№ 33-2523/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Фроловой Ж.А.,
судей Коуровой В.Е., Илюшиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Чернушкиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 10октября2024 г. гражданское дело по иску Сафроновой Е.А. к Департаменту социальной политики Курганской области о признании права на получение единовременной выплаты
по апелляционной жалобе Сафроновой Е.А. на решение Курганского городского суда Курганской области от 19 июня 2024 г.
Заслушав доклад судьи Коуровой В.Е. об обстоятельствах дела, пояснения представителя ответчика, судебная коллегия
установила:
Сафронова Е.А. обратилась в суд с исковым заявлением к Главному управлению социальной защиты населения Курганской области (далее – ГУ СЗН Курганской области) о признании права на получение единовременной денежной выплаты.
В обоснование заявленных требований с учетом их изменений указывала, что <...> в результате чрезвычайной ситуации (пожара) сгорел принадлежащий ей на праве собственности жилой дом №, расположенный в садоводческом некоммерческом товариществе (далее – снт) <адрес>, в связи с чем <...> она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. Уведомлением от <...> ей сообщили об отказе в выплаты в связи с отсутствием на дату чрезвычайной ситуации в составе ее семьи несовершеннолетних детей. Полагала данный отказ ГУ СЗН Курганской области незаконным.
Просила признать за ней право на получение единовременной выплаты, предусмотренной пунктами 2 и 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11мая2023г. № 110, обязав ГУ СЗН Курганской области произвести соответствующий расчет единовременной денежной выплаты и осуществить ее выплату; взыскать с ГУ СЗН Курганской области в ее пользу в счет компенсации морального вреда, обусловленного претерпеванием последней нравственных страданий, связанных с необходимостью судебного доказывания обоснованности требований и восстановления нарушенных гражданских прав, денежные средства в сумме <...> руб.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Сафронова Е.А. и ее представитель Жикин В.Ю. не явились, извещались надлежаще. В удовлетворении ходатайства представителя истца об отложении судебного заседания отказано на основании положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель ответчика ГУ СЗН Курганской области – Смирнов Р.А. с исковыми требованиями не соглашался по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц Администрации города Кургана, Департамента финансов Курганской области в судебное заседание суда первой инстанции не явились, извещались своевременно и надлежаще, о причинах своей неявки суду не сообщили.
Курганским городским судом Курганской области 19 июня 2024 г. постановлено решение, которым Сафроновой Е.А. отказано в удовлетворении исковых требований к ГК СЗН Курганской области о признании права на получение единовременной выплаты.
Не согласившись с решением суда, Сафронова Е.А. обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме. В обоснование доводов апелляционной жалобы, выражая несогласие с выводами суда первой инстанции, указывает, что ее обращение к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на более ранних сроках являлось технически невозможным ввиду утраты документов в результате пожара, что судом не было принято во внимание. Кроме того, отмечает, что суду не было представлено доказательств официального опубликования постановления Правительства Курганской области от 13 мая 2023 г. № 120, на основании которого ей было отказано в удовлетворении исковых требований, следовательно, данный нормативный правовой акт не может считаться вступившим в силу и не влечет за собой каких-либо правовых последствий, поскольку любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, должны быть официально опубликованы для всеобщего обозрения, то есть обнародованы.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Курганского областного суда от <...> произведена замена ответчика ГУ СЗН Курганской области на правопреемника – Департамент социальной политики Курганской области.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Департамента социальной политики Курганской области, полагая решение суда законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Департамента социальной политики Курганской области – Смирнов Р.А. с апелляционной жалобой Сафроновой Е.А. не согласился по доводам возражений на нее.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены своевременно и надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав представителя ответчика Смирнова Р.А., проверив материалы дела по доводам апелляционной жалобы и возражений на нее (ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия не усматривает оснований для отмены обжалуемого решения суда первой инстанции.
В силу подп. «е» и «л» п. 1 ст. 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Закон о чрезвычайных ситуациях) органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 18 Закона о чрезвычайных ситуациях граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 указанного Закона устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 18 Закона о чрезвычайных ситуациях, ст. 26 Закона Курганской области от 12 ноября 1996 г. №109 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Согласно п. «о-1» ст. 13 Закона Курганской области от 12 ноября 1996 г. №109 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительство Курганской области принимает решение об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства в случаях возникновения ЧС природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110 (в редакции от 16 мая 2023 г. № 121, действовавшей на день подачи СафроновойЕ.А. заявления – 26мая2023 г.) утвержден Порядок предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, который устанавливает порядок и условия предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, возникшей 7мая 2023 г. на территории города Кургана, в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 7 мая 2023 г. № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (п. 1).
Согласно п. 2 Порядка право на получение денежной выплаты имеют граждане, жилые помещения которых были утрачены (разрушены) в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации или признаны непригодными для проживания в результате чрезвычайной ситуации в период действия режима чрезвычайной ситуации в соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28января2006 г. № 47.
Категории граждан, в отношении которых осуществляется предоставление данной выплаты, указаны в п. 3 Порядка.
Так, согласно п. 3 Порядка предоставление денежной выплаты осуществляется в отношении следующих категорий граждан (далее также - заявители):
1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;
2) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иные жилые помещения или доли в праве общей собственности на иные жилые помещения;
3) граждан, право собственности которых на утраченные жилые помещения не зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
В силу подп. 1 п. 5 Порядка размер денежной выплаты для граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, определяется исходя из нормы общей площади жилого помещения в размере 33 кв. м для одиноко проживающих граждан, 42 кв. м на семью из двух человек и по 18 кв. м на каждого члена семьи, состоящей из трех человек и более, но не более общей площади (доли общей площади) утраченного жилого помещения, и показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определенного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по Курганской области на дату введения режима чрезвычайной ситуации.
К членам семей граждан, указанных в подп. 1 п. 3 Порядка, относятся зарегистрированные по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные судебным решением, вступившим в законную силу, постоянно проживающими в утраченных жилых помещениях на день введения режима чрезвычайной ситуации совместно с ними их супруг или супруга, дети, родители этих граждан, иные лица, признанные решением суда членами семей граждан, не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Пунктом 6 Порядка установлено, что денежная выплата предоставляется заявителю ГУ СЗН Курганской области, здесь же определен перечень документов, необходимых для предоставления в ГУ СЗН Курганской области в целях получения данной денежной выплаты, в том числе подп. 1 предусматривает подачу заявления о предоставлении денежной выплаты по форме согласно приложению 1 к Порядку.
Днем обращения за предоставлением денежной выплаты считается день поступления заявления в ГУ СЗН Курганской области или ГБУ «МФЦ» (п. 8 Порядка).
Решение о предоставлении заявителю денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты принимается Главным управлением в течение пяти дней со дня проведения заседания комиссии. О принятом решении о предоставлении денежной выплаты либо об отказе в предоставлении денежной выплаты заявитель уведомляется в срок, не превышающий пяти дней, следующих за днем принятия такого решения, посредством почтовой связи (электронной почты) (п. 11 Порядка).
Согласно подп. 1 п. 12 Порядка основанием для отказа в предоставлении заявителю денежной выплаты является несоответствие заявителя категориям граждан, указанным в п. 3 Порядка.
В соответствии с п. 13 Порядка право на получение денежной выплаты удостоверяется сертификатом на получение денежной выплаты.
Как следует из материалов дела, на основании договора купли-продажи от <...> Сафронова Е.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью <...> кв.м, вид разрешенного использования – для садоводства, нежилого здания площадью <...> кв.м, расположенных по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости <...>
<...> Сафронова Е.А. на основании договора купли-продажи от <...> и технического плана здания, выданного <...>, зарегистрировала за собой право собственности на жилой дом площадью <...> кв.м по адресу: <адрес> что подтверждается выпиской из ЕГРН.
С <...> в указанном жилом доме были зарегистрированы по месту жительства Сафронова Е.А. и ее совершеннолетняя дочь ФИО6, <...> рождения.
<...> в результате чрезвычайной ситуации (пожара) огнем повреждены и уничтожены: жилой дом, садовый дом, баня, хозяйственная постройка, теплица, забор, расположенные по адресу: <адрес> что подтверждается справкой ГУ МЧС по Курганской области от <...> №.
Иных жилых помещений Сафронова Е.А. и ее дочь на праве собственности не имеют.
<...> Сафронова Е.А. обратилась с заявлением в ГУ СЗН Курганской области о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110 «Об утверждении Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации» в связи с утратой в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в период действия в Курганской области режима чрезвычайной ситуации, введенного постановлением Губернатора Курганской области от 7 мая 2023 г. № 46 «О введении в Курганской области режима чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил областной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес>.
Согласно уведомлению от <...> в выплате Сафроновой Е.А. отказано в связи с несоответствием категории граждан, указанной в подп. 1 п. 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации, утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110. Из представленных документов и сведений из ЕГРН следует, что утраченное жилое помещение по адресу: <адрес>, принадлежащее ей на праве собственности, расположено на садовом земельном участке, однако в состав ее семьи несовершеннолетние дети не входят, в связи с чем оснований отнести ее к категории граждан, предусмотренной подп. 1 п. 3 Порядка, не имеется.
Не согласившись с данным решением, Сафронова Е.А. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением, полагая, что имеет право на получение единовременной денежной выплаты, предусмотренной подп. 1 п. 3 указанного Порядка.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь вышеуказанными нормами федерального и регионального законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для предоставления денежной выплаты, учитывая, что Сафронова Е.А. не соответствует указанной в подп. 1 п. 3 Порядка категории граждан, поскольку на день введения режима чрезвычайной ситуации в состав ее семьи дети не входили.
Суд установил, что дочь Сафроновой Е.А. – ФИО12 на момент чрезвычайной ситуации (<...>) являлась совершеннолетней и под категорию «дети» не подпадала, тогда как согласно п. 1 ст. 54 Семейного кодекса Российской Федерации ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
Оставляя без удовлетворения требования истца о компенсации морального вреда, суд, руководствуясь положениями ст. ст. 150, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, исходил из того, что каких-либо действий ответчика, непосредственно направленных на нарушение личных неимущественных прав истца либо посягающих на принадлежащие ему нематериальные блага, не установлено.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон.
Подпункт 1 п. 3 Порядка предоставления единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилых помещений гражданам, утратившим жилые помещения в результате чрезвычайной ситуации (в первоначальной редакции), утвержденного постановлением Правительства Курганской области от 11мая 2023 г. № 110 в качестве его приложения, предусматривал предоставление указанной денежной выплаты гражданам, являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации, и не имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение.
Постановлением Правительства Курганской области от 13 мая 2023 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа Курганской области», вступившим в законную силу 14мая 2023 г., в приложение к постановлению Правительства Курганской области от 11 мая 2023 г. № 110 внесены изменения, согласно которым подп. 1 п. 3 Порядка изложен в следующей редакции:
«1) граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), являвшихся местом их регистрации, за исключением жилых помещений, которые находились на садовых земельных участках, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, а также граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений (право собственности на которые зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости), находившихся на садовых земельных участках и являвшихся местом их регистрации, в состав семьи которых входят дети, и не имеющих на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение;».
Постановление Правительства Курганской области от 16 мая 2023 г. № 121 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа Курганской области», вступившее в законную силу 17мая2023 г. и изложившее п. 3 Порядка в иной редакции, содержание подп. 1 не изменило.
Таким образом, с 14 мая 2023 г. подп. 1 п. 3 Порядка предусматривает предоставление денежной выплаты гражданам, утратившим единственное жилое помещение, находившееся на садовом земельном участке, в состав семьи которых входят дети.
Доводы апелляционной жалобы Сафроновой Е.А. о том, что постановление Правительства Курганской области от 13 мая 2023 г. № 120 не вступило в силу и не влечет за собой каких-либо правовых последствий, поскольку оно не было официально опубликовано, судебной коллегией отклоняется по следующим основаниям.
В соответствии с п. 3 ст. 46 Закона Курганской области от 8 октября 2004 г. №444 «О нормативных правовых актах Курганской области» (далее – Закон Курганской области №444) официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области является публикация его полного текста в Курганской областной общественно-политической газете «Новый мир» (в основном номере и (или) в приложении к нему) (далее также - официальное печатное издание) либо размещение (опубликование) нормативных правовых актов Курганской области на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Согласно п. 1 ст. 48 Закона Курганской области № 444 официальным опубликованием нормативного правового акта Курганской области считается первая публикация его полного текста в официальном печатном издании или первое размещение (опубликование) его полного текста на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
Пунктом 3 ст. 51 Закона Курганской области № 444 предусмотрено, что постановления Губернатора Курганской области, постановления Правительства Курганской области и нормативные правовые акты органов исполнительной власти Курганской области вступают в силу после их официального опубликования, если иной порядок вступления их в силу не установлен соответствующим нормативным правовым актом Губернатора Курганской области, Правительства Курганской области, органа исполнительной власти Курганской области (но не ранее дня их официального опубликования).
Постановление Правительства Курганской области от 13 мая 2023 г. № 120 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты высшего исполнительного органа Курганской области» опубликовано в установленном порядке на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 13 мая 2023 г., полный текст его находится в общем доступе, следовательно, вопреки доводам апелляционной жалобы, оно вступило в силу с 14мая 2023 г.
Не влекут отмену решения суда и доводы жалобы Сафроновой Е.А. о том, что ее обращение к ответчику с заявлением о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения на более ранних сроках являлось технически невозможным ввиду утраты документов при пожаре.
Как следует из материалов дела, приложением к заявлению Сафроновой Е.А. о предоставлении единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения от <...> явились копии следующих документов: паспортов, СНИЛСа, справки МЧС от <...>, выписок из ЕГРН.
При этом п. 6 вышеуказанного Порядка предусмотрено обязательное предоставление заявителем только заявления и документа, удостоверяющего личность. Иные необходимые для выплаты документы, которые не были представлены заявителем, на основании п. 9 Порядка подлежат запросу Главным управлением в течение двух рабочих дней со дня обращения заявителя самостоятельно, в том числе в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Из имеющейся в материалах дела копии паспорта Сафроновой Е.А. следует, что паспорт ей был выдан <...>., соответственно обратиться с заявлением о предоставлении выплаты она могла с начала действия первоначальной редакции Порядка.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, направлены на иную оценку доказательств и обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, неверное субъективное толкование норм права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материалы исследованы судом полно и объективно, нормы материального права применены правильно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, не установлено. Учитывая изложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Курганского городского суда Курганской области от 19 июня 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Сафроновой Е.А. – без удовлетворения.
Судья-председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 23 октября 2024 г.