора; неоднократно запрашивалась у должника информация о действиях, совершаемых им для исполнения судебного акта.

Вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 18.04.2018 года постановление судебного пристава-исполнителя от 21.12.2017 года о взыскании исполнительского сбора признано законным, но от взыскания исполнительского сбора Министерство жилищно-коммунального хозяйства судом освобождено, со ссылкой на то, что должник, при той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась по характеру обязательства, в рамках, возложенных на него полномочий, принял все меры для надлежащего исполнения обязательства, поэтому в его действиях отсутствует виновное неисполнение в установленный срок требований законодательства об исполнительном производстве, являющегося необходимым условием для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора.

До настоящего времени Министерством жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края судебный акт не исполнен. Совершенные должником действия по исполнению решения суда: направление 27.07.2017 года в адрес Министерства строительства Хабаровского края заявки на строительство (приобретение) квартир, в том числе для Ильясовой Е.А, необходимого результата не дали. Срок исполнения судебного акта не определен.

Общая продолжительность исполнения решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 11.07.2017 года, со дня поступления исполнительного документа в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов России по Хабаровскому краю и ЕАО (18.08.2017 года) по день подачи административного искового заявления в суд (14.05.2019 года), составила 1 год 08 месяцев 27 дней.

Разрешая заявленные административные исковые требования, суд первой инстанции, принимая во внимание комплекс мер, принятых органами, на которые возложена обязанность по исполнению судебного акта, степень сложности исполнительного производства, предмет исполнения решения суда, пришел к обоснованному выводу, что общий срок исполнения судебных актов не отвечает требованию разумности, установленному статьей 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а действия Министерства ЖКХ Хабаровского края не являются достаточными и эффективными в целях исполнения решений суда.

При этом судом правильно учтено, что основанием для возложения обязанности по предоставлению жилого помещения Ильясовой Е.А. явилось то обстоятельство, что административный истец является лицом, оставшимся без попечения родителей, поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и жилое помещение ей не предоставлено.

С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных Ильясовой Е.А. административных исковых требований в части.

Вопреки доводам апелляционной жалобы административного истца, судебная коллегия не находит оснований для изменения размера компенсации, присужденной судом первой инстанции, поскольку ее размер определен в соответствии с требованиями Закона № 68-ФЗ.

При этом суд обоснованно исходил из того, что требуемая административным истцом сумма является чрезмерной, и пришел к правильному выводу о присуждении заявителю компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок в размере 15 000 рублей. Данный размер компенсации отвечает принципам разумности, справедливости и соответствует практике Европейского Суда по правам человека, которая учитывается не только при подсчете размеров взысканий, но и при определении подходов к оценке обстоятельств конкретных дел.

При этом ссылка в апелляционной жалобе на иную судебную практику не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку в данных судебных актах отражена позиция суда, разрешавшего спор в конкретной ситуации с иными фактическими обстоятельствами и эти судебные решения не имеют преюдициального значения, не относятся к таким видам судебных постановлений, которые суду необходимо учитывать, исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 4 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».

Доводы жалобы представителя Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края том, что Ильясовой Е.А. ежемесячно выплачивается компенсация, в размере 10 000 руб., в соответствии с Порядком назначения и предоставления ежемесячной компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения детям-сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, до обеспечения вышеуказанной категории лиц благоустроенными жилыми помещениями, утвержденным постановлением Правительства Хабаровского края от 07.02.2014 , не могут служить основанием для отмены решения суда.

Как указано в п. 1 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.03.2016 № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, как мера ответственности государства, имеет целью возмещение причиненного неимущественного вреда фактом нарушения процедурных условий, обеспечивающих реализацию данных прав в разумный срок. Данная компенсация не направлена на восполнение имущественных потерь заинтересованного лица и не заменяет собой возмещения имущественного вреда, причиненного ему незаконными действиями (бездействием) государственных органов.

Следовательно, возмещение Ильясовой Е.А. имущественного вреда в виде компенсации расходов за наем (поднаем) жилого помещения, не лишает Ильясову Е.А. права требовать компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

По мнению судебной коллегии, суд правильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, принял необходимые меры для выяснения действительных обстоятельств дела, прав и обязанностей сторон и на основании надлежащей правовой оценки добытых в ходе судебного разбирательства доказательств, постановил решение по делу. Выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона.

Доводы апелляционных жалоб сводятся к неверному толкованию норм действующего законодательства, что само по себе не может служить основанием для отмены или изменения правильного по существу судебного акта.

На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Хабаровского краевого суда от 08 июля 2019 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, апелляционную жалобу Ильясовой Е.А., без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Девятый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий: И.А. Коноплева

Судьи:    А.А. Куратов

    Е.Л. Унтевская

33а-6946/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Ильясова Екатерина Алексеевна
Ответчики
Министрерство финансов Хабаровского края
Министрество ЖКХ Хабаровского края
Министерство финансов РФ
Федеральная служба судебных приставов РФ
Другие
УФССП по Хабаровскому краю и ЕАО
Суд
Хабаровский краевой суд
Судья
Коноплева Ирина Александровна
Дело на странице суда
kraevoy.hbr.sudrf.ru
27.08.2019Передача дела судье
23.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.10.2019Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее