УИД № 66RS0004-01-2022-007737-51
Дело № 88-21232/2023
мотивированное определение
составлено 20 декабря 2023 года
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
г. Челябинск 05 декабря 2023 года
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И.
судей Шушкевич О.В., Ложкарёвой О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело№ 2-255/2023 по иску Воложанина Александра Владимировича к Администрации г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма,
по кассационной жалобе Воложанина Александра Владимировича на решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2023 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Шушкевич О.В. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения сторон, участвовавших в судебном заседании посредством видеоконференц-связи при содействии Свердловского областного суда, истца Воложанина А.В., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика Министерства социальной политики Свердловской области Пустынных С.А. против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воложанин А.В. обратился в суд с иском к Администрации г. Екатеринбурга, Правительству Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Свердловской области» о признании состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении до 01 января 2005 года, признании права на предоставление жилого помещения по договору социального найма, возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма в пределах г. Екатеринбурга на состав семьи из четырех человек, площадью не менее 72 кв.м.
В обоснование требований указал на то, что проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, 29 сентября 1999 года был уволен в запас с военной службы из органов ФСБ России по организационно-штатным мероприятиям. Выслуга лет военной службы составляет более 21 года, имеет статус «Участник боевых действий», «Участник вооруженного конфликта», «Ветеран военной службы», с 2017 года является инвалидом 2 группы. На момент увольнения проживал в служебном жилье на территории муниципального образования г. Екатеринбург по адресу: <данные изъяты>. В феврале 2004 года данное служебное жилье было им освобождено, служебный ордер сдан, 10 февраля 2004 года он снят с регистрационного учета по месту жительства. После увольнения с военной службы ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» в адрес Администрации г. Екатеринбурга была предоставлена информация со всеми необходимыми документами о том, что на территории муниципального образования г. Екатеринбург находится он, уволенный по организационно-штатным мероприятиям с выслугой лет более 20 лет и избравший местом проживания г. Екатеринбург. В октябре 2004 года он лично обращался в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и избранном постоянном месте жительства с приложением всех необходимых документов. В Администрации г. Екатеринбурга данное заявление было принято. На основании положений Закона Свердловской области «О предоставлении жилища в Свердловской области» ему были выданы документы о предоставлении комнаты в общежитии по адресу: <данные изъяты>, в котором он был зарегистрирован по месту жительства 21 января 2005 года. Однако фактически жилого помещения ему предоставлено не было, в общежитие он вселен не был. В 2013 году при оформлении льготы на бесплатный проезд он случайно узнал, что не значится в реестре федерального регистра как ветеран боевых действий. Кроме того, в 2018 году ему было отказано в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. Полагает, что его права на предоставление жилого помещения нарушены, при обращении с заявлением о признании нуждающимся в жилом помещении в Администрацию г. Екатеринбурга до 01 января 2005 года до настоящего времени он жильем не обеспечен.
Решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2023 года в удовлетворении исковых требований Воложанину А.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2023 года решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2023 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить судебные постановления ввиду их незаконности. Указывает на то, что судами не были учтены во внимание документы и обстоятельства, установленные предыдущими решением суда по делу № 2-2498/2019, а именно о признании законности его регистрации в жилом фонде общежития по адресу: <данные изъяты>; не предоставлении жилья по месту регистрации; незаконном исключении из списка лиц, зарегистрированных в жилом фонде общежития; незаконности требования Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга о предоставлении правоустанавливающих документов на не предоставленное жилье. При этом суд первой инстанции отказал в ходатайстве об обзоре гражданского дела № 2-2498/2019, которое имеет существенное значение при рассмотрении требований по настоящему делу. Кроме того, при подаче апелляционной жалобы на решение по гражданскому делу № 2-257/2022 (2-6728/2021) им было обращено внимание, что судья Коломасова Л.С. в своем мотивированном решении основывалась на протоколе из гражданского дела № 2-2498/2019 в части высказывания частного лица ФИО1 который не имел на тот момент нотариально заверенной доверенности на представление интересов истца и не имел полномочий частично или полностью менять его требования истца. Ссылается на то, что на момент увольнения с военной службы (1999 год) он проживал в служебном жилье на территории <данные изъяты>, был снят с регистрационного учета 10 февраля 2004 года. После увольнения с военной службы Военным комиссариатом Свердловской области в адрес Администрации г. Екатеринбурга была предоставлена информация со всеми необходимыми документами о том, что на территории муниципального образования находится майор запаса ФСБ России Воложанин А.В., уволенный по организационно-штатным мероприятиям с выслугой более 20 лет и избравший местом проживания г. Екатеринбург. Утверждения Администрации г. Екатеринбурга и Администрации Свердловской области об отсутствии данных от органов военного управления о нуждаемости являются несостоятельными, так как нуждаемость в жилье Воложанина А.В. была признана в 2004 году при направлении для временного проживания в жилой фонд общежития. Настаивает на том, что в 2004 году лично обращался в Администрацию г. Екатеринбурга о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением всех необходимых документов. Изложенное подтверждается тем, что ему были выданы документы о временном предоставлении комнаты в общежитии, где в настоящее время у него имеется постоянная регистрация по месту жительства. Полагает, что его права как военнослужащего, уволенного в запас по организационно-штатным мероприятиям с выслугой более 20 лет, как участника боевых действий, как участника вооруженного конфликта, как ветерана военной службы на предоставление жилого помещении были нарушены.
В письменных возражениях на кассационную жалобу ответчик Министерство социально политики Свердловской области просит обжалуемые судебные постановления оставить без изменения, жалобу истца без удовлетворения.
Представители ответчиков Администрации г. Екатеринбурга, Правительства Свердловской области, ФКУ «Военный комиссариат Свердловской области» в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В соответствии со статьями 167, 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения судебных актов не имеется.
Судами установлено и из материалов дела следует, что вступившим в законную силу решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 05 августа 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 27 ноября 2019 года и определением судебной коллегии по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 марта 2020 года, признано незаконным распоряжение Главы администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 25 мая 2018 года об отказе в принятии на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, семьи Воложанина А.В.
Указанным решением за Воложаниным А.В. и Воложаниной С.В. признано право на предоставление жилого помещения по договору социального найма. На Администрацию Железнодорожного района г. Екатеринбурга возложена обязанность принять Воложанина А.В. и Воложанину С.В. на учет в качестве малоимущих и нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 30 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 01 сентября 2022 года, в удовлетворении требований Воложанина А.В. к Администрации г. Екатеринбурга о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма, взысканию убытков, процентов, компенсации морального вреда отказано.
Судом установлено, что в период с 05 августа 1980 года по 29 сентября 1999 года Воложанин А.В. проходил службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, уволен в запас из органов ФСБ России по организационно-штатным мероприятиям на основании приказа ФСБ № 798 от 14 сентября 1999 года.
В рапорте от 30 июля 1999 года Воложанин А.В. указал, что жильем обеспечен по нормам жилищного законодательства Российской Федерации.
Распоряжением Администрации Железнодорожного района г. Екатеринбурга от 17 февраля 2020 года семья Воложанина А.В. принята на учет малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с 25 мая 2018 года.
21 мая 2021 года Воложанин А.В. обратился в Администрацию г. Екатеринбурга с заявлением о предоставлении жилого помещения, на которое 16 июня 2021 года дан ответ о том, что вопрос о предоставлении жилого помещения по договору социального найма подлежит разрешению в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь законодательством, действовавшим на момент увольнения истца с военной службы и в настоящее время, исходил из того, что для обеспечения Воложанина А.В. жилым помещением истец, помимо соответствующей продолжительности военной службы и основания увольнения, должен на момент увольнения обладать статусом нуждающегося в получении жилого помещения, такой статус он мог приобрести в случае признания его таковым в порядке, установленном действующим на тот момент законодательством, а именно путем постановки на соответствующий учет в органе местного самоуправления, на который возлагалась обязанность по обеспечению жильем военнослужащих, уволенных с военной службы до 01 января 2005 года. Вместе с тем, доказательства, свидетельствующие об обращении с соответствующим рапортом и необходимыми документами к командованию части либо в орган местного самоуправления по избранному месту жительства для постановки на учет, как нуждающегося в получении жилого помещения, либо для признания нуждающимся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, истцом не представлены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда находит приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанцийа основанными на правильном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Порядок реализации права на жилище, условия обеспечения жилищных прав военнослужащих определены в статьях 15, 23 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно которым обязанность обеспечения жильем как в форме предоставления жилого помещения, так и в денежной форме возникает при совокупности ряда установленных законом условий. К числу таких условий относятся: нуждаемость военнослужащего в жилье, при этом такой военнослужащий должен быть учтен в качестве нуждающегося в жилых помещениях перед увольнением с военной службы, включен в единый реестр нуждающихся, а также продолжительность военной службы.
Признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется по основаниям, предусмотренным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти.
Согласно пункту 2.1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 01 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 01 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Решение вопроса о признании военнослужащего нуждающимся в улучшении жилищных условий носит заявительный характер, и реализация военнослужащим права на обеспечение жильем по избранному после увольнения с военной службы месту жительства не носит абсолютный характер, а связана с его обращением в установленном порядке с заявлением о постановке на очередь на получение жилья или на улучшение жилищных условий, а также наличие оснований для признания за ним соответствующего статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, подлежащих увольнению с военной службы, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, службы в органах внутренних дел и Государственной противопожарной службы, и членов их семей, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета, в период увольнения истца с военной службы (30 сентября 1999 года) был установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов.
В силу пункта 7 Правил основанием признания избранного постоянного места жительства в период прохождения службы являются личное заявление и ходатайство командира (начальника) воинской части на имя главы муниципального образования, после увольнения с военной службы и службы в органах внутренних дел - приказ об увольнении в запас или в отставку, приказ об увольнении со службы в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 12 Правил ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами, а также территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, территориальными органами управления Государственной противопожарной службы субъектов Российской Федерации Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющими функции военных комиссариатов в отношении лиц, состоящих на специальном учете.
Согласно пункту 13 Правил военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. К рапорту прилагаются: заявление на имя главы муниципального образования; выписка из личного дела о составе семьи; выписка из домовой книги; копия финансового лицевого счета; выписка из личного дела о дате и месте призыва; документы, подтверждающие право на получение жилья в населенном пункте с особыми условиями регистрации.
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 данных Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления (пункт 14 Правил).
В соответствии с пунктом 16 Правил органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом.
Пунктом 28 Правил установлено, что жилье предоставляется гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей, состоящим на учете, в порядке общей очереди.
Согласно пункту 30 Правил не допускается предоставление жилья не стоящим на очереди гражданам, уволенным с военной службы.
Установив, что истец уволился с военной службы в 1999 году, утратив статус военнослужащего, в порядке, предусмотренном действующим на тот момент законодательством, не реализовал право на обеспечение жилым помещением, не встал на соответствующий учет в органе местного самоуправления по избранному месту жительства, суды пришли в обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных истцом требований.
Изучение материалов дела показывает, что судами все юридически значимые обстоятельства установлены верно, представленным сторонами доказательствам дана верная правовая оценка, выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных правоотношений, установленных судами обстоятельствах и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы истца о том, что он является нуждающимся в жилом помещении с 2004 года, после увольнения со службы Администрация г. Екатеринбурга была поставлена в известность о том, что местом проживания им был избран г. Екатеринбург, в 2004 году он лично обращался в Администрацию г. Екатеринбурга о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с приложением всех необходимых документов, его нуждаемость была признана, о чем свидетельствует выдача документов о временном предоставлении комнаты в общежитии, где в настоящее время у него имеется постоянная регистрация по месту жительства, не могут быть приняты во внимание, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и отклонены ввиду отсутствия допустимых и достоверных доказательств, подтверждающих данные факты. При этом решение Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 05 августа 2019 года таких выводов не содержит.
Вопреки доводам жалобы какие-либо доказательства в подтверждение факта обращения истца до 01 января 2005 года в установленном законом порядке в орган местного самоуправления о постановке на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением, истцом в материалы дела не представлены, в ходе судебного разбирательства не добыты.
При этом, как правильно указано судом апелляционной инстанции, наличие у истца регистрации с 21 января 2005 года в жилом помещении (комната в общежитии) по адресу: г. Екатеринбург, <данные изъяты> доказательством реализации им в установленном законом порядке права на обеспечение жилым помещением не является. Как следует из материалов дела, а также установлено решением Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 05 августа 2019 года, Воложанин А.В. права пользования указанным жилым помещением не имеет, какие-либо правоустанавливающие документы и данные о предоставлении Воложанину А.В. жилого помещения отсутствуют, сам Воложанин А.В. не оспаривал, что в указанное жилое помещение он никогда не вселялся и не проживал в нем.
Доводы кассационной жалобы заявителя, выражающие несогласие с выводами судов, фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной при рассмотрении настоящего спора в суде первой и апелляционной инстанции, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в судебных постановлениях, правом переоценки доказательств суд кассационной инстанции не наделен.
Нарушений норм материального и процессуального права при разрешении настоящего спора судами не допущено, в связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о том, что оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в соответствии со статьей 3797 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Екатеринбурга от 31 января 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 14 июля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Воложанина Александра Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи