Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 ноября 2023 года г. Улан-Удэ
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Очировой Т.В., при секретаре Шмелёвой А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосорова Н.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь с иском в суд, истец Сосоров Н.В. просит взыскать с Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия (далее – Министерство) компенсацию морального вреда в размере 3 000 000 руб., указывая на то, что решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 07.06.2022 г., вступившим в законную силу 22.08.2022 г., удовлетворены его исковые требования к Министерству социальной защиты населения РБ об обеспечении его благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства, в настоящее время расположенному в <адрес>. Однако ответчик не исполнил решение суда, не обеспечил положенным жилым помещением, в связи с чем истцу негде было жить, он был вынужден скитаться по съемным жилым помещениям, испытывать нужду, <данные изъяты>. Моральные и нравственные страдания, перенесенные переживания, вследствие неисполнения судебного постановления, он оценивает оценивает в 3 000 000 рублей.
В судебном заседании истец Сосоров Н.В. заявленные требования поддержал, дал суду пояснения согласно доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Республики Бурятия в судебное заседание не явился, направил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором представитель по доверенности Данзанова С.В. просила в удовлетворении исковых требований Сосорова Н.В. о компенсации морального вреда отказать, полагая их необоснованными.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса РФ данного Кодекса вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п. 2).
Статьей 1069 ГК РФ предусмотрено, что гражданин вправе требовать возмещения вреда, причиненного ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Судом установлено, что Сосоров Н.В., *** г.р., является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку его мать ФИО4 умерла ***, решением Джидинского районного суда Республики Бурятия от *** установлен факт оставления ребенка без попечения отца ФИО5
Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 07.06.2022 г., вступившим в законную силу 22.08.2022 г., удовлетворены исковые требования Сосорова Н.В. к Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия об обязании обеспечить истца благоустроенным жилым помещением специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма по месту его жительства, в настоящее время расположенному в <адрес>.
Сосоров Н.В. имеет регистрацию по месту жительства по адресу: <адрес>92, в настоящее время с марта 2023 г. <данные изъяты>
До настоящего времени истец Сосоров Н.В. жилым помещением в установленном законом порядке не обеспечен, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Обращаясь с настоящим требованием, истец Сосоров Н.В., <данные изъяты>, ссылается на то, что ответчик до настоящего времени не исполнил решение суда, не обеспечил его жилым помещением, в связи с чем ему негде было жить, он был вынужден скитаться по съемным жилым помещениям, испытывать нужду, <данные изъяты>. Истец указывает, что ненадлежащее исполнение Министерством социальной защиты населения Республики Бурятия обязанностей по предоставлению ему жилого помещения, привело к вышеуказанным последствиям, причинило ему моральный вред, душевные и нравственные страдания.
Между тем, приведенные истцом доводы, основанием для удовлетворения заявленных им требований, не являются. Доказательств тому, что именно несвоевременное обеспечение жилым помещением привело к указанным истцом последствиям, наличие причинно-следственной связи между указанным истцом бездействием ответчика и наступившими последствиями, в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ Сосоровым Н.В. в материалы дела не представлено.
Оснований полагать, что ответчиком были нарушены неимущественные права истца, не имеется. Нарушение личных неимущественных прав истца, которое являлось бы основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, судом не установлено и доказательств тому не представлено.
В силу части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными настоящей главой и ст. 151 настоящего Кодекса.
Как предусмотрено п. 1 ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно разъяснениям, содержащимися в п. 4 постановления Пленума Верховного суда РФ от 15.11.2022 № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует учитывать, что в случаях, если действия (бездействие), направленные против имущественных прав гражданина, одновременно нарушают его личные неимущественные права или посягают на принадлежащие ему нематериальные блага, причиняя этим гражданину физические или нравственные страдания, компенсация морального вреда взыскивается на общих основаниях.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 12 вышеназванного постановления Пленума Верховного Суда Верховного суда РФ от 15.11.2022 № 33, обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (ст. ст. 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Из разъяснений в абз. 3 п. 37 постановления Пленума Верховного суда Верховного суда РФ следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм ст. 1069 и п. 2 ст. 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое, в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.
По смыслу приведенных правовых норм и разъяснений по их применению необходимым основанием для возмещения вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов, в том числе компенсации морального вреда, является одновременное наличие следующих четырех условий: неправомерность действий (бездействия) причинителя вреда, наличие вреда (физических или нравственных страданий потерпевшего), существование причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом, вина причинителя вреда.
Следует отметить, что Министерство социальной защиты населения РБ проводит весь возможный объем работы, принимает все меры по исполнению жилищных прав лиц из числа детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, вины министерства социальной защиты в неисполнении решения суда от 07.06.2022 г. судом не установлено.
Формирование специализированного жилищного фонда осуществляется путем приобретения жилых помещений на первичном и вторичном рынке жилья в соответствии с требованиям ФЗ от 05.04.2013г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ осуществляет функции заказчика по приобретению жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа.
Процедуры формирования специализированного жилищного фонда включают в себя объявление торгов по приобретению жилых помещений, проведение межведомственной комиссии по оценке жилых помещений, регистрацию права собственности и оперативного управления.
Министерство социальной защиты населения РБ организует формирование и ведение общего (сводного) списка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с Соглашением с Минстроем России от 23.12.2022 ... ежегодно предоставляется субсидия из федерального бюджета бюджету Республики Бурятия на предоставление жилых помещений лицам указанной категории. В 2023 г. предусмотрен общий объем субсидии в размере 270 582,2 тыс. руб., в том числе средства ФБ – 254 347,3 тыс. руб., средства Республики Бурятия – 16 234,9 тыс. руб., плановое количество обеспеченных жилыми помещениями составляет 100 чел. Распределены бюджетные ассигнования на единовременную выплату детям-сиротам на приобретение жилых помещений, удостоверяемой сертификатом, на единовременные выплаты лицам указанной категории выделено 150 млн. руб., дополнительно рабочей группой выделено 30 млн. руб. Распоряжениями от 17.04.2023 из республиканского бюджета на приобретение жилых помещений дополнительно выделены 5,1 млн. руб., 18.04.2023 – 12,8 млн. руб., 19.04.2023 – 30,4 млн. руб. ГКУ РБ «УКС ПРБ» проведено 273 торгов, заключено 111 госконтрактов на сумму 261,2 млн. руб., приобретено 77 жилых помещений на сумму 190,4 млн. руб. В соответствии с Поручением Председателя Правительства РФ Мишустина М.В. от 30.03.2023 № ММ-П48-4467 разработана Региональная программа ликвидации до 2030 г. задолженности по обеспечению жильем лиц указанной категории, финансирование которой планируется осуществлять за счет средств республиканского бюджета, но фактически реализация Программы возможна только при условии софинансирования из средств федерального бюджета или в соответствии с условиями Соглашения о предоставлении субвенций и федерального бюджета. В адрес Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, Правительства РФ и РБ постоянно направляются сведения о потребности в жилых помещениях, в том числе по вынесенным судебным решениям, неоднократно запрашивалось дополнительное финансирование из средств республиканского и федерального бюджета.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные отношения, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, поскольку не установлена совокупность условий, при которых на ответчика возможно возложить обязанность компенсировать истцу моральный вред.
Отказывая в удовлетворении заявленных истцом требований о компенсации морального вреда, суд исходит из того, что истцом не доказана совокупность условий, необходимых для взыскания компенсации морального вреда, а именно, что действия (бездействие) должностных лиц Министерства социальной защиты состоят в причинно-следственной связи с какими-либо неблагоприятными для истца последствиями.
При рассмотрении настоящего гражданского дела не представлено доказательств незаконности действий должностных лиц, в то время как таковой является обязательным для решения вопроса о компенсации морального вреда в силу положений статьи 1069 ГК РФ, каких-либо нарушений личных неимущественных прав истца и посягательства на другие принадлежащие ему нематериальные блага установлено не было, наличие оснований для компенсации морального вреда, предусмотренных статьями 1069, 1070 ГК РФ, судом не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования Сосорова Н.В. (...) к Министерству социальной защиты Республики Бурятия о взыскании компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение месяца с момента его принятия судом в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 03.11.2023 г.
Судья: Т.В. Очирова
УИД ...