Дело № 88-7720/2024
77RS0009-02-2022-002476-15
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 апреля 2024 года город Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сокуровой Ю.А.,
судей Голубевой И.В., Полозовой Д.В..
с участие прокурора Вдовичева Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационное представление прокурора и кассационную жалобу Лодоненко ФИО19., Лодоненко ФИО20., Лодоненко ФИО21. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по иску Департамента городского имущества <адрес> к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО15 ФИО18 ФИО7, ФИО5, ФИО6 о выселении без предоставления другого жилого помещения, снятии с регистрационного учёта.
Заслушав доклад судьи ФИО13, объяснения ФИО5, ФИО8 ФИО12, судебная коллегия
установила:
ДГИ <адрес> обратился в суд с иском к ответчикам ФИО3 и интересах ФИО15 ФИО17 ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО6, действующему за себя и в интересах ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5 о выселении из жилого помещения общей площадью 77,8 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления иного жилого помещения, снятии с регистрационного учета по месту жительства по указанному адресу, мотивируя тем, что жилое помещение общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,7 кв.м. по адресу: <адрес>, собственником которого является <адрес>, на основании распоряжения префекта Центрального административного округа от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп, от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп и от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп предоставлено ФИО5 на семью из 4 человек (он, ФИО3, ФИО5, ФИО4) как сотруднику ГУ МВД России по <адрес> по договору найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ № на период трудовых отношений. Ответчики зарегистрированы в указанной квартире с 2002 года. Согласно п. 4.3. договора найма служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, заключенного с ФИО5, договор подлежит расторжению в связи с прекращением трудовых отношений, послуживших основанием для предоставления служебного жилого помещения. ФИО5 снялся с регистрационного учета ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрирован по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО3 направлено уведомление о необходимости освобождения занимаемого жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ в результате осмотра данной квартиры сотрудниками Департамента городского имущества <адрес> установлено, что доступ в жилое помещение отсутствует, ответчики данное жилое помещение не освободили. Учитывая, что договор найма служебного жилого помещения в связи с прекращением трудовых отношений с ГУ МВД России по городу Москве, оснований для дальнейшего проживания ответчиков в спорном жилом помещении не имеется.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым постановлено: выселить ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО15 Марину-Александру ФИО7 из жилого помещения по адресу: <адрес>. Решение является основанием для снятия ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО6, ФИО2, ФИО15 Марины-Александры ФИО7 из жилого помещения по адресу: <адрес>.
В кассационной жалобе, представлении их податели просят об отмене апелляционного определения, как незаконного.
Согласно ст. 379.7 ГК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, представления, проверив по правилам ст. 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении законность судебного постановления, принятого судом апелляционной инстанции, кассационный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы, представления. Оснований, предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ, для отмены апелляционного определения в кассационном порядке не имеется.
Судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой отдельную трехкомнатную квартиру общей площадью 77,8 кв.м., жилой площадью 46,7 кв.м., расположена по адресу: <адрес>, правообладателем права собственности которой является <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.
Распоряжением префекта Центрального административного округа от 21.03.2002 № 629-рзп, от 14.04.2009 № 1348-рзп и от 25.06.2009 № 2431-рзп жилое помещение по адресу: <адрес> предоставлено ФИО5 на семью из 4 человек (он, ФИО3, ФИО5, ФИО4) как сотруднику ГУ МВД России по <адрес>. на период трудовых отношений в связи с работой в организации Управление внутренних дел главное по городу Москве на период трудовых отношений на условиях договора найма служебного жилого помещения № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с единым жилищным документом в отношении жилого помещения по адресу: <адрес>, по указанному адресу по месту жительства зарегистрирован ФИО3, ФИО14-А.С., ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2
Согласно справке ГУ МВД России по городу Москве, ФИО5 уволен из органов внутренних дел ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно справе ГУ МВД России по городу Москве от ДД.ММ.ГГГГ № б/н, подполковник милиции в отставке ФИО5 проходил службу в ВС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Срок службы в ОВД с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Общая Выслуга лет составляет 25 лет и 1 день.
Согласно п. 2.5. Постановления Правительства города Москвы от 20.10.2009 № 1128 - ПП ( в редакции от 02.02.2017) «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы», договор найма служебного жилого помещения - соглашение, по которому одна сторона - Департамент городского имущества города Москвы или уполномоченное им лицо (наймодатель), действующий от имени собственника служебного жилого помещения - города Москвы, обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) и членам его семьи данное жилое помещение во временное владение и пользование (внаем) за плату для временного проживания в нем, а наниматель обязуется использовать его в соответствии с его целевым назначением и своевременно выполнять обязательства по договору.
Из положения п. 2.7. указанного Постановления, следует, что Объектом договора найма служебного жилого помещения является изолированное жилое помещение в виде отдельной квартиры, пригодное для постоянного проживания граждан, благоустроенное применительно к условиям города Москвы и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям в соответствии с федеральным законодательством и законодательством адрес.
Согласно п. 2.8. Постановления Правительства города Москвы от 20.10.2009 № 1128 - ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы», договор найма служебного жилого помещения заключается в письменной форме и считается заключенным с момента его подписания сторонами.
В соответствии с п. 2.9. Постановления Правительства города Москвы от 20.10.2009 № 1128 - ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы», договор найма служебного жилого помещения заключается на период замещения работником государственной должности, прохождения им службы в государственном органе или на период трудовых отношений работника с государственным органом, государственным учреждением (предприятием).
В силу п. 2.6. Постановления Правительства города Москвы от 20.10.2009 № 1128 - ПП «Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда города Москвы», служебные жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Москвы не подлежат передаче в собственность в порядке приватизации и отчуждению по гражданско-правовым сделкам, обмену, передаче в поднаем, по договорам социального найма, найма, безвозмездного пользования, по иным видам договоров. В служебных жилых помещениях специализированного жилищного фонда города Москвы не разрешаются самовольные переустройство и (или) перепланировка.
Распоряжением Департамента от 30.03.2021 № 12980 «О внесении изменений в распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 13.06.2017 № 17128» признано утратившим силу распоряжение префекта Центрального административного округа от 21.03.2002 № 629-рзп «О включении жилой площади в число жилых помещений Управления внутренних дел ЦАО <адрес> (УВД ЦАО <адрес>), передаваемых на условиях заключения договора аренды и для последующего предоставления по договору субаренды сотруднику Управления ФИО5».
ДД.ММ.ГГГГ Департамент городского имущества <адрес> письмом № ДГИ-И-21259/21 уведомил ФИО3 о необходимости освобождения жилого помещения в виде трехкомнатной квартиры по адресу: <адрес>, поскольку в связи с прекращением трудовых отношений между ФИО5 и ГУ МВД России по Городу Москве распоряжение о предоставлении служебного жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп, от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп и от ДД.ММ.ГГГГ №-рзп признано утратившим силу, и действие договора прекращено.
Из акта осмотра жилого помещения, принадлежащего на праве собственности городу Москве № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на момент осмотра жилого помещения установлено, что в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, доступ в жилое помещение отсутствует, жилое помещение занимают ФИО3, ФИО14-А.С., ФИО4, ФИО1, ФИО5, ФИО2
Применив положения п.27, 28 Типовых положений о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований, так как семья ФИО5 имеет право на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета как семья сотрудника полиции, имеющего выслугу более 10 лет и получающего пенсию за выслугу лет.
В соответствии с п.27 Типовых положений о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам Федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 года № 897 сотрудник (должностное лицо), проживающий в служебном жилом помещении и прекративший службу (военную службу), подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
Пунктом 28 указанных Типовых положений установлено, что без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в пункте 27 настоящего типового положения, не могут быть выселены, в том числе сотрудники, имеющие выслугу в правоохранительных органах не менее 10 лет.
Между тем, судом не учтено, что п.27, 28 вышеуказанного Типового положения не подлежит применению к спорным правоотношениям, так как спорное жилое помещение не передавалось в оперативное управление органам внутренних дел, что является обязательным условием для применения положений вышеуказанного постановления № 897.
Спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности.
На учете для получения единовременной социальной выплаты ФИО5 не состоит.
При этом ФИО5, которому на семью из 4 человек было предоставлено спорное жилое помещение на период трудовых отношений, в спорном жилом помещении не проживает, зарегистрирован по иному адресу: <адрес>.
Таким образом, договор найма служебного жилого помещения прекращен в связи с увольнением ФИО5 со службы.
В соответствии с ч.1 ст.44 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" обеспечение сотрудника полиции жилым помещением осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета посредством предоставления ему служебного жилого помещения или жилого помещения в собственность либо единовременной социальной выплаты на его приобретение в порядке и на условиях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Ч.3 ст.104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В соответствии с п. 5.1 Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1128-ПП "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес>", в случаях расторжения или прекращения договоров найма служебных жилых помещений граждане и члены их семей должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам.
Из норм п. 5.1.1. Постановления Правительства Москвы от 20.10.2009 N 1128-ПП "Об обеспечении граждан служебными жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда <адрес>", следует, что в случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5.2 настоящего Положения.
Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежало отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований ДГИ <адрес> о выселении ФИО3, ФИО4, ФИО1, ФИО5 ФИО2, ФИО14-А.С. из жилого помещения по адресу: <адрес>.
В соответствии с п.п.е п.31 Постановления Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 (ред. от 06.06.2023) "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае выселения из занимаемого жилого помещения или признания утратившим право пользования жилым помещением - на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, апелляционное определение является основанием для снятия вышеуказанных ответчиков с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Судебная коллегия не усматривает оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции неправильными.
Вопреки доводам жалобы, представления, принимая решение по заявленным требованиям, суд второй инстанции дал оценку всем представленным в материалы дела доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ и привел аргументированные суждения по всем выводам.
Несогласие кассаторов с результатами оценки доказательств, произведенной судом, не подпадает под приведенный в ст. 379.7 ГПК РФ исчерпывающий перечень к пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений.
Доводы жалобы явились предметом исследования суда кассационной инстанции и отклонены, поскольку основаны на ошибочном толковании подлежащего применению к спорным правоотношениям законодательства, фактических обстоятельств и не влекут возникновение оснований для удовлетворения кассационной жалобы, представления.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права.
Оснований для отмены судебного акта применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, представлении не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 379.7 ГПК РФ, при рассмотрении дела не установлено.
С учётом изложенного кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления и удовлетворения кассационной жалобы, представления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу, кассационное представление - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи